Перейти к основному содержанию
867 просмотров

В ЗКО депутаты урезали суммы субсидий для господдержки общественного транспорта

Причиной тому народные избранники назвали недостаток средств в бюджете

Фото: Автора

Межрайонные и внутриобластные автобусные маршруты в ЗКО в новом году получат субсидий на 10 млн меньше, чем в 2018 году - их будут получать только автопарки, осуществляющие поездки в отдаленные районы области. По городу Уральску сумма субсидий пассажироперевозчикам осталась на уровне прошлого года, но господдержку из бюджета будут получать лишь те автопарки, кто закупил новые автобусы.

В первой декаде декабря уходящего года депутаты областного маслихата утвердили список социально-значимых автобусных маршрутов, которые будут получать господдержку в виде субсидий из городского и областного бюджетов.  

Секретарь облмаслихата Малик Кульшар сообщил «Къ», что в этот список попали все 83 областных автобусных маршрута (13 из них - внутриобластные,  29 - сельские и внутрирайонные, 41 - городские и пригородные).

«На субсидии автоперевозчикам, которые будут осуществлять внутриобластные и межрайонные перевозки, из бюджета предусмотрены 50 млн тенге. В прошлом году эта сумма равнялась 60 млн тенге, и была снижена в связи с тем, что в бюджете недостаточно средств, - пояснил Кульшар. - Субсидии в 2019 году будут выплачиваться только по тем маршрутам, которые ездят в дальние районы области. По Уральску общая сумма субсидий по автобусным маршрутам составила свыше 160 млн тенге. Эти деньги большей частью будут выплачиваться тем пассажироперевозчикам, кто уже закупил или будет закупать новые автобусы».

Руководитель городского отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог Кайрат Мухамбеткалиев рассказал «Къ», что точная сумма, которую выделили на субсидирование автобусных маршрутов в областном центре в 2019 году, равна 172 млн тенге. 

«В 2018 году на господдержку автопарков по городу мы затратили 175 млн. тенге. Из них порядка 100 млн тенге были выплачены четырем пассажироперевозчикам, которые закупили новые автобусы. С ними мы в начале года подписали меморандум о том, что в течение трех лет будем компенсировать им по 10% от стоимости закупленной ими техники, - пояснил глава автотранспортного отдела. - Остальные деньги были затрачены на выплату субсидий по городским дачным маршрутам».

Распределение субсидий уральским пассажироперевозчикам в новом году, по словам Мухамбеткалиева, будет складываться подобным же образом.
«Да, есть расчетный тариф по себестоимости общественных перевозок - 185 тенге за пассажира, и есть существующий тариф по городу - 80 тенге. И по закону мы должны платить всем перевозчикам эту разницу, - констатирует он. - Но суть вопроса в том, что мы не знаем реального пассажиропотока на городском транспорте. Как платить бюджетные деньги, не зная точных цифр?»

По мнению Мухамбеткалиева, решить вопрос с пассажиропотоком и общей суммой субсидий автобусным паркам города могло бы электронное билетирование. Но пока и сами пассажиры, и владельцы автобусных парков не спешат переходить на безналичные платежи.

«Все новое всегда воспринимается в штыки. Думаю, что со временем мы придем к тому, что на автобусных маршрутах будут действовать безналичные платежи, - рассуждает Кайрат Мухамбеткалиев. - Тогда пассажиропоток будет прозрачным, и мы будем платить субсидии каждому перевозчику, исходя из реальных цифр - за каждого пассажира, которого он перевез».

Руководитель одного из крупнейших и старейших автопарков по области, организатор Ассоциации пассажироперевозчиков Уральска  - ТОО «ОралТехСервис» Александр Баклан в корне не согласен с теперешним распределением субсидий автоперевозчикам.

«О том, что мы работаем практически без прибыли и нуждаемся в субсидиях, мы говорим властям на протяжении  почти 10 лет, и в 2018 году нас услышали, - говорит он. - Субсидии стали платить, но тем, кто обновляет свои автопарки. Я считаю, что привязывать субсидии к обновлению неправильно. Мы влезли в этом году в очередной кредит, закупили 20 новых автобусов на 300 миллионов, получили за них субсидии 30 млн тенге. Но... на три автобуса я до сих пор не могу найти водителей - люди не идут на наши низкие зарплаты. И платить им больше мы не можем, наш тариф убыточный: с учетом цен на зимнее дизтопливо, запчасти, налоги, зарплату он должен быть 185 тенге, а не 80. Семь лет назад мы взяли кредит около 3 миллиардов тенге, закупили 12 новых автобусов повышенной вместимости. В 2019 году мы этот кредит только закрываем, а автобусы уже можно списывать, они изношены».

banner_wsj.gif

Экосистемы для МСБ

Кто из банков креативнее

Фото: Shutterstock/Garfieldbigberm

По мнению финансовых экспертов, разработка экосистем и супераппов – приложений, которые объединяют сервисы от заказа еды до инвестиций в облигации, станет доминирующей тенденцией в развитии банковского сектора на ближайшие годы. Для универсальных банков эффективность таких проектов будет зависеть в том числе от ориентации их экосистем не только на физлиц, но и на бизнес-клиентов. «Курсив» разбирался, какие дополнительные цифровые услуги для МСБ предлагают сегодня казахстанские банки.

В Казахстане не так много компаний, которые показывают стабильный рост, поэтому отечественным банкирам все сложнее конкурировать за бизнес-клиентов. Большинство банков предлагают на рынке схожие продукты, одинаковые тарифы, и все БВУ работают по одним и тем же государственным программам. Но часть кредитных организаций в борьбе за клиента переходят в цифровое пространство, разрабатывая собственные экосистемы – финансовые и нефинансовые услуги для МСБ.

«Сильная конкуренция приводит к тому, что просто создать отличный цифровой сервис недостаточно. Сегодня к нему надо иметь собственную дистрибуцию, которая обычно очень дорого обходится, и другую дополнительную инфраструктуру. Поэтому в сложившихся условиях может возникнуть хорошая коллаборация финтех-компаний и банков», – говорит Дамир Какиев, управляющий директор по малому (массовому) бизнесу ДБ «Альфа-Банк».

Еще не поздно

Отечественные банки строят экосистемы нескольких направлений: Open Banking и Marketplace, а также предлагают бизнесу спектр нефинансовых услуг. Дальше всех в сфере «банк-магазин» продвинулся Kaspi, впервые презентовавший свою торговую площадку еще в 2014-м. Большая часть казахстанских БВУ начала активно развивать дополнительные электронные сервисы лишь в 2019-м.

«Банковские экосистемы находятся на разных стадиях развития, – констатирует финансовый аналитик Сергей Полыгалов. – Одни банки активно разрабатывают и внедряют разные продукты для клиентов, другие ограничиваются использованием широко распространенных вариантов».

«Открытый банк» строится на технологиях Open API, то есть на общедоступном наборе программных инструментов, которые обеспечивают взаимодействие между приложениями банка. Благодаря открытым интерфейсам разработчики сторонних компаний могут получить доступ к функционалу и контенту БВУ и использовать его, например, для частичной интеграции или создания собственных приложений. По словам директора центра по развитию финансовых технологий и инноваций Ассоциации финансистов Казахстана Константина Пака, в этом направлении успешно двигаются несколько банков: «Forte и Kaspi работают в направлении Marketplace. Есть признаки того, что и Halyk начал развивать эту систему. Но, например, Альфа-Банк выбрал другую стратегию развития».

Эксперт считает, что диджитализация банковских сервисов может привести к росту выручки за счет расширения каналов продаж и новых вариантов монетизации.

«Для создания экосистем нужны большая клиентская база и серьезное финансирование. Из-за текущей ситуации в экономике, возможно, некоторые финансовые организации снизят инвестиции в такие проекты. Но все будет зависеть от спроса на эти продукты», – говорит Пак.

Будущее именно за дополнительными функциями БВУ, убежден Полыгалов.

«Те банки, которые будут активно развивать и применять информационные технологии, будут иметь больший спрос на свои услуги, – считает он. – Отчасти это видно уже сегодня, в условиях карантина. Те банки, которые смогли предоставить клиентам возможность дистанционного обслуживания, на мой взгляд, менее пострадали от ограничений».

Чем богаты

Обзор существующих экосистем банков, предназначенных для бизнес-клиентов, логично начать с крупнейшего игрока. В 2018 году, после интеграции Халыка с Казкомом, количество клиентов объединенной организации составило 300 тыс., и половина из них уже тогда были постоянными пользователями системы интернет-банкинга для юридических лиц – Onlinebank.

«Развитие экосистемы мы начали с внедрения полезных сервисов для массового сегмента МСБ, таких как выставление счетов на оплату в Onlinebank, отправка платежей и переводов внутри банка в режиме 24/7, в том числе на карты физических лиц, зачисление заработной платы», – рассказывает директор департамента транзакционного бизнеса Halyk Bank Гульсум Душатова.

Halyk первым в Казахстане внедрил сервис проверки компаний при отправке платежа. Банк бесплатно дает возможность получить отчет о благонадежности партнера.

«Мы предоставляем информацию клиентам из 30 открытых источников. В апреле мы внедрили такой сервис по компаниям из России, это позволило нашим клиентам проверить и обезопасить свои сделки», – говорит Душатова.

У большинства предпринимателей нет своей службы безопасности для проверки сотрудников на благонадежность, поэтому Халык внедрил сервис «HR-помощник», где также бесплатно можно узнать информацию о кандидате из 30 открытых источников. Еще один бесплатный сервис от структуры – это «Обухгалатер». Более 50% компаний сектора МСБ используют упрощенную декларацию (форма ФНО 910). Банк интегрирует сдачу документов с личным кабинетом налогоплательщика.

«Клиенту всего лишь нужно заполнить данные по оборотам, при этом система сама посчитает суммы налоговых и социальных отчислений и отправит декларацию», – сообщила Душатова.

Местные игроки

Банк ЦентКредит выстраивает экосистему для МСБ и ИП вокруг собственного интернет-банкинга и мобильного приложения для бизнес-клиентов StarBusiness.

«Мы единственные из первой десятки банков, кто предлагает бесплатное подключение к интернет- и мобильному банкингу для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. У некоторых банков при бесплатном подключении требуется приобретение ключа либо платная регистрация», – рассказали в пресс-службе БЦК.

Клиентам банка доступны внутрибанковские переводы в режиме 24/7, внешние переводы и платежи, онлайн-сопровож­дение валютных контрактов, онлайн-открытие депозитов, выпуск тендерных гарантий. Одна из фишек БЦК – платформа по конвертации валют по биржевому курсу, которая рассчитана на все юридические лица и ИП.

StarBusiness позволяет получить полный контроль над движением средств организации и ее филиалов, оформлять выпуск карт, оплачивать любые счета и многое другое. Также БЦК запустил открытую финансовую платформу, которая позволяет потенциальным партнерам без длительных подготовительных процедур интегрироваться с банком и создавать инновационные сервисы для общих клиентов. Данная опция будет интересна компаниям – обладателям собственных приложений, уточнили в БЦК.

Евразийский банк для повышения спроса на онлайн-услуги снизил тарифы на цифровое обслуживание, сообщила пресс-служба банка.

«Банк ведет работу по вводу в действие экосистемы: возможность работы в одном окне для бухгалтеров, использующих «1С-Бухгалтерию», получение ЭЦП через банковские программы, использование сервисов egov», – рассказали в пресс-службе Евразийского.

Российские «дочки»

В Альфа-Банке говорят, что намерены занять доминирующее положение в секторе малого и среднего бизнеса, предоставив предпринимателям возможность моментально получать банковские услуги по принципу одного окна. Приоритет банка – перевести все услуги из отделений в цифровые каналы.

«Клиенты малого бизнеса в Альфе уже совершают 99% платежей в интернет-банке и мобильном приложении. На следующем этапе мы начнем предоставлять клиентам небанковские сервисы. Главное для нас – решить конкретные проблемы клиента с помощью удобного дистанционного обслуживания», – рассказал Дамир Какиев.

Продукты банка для МСБ платные, но предприниматель может серьезно сэкономить, если оплатит услуги банка за год.

«За время карантина и ЧП мы сумели привлечь новых клиентов при помощи онлайн-открытия счетов за 10 минут. Альфа-Банк первым в стране начал открывать счета без выезда курьера для индивидуальных предпринимателей и ТОО», – сообщил Какиев.

Дочерний ВТБ находится в самом начале пути по созданию собственной экосистемы. Стоимость продуктов здесь еще не рассчитывали, но в банке говорят, что клиентам будет доступен выбор: осуществить покупку в рамках пакетного предложения по принципу «все включено» либо приобретать отдельные опции.

«Мы разрабатываем сервис онлайн-бухгалтерии, который позволяет в автоматическом режиме формировать упрощенную бухгалтерскую и налоговую отчетность и фактически заменяет некрупному бизнесу услуги бухгалтера. Также пакетное предложение будет включать опцию «Автоматический склад» для автоматизированного учета прихода и расхода товаров на складе», – сообщил член правления Банка ВТБ (Казахстан) Игорь Ли, курирующий в банке работу с МСБ.

Экосистема российского материнского Сбербанка громадна – она включает и поиск офис­ных помещений, и решения для бизнеса в области распознавания лиц, и образовательные платформы. Его казахстанская «дочка» начала продвигать экосистему только в прошлом году с продажи продуктов для бухгалтеров от компании Sber Solutions. С начала этого года банк предложил МСБ такие опции, как личный юрист и HR-сервисы.

«Последний рассчитывает заработную плату сотрудников, может заниматься подбором персонала и кадровым администрированием», – рассказала пресс-служба Сбербанка. Во II квартале банк намерен реализовать несколько опций (организация удаленного рабочего места, экспресс-аудит бухгалтерии) и услуги сопровождения (процедура банкротства, слияния и поглощения). «Кроме того, для кафе и ресторанов мы планируем предложить программу лояльности SberFood с сервисами бронирования столиков, предзаказа и доставки еды», – сообщили в Сбербанке.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png