Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


4047 просмотров

Автопарки Семея закупают новые автобусы на 4,1 млрд тенге

Автопарки в 2019 году пополнятся 170 новыми автобусами разного класса

Фото: Daewoo Bus Kazakhstan

В рамках комплексной программы по обновлению автобусного парка РК автобусами отечественного производства Семей в 2019 году закупает 170 единиц техники разного класса на 4,135 млрд тенге. Уже в начале августа новые автобусы будут поставлены в ТОО «Семей Bus». Новый перевозчик на рынке Семея намерен приобрести подвижной состав по специальной льготной лизинговой программе АО «БРК-Лизинг».

С 2018 года в Казахстане была запущена новая комплексная программа по обновлению автобусного парка РК с привлечением отечественных производителей. Рассчитанная на 15 лет, она предполагает если не полное, то хотя бы частичное обновление парков пассажироперевозчиков новыми автобусами. И на эти цели предусматривается около 230 млрд тенге, половина из которых направляется из бюджета, а другая часть привлекается по системе лизингового финансирования на револьверно-возвратной основе. 

Специально для реализации комплексной программы АО «БРК-Лизинг» разработал более мягкие условия для кредитования: ставка вознаграждения - 7% годовых, срок лизинга - 7 лет, первоначальный взнос - 15%. Минимальная сумма финансирования по программе составляет 100 млн тенге.

2018 году на обновление автопарка в рамках программы было предусмотрено около 20 млрд тенге. В 2019 году сумма финансирования увеличивается до 35 млрд тенге. При этом в программе по обновлению автобусов имеют право принять участие, как частные, так и муниципальные автобусные парки, а также индивидуальные предприниматели, владеющие автобусами, туристические фирмы и многие другие компании, занимающиеся пассажирскими перевозками.

Главным условием остается выбор автобусов отечественного производства. На сегодняшний день в Казахстане производством автобусов занимаются такие предприятия, как: «Hyundai Trans Auto», «Сарыарка АвтоПром», «Daewoo Bus Kazakhstan» и «СемАЗ».

Первыми участниками программы стали перевозчики Атырау. В 2018 году они заказали на заводе «Daewoo Bus Kazakhstan» в Семее сто новых автобусов разных классов. По условиям заключенного договора, последняя партия автобусов семейского производства будет поставлена в Атырау в конце первого квартала 2019 года.

И сразу же после завершения этого проекта в цехах «Daewoo Bus Kazakhstan» и «СемАЗ» начнется сборка автобусов для нового автопарка Семея. По словам заместителя генерального директора ТОО «Daewoo Bus Kazakhstan» Марата Макишева, их компания выпустит для недавно созданного ТОО «Семей Bus» 30 автобусов большого класса по 40млн тенге каждый, а также 80 автобусов среднего класса по цене 29 млн тенге за штуку. Это будут автобусы марки DEWOO. Еще 60 автобусов малого класса марки Dong Feng будут собираться в цехах ТОО «СемАЗ». Стоимость этих автобусов составляет 10 млн 250 тыс. тенге. В целом, сумма сделки для ТОО «Daewoo Bus Kazakhstan» оценивается в 3 млрд 520 млн тенге, а для ТОО «СемАЗ» - 615 млн тенге.

«Уже в апреле 2019 года мы обязаны передать заказчику 30 автобусов малого класса. В мае мы сдаем уже 60 автобусов малого класса. А за июнь и июль собираем 80 автобусов среднего класса. То есть к началу августа перевозчик получит 170 единиц техники», - пояснил Марат Макишев.

По его словам, все автобусы, предназначенные для Семея, будут отвечать единым техническим регламентам, принятым в Евразийском союзе. То есть все системы безопасности автобусов будут на уровне мировых стандартов. По заказу покупателей, около десяти автобусов большого класса будут дополнительно оснащены механическим пандусами для комфортного передвижения на маршрутах общественного транспорта пользователей инвалидными колясками. Также внутри салоны будут оснащены сигнальными кнопками для водителей и кондукторов, стикерами с указанием мест для пассажиров из числа маломобильных групп, а также специальным местом для установки инвалидной коляски с возможностью пристегивания ремнем безопасности пассажира.

Цветовая гамма новых автобусов в Семее будет представлена в бело-зеленых тонах. Именно такие автобусы уже курсируют по дорогам с 2018 года. Видимо, зелено-белые автобусы станут брендом города. 

Также одним из обязательных условий участия в программе обновления автопарка стало оснащение новых автобусов системой электронного билетирования. Поэтому еще в производственных цехах в салонах автобусов будут предусмотрены места для установки оборудования для этой системы.

Как пояснила заведующая сектором отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог Семея Назым Жанболатова, в 2018 году было создано ТОО «Семей Вus» на основе государственно-частного партнерства. 51% уставного капитала в нем принадлежит ТОО «Автобусный парк «Семей», 49% - государству. 

«Это предприятие было специально создано для реализации проекта по обновлению автобусного парка на маршрутах Семея. На настоящий момент все договоры и соглашения до момента купли-продажи автобусов уже заключены. И мы ждем, что в ближайшее время производители приступят к сборке автобусов для нашего города», - пояснила «Къ» Назым Жанболатова. 

В августе в Семее планируется проведение очередного конкурса по распределению городских маршрутов среди пассажироперевозчиков. И приобретение дополнительных 170 новых автобусов существенно повысит шансы ТОО «Автобусный парк «Семей», зашедшего на этот рынок только в начале 2018 года. В настоящее время это предприятие обслуживает два маршрута исключительно на новом подвижном составе. 

«Мы надеемся, что пример этот автобусного парка заставит задуматься о необходимости обновления своей техники другие предприятия города, которые многие годы работают на этом рынке», - высказала предположение Назым Жанболатова.


1780 просмотров

С чем столкнулись казахстанские торговые сети на кассах самообслуживания

Курсив изучил плюсы и минусы новой технологии для страны

Фото: Офелия Жакаева

Две торговые сети, «Дастархан» и Small, внедрили экспериментальные кассы самообслуживания. Еще одна сеть, Magnum, заявила о планах запуска этой технологии уже в текущем месяце.

Кассы самообслуживания, или self-checkout, – технология кассового контроля, которая позволяет покупателю сформировать чек и оплатить товар самостоятельно, без посредника-кассира. Алгоритм действий простой: покупатель подносит каждую покупку к сканеру штрих-кода, после чего оплачивает итоговый счет через терминал с помощью банковской карты. «Курсив» изучил плюсы и минусы новой технологии для Казахстана, учитывая особенности отечественного ритейла. 

Кассы самообслуживания приживаются не везде

Первые комплексы self-checkout появились в США в 1992 году, но их широкое распространение началось в начале 2000-х. В 2016 году во всем мире работали 225 тыс. касс самообслуживания. Консалтинговая компания RBR в отчете Global EPOS and Self-Checkout 2019 отмечает, что в текущем году на глобальном рынке ритейла дополнительно к имеющимся установят 81 тыс. терминалов self-checkout (SCO). Ожидается, что к 2021 году их общее число достигнет 325 тыс. Это капля в море по сравнению с традиционными электронными кассами (EPOS), которых только в текущем году во всем мире заказано 2,2 млн. 

В разных странах свой, уникальный опыт использования касс самообслуживания. Например, Франция продолжает активно внедрять self-checkout, ежегодный прирост составляет 30%, в то же время торговля Великобритании сокращает их применение на 20%. 

RBR отмечает, что к внедрению технологии SCO ритейл подталкивает растущая конкуренция со стороны онлайн-торговли и стремление угодить технологически продвинутой части покупателей. Плюсы внедрения кажутся очевидными: экономия площади и штатных единиц, ведь на месте одной традиционной кассы можно установить четыре модуля самообслуживания. С другой стороны, появляется необходимость углубления технологий контроля за хищениями – это одна из главных проблем магазинов, внедряющих SCO. 

Какие системы выбрали казахстанские торговые сети

Сеть Magnum Cash & Carry (62 магазина) устанавливает SCO европейского производства. Как сообщили в компании, на первом этапе по четыре узла самообслуживания будут установлены в двух крупнейших торговых центрах сети в Алматы. 

Технология должна снизить общую нагрузку на кассы, уменьшить очередь, ускорить обслуживание. По результатам тестирования будет принято решение о частичном внедрении решений self-checkout во всей торговой сети.
 
SCO в Magnum будут принимать только безналичные платежи. Чек на алкоголь поможет оформить консультант магазина, табачная продукция через кассы самообслуживания продаваться не будет.

Сеть супермаркетов Small (89 магазинов) выбрала американские кассы самообслуживания NCR. Четыре новинки установлены в сентябре в одном из крупных магазинов сети в Алматы. Эти кассы также не предусматривают возможность оплаты наличными и покупку сигарет, чек на алкоголь заверяет работник магазина.

По информации от представителей головного офиса компании, 40% покупателей сети предпочитают при оплате покупок использовать банковские терминалы. Клиенты, опробовавшие технологическую новинку, считают, что теряют на кассе в три раза меньше времени в сравнении с классической схемой.

Сеть «Дастархан» для кассы самообслуживания использовала собственное решение. Первый экспериментальный пост self-checkout в крупном алматинском магазине сети был запущен в середине минувшего лета и сейчас обслуживает в среднем 500 покупателей в сутки. Павел Кляхин, руководитель IТ-департамента ТОО «Дастархан-консалтинг», поделился с «Курсивом» технологическими подробностями. 

s-chem-stolknulis-kazahstanskie-torgovye-seti-na-kassah-samoobsluzhivaniya2.jpg

Между «выгодно» и «удобно»

Павел Кляхин отмечает, что главной мотивацией для казахстанских торговых сетей, внедряющих кассы самообслуживания, служит обеспечение комфорта клиентов. С точки зрения финансовой выгоды подобный инструмент очень сомнителен: экономия на высвобождающемся персонале касс незначительна. Вдобавок принцип самостоятельного обслуживания ставит перед магазинами задачи углубления технологического контроля за процессом покупок.

В первую очередь речь идет о банальном воровстве. По данным Кляхина, во всем мире из-за воровства ежегодно списывается около 2% оборота ритейла. Как эта особенность учитывается в готовых системах self-checkout? 

Кассы самообслуживания, помимо считывателя штрих-кода товара, включают в себя весы. Это дополнительный инструмент контроля, позволяющий системе судить о том, насколько чек соответствует товару. Иначе говоря, магазин должен позаботиться о том, чтобы в электронной системе появилась новая разновидность учета товара – весовая. Именно так работают кассы сетей Small и Magnum.

Почему «Дастархан» не планирует расширение касс self-checkout

Чем отличается касса самообслуживания сети «Дастархан»? По сути, это классическая касса, повернутая служебной стороной к клиенту. Обычно на кассе обслуживающий персонал вводит сумму итогового чека в банковский терминал, через который снимается сумма со счета клиента. По словам руководителя IТ-департамента «Дастархан-консалтинг», на этом этапе кассиры часто ошибаются, например, неправильно вводят в терминал суммы итогового счета. Поэтому восемь лет назад «Дастархан» исключил это звено, интегрировав банковское оборудование в кассу магазина. И теперь, чтобы перевести кассы на формат работы self-checkout, оказалось достаточным повернуть кассу служебной стороной к покупателю.

Задача контроля за возможными инцидентами также решена технологически. Для этого используются возможности аналитического видеонаблюдения. Искусственный интеллект самостоятельно оценивает поведение клиента у кассы, и если оно соответствует 300 сценариям, требующим вмешательства персонала, система сообщает об этом.

Сам Кляхин считает, что в отношениях с новыми технологиями важно не торопиться перескакивать через очередную ветку развития. По его оценкам, большинство покупателей, сталкиваясь с кассой самообслуживания, теряются, им требуется помощь персонала. Поэтому в сети «Дастархан» расширять количество касс self-checkout не планируют.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

duster-kaptur_240x400.gif

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций