Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


3620 просмотров

Автопарки Семея закупают новые автобусы на 4,1 млрд тенге

Автопарки в 2019 году пополнятся 170 новыми автобусами разного класса

Фото: Daewoo Bus Kazakhstan

В рамках комплексной программы по обновлению автобусного парка РК автобусами отечественного производства Семей в 2019 году закупает 170 единиц техники разного класса на 4,135 млрд тенге. Уже в начале августа новые автобусы будут поставлены в ТОО «Семей Bus». Новый перевозчик на рынке Семея намерен приобрести подвижной состав по специальной льготной лизинговой программе АО «БРК-Лизинг».

С 2018 года в Казахстане была запущена новая комплексная программа по обновлению автобусного парка РК с привлечением отечественных производителей. Рассчитанная на 15 лет, она предполагает если не полное, то хотя бы частичное обновление парков пассажироперевозчиков новыми автобусами. И на эти цели предусматривается около 230 млрд тенге, половина из которых направляется из бюджета, а другая часть привлекается по системе лизингового финансирования на револьверно-возвратной основе. 

Специально для реализации комплексной программы АО «БРК-Лизинг» разработал более мягкие условия для кредитования: ставка вознаграждения - 7% годовых, срок лизинга - 7 лет, первоначальный взнос - 15%. Минимальная сумма финансирования по программе составляет 100 млн тенге.

2018 году на обновление автопарка в рамках программы было предусмотрено около 20 млрд тенге. В 2019 году сумма финансирования увеличивается до 35 млрд тенге. При этом в программе по обновлению автобусов имеют право принять участие, как частные, так и муниципальные автобусные парки, а также индивидуальные предприниматели, владеющие автобусами, туристические фирмы и многие другие компании, занимающиеся пассажирскими перевозками.

Главным условием остается выбор автобусов отечественного производства. На сегодняшний день в Казахстане производством автобусов занимаются такие предприятия, как: «Hyundai Trans Auto», «Сарыарка АвтоПром», «Daewoo Bus Kazakhstan» и «СемАЗ».

Первыми участниками программы стали перевозчики Атырау. В 2018 году они заказали на заводе «Daewoo Bus Kazakhstan» в Семее сто новых автобусов разных классов. По условиям заключенного договора, последняя партия автобусов семейского производства будет поставлена в Атырау в конце первого квартала 2019 года.

И сразу же после завершения этого проекта в цехах «Daewoo Bus Kazakhstan» и «СемАЗ» начнется сборка автобусов для нового автопарка Семея. По словам заместителя генерального директора ТОО «Daewoo Bus Kazakhstan» Марата Макишева, их компания выпустит для недавно созданного ТОО «Семей Bus» 30 автобусов большого класса по 40млн тенге каждый, а также 80 автобусов среднего класса по цене 29 млн тенге за штуку. Это будут автобусы марки DEWOO. Еще 60 автобусов малого класса марки Dong Feng будут собираться в цехах ТОО «СемАЗ». Стоимость этих автобусов составляет 10 млн 250 тыс. тенге. В целом, сумма сделки для ТОО «Daewoo Bus Kazakhstan» оценивается в 3 млрд 520 млн тенге, а для ТОО «СемАЗ» - 615 млн тенге.

«Уже в апреле 2019 года мы обязаны передать заказчику 30 автобусов малого класса. В мае мы сдаем уже 60 автобусов малого класса. А за июнь и июль собираем 80 автобусов среднего класса. То есть к началу августа перевозчик получит 170 единиц техники», - пояснил Марат Макишев.

По его словам, все автобусы, предназначенные для Семея, будут отвечать единым техническим регламентам, принятым в Евразийском союзе. То есть все системы безопасности автобусов будут на уровне мировых стандартов. По заказу покупателей, около десяти автобусов большого класса будут дополнительно оснащены механическим пандусами для комфортного передвижения на маршрутах общественного транспорта пользователей инвалидными колясками. Также внутри салоны будут оснащены сигнальными кнопками для водителей и кондукторов, стикерами с указанием мест для пассажиров из числа маломобильных групп, а также специальным местом для установки инвалидной коляски с возможностью пристегивания ремнем безопасности пассажира.

Цветовая гамма новых автобусов в Семее будет представлена в бело-зеленых тонах. Именно такие автобусы уже курсируют по дорогам с 2018 года. Видимо, зелено-белые автобусы станут брендом города. 

Также одним из обязательных условий участия в программе обновления автопарка стало оснащение новых автобусов системой электронного билетирования. Поэтому еще в производственных цехах в салонах автобусов будут предусмотрены места для установки оборудования для этой системы.

Как пояснила заведующая сектором отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог Семея Назым Жанболатова, в 2018 году было создано ТОО «Семей Вus» на основе государственно-частного партнерства. 51% уставного капитала в нем принадлежит ТОО «Автобусный парк «Семей», 49% - государству. 

«Это предприятие было специально создано для реализации проекта по обновлению автобусного парка на маршрутах Семея. На настоящий момент все договоры и соглашения до момента купли-продажи автобусов уже заключены. И мы ждем, что в ближайшее время производители приступят к сборке автобусов для нашего города», - пояснила «Къ» Назым Жанболатова. 

В августе в Семее планируется проведение очередного конкурса по распределению городских маршрутов среди пассажироперевозчиков. И приобретение дополнительных 170 новых автобусов существенно повысит шансы ТОО «Автобусный парк «Семей», зашедшего на этот рынок только в начале 2018 года. В настоящее время это предприятие обслуживает два маршрута исключительно на новом подвижном составе. 

«Мы надеемся, что пример этот автобусного парка заставит задуматься о необходимости обновления своей техники другие предприятия города, которые многие годы работают на этом рынке», - высказала предположение Назым Жанболатова.


1594 просмотра

Как Казахстану эффективнее зарабатывать на своей нефти

И что нужно для этого сделать

Фото: Shutterstock.com

Похоже, в Казахстане проходит время легких нефтяных доходов и наступает период, когда необходимо прилагать намного больше усилий, чтобы заработать на продаже черного золота. Запасы углеводородного сырья истощаются, а новые месторождения не открываются. Государству придется провести реформу, чтобы не потерять отрасль, которая приносит более 20% ВВП страны. Об этом шла речь на расширенном совещании по вопросам развития нефтегазовой отрасли, прошедшем в Атырау.

Не фонтан

По данным Министерства энергетики РК, с 1991 года, то есть с момента обретения независимости и по сегодняшний день, в Казахстане извлечено 1,5 млрд т нефти и 740 млрд куб. м газа, а общий объем поступлений в Нацио­нальный фонд от нефтегазовой отрасли составил 31,6 трлн тенге. За прошедшие 28 лет уровень добычи нефти вырос в 3,5 раза: с 25 млн т в 1991 году до 90 млн т в 2018-м. При этом пополнение запасов очень низкое и большинство месторождений находятся на поздней стадии разработки.

нефтедобыча в казахстане.jpg

«Например, в Кызылординской области ежегодно наблюдается уменьшение добычи нефти на 1 млн т. В среднесрочной перспективе ожидается сокращение добычи в Актюбинской и Мангистауской областях», – сообщил министр экологии, геологии и природных ресурсов РК Магзум Мирзагалиев. По его словам, в настоящее время баланс Казахстана составляет 4,5 млрд т нефти и 1,6 трлн куб. м газа, основная часть которых находится в Атырауской и Мангистауской областях. Из них 79% приходится на месторождения Тенгиз, Кашаган и Карачаганак.

«С начала независимости мы извлекли 1,4 млрд т нефти, а прирост запасов составил 2,1 млрд т. При этом коэффициент прироста составляет 1,5. Этот показатель может показаться высоким, однако он достигнут благодаря Кашагану. Без него коэффициент составил бы 0,9%», – пояснил министр.

К 2025 году ежегодный объем добычи нефти должен составить 105 млн т. До 2030 года производство будет расти благодаря проекту расширения ТОО «Тенгизшевройл» (ТШО) и дальнейшему увеличению добычи на Кашагане. Затем последует умеренное снижение.

Между тем, как отметил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, процент извлечения нефти в стране остается на уровне 30–35%, что в 2 раза ниже по сравнению с развитыми нефтедобывающими странами.

«Понятно, что эта проблема требует вложений больших инвестиций и научно-технических исследований. Поэтому нужна эффективная система экономического стимулирования. В связи с этим поручаю правительству до конца текущего года совместно с нефтегазовыми компаниями разработать и утвердить дорожную карту по повышению коэффициента извлечения нефти», – сказал глава государства.

Разведка боем

По данным Магзума Мирзагалиева, основная часть зрелых месторождений обеспечивает большую занятость населения, поэтому уже сейчас необходимо активизировать геологоразведку. Так как между открытием и запуском нового месторождения проходит не менее 10–15 лет. Он отметил, что в Казахстане имеются значительные перспективы для новых открытий. 

Геологами выделено 15 осадочных бассейнов с прогноз­ными ресурсами условного топлива до 130 млрд т. Степень изученности осадочных бассейнов ресурсов разная. Например, на территории пяти освоенных бассейнов – Прикаспийского, Устюрт-Бозащинского, Мангыш­лакского, Южно-Тургайского и Зайсанского – необходимо провести исследования на более глубоких горизонтах. Для этих целей можно выделить деньги из госбюджета и стараться привлечь средства инвесторов.

На территории малоизученных бассейнов – Северо-Тургайского, Прииртышского, Аральского, Сыр­дарьинского и Шу-Саксуйского – в силу высокого риска исследование необходимо проводить за счет государства. Министр со ссылкой на мнение геологов сказал, что необходимо дополнительно изучать глубокие подсолевые горизонты прибортовой части Прикаспийского бассейна, где располагаются такие крупные месторождения, как Кашаган, Тенгиз, Жанажол, Кенкияк, Карачаганак и Чинаревское. «Именно там имеется значительный потенциал для крупных открытий», – отметил г-н Мирзагалиев.

Сейчас Министерство экологии, геологии и природных ресурсов совместно с Министерством энергетики и АО «НК «КазМунайГаз» приступило к разработке программы геологической разведки на 2021–2025 годы, где будут указаны площади перспективных участков и необходимые финансовые ресурсы. «В программе особое внимание будет уделено развитию геологической науки с упором на научное сопровождение региональных поисково-разведочных работ, восстановлению материально-технической базы, укреплению связи науки с производством», – рассказал Магзум Мирзагалиев.

Он предлагает определить Институт геологических наук имени Каныша Сатпаева национальным оператором по геологической науке, который будет привлечен для проведения научных исследований.

Нефть, газ и химия

Тем временем одним из наиболее эффективных способов использования углеводородного сырья считается развитие нефтегазохимической отрасли. 

«Объем мирового рынка неф­тегазохимической отрасли достиг $2 трлн и продолжает расти. Экономический рост до 2050 года вызовет, по прогнозам Международного энергетического агентства, увеличение производства первичной продукции нефтехимии в мире на 60%», – говорит председатель правления АО «ФНБ «Самрук-Казына» Ахметжан Есимов.

По его данным, стоимость полиэтилена низкой плотности и готовых изделий из него в 10–20 раз выше стоимости исходного сырья.

К тому же волатильность цен на полимеры в разы ниже, чем на нефть и газ, что обеспечивает более прогнозируемую экспортную выручку. Инвестиции в нефтегазохимию в среднем дают четырехкратный мультипликативный эффект на каждый вложенный тенге.

«Из-за отсутствия таких производств мы попросту теряем большую часть ценнейших компонентов природного газа, таких как этан, пропан и бутан, которые идут на экспорт по цене метана», – говорит глава «Самрук-Казына». Он приводит в пример Саудовскую Аравию, где участникам нефтехимических проектов предоставляются налоговые каникулы в течение 10 лет. А в соседнем Узбекистане отменены таможенные пошлины на ввоз технологического оборудования локализуемой продукции нефтехимии.

Спикер отметил, что в Казахстане на Атырауском НПЗ введен комплекс по производству ароматических углеводородов с ежегодной мощностью до 133 тыс. т бензола и 496 тыс. т параксилола, являющихся базовым сырьем для развития нефтехимии.

Сейчас на территории CЭЗ «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк» (НИНТ) в Атырауской области реализуются два якорных проекта по производству полипропилена и полиэтилена суммарной мощностью 1,7 млн т в год, стоимостью $9,1 млрд.

В настоящий момент на проекте по производству полипропилена заказано все основное оборудование, завершена забивка свай, ведутся фундаментные работы. В этом году будет запущена газотурбинная станция, а в 2020 году – установка по очистке воды. Ввод в эксплуатацию завода запланирован на середину 2021 года.

По проекту строительства завода по производству поли­этилена сейчас совместно с австрийской компанией Borealis разрабатывается ТЭО. Ключевой вопрос сегодняшнего дня – подписание инвестиционного соглашения между правительствами Казахстана и ОАЭ, ускорить который порекомендовал президент Токаев.

Нефть и сервис

Между тем, по мнению главы государства, необходимо усилить контроль над реализацией нефтегазовых проектов, поскольку неф­тесервисная индустрия способна стать одним из драйверов роста и диверсификации экономики.

«Увеличивая добычу нефти и газа, мы должны создавать современный нефтесервисный кластер по примеру Норвегии, где доходы от нефтесервиса превысили доходы от экспорта углеводородов», – сказал Касым-Жомарт Токаев. Он считает, что развитие нефтесервиса даст толчок развитию отечественного малого и среднего бизнеса, созданию продуктивных и квалифицированных рабочих мест, локализации производств с высокой добавленной стоимостью.

«Сегодня по проектам трех крупных операторов – ТШО, НКОК и КПО – доля местного производства составляет 34%, а по товарам не превышает 7%. Между тем объем закупок данных компаний составляет 4,6 трлн тенге и около 80% от закупок по всей отрасли», – отметил президент РК.

По его данным, основная часть инжиниринга и строительно-монтажных работ по-прежнему выполняется зарубежными компаниями. Правительству поручено усилить работу по увеличению поставок отечественных товаров и услуг нефтегазовым компаниям. Прежде всего следует увеличить количество местных компаний в инжиниринге и строительстве модульных конструкций. Если необходимо, то нужно внести соответствующие изменения в законодательство.

«Я призываю нефтегазовые компании активнее привлекать местные казахские компании и местных казахских специалистов на проекты», – заключил президент Токаев.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

b2-uchet_kursiv.png

 

Цифра дня

1,6 млрд
тенге
задолжали казахстанские работодатели своим работникам

Цитата дня

Порой некоторые лозунги и призывы выглядят крайне привлекательными, но их авторы не несут ответственности перед страной. Реформы ради реформ - это верный путь к кризису и потери управляемости государством. Уверен, никто из нас этого не желает. Развитие должно быть последовательным, поступательным, без забегания вперед, но и без отставания.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций