Перейти к основному содержанию

642 просмотра

Власти Атырауской области выделяют деньги на строительство домов, чтобы реанимировать программу «7-20-25»

При этом по области было подано 149 заявок на 1,9 млрд тенге, а получили одобрение 98 на 1,2 млрд тенге

Фото: Автора

Государственная программа «7-20-25. Новые возможности приобретения жилья для каждой семьи», призванная обеспечить доступность покупки жилья для казахстанцев, пока не справляется со своей задачей. Одна из главных причин – отсутствие четкой координации между застройщиками и банками второго уровня, через которые предоставляются ипотечные займы.

Как было задумано

Напомним, программа «7-20-25» была подготовлена Национальным Банком РК и принята в мае этого года после поручений президента Казахстана Нурсултана Назарбаева о создании доступных условий для покупки жилья казахстанцами.

По правилам программы, процентная ставка по ипотечному кредиту составляет 7% годовых, первоначальный взнос – 20%, а срок займа – до 25 лет. На получение займа по данной программе могут рассчитывать только граждане Казахстана, которые имеют доход от трудовой или предпринимательской деятельности, не имеют непогашенную задолженность по ипотечным жилищным займам и у которых нет собственного жилья на территории Казахстана на момент обращения в банк.

У банков к заемщику могут быть дополнительные требования, не противоречащие условиям программы. Минимальный уровень дохода заемщика не устанавливается. Вместе с тем заемщику необходимо иметь подтвержденные доходы, достаточные для обслуживания ипотечного займа. Можно привлечь созаемщика. Требования, установленные программой к заемщикам, не распространяются на созаемщиков, для которых банк устанавливает требования самостоятельно.

«На сегодняшний день на получение кредита на покупку жилья по данной программе по республике подана 4831 заявка на 57 млрд тенге. Из них банки одобрили заявки на 37 млрд тенге», – рассказала в ходе обсуждения темпов реализации программы «7-20-25» в акимате Атырауской области представитель казахстанской ипотечной организации «Баспана» Гульнар Дабылова.

При этом по Атырауской области было подано 149 заявок на 1,9 млрд тенге, а получили одобрение 98 на 1,2 млрд тенге.

По данным спикера, в тройку лидеров по поданным заявкам входят города Астана и Алматы, а также Мангистауская область. За ними следуют Восточно-Казахстанская, Акмолинская и Актюбинская области. Среди регионов Атырауская область находится на 8-м месте по количеству поданных заявок, а по одобренным суммам – на 7-м.

Вынужденные меры

Между тем программа имеет ряд проблемных вопросов, решение которых должно активизировать участие в ней населения.

Как сообщила Гульнар Дабылова, в некоторых регионах ощущается нехватка новых квартир, которые могли бы приобрести граждане в рамках программы. В большинстве случаев застройщики продают жилье еще до завершения строительства. Согласно программе, купить можно только новое жилье.

«Поэтому принято решение о выделении 150 млрд тенге местным исполнительным органам. Городам Астане, Алматы и Шымкенту – по 20 млрд тенге, а остальным регионам – по 6 млрд тенге», – отметила Гульнар Дабылова.

По ее словам, деньги будут выданы через ИО «Баспана» местным исполнительным органам на два года. За это время на эти средства дома должны быть построены, проданы через банки, а деньги возвращены государству.

Решается вопрос о выдаче жилищных сертификатов на 1 млн тенге лицам, не имеющим возможности полностью выплатить 20% первоначального взноса. Сейчас обсуждается, кому можно давать такие сертификаты и каким образом они будут перечислены на счета обслуживающих банков.

«Сертификаты выдаются в основном работникам сферы образования, медицины и сотрудникам полиции», – подчеркнула представитель ИО «Баспана» и добавила, что окончательные списки претендентов на жилищную помощь составляют акиматы.

Также она поведала, что для желающих приобрести жилье на вторичном рынке ипотечная организация выпустила продукт «Баспана-Хит». Согласно этой программе, сумма первоначального взноса составляет 20% от стоимости квартиры, годовая ставка по кредиту – 11%, а срок погашения – 15 лет. Сейчас заявки по этой программе принимают только Халык Банк и Цеснабанк.

Хьюстон, у нас проблемы

Между тем присутствовавший на собрании директор Атырауского филиала Национального Банка РК Бакыт Когулов обозначил ряд проблемных вопросов, которые мешают реализации программы. В частности, у большинства новых домов нет технических паспортов. А банкам нужны застроенные, готовые к заселению, имеющие все необходимые документы квартиры. Банки должны провести независимую экспертизу недвижимости, проверить клиента через кредитное бюро, проверить его платежеспособность. И только потом выдать одобрение на ипотеку.

«Пока все эти компоненты мы не соберем, мы не сможем установить коммерческий интерес между банками и застройщиками», – отметил Бакыт Когулов.

У каждой квартиры должен быть технический паспорт, который претендент на кредитование сможет предоставить на проверку в распоряжение банка.

Банки второго уровня должны знать о планах застройщиков жилья, о наличии квартир, а застройщики – об условиях ипотечного кредитования банков, чтобы облегчить и ускорить процесс одобрения заявок на кредиты.

Гульнар Дабылова сообщила, что к январю 2019 года планируется определить правила предоставления жилищных сертификатов: как будут переводиться деньги по жилищным сертификатам, как они будут возвращаться государству, будут ли с комиссией или нет.

В свою очередь, руководитель управления строительства Атырауской области Малик Аманов рассказал, что до конца текущего года в области планируется завершить строительство 34 многоэтажных жилых домов на 2196 квартир.

«Эти дома строятся через Жилстройсбербанк по программе «Нұрлы жер». Если Жилстройсбербанк в течение месяца не продаст полностью все квартиры, то оставшиеся передаются местным исполнительным органам, и их можно реализовать по программе «7-20-25», – пояснил Малик Аманов.

Помимо этого, 10 застройщиков жилья до конца года сдадут в эксплуатацию еще 986 квартир. Таким образом, по области к концу 2018 года будет в наличии свыше 3150 квартир.

Подводя итоги совещания, заместитель акима области Нурлан Таубаев призвал коллег собираться как минимум два раза в месяц, чтобы обсуждать ход реализации программы «7-20-25» и решать актуальные вопросы.

611 просмотров

Казахстанские отели спасут только иностранные туристы

Рынки гостиничной недвижимости Алматы и Нур-Султана перенасыщены

Фото: Shutterstock.com

Рост экономики и развитие туризма в Казахстане неизбежно влечет расширение основной сферы индустрии гостеприимства и отдыха (H&L) страны – отельного бизнеса. Резкое изменение в структуре и количестве отельных номеров произошло в 2017 году в связи с проведением EXPO 2017 и зимней Универсиады – 2017. Тогда количество отелей в столице, по данным МНЭ РК, увеличилось почти на 30%, а объем реализации гостиничных услуг на 70% по сравнению с предыдущим годом. Что же происходит с отелями через два года после событий, обеспечивших их максимальную загрузку?

Есть ли жизнь после EXPO?

Согласно данным отчета «Гостиничная недвижимость», составленного Colliers International Kazakhstan по итогам первого полугодия 2019 года, наиболее востребованными в стране являются пятизвездочные отели. Их загрузка составляет 46,2% в Алматы и 28% – в Нур-Султане. В четырехзвездочных отелях в среднем востребовано 37% номеров в Алматы и 22,6% – в Нур-Султане. Трехзвездочные отели загружены: на 34,6% в Алматы и почти на 28% – в столице. 

0001_12.jpg

Эксперт в сфере международного гостиничного бизнеса

Татьяна Веллер говорит, что отель начинает зарабатывать деньги, когда его загрузка составляет не менее 40%. Пока средняя загрузка отелей не превышает 70%, рынок считается перенасыщенным, поскольку предложение гостиничных услуг на нем заметно выше, чем спрос.

Несмотря на показатели, которые свидетельствуют о перенасыщенности рынка, гостиничный сектор Алматы, генерирующий 49% услуг на рынке гостеприимства страны, не прекращает свой рост. Количество мест размещения в южной столице выросло в 2,7 раза за последние четыре года и на 35% – за последний год. 

Столичный рынок, генерирующий около 9% услуг страны, после роста на 28% в 2017 году (год проведения EXPO) достиг насыщения. За последние два года суммарный прирост составил лишь 1%. На рынке Нур-Султана место на сегодня есть только для концептуально сильных международных сетевых объектов – такого мнения придерживаются аналитики Colliers International Kazakhstan.

При общей недостаточной заполняемости некоторым отелям на рынке удается добиваться впечатляющих результатов. Так, The Ritz-Carlton, Almaty по итогам сентября 2019 года продемонстрировал заполняемость отеля на 81%, а периодами в отеле совсем не было свободных номеров. «Динамика очень наглядная. Мы видим стабильный прирост по количеству гостей из года в год: в сентябре 2015 года заселяемость отеля была равна 64,5%, в 2016 году уровень достиг 76,1%, в 2017 году показатели выросли до 80,3%, в 2018-м наблюдали небольшой спад до 72,5%, а в этом году наши отметки достигли рекордных 81% по итогам месяца», – поделилась специалист по маркетингу The Ritz-Carlton, Almaty Карина Тюрикова.

На вопрос, как отелю удалось добиться загрузки отеля до уровня активных туристических бизнес-дестинаций, таких как Лондон и Париж, Тюрикова ответила, что это результат симбиоза активного развития отеля и подъема экономики страны. 

«К нам прилетает множество представителей бизнеса с новыми проектами для Казахстана, видя перспективы локального рынка, презентуя решения, проводя бизнес-встречи и крупные мероприятия в Алматы», – отметила маркетолог отеля.

Но не все специалисты отрасли согласны с этим мнением. «К сожалению, статистика загрузки брендовых отелей на рынке Алматы (не более 60% ежегодно за последние несколько лет) заставляет думать, что это скорее краткосрочный пик спроса, связанный с наложением нескольких крупномасштабных событий», – отмечает Веллер, имеющая 20-летний опыт работы в международных гостиничных сетях и глобальных консалтинговых компаниях.

Сегментация туристов по целям поездки показывает, что около 60% постояльцев отелей прибыли в Алматы с деловыми целями, около 40% – для посещения туристических объектов и с личными целями. Такие данные приводит МНЭ РК. При этом бизнесмены и деловые люди в первую очередь выбирают брендовые отели с эталонным сервисом. Тот же The Ritz-Carlton, Almaty в 2019 году принял 90% гостей, прибывших с деловыми целями, и лишь 10% – c целью отдыха. «Самое большое количество гостей в 2019 году, останавливающихся в отеле, было из США, России и Великобритании, но также у нас традиционно очень много гостей из ОАЭ, Китая и Индии» – такие данные приводит Карина Тюрикова. 

Таким образом, лучше всего на рынке Алматы, являющемся драйвером общей индустрии гостеприимства, обеспечена загрузка отелей известных мировых брендов, и в первую очередь деловыми туристами. 

Мировые тренды в индустрии гостеприимства

Статистика по Казахстану сейчас соответствует скорее глобальным тенденциям прежних лет. Раньше, согласно исследованиям PricewaterhouseCoopers (PwC), мировой тренд развития отелей был направлен на узнаваемость брендов. 

Маркетологи трудились над созданием уникального и узнаваемого в любой точке мира имиджа бренда. Люди выбирали для отдыха отели, которые лучше всего соответствовали их личным склонностям, основываясь на информации о бренде.

Однако в последнее время ситуация на отельном рынке меняется, и руководители H&L пессимистично смотрят на будущее своего бизнеса. В 2019 году по результатам ежегодного глобального опроса руководителей, проведенного PwC, только 27% респондентов H&L заявили, что они «очень уверены» в росте доходов в ближайший год, в то время как на глобальном рынке такая уверенность есть у 35% руководителей.

Аналитики агентства PwC, входящего в «большую четверку», связывают пессимистические тенденции на рынке гостеприимства с потерей традиционными отелями прямого контакта с потребителями из-за развития платформ-агрегаторов по краткосрочной и долгосрочной аренде жилья (booking.com, hotels.com и т. п.). На этих платформах выбор отелей происходит в основном по расположению и цене. И хотя бренд по-прежнему играет свою роль, его важность затмевают отзывы и рейтинги потребителей.

Чтобы преодолеть риск потери дохода, связанный с развитием сервисов бронирования, отели должны найти способ вновь стать уникальными для клиентов. Компания PwC отмечает три приоритетных стратегических подхода в развитии мировых отелей в ближайшем будущем.

Во-первых, создание уникальных услуг, предвосхищающих и выходящих за рамки ожиданий гостей. Отелям необходимо создать такие условия, чтобы клиенты вновь и вновь возвращались к ним и делились своими позитивными отзывами с друзьями, расширяя круг потенциальных клиентов отеля. Во-вторых, наем сотрудников, успешных в налаживании личных доверительных отношений с клиентами. Каждый гость должен быть окружен персональной заботой, чувствовать к себе особое отношение, как к VIP-персоне. И наконец, в-третьих, внедрение новейших технологий для экономии на административных процессах. А сэкономленные средства необходимо инвестировать в новые цифровые системы, улучшающие качество и удобство взаимодействия между гостями и отелем.

Будущее казахстанских отелей

Учитывая избыточное гостиничное предложение в Казахстане, продолжающийся рост гостиничного сектора недвижимости Алматы и пессимизм на глобальном рынке, отельеров нашей страны могут ждать не лучшие времена. «Уверена, что низкая загрузка отелей и невысокие средние тарифы в течение нескольких лет, а также отсутствие тренда к повышению спроса на гостиничное размещение натолкнут инвесторов на мысль о том, что сейчас лучше вкладывать деньги в другие сегменты недвижимости или поискать вообще альтернативные средства сохранения и приумножения капитала. Нормальным сроком возврата капитала при строительстве гостиницы с заемными средствами на российском рынке, например, в текущий момент считается: для 3* – от 10 до 13 лет, для 4* – от 12 до 15, для 5* – от 15 и выше. Если ваши расчетные показатели значительно превышают эти цифры, то наверняка можно поискать иные инвестиционные возможности», – считает Веллер.

Ситуацию может улучшить значительный рост туристического потока. «В динамике мы видим, что туризм в Казахстане развивается, и от года к году все больше гостей приезжают с целью посетить страну для отдыха и изучения местной культуры и окрестностей. И это очень во­одушевляет, ведь в нашей стратегии развития важным пунктом является продолжение активной работы по продвижению Казахстана, и Алматы в частности, как привлекательного туристического направления», – отмечает Тюрикова. Статистика МНЭ РК также подтверждает положительную динамику: за январь – июнь 2019 года обслужено 590 тыс. человек, что на 17% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но загрузка существующих отелей свидетельствует о том, что пока этого недостаточно.

Кроме того, в свете мировых тенденций брендовым отелям придется переосмыслить понятие лояльности к бренду, которая теперь должна строиться на уникальных и неожиданных удобствах для клиента. Отелям стоит выходить за рамки проверенного и надежного, тестировать новые функции, предлагать рискованные идеи и предугадывать, что станет наиболее привлекательным для гостей в ближайшем будущем – такого мнения придерживаются специалисты PwC. 

Отелям же экономкласса 

Татьяна Веллер советует присмотреться к мировым тенденциям по развитию коливингов и B&B и выбору путешественниками бутиковых и лайфстайл-отелей.

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций