4 тысячи сотрудников АМТ в Темиртау оказались в списках должников за комуслуги

Причем деньги за тепло и воду люди выплатили, но на счет предприятия «Окжетпес-Т» платежи не поступили

Фото: Виктор Осипов

Новый суд грозит компании «АрселорМиттал Темиртау», на этот раз камнем преткновения стал скандал с оплатой работниками комбината коммунальных услуг. Почти 4 тысячи сотрудников АО «АрселорМиттал Темиртау» оказались в списках должников за коммунальные услуги. Причем деньги за тепло и воду люди выплатили, но на счет предприятия «Окжетпес-Т» платежи не поступили.

Кто кому должен?

На сегодня металлургическая компания задолжала своим работникам, а также коммунальному предприятию ТОО «Окжетпес-Т» более 178 млн тенге. Дело в том, что согласно договору, заключенному несколько лет назад между коммунальным предприятием и комбинатом, все работники АМТ могли оплачивать коммунальные услуги путем перечисления платежей на счет ТОО «Окжетпес-Т». Металлурги писали заявление, а затем бухгалтеры предприятия удерживали деньги из заработной платы и автоматически пересылали их коммунальному предприятию. Эта схема исправно работала годы, однако в марте 2018 года средства от горожан на счет коммунального предприятия не поступили. Компания АО «АрселорМиттал Темиртау» перестала перечислять платежи работников. Ситуацию объяснил директор ТОО «Окжетпес-Т» Сергей Пугачев

«Они мотивируют это тем, что «Окжетпес-Т» много должен АМТ за тепло и за воду, – говорит г-н Пугачев. – Мы пытались им объяснить: господа, давайте мы не будем одни долги мешать с другими. Во-первых, то, что мы должны, мы не отрицаем и не отказываемся от своих долгов. Но это спор двух наших организаций, ТОО «Окжетпес-Т» и АО «АрселорМитталТемиртау», спор между юридическими лицами. А деньги, которые вы сейчас запретили перечислять за коммунальные услуги, это деньги ваших работников, и там было соглашение, по которому люди платили деньги за «коммуналку». Это не ваши деньги, а деньги ваших людей, которые они заплатили из своей зарплаты, чтобы не быть перед нами в долгу», – объясняет Kursiv Сергей Пугачев.

По его словам, сотрудники коммунальной компании неоднократно пытались договориться с руководством «АрселорМиттал Темиртау», но все попытки оказались безуспешными.

«Неоднократно проводили встречи, писали письма на имя исполнительного директора АО «АрселорМиттал Темиртау Вадима Басина, а также председателя профкома Виктора Щетинина. Надо отдать им должное, они помогали. Даже приходилось нам просить акима Темиртау Галыма Ашимова и прибегать к его помощи. Он несколько раз там договаривался. Но понимания мы так и не нашли с АМТ, полного согласия в этом вопросе нет, в связи с чем мы решили не продлевать этот договор», – рассказывает Сергей Пугачев. 

Как отмечают в коммунальной компании, у руководства предприятия АМТ свое видение выхода из сложившейся ситуации, оно несколько раз предлагало договориться и сделать взаимозачет. Однако это невозможно, считают юристы. Несколько лет назад между двумя предприятиями были подписаны договоры: один – на поставку тепловой энергии от «АрселорМиттал Темиртау» до «Окжетпеса-Т», другой – о совместной деятельности, он, по сути, гарантирует сбор денег с работников АМТ за воду, тепло и поставку электричества. В этом же документе закреплены обязательства по перечислению средств на счет коммунальной компании. И пока деньги темиртаусцев не поступят на счет ТОО «Окжетпес-Т», его собственностью они считаться не могут, а значит, и о взаиморасчете не может идти речи. 

В итоге около четырех тысяч сотрудников АМТ стали должниками за коммунальные услуги, но господин Пугачев обещает, что счет с задолженностью выставляться не будут.

«Юридически, конечно, все они сейчас наши должники. Мы не стали выставлять им долги, потому что в первую очередь это жители нашего города, работники комбината. В наших интересах, в интересах всех наших жителей, чтобы не было здесь никакой социальной напряженности. Представьте сами, если бы мы в конце прошлого года выставили им счет? Как бы повел себя человек, который благополучно платил каждый месяц из своего кармана за коммунальные услуги, получив наше сообщение о том, что он должен сто с лишним тысяч? Он был бы ошарашен», – говорит Пугачев.

Суд поможет

Теперь сотрудникам АО «АрселорМиттал Темиртау» придется оплачивать счета за коммунальные услуги самостоятельно, договор-соглашение о сотрудничестве двух предприятий расторгнут. Но разобраться в ситуации коммунальщики намерены через суд и уже подали иск, ТОО «Окжетпес-Т» выступает истцом, ответчиком – АО «АрселорМиттал Темиртау». 

Руководство ТОО «Окжетпес-Т» просит обязать АМТ перечислить на расчетный счет коммунального предприятия сумму в размере 16 082 205 тенге, удержанные из заработной платы сотрудников АМТ за июль 2018 года.

Кроме того, коммунальщики требуют взыскать с АО «АрселорМиттал Темиртау» в пользу ТОО «Окжетпес-Т» сумму государственной пошлины в размере 482 466 тенге.

В иске также отмечается, что 28 ноября 2018 года ТОО «Окжетпес-Т», направил АО «АрселорМиттал Темиртау» уведомление о расторжении договора с предложением произвести акт сверки по рассчитанным и удержанным суммам сотрудников предприятия, а также для корректировки суммы дебиторской задолженности. За период с марта 2018 года по ноябрь 2018 года задолженность АО «АрселорМиттал Темиртау» перед ТОО «Окжетпес-Т» по договору составляет 172 936 135 тенге. 

Судебный процесс, назначенный на конец января, пока не состоялся.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Как зарабатывают коллекционеры предметов искусства

В нынешние непростые времена банкиры с удовольствием принимают в залог современные шедевры

Иллюстрация: John W. Tomac

Вряд ли этот год можно назвать выдающимся для мира искусств. Однако для банков, кредитующих коллекционеров предметов творчества, ситуация обстоит совсем иначе. 

С самого начала кризиса коронавируса три крупнейших в мире аукционных домах – Sotheby’s, Christie’s и Phillips – впервые в истории начали проводить торги в дистанционном режиме. По данным Christie’s, только в этом месяце главный аукцион на площадке посмотрели 80 тыс. человек. На аукционе Sotheby’s во время торгов, где лотом выступил триптих Фрэнсиса Бэкона, был установлен рекорд на сумму $73 млн, что стало самым крупным предложением, поступившим онлайн. Впрочем, в итоге картина была продана другому покупателю, который позвонил по телефону и предложил больше.

Цены на арт-предметы не упали, однако в целом продажи на рынке искусства в этом году, вероятно, будут слабыми, поскольку аукционные дома и галереи испытывают трудности в привлечении лотов и крупных сделок. В рамках аукциона современного искусства и Вечерних торгов Sotheby’s в Нью-Йорке аукционный дом выручил $286 млн, что намного меньше прошлогодних $448 млн. Кроме того, такие ярмарки, как Art Basel, были отменены, и ни один искушенный коллекционер не хочет продавать шедевры в условиях неопределенности. По большому счету, благодаря масштабным денежно-кредитным экономическим стимулам и растущим фондовым рынкам не многим это сейчас по-настоящему нужно.

Впрочем, у подразделений таких учреждений, как Bank of America, JPMorgan Chase и Citigroup, которые оказывают услуги состоятельным клиентам, пожелавшим получить кредит под залог предметов искусства, работы должно быть много. По словам информированного источника, по мере того, как кризис стал набирать силу, состоятельные клиенты, у которых уже были открыты кредитные линии, обеспеченные коллекциями картин, начали их активно использовать. Подобные кредиты стали удобным источником наличных для тех магнатов из сферы недвижимости, чьи арендаторы внезапно прекратили платить арендную плату. Владельцы частного бизнеса поступили так же с целью справиться с краткосрочными финансовыми трудностями.

Когда ставки по кредитам снижаются, как это происходит в текущем году, спрос на кредиты под залог предметов искусства обычно возрастает. Как правило, инвесторы используют такие кредиты для того, чтобы высвободить привязанные к коллекциям миллионы долларов и вложить эти деньги в активы, которые могут обеспечить более высокую доходность. Воротилы из хедж-фондов и бизнеса по управлению частным капиталом уже давно используют кредиты под залог предметов искусства как часть своей стратегии по управлению инвестиционными портфелями, однако теперь эта тактика становится все более популярной и среди других коллекционеров. По данным Masterworks, специальной платформы для арт-инвестиций, в среднем у богатых клиентов около 6% состояния вложено в предметы искусства.

Использование кредита для обеспечения более высокой доходности имеет смысл, если учесть, что сами по себе предметы искусства имеют весьма заурядные инвестиционные перспективы. К примеру, в период с 1985 по 2018 год, по подсчетам Citi, среднегодовая доходность предметов искусства составила всего 5,3%. Современные картины, большинство из которых пользуется спросом у таких боссов хедж-фондов, как Стивен Коэн и Дэниел Леб, принесли чуть больше – 7,5%. И хотя эта категория предметов искусства по доходности значительно превзошла наличные деньги, сырьевые товары и золото, коллекционер мог бы заработать больше, если бы взял кредит под залог предметов искусства и вложил эти деньги в инвестиционный бизнес или в развивающиеся рынки, доходность которых за тот же период составила 13,9% и 10,8% соответственно.

Владелец коллекции наиболее известных послевоенных и современных произведений искусства имеет возможность занять сумму, составляющую до 50% от стоимости коллекции. Впрочем, если она несет в себе определенные риски – например, включает работы только одного или двух художников, размер предлагаемой ссуды будет меньше. Как правило, кредит в ведущих частных банках под залог картин на 1,5–3 процентных пункта выше эталонной лондонской межбанковской ставки, поэтому этот вид долга не такой уж и дешевый.

WSJ_12_Картины по номерам-1.jpg

Тем не менее в текущем году предметы искусства в качестве залога могут быть куда привлекательнее, нежели другие активы. Использование акций как залога по кредиту способно обеспечить лучшую процентную ставку, но не защищает от риска того, что рынки снова охватит волатильность и это приведет к дорогостоящему margin-call. Кредитование же под залог картин, которые оцениваются лишь раз в год, а не ежедневно (как акции) такой опасности не представляет. Также банки могут проявлять большую осторожность в тех случаях, когда в качестве обеспечения по кредиту выступает недвижимость, по крайней мере, до тех пор, пока общая картина с влиянием пандемии на стоимость таких активов, как торговые центры или офисные здания, не прояснится.

По оценкам Deloitte, под залог предметов искусства в мире выдано займов на общую сумму в размере от $21 до $24 млрд. Подавляющее большинство таких кредитов выдал в США Bank of America. Это учреждение является лидером рынка, ежегодно арт-портфель банка пополняется на $1 млрд. И хотя это лишь малая часть его кредитного портфеля в целом, банк уже занял эту привлекательную нишу.

Возможно, в конце текущего года банкам стоит проявить большую консервативность в оценке коллекций, что поможет снизить скорость прироста их кредитных портфелей. Ведь в условиях экономических спадов рынок искусства непредсказуем. К примеру, во время финансового кризиса 2008–2009 годов годовой доход от предметов искусства упал на 24,5%, что все равно было лучше, чем у акций, которые снизились на 40%. Однако рынку потребовалось почти десять лет, чтобы восстановиться после рецессии начала 1990-х годов. Вот и на этот раз ожидается, что свою ценность сохранят работы таких послевоенных и современных мастеров, как Энди Уорхол и Жан-Мишель Баския, тогда как работы менее известных художников остаются в зоне риска.

Как правило, картины ценятся по эстетическим соображениям либо как символ статуса. Для Уолл-стрит же хорошая новость в этом году – это то, что картины также являются полезным источником наличных денег.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg