Перейти к основному содержанию

2556 просмотров

Власти СКО придумали способ снизить цены на уголь в 2019 году

Местные власти задумали связать добытчиков с надежным партнером-поставщиком

Фото: Shutterstock

В СКО решили навести порядок на угольном рынке. Чтобы в будущем не возникали дефицит, ажиотаж и не росли цены, местные власти задумали связать добытчиков с надежным партнером-поставщиком. Изменения грядут лишь в 2019 году, а в этом пока пришлось договариваться с посредниками, чтобы снизить цены на топливо для населения.

С 24 ноября в СКО начали снижаться цены на твердое топливо для населения на 800–2900 тенге за тонну в зависимости от его разновидности. Это стало итогом объявленной повсеместной борьбы с завышенными ценами и тарифами. 

«Проведена работа по заключению меморандумов о взаимопонимании и сотрудничестве между акиматом области и шестью поставщиками угля с целью снижения цен на уголь для населения. Цена пошла на понижение с 24–26 ноября текущего года», – рассказал во время заседания областного акимата 4 декабря руководитель регионального управления энергетики и ЖКХ Адильбек Аубакиров.

Но результат решили закрепить, сработав на опережение. Представители местной власти считают, что цену во многом формируют присутствующие на рынке посредники. 

Топливо дорожает, при этом нет гарантии, что не возникнет дефицит. Отопительный сезон прошлого года для СКО по углю выдался проблемным – перебои в поставках возникли в октябре и продлились практически всю зиму. Причиной назвали отсутствие нужного количества специализированных вагонов. 

В текущий отопительный сезон необходимые запасы уже сделаны. На это Северо-Казахстанской области требуется порядка 385 тыс. т угля, отмечают в управлении энергетики региона. Около 370 тыс. т североказахстанцы уже закупили. 

Но на совещании в областном акимате первый руководитель СКО Кумар Аксакалов подчеркнул, что с 2019 года избегать повышения цен на уголь помогут соглашения с предприятиями по добыче этого вида топлива и переход к единому поставщику. Насколько эффективной окажется эта мера и повлияет ли она на политику ценообразования энергетических предприятий, для которых уголь также должен стать дешевле, станет ясно к следующему отопительному сезону. А сегодня управление энергетики и ЖКХ СКО в качестве примера ценообразования на уголь привело схему доставки до г. Тайынши (административный центр Тайыншинского района СКО. – «Къ»). На угольном разрезе шубаркульский уголь стоит 5,5 тыс. тенге. Услуги трейдера обходились в 5,6 тыс. тенге за тонну, железнодорожная перевозка оценивается в 1677 тенге за 729 км, а на железнодорожных тупиках свои надбавки делает реализатор. В итоге уголь продавали на тупиках за 13,5 тыс. тенге, в селах цена превышала 15 тыс. за тонну. Благодаря достигнутому в этом году взаимопониманию между руководством области и поставщиками надбавка трейдера снизилась на 40%, до 3640 тенге за тонну, снизили наценки реализаторы на ж/д тупиках на 17%. За тонну топлива теперь просят 11 250 тенге. Для конечного потребителя, с учетом автоперевозок, «шубаркуль» снизился в стоимости до 12 750 тенге за тонну.

«С начала отопительного сезона четыре реализующих уголь предприятия повысили цену. Но у ТОО «ТЭК «Альянс жолы» цены в итоге нашей работы были снижены до первоначальных. По трем остальным компаниям нужно доработать еще», – прокомментировал в ходе совещания аким СКО.

В результате сегодня, например, в Саумалколе (административный центр Айыртауского района СКО. – «К») уголь «каражара» реализуется населению по 13,2 тыс. тенге, в Тайыншинском районе – по 11,3 тыс. тенге. Самое внушительное понижение отмечается в Уалихановском районе. Там шубаркульский уголь подешевел почти на 3 тыс. тенге – с 14, 5 тыс. до 11,6 тыс. тенге за тонну. 

Между тем, согласно ноябрьскому исследованию energyprom.kz, самые высокие цены на уголь среди городов РК отмечались в Уральске, где тонна стоит 18 тыс. тенге, что на 16,1% дороже, чем в 2017 году; в Актобе – 16 тыс. тенге за тонну и в Шымкенте – там за тонну черного топлива придется выложить 15,7 тыс. тенге. 

Из северных регионов наивысший рост зафиксирован в Павлодарской области, где уголь по отношению к аналогичному периоду 2017 года подорожал на 32,6% и на конец ноября его стоимость доходила до 10,5 тыс. тенге за тонну. В Акмолинской области также произошел заметный рост – на 27,9 %. Тонна угля здесь доходит до 14 тыс. тенге. В Костанайской области рост составил 10,9%. В Северо-Казахстанской области аналитический ресурс отмечает рост за год всего на 3,7%.

1376 просмотров

Стоимость реконструкции аэропорта в Уральске может превысить 2,4 млрд тенге

Строительные работы планируют завершить в следующем году

Фото: Shutterstock.com

С начала реконструкции уральского аэропорта проект переделывали дважды, и стоимость увеличилась с 1,5 до 2,4 млрд тенге. В управляющей компании рассказали, что поскольку речь идёт о строительстве - сумма может ещё увеличиться.

«Изначально проект шёл, как реконструкция терминала. Сейчас известно, что просадка здания не позволяет ничего надстраивать или делать какие-либо пристройки: и фундамент, и колонны имеют высокий износ. Мы дважды переделывали проект. Теперь уже речь идёт не о реконструкции, а о строительстве нового аэропорта», - сообщил первый заместитель председателя АО «СПК «Орал» Артур Доскалиев.

Сумму на строительство терминала выделяет нефтедобывающая компания KPO B.V. (нидерландское юрлицо, участвующей в разработке Карачаганакского месторождения) в рамках договорных социальных обязательств. На торжественном закрытии аэропорта на ремонт в июле 2019 года генеральный директор компании Эдвин Блом говорил о 1,5 млрд тенге инвестиций. 

По договору с правительством Казахстана за право разрабатывать месторождение, компания KPO B.V. обязана ежегодно выплачивать $30 млн на социальные объекты для населения ЗКО.

Новый эскиз здания уральского аэропорта..jpg
 
В январе 2020 года власти презентовали новый эскизный проект. Стоимость нового терминала оценили в 2,4 млрд тенге. Согласно документу в новом аэропорту должна была появиться возможность установки рукава для посадки пассажиров на борт самолета, увеличиться площадь с 3,85 тыс. до 7 тыс. квадратных метров, и вырасти пропускная способность – со 160 тыс. до 350 тыс. пассажиров в год. 

Тогда заместитель акима области Тимуржан Шакимов заверил, что этот проект – окончательный, что к обследованию привлекли проектный институт АО «КАЗНИИС строительства и архитектуры», и если где-то еще в процессе строительства найдутся поврежденные конструкции — их тоже заменят. Но всё снова пошло не по плану.

«Поскольку теперь мы говорим о строительстве – сумма может вырасти еще. Мы создали новый эскиз, прорабатываем, чтобы терминал был полностью готов и никаких проблем не возникло», - пояснил Артур Доскалиев.

Перед началом реконструкции в 2019 году аэропорт был продан АО «СПК Орал», а после окончания снова будет возвращён в частные руки на условиях поэтапного выкупа и возмещения затрат. Необходимость таких «манёвров» объяснили тем, что по закону социальные объекты, на которые KPO B.V. выделяют деньги должны быть в собственности государства. Сумму сделки в СПК не назвали, сославшись на коммерческую тайну. 

«Акимат не может управлять аэропортом – вида деятельности такого нет. Тут или создавать новое предприятие, или передавать имеющемуся с таким видом деятельности. Поэтому после завершения всех работ, аэропорт планируется продать прежним управляющим – ТОО «Международный аэропорт «Орал», - рассказал заместитель председателя СПК.

Новый эскиз здания уральского аэропорта. (2).jpg

В конце апреля директор аэропорта Хайретдин Раскалиев в интервью газете «Время» обвинял проектировщиков в искусственном удорожании проекта. По его словам, руководство ТОО «Международный аэропорт «Орал» заинтересован в прозрачном финансировании, так как впоследствии им придётся возмещать затраты на строительство. В СПК «Орал» заверили, что все конфликтные вопросы с бывшими владельцами аэропорта были улажены, и смета полностью соответствует требованиям.

«Тут как: мы закладываем в смете пропускной сканер, например, а он уже есть (у ТОО «Международный аэропорт «Орал» - прим. «К»). Но мы не можем его не включить, ведь сейчас аэропорт у нас в собственности, а у нас нет сканера. Поэтому проект мы обязаны считать полностью, учитывая каждую деталь, чтобы в нём было абсолютно всё при открытии. Конечно, впоследствии, при закупе, мы будем вычитать то, что уже есть у прежних владельцев», - пояснил Артур Доскалиев.

ТОО «Международный аэропорт «Орал» зарегистрировано 17 февраля 1997 года. Директором аэропорта числится Хайретдин Раскалиев, а единственным учредителем ТОО «Беркут Аэропорт». 

В составе учредителей ТОО «Беркут Аэропорт» - два ТОО и одно физическое лицо.

Одно из предприятий владельцев - ТОО «Меридиан Капитал» принадлежит Нурболу Султану. Господин Султан приходится сыном покойному экс-главе администрации президента Сарбаю Калмурзаеву, а также входит в топ-50 самых богатых людей Казахстана по версии Forbes. 

Ещё одним владельцем ТОО «Беркут Аэропорт» значится ТОО «STAIER GROUP», учредителем которого является Айтмухаммед Алдажаров, являющийся по совместительству членом совета директоров (независимым директором) сразу трёх газовых предприятий: АО «ЭмбаМунайГаз», АО «ОзенМунайГаз» и АО «Интергаз Центральная Азия».

Физическим лицом в руководителях ТОО «Беркут Аэропорт» числится экс-руководитель ТОО «Bek Air» и жена главы «Bek Air» Нурлана Жумасултанова - Айгуль Жумасултанова. Она проработала на посту руководителя компании с 29 августа 2013 года по 18 июля 2016 года. 

На отчётной встрече с населением аким ЗКО Гали Искалиев упомянул, что строительство хотят завершить в 2021 году. Удастся ли уложиться в этот срок, в СПК ответить затруднились.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif