Перейти к основному содержанию

709 просмотров

Власти Атырауской области выделяют деньги на строительство домов, чтобы реанимировать программу «7-20-25»

При этом по области было подано 149 заявок на 1,9 млрд тенге, а получили одобрение 98 на 1,2 млрд тенге

Фото: Автора

Государственная программа «7-20-25. Новые возможности приобретения жилья для каждой семьи», призванная обеспечить доступность покупки жилья для казахстанцев, пока не справляется со своей задачей. Одна из главных причин – отсутствие четкой координации между застройщиками и банками второго уровня, через которые предоставляются ипотечные займы.

Как было задумано

Напомним, программа «7-20-25» была подготовлена Национальным Банком РК и принята в мае этого года после поручений президента Казахстана Нурсултана Назарбаева о создании доступных условий для покупки жилья казахстанцами.

По правилам программы, процентная ставка по ипотечному кредиту составляет 7% годовых, первоначальный взнос – 20%, а срок займа – до 25 лет. На получение займа по данной программе могут рассчитывать только граждане Казахстана, которые имеют доход от трудовой или предпринимательской деятельности, не имеют непогашенную задолженность по ипотечным жилищным займам и у которых нет собственного жилья на территории Казахстана на момент обращения в банк.

У банков к заемщику могут быть дополнительные требования, не противоречащие условиям программы. Минимальный уровень дохода заемщика не устанавливается. Вместе с тем заемщику необходимо иметь подтвержденные доходы, достаточные для обслуживания ипотечного займа. Можно привлечь созаемщика. Требования, установленные программой к заемщикам, не распространяются на созаемщиков, для которых банк устанавливает требования самостоятельно.

«На сегодняшний день на получение кредита на покупку жилья по данной программе по республике подана 4831 заявка на 57 млрд тенге. Из них банки одобрили заявки на 37 млрд тенге», – рассказала в ходе обсуждения темпов реализации программы «7-20-25» в акимате Атырауской области представитель казахстанской ипотечной организации «Баспана» Гульнар Дабылова.

При этом по Атырауской области было подано 149 заявок на 1,9 млрд тенге, а получили одобрение 98 на 1,2 млрд тенге.

По данным спикера, в тройку лидеров по поданным заявкам входят города Астана и Алматы, а также Мангистауская область. За ними следуют Восточно-Казахстанская, Акмолинская и Актюбинская области. Среди регионов Атырауская область находится на 8-м месте по количеству поданных заявок, а по одобренным суммам – на 7-м.

Вынужденные меры

Между тем программа имеет ряд проблемных вопросов, решение которых должно активизировать участие в ней населения.

Как сообщила Гульнар Дабылова, в некоторых регионах ощущается нехватка новых квартир, которые могли бы приобрести граждане в рамках программы. В большинстве случаев застройщики продают жилье еще до завершения строительства. Согласно программе, купить можно только новое жилье.

«Поэтому принято решение о выделении 150 млрд тенге местным исполнительным органам. Городам Астане, Алматы и Шымкенту – по 20 млрд тенге, а остальным регионам – по 6 млрд тенге», – отметила Гульнар Дабылова.

По ее словам, деньги будут выданы через ИО «Баспана» местным исполнительным органам на два года. За это время на эти средства дома должны быть построены, проданы через банки, а деньги возвращены государству.

Решается вопрос о выдаче жилищных сертификатов на 1 млн тенге лицам, не имеющим возможности полностью выплатить 20% первоначального взноса. Сейчас обсуждается, кому можно давать такие сертификаты и каким образом они будут перечислены на счета обслуживающих банков.

«Сертификаты выдаются в основном работникам сферы образования, медицины и сотрудникам полиции», – подчеркнула представитель ИО «Баспана» и добавила, что окончательные списки претендентов на жилищную помощь составляют акиматы.

Также она поведала, что для желающих приобрести жилье на вторичном рынке ипотечная организация выпустила продукт «Баспана-Хит». Согласно этой программе, сумма первоначального взноса составляет 20% от стоимости квартиры, годовая ставка по кредиту – 11%, а срок погашения – 15 лет. Сейчас заявки по этой программе принимают только Халык Банк и Цеснабанк.

Хьюстон, у нас проблемы

Между тем присутствовавший на собрании директор Атырауского филиала Национального Банка РК Бакыт Когулов обозначил ряд проблемных вопросов, которые мешают реализации программы. В частности, у большинства новых домов нет технических паспортов. А банкам нужны застроенные, готовые к заселению, имеющие все необходимые документы квартиры. Банки должны провести независимую экспертизу недвижимости, проверить клиента через кредитное бюро, проверить его платежеспособность. И только потом выдать одобрение на ипотеку.

«Пока все эти компоненты мы не соберем, мы не сможем установить коммерческий интерес между банками и застройщиками», – отметил Бакыт Когулов.

У каждой квартиры должен быть технический паспорт, который претендент на кредитование сможет предоставить на проверку в распоряжение банка.

Банки второго уровня должны знать о планах застройщиков жилья, о наличии квартир, а застройщики – об условиях ипотечного кредитования банков, чтобы облегчить и ускорить процесс одобрения заявок на кредиты.

Гульнар Дабылова сообщила, что к январю 2019 года планируется определить правила предоставления жилищных сертификатов: как будут переводиться деньги по жилищным сертификатам, как они будут возвращаться государству, будут ли с комиссией или нет.

В свою очередь, руководитель управления строительства Атырауской области Малик Аманов рассказал, что до конца текущего года в области планируется завершить строительство 34 многоэтажных жилых домов на 2196 квартир.

«Эти дома строятся через Жилстройсбербанк по программе «Нұрлы жер». Если Жилстройсбербанк в течение месяца не продаст полностью все квартиры, то оставшиеся передаются местным исполнительным органам, и их можно реализовать по программе «7-20-25», – пояснил Малик Аманов.

Помимо этого, 10 застройщиков жилья до конца года сдадут в эксплуатацию еще 986 квартир. Таким образом, по области к концу 2018 года будет в наличии свыше 3150 квартир.

Подводя итоги совещания, заместитель акима области Нурлан Таубаев призвал коллег собираться как минимум два раза в месяц, чтобы обсуждать ход реализации программы «7-20-25» и решать актуальные вопросы.

1510 просмотров

Стоимость реконструкции аэропорта в Уральске может превысить 2,4 млрд тенге

Строительные работы планируют завершить в следующем году

Фото: Shutterstock.com

С начала реконструкции уральского аэропорта проект переделывали дважды, и стоимость увеличилась с 1,5 до 2,4 млрд тенге. В управляющей компании рассказали, что поскольку речь идёт о строительстве - сумма может ещё увеличиться.

«Изначально проект шёл, как реконструкция терминала. Сейчас известно, что просадка здания не позволяет ничего надстраивать или делать какие-либо пристройки: и фундамент, и колонны имеют высокий износ. Мы дважды переделывали проект. Теперь уже речь идёт не о реконструкции, а о строительстве нового аэропорта», - сообщил первый заместитель председателя АО «СПК «Орал» Артур Доскалиев.

Сумму на строительство терминала выделяет нефтедобывающая компания KPO B.V. (нидерландское юрлицо, участвующей в разработке Карачаганакского месторождения) в рамках договорных социальных обязательств. На торжественном закрытии аэропорта на ремонт в июле 2019 года генеральный директор компании Эдвин Блом говорил о 1,5 млрд тенге инвестиций. 

По договору с правительством Казахстана за право разрабатывать месторождение, компания KPO B.V. обязана ежегодно выплачивать $30 млн на социальные объекты для населения ЗКО.

Новый эскиз здания уральского аэропорта..jpg
 
В январе 2020 года власти презентовали новый эскизный проект. Стоимость нового терминала оценили в 2,4 млрд тенге. Согласно документу в новом аэропорту должна была появиться возможность установки рукава для посадки пассажиров на борт самолета, увеличиться площадь с 3,85 тыс. до 7 тыс. квадратных метров, и вырасти пропускная способность – со 160 тыс. до 350 тыс. пассажиров в год. 

Тогда заместитель акима области Тимуржан Шакимов заверил, что этот проект – окончательный, что к обследованию привлекли проектный институт АО «КАЗНИИС строительства и архитектуры», и если где-то еще в процессе строительства найдутся поврежденные конструкции — их тоже заменят. Но всё снова пошло не по плану.

«Поскольку теперь мы говорим о строительстве – сумма может вырасти еще. Мы создали новый эскиз, прорабатываем, чтобы терминал был полностью готов и никаких проблем не возникло», - пояснил Артур Доскалиев.

Перед началом реконструкции в 2019 году аэропорт был продан АО «СПК Орал», а после окончания снова будет возвращён в частные руки на условиях поэтапного выкупа и возмещения затрат. Необходимость таких «манёвров» объяснили тем, что по закону социальные объекты, на которые KPO B.V. выделяют деньги должны быть в собственности государства. Сумму сделки в СПК не назвали, сославшись на коммерческую тайну. 

«Акимат не может управлять аэропортом – вида деятельности такого нет. Тут или создавать новое предприятие, или передавать имеющемуся с таким видом деятельности. Поэтому после завершения всех работ, аэропорт планируется продать прежним управляющим – ТОО «Международный аэропорт «Орал», - рассказал заместитель председателя СПК.

Новый эскиз здания уральского аэропорта. (2).jpg

В конце апреля директор аэропорта Хайретдин Раскалиев в интервью газете «Время» обвинял проектировщиков в искусственном удорожании проекта. По его словам, руководство ТОО «Международный аэропорт «Орал» заинтересован в прозрачном финансировании, так как впоследствии им придётся возмещать затраты на строительство. В СПК «Орал» заверили, что все конфликтные вопросы с бывшими владельцами аэропорта были улажены, и смета полностью соответствует требованиям.

«Тут как: мы закладываем в смете пропускной сканер, например, а он уже есть (у ТОО «Международный аэропорт «Орал» - прим. «К»). Но мы не можем его не включить, ведь сейчас аэропорт у нас в собственности, а у нас нет сканера. Поэтому проект мы обязаны считать полностью, учитывая каждую деталь, чтобы в нём было абсолютно всё при открытии. Конечно, впоследствии, при закупе, мы будем вычитать то, что уже есть у прежних владельцев», - пояснил Артур Доскалиев.

ТОО «Международный аэропорт «Орал» зарегистрировано 17 февраля 1997 года. Директором аэропорта числится Хайретдин Раскалиев, а единственным учредителем ТОО «Беркут Аэропорт». 

В составе учредителей ТОО «Беркут Аэропорт» - два ТОО и одно физическое лицо.

Одно из предприятий владельцев - ТОО «Меридиан Капитал» принадлежит Нурболу Султану. Господин Султан приходится сыном покойному экс-главе администрации президента Сарбаю Калмурзаеву, а также входит в топ-50 самых богатых людей Казахстана по версии Forbes. 

Ещё одним владельцем ТОО «Беркут Аэропорт» значится ТОО «STAIER GROUP», учредителем которого является Айтмухаммед Алдажаров, член совета директоров (независимый директор) АО «Интергаз Центральная Азия».

Физическим лицом в руководителях ТОО «Беркут Аэропорт» числится экс-руководитель ТОО «Bek Air» и жена главы «Bek Air» Нурлана Жумасултанова - Айгуль Жумасултанова. Она проработала на посту руководителя компании с 29 августа 2013 года по 18 июля 2016 года. 

На отчётной встрече с населением аким ЗКО Гали Искалиев упомянул, что строительство хотят завершить в 2021 году. Удастся ли уложиться в этот срок, в СПК ответить затруднились.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif