Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


984 просмотра

Законодательная революция: Минюст может поменять порядок работы над законопроектами

По мнению экспертов, после нововведений в стране на порядок меньше непродуманных и неработающих законодательных норм, но есть и минус – законопроекты будут разрабатываться и, соответственно, приниматься дольше

Фото: shutterstock.com

Предполагается, что главным нововведением в законотворчество станет внедрение такого инструмента, как анализ регуляторного воздействия. Главный плюс этого нововведения – в стране станет на порядок меньше непродуманных и неработающих законодательных норм, главный минус – законопроекты будут разрабатываться и, соответственно, приниматься дольше, чем сейчас. Но глава Фонда развития общественно значимых инициатив, инициатор этого нововведения, Ерлан Бузурбаев считает, что этот минус на самом деле является одним из больших плюсов.

Анализ регуляторного воздействия – это, по сути, прогноз возможных последствий принятия того или иного закона.  Без этого прогноза, который должен учитывать мнение всех заинтересованных сторон, законодательные нормы могут привести к тому, что их нужно будет немедленно отменять. Таких примеров в истории страны было немало, самый яркий – норма Закона «О дорожном движении», благодаря которой с октября 2014 года в стране был введен запрет на остановку и стоянку автомобилей на крайней правой полосе дорог, где отсутствует специальный разрешающий остановку или стоянку знак.

Эксперты, юристы и общественники еще до принятия этой нормы заявляли, что она физически не может быть применена из-за отсутствия в городах дорожной парковочной инфраструктуры. Но парламент за эту норму проголосовал, а в январе 2015 года ее пришлось отменять – инициаторы нормы и ее регуляторы на практике убедились, что вместить все расплодившиеся в городах авто без использования правых крайних полос невозможно.

Так вот, если бы к этой норме был бы применен еще на стадии разработки законопроекта анализ регуляторного воздействия, который бы элементарно соотнес количество специально оборудованных для парковок мест с количеством автотранспорта в Казахстане, норму не пришлось бы отменять. Потому что ее просто не было бы в предложенном парламентариям варианте этого закона.

Слагаемые хорошего закона

Как подчеркивает председатель Фонда развития общественно значимых инициатив Ерлан Бузурбаев анализ позволяет учесть выгоды и потери от введения той или иной законодательной нормы не только для государства, но для всех, кого коснется разрабатываемое законодательство, причем речь идет о потерях и выгодах не только материального, но и юридического характера. И последнее обстоятельство гораздо важнее экономии на затратах, которые государство несет меняя уже принятые законы, поскольку неработающая и заранее неисполнимая норма – это невыплаченные государству закрывающимся бизнесом налоги, неполученная наемными работниками зарплата и, наконец, репутационные издержки государства, деятельность которого многие граждане воспринимают негативно именно в результате принятия заранее невыполнимых законодательных норм.

Именно это негативное восприятие гражданами принимаемых государством законов, по мнению Бузурбаева, и обусловливает нежелание их участвовать в его законодательной деятельности. Хотя Министерство юстиции уже и обеспечило участие общественности в обсуждении нормативных правовых актов, публикуя их проекты на своем официальном сайте и предоставляя возможность всем желающим оставлять под ними свои комментарии и замечания. Но эти проекты НПА до сих пор собирают, по сведениям главы фонда, от 10 до 100 комментариев, хотя касаются гораздо большей части граждан страны с населением в более чем 18 млн человек.

«Мы видим правильным выстраивание такого диалога власти и населения не через общую площадку, на которую все могут прийти и сказать, что они думают по поводу будущего законопроекта, а через выстраивание диалога с целевыми группами, которым предстоит жить и работать по тому или иному принимаемому законопроекту, – говорит Бузурбаев.

Он отмечает, что в этом случае анализ регуляторного воздействия нового законопроекта будет производиться автоматически, поскольку никто больше самих граждан, которых будет непосредственно касаться тот или иной законодательный акт, не будет заинтересован в том, чтобы просчитывать все его последствия. При этом эксперт признает, что сроки работы над нормативными правовыми актами будут растягиваться при таком порядке работы, но ничего страшного в этом он не видит.

«У нас сейчас на разработку, на принятие законопроекта иногда уходит от нескольких месяцев до полугода суммарно, – говорит Бузурбаев. – Но на  практике во всем мире законопроект разрабатывается как минимум год, некоторые нормативные правовые акты разрабатываются за рубежом несколько лет, а над самыми сложными и объемными по степени воздействия акты там работают десятилетия», – подчеркивает он.

Депутаты против гонки

Оперативное принятие законопроектов начинает вызывать отторжение уже у самих парламентариев. На последнем пленарном заседании сената секретарь комитета по социально-культурному развитию и науке верхней палаты парламента Серик Бектурганов возмутился качеством проработки тех замечаний, которые высказываются его коллегами при работе над нормативными правовыми актами.

«Обсуждение в рабочих группах сената новой редакции Кодекса о здоровье народа и системе здравоохранения выявило ряд системных проблем, которые периодически возникают при принятии законов, – говорит Бектурганов. – Первая из них – эта срочность принятия проектов законов, о которой постоянно говорят их разработчики. В очередной раз мы вынуждены в сжатые сроки, в последний месяц года, рассматривать очень важный закон, нормы которого должны быть введены в действие с первого января предстоящего года», – отметил он.

По его мнению, для качественного рассмотрения законопроекта, предусматривающего внесение более 180 поправок правительства и более 140 поправок, добавленных депутатами, две недели работы, которые дали сенаторам, – это крайне маленький срок для того, чтобы вникнуть в суть этих поправок и понять, действительно ли они улучшат работу системы здравоохранения. А если учесть, что у нас в одну и ту же норму Кодекса несколько изменений вносятся разными законопроектами, то стоит ли удивляться, что при такой гонке в законодательстве время от времени возникают правовые коллизии, когда различные нормы нашего законодательства противоречат и взаимоисключают друг друга.

Поле битвы – Экологический кодекс

Впрочем, не следует ожидать, что само наличие анализа регуляторного воздействия станет прививкой от ошибок госорганов – это лишь возможность минимизировать количество и качество этих ощибок. Уже в следующем году крупному бизнесу Казахстана предстоит отстаивать свои интересы при работе над новым Экологическим кодексом, который, по утверждению вице-министра энергетики страны Сабита Нурлыбая, установит жесткий контроль за ограниченным числом природопользователей.

«Главным принципом нового законодательства является принцип «Загрязнитель платит», данное направление предполагает отказ от тотального экорегулирования: у нас сейчас есть четыре категории (предприятий, оказывающих влияние на окружающую среду. – «Kъ»), а мы хотим в рамках нового Экокодекса регулировать только тех природопользователей, которые в основном и дают загрязнение», – говорит Нурлыбай.

У бизнеса в лице Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий (АГМП) тут же возникли вопросы по поводу этих намерений разработчика Экокодекса: директор департамента экологии и промышленной безопасности ассоциации Талгат Темирханов тут же отреагировал на намерение штрафовать только крупных загрязнителей своим наблюдением: в Астане и в Алматы никого из крупных загрязнителей нет, однако же по смогу эти города дадут сто очков вперед многим населенным пунктам республики.

«На самом деле складывается очень интересная ситуация: все почему-то по привычке начинают зажимать именно горно-металлургический и нефтяной сектора. Но специалисты четко говорят о том, что необходим комплексный подход – нет такого, чтобы горно-металлургический сектор зажали, а транспорт вырос бесконтрольно: частный сектор сжигает уголь, утрированно, непонятно какой, – говорит Темирханов. – Поэтому, на наш взгляд, в рамках работы над Экологическим кодексом надо смоделировать все возможные варианты развития ситуации в связи с расширением или с сужением производственных мощностей, ростом автотранспортных средств и жилого сектора страны, а также, как это все отразится на регионах», - сказал он. Также в АГМП считают, что государству обязательно следует учесть опыт зарубежных стран, где предприятиям, внедряющим наилучшие доступные технологии, возвращается часть средств, потраченных на их внедрение. Ну и, наконец, эксперта настораживает предположение Минэнерго о том, что предприятия, которые не внедрят наилучшие доступные технологии, могут быть закрыты: крупные загрязнители в Казахстане в большинстве своем являются градообразующими.  И вот тут анализ регуляторного воздействия, станет отличным инструментом для отстаивания интересов всех сторон, которые будут затрагиваться новым Экологическим кодексом.
 


588 просмотров

Почему в ЗКО остановлена выдача земельных участков бизнесу

История длится не один год 

Фото: Shutterstock

Из-за волокиты с разработкой генпланов развития территорий (ГП) и проектов детальной планировки (ПДП) в районах области не могут выдавать земли под бизнес-проекты. В бюджете средства на эти цели не закладываются. «Разбор полетов» провели 12 июня на Совете по защите прав предпринимателей в РПП «Атамекен».

Ни генпланов, ни участков

Анализ поступающих в палату обращений субъектов бизнеса свидетельствует: сегодня во многих районах ЗКО приостановлена работа по выделению земельных участков под развитие бизнеса. Причина в отсутствии генпланов развития территории и проектов детальной планировки.

В Уральске при наличии генерального плана развития города разработано всего 10 ПДП. В районах картина еще хуже. Согласно информации районных отделов и областного управления строительства, большая часть населенных пунктов ЗКО ГП и ПДП не имеют.

Например, в Акжаикском районе 51 населенный пункт, а генплан имеют всего 22, ПДП – два населенных пункта. В Бокейординском из 22 поселков генплан развития имеет только один, а ПДП – восемь. Примерно такая же картина во всех остальных 10 районах области. При этом значительная часть действующих ГП и ПДП устарели – они изготовлены и утверждены в 60–90-х годах. Почему решение этой проблемы не движется, и пытались выяснить на Совете.

«Отсутствие генпланов и ПДП – один из главных барьеров, препятствующих строительству. Предприниматели не могут даже получить информацию о районах, где можно строить объекты для бизнеса. Потому что таких данных нет», – говорит эксперт РПП Валентина Гаршина.

При этом постановлением акимата области №204 от 25 июля 2017 года утвержден детальный план по улучшению условий для ведения бизнеса и развитию массового, в том числе семейного, предпринимательства в ЗКО на 2017–2019 годы. План предусматривает мероприятия, направленные на повышение доступности к земельным ресурсам, в том числе и разработку ПДП населенных пунктов.

«После принятия этого детального плана по улучшению бизнес-климата ни один из его 74 пунктов не был выполнен! И он до сих пор в таком состоянии, хотя это постановление подписал аким области», – отметил председатель Совета, предприниматель Хайдар Капанов.

По данным райотделов строительства, в 2017 году в районах области разработали и утвердили генпланы только трех населенных пунктов – по одному в Акжаикском, Жангалинском и Зеленовском районах. В 2018 году – один в Бурлинском районе. ПДП разработали в трех населенных пунктах, в 2017 году. Таким образом, в девяти районах ЗКО из 12 местные акиматы эту работу не проводят, хотя перед ними стоит уже другая задача – оцифровка генпланов и ПДП, которых нет, отметили спикеры.

В райбюджетах на ГП денег нет

Причина сложившегося положения – отсутствие финансирования. В 2019 году депутаты областного маслихата дали городу и районам деньги только на топографические съемки земель. Уральску – 73 млн тенге, Таскалинскому району – 5,8 млн и району Байтерек – 3,9 млн тенге. Согласно данным областного управления экономики и бюджетного планирования, которые были озвучены на Совете, в 2018 году из областного бюджета на вышеназванные мероприятия средства вообще не выделялись.

«Хотя эта работа поднята на государственный уровень. Реализуется госпрограмма «Цифровой Казахстан», и одна из ее целей – обеспечение доступности информационной инфраструктуры. Уже есть спутниковая онлайн-карта всего Казахстана. Только у нас ничего нет», – возмутилась юрист Гаршина.

В свою очередь представители госструктур отрицают, что предприниматели не могут получить в районах землю под бизнес.

«У нас, наоборот, бывают сложности в поиске участников аукционов на землю – районные акиматы их сами ищут», – возразила руководитель управления земельных отношений ЗКО Алия Муханбетжанова.

Но при этом спикер признала: из-за срыва в договоре с компанией, которая должна была организовать процесс космических съемок, эти работы откладываются. Электронная карта земель области сделана, но с секретными данными о коммуникациях, которыми разрешено пользоваться только управлению архитектуры. Затянулась и разработка геопортала, где можно будет получить всю информацию о сельхозучастках.

«Что касается генпланов, то мы только земпроекты разрабатываем. Стоимость одного участка зависит от площади – от 30 тыс. до 150 тыс. тенге. Деньги на эти цели акиматы берут из районного бюджета», – объяснила руководитель управления.

Г-жа Муханбетжанова напомнила: в Уральске спрос на землю не убывает. И городские участки остаются предметом спора. Например, предприниматели отмечают, что при застройке новых микрорайонов бизнесу «не оставляют ни клочка земли» – а они нужны под строительство частных школ и детсадов, магазинов, кафе и других бизнес-объектов. При этом предприниматели предлагают не тратить госказну, а открыть коридор частнику, передав ему заботы о расходах – он и генплан сделает сам, и проект детальной планировки. По данным Ассоциации частных детских садов, сегодня в новых микрорайонах необходимо строительство не менее 15 детсадов.

Между тем отсутствие ГП И ПДП в городе и районах области, отмечали спикеры, нарушает ст. 43 Земельного кодекса РК. Не исполняется и требование Земельного кодекса о размещении земельных участков под бизнес-проекты на сайтах местных исполнительных органов. «Мы выдаем предписания, но нарушения не устраняют, и мы вновь указываем на это», – развел руками представитель прокуратуры. Совет решил направить на имя акима области информацию о текущем положении дел для принятия мер по разработке и утверждению ГП и ПДП, а районным акиматам рекомендовал принять меры для соблюдения законности в этой сфере.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций