Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


1678 просмотров

«Технодом» предлагает внести ряд поправок, регулирующих деятельность торговых интернет-площадок

По сегодняшним нормам, любой интернет-ресурс автоматически является СМИ и попадает под закон О деятельности СМИ, из-за чего «Технодом» предложил внести ряд поправок в законодательные акты для дальнейшего развития рынка электронной коммерции

Фото: Офелия Жакаева

Инцидент с блокировкой сайта «Технодом» за ненадлежащее размещение информации о товарах для взрослых и последовавшие судебные разбирательства подняли ряд проблем в отрасли регулирования правил деятельности электронных торговых площадок. По сегодняшним нормам, любой интернет-ресурс автоматически является СМИ и попадает под закон о деятельности СМИ. Крупнейший ритэйлер предложил внести ряд поправок в законодательные акты для дальнейшего развития рынка электронной коммерции.

Есть в интернете – значит СМИ

«Сегодня ситуация такая, что все интернет-ресурсы де-факто приравнены к СМИ. Сетевые издания в добровольном порядке, становясь на учет, приобретают чуть больше прав, относительно других интернет-ресурсов. Допустим, если сетевое издание встало на учет, то согласно статьи 41.1 мы не можем ограничить доступ (к информации или заблокировать ресурс) без проведения уведомительной и предупредительной работы. Если интернет-ресурс встает на учет, то, согласно закону о СМИ, есть норма о том, что прекращение деятельности возможно только по решению собственника или суда. В отношении других ресурсов, которые не прошли постановку на учет, министерство, согласно статье 41.1, может выставить предписание об устранении нарушения. И если оно не было устранено, мы можем доступ ограничить», - отметил заместитель председателя Комитета телекоммуникаций Министерства информации и коммуникаций РК Михаил Комиссаров

Электронные площадки, продающие товары, не стоит относить к электронным СМИ.  

«Нельзя применять те параметры и меры, которые закреплены в законе о СМИ к электронным торговым площадкам. Что такое СМИ? Это издание или интернет-ресурс, на котором размещается больше всего событийная информация и комментарии к ней. А когда просто есть площадка, где предлагается товар, то зачем относить именно эти интернет-ресурсы к СМИ. Если появится определение «электронные площадки», то для них нужно разработать отдельный механизм контроля и взаимодействия с уполномоченным органом», - сказал председатель Казахстанской ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой компьютерной техники и сложных технических систем (КАТЭКС) Сергей Архипкин.

Сергей Архипкин.JPG

Стране необходим отдельный закон о регулировании электронной коммерции. 

«Сейчас правительство страны разработало программу «Цифровой Казахстан», кроме того существует тренд, что в ближайшем будущем на рынке все больше будет появляться электронных площадок. Возможно, пришло время к тому, что необходим отдельный закон о регулировании электронной коммерции. Либо это могут быть законодательные акты внутри закона «О регулировании торговой деятельности» в направлении развития электронной коммерции. Мы же ожидаем, что в ближайшем будущем будут появляться все больше именно онлайн торговых площадок. Для того, чтобы мы дальше развивали электронную коммерцию, нужен четкий закон и четкие нормативные акты. Мы как участники рынка и лидирующая компания в области ритэйла и электронной коммерции готовы стать драйверами в способствовании улучшения законодательства», - считает руководитель PR направления «Технодом» Шынар Жанибекова.

Шынар Жанибекова.JPG

Предложения

Главный юристконсульт Технодома Айжан Бабаева также внесла другие вопросы для внесения изменений и дополнений в действующие законодательные акты Республики Казахстан, регулирующие индустрию электронной коммерции.    

Участники круглого стола пришли к общему мнению о необходимости четкого определения в законодательстве статуса электронной торговой площадки (интернет-магазина), внесения коррективов в определенные подзаконными актами механизмы взаимодействия с уполномоченными органами, а также включения в Правила внутренней и электронной торговли прозрачных и понятных требований в части торговли определенными группами товаров, к обороту которых законодательством Республики Казахстан предъявляются особые требования и ограничения.  

Ранее представители компании «Технодом» и Министерства информации и коммуникаций уже выработали общие подходы к реализации через интернет-магазин отдельных категорий таких товаров.  

Как отметил, начальник управления WEB-проектов «Технодом» Владимир Сломушинский: «Уже реализованные на базе интернет-магазина компании технические решения по ограничению доступа к отдельным категориям товаров могут послужить примером при разработке дополнений в существующие акты, регулирующие правила внутренней торговли».  

Министерства информации и коммуникаций, национальной экономики, со своей стороны, выразили готовность рассмотреть возможность внесения соответствующих поправок в законодательные акты. 

Заместитель председателя комитета информации МИК Михаил Комиссаров отметил: «Данный круглый стол стал еще одним шагом к формированию цивилизованного рынка электронной коммерции, работающего в правовом поле. МИК готов содействовать в разработке и четком определении в законодательных актах, регулирующих электронную торговую деятельность, прозрачных и понятных для всех правил и требований».

untitled2 (1).png

Предыстория

Напомним, работа площадки e-commerce technodom.kz была парализована 7 августа 2018 года в 19.00 часов, после разбирательств с Министерством информации и коммуникаций РК сайт заработал 9 августа в 20.30. Работа сайта была заблокирована из-за жалоб граждан в Министерство на оскорбляющие их чувства «товары для взрослых», которые были в продаже в интернет-магазине компании АО «Technodom Operator». Представители министерства должны были применить ограничение исключительно к категории, относительно которой поступали жалобы, однако произошла блокировка всего сайта и, соответственно, интернет-магазина. Предварительно нанесенный ущерб в результате блокировки сайта на тот момент оценивался в 30 000 000 тенге за один день без учета репутационных рисков.  


1177 просмотров

Налоговики вывели из тени в ЗКО почти 10 млрд тенге

Благодаря онлайн-кассовым аппаратам

Фото: Shutterstock

Первые данные онлайн-кассовых аппаратов (ОККМ) показали: у бизнеса ЗКО в тени находилось не менее 10 млрд тенге. «Курсив» выяснил, как налоговики на 113,3% выполнили план по дополнительным поступлениям налогов за счет сведений ОККМ и сколько еще планируют собрать за счет легализации прибыли местных предпринимателей.

Столько млн на дороге не валяется

ДГД ЗКО на запрос «Курсива» сообщил: в 2019 году по итогам прошлого года, когда предпринимателей обязали устанавливать онлайн-кассовые аппараты (ОККМ), налоговики смогли собрать дополнительно в республиканский и местный бюджеты 171,5 млн тенге. 

Департамент дает следующий расклад: по результатам администрирования с начала 2019 года по всем действующим ИП выручка выросла в 1,5 раза – с 12 до 19 млрд тенге, или на 7 млрд (58%). А в сравнении с 2018 годом выручка увеличилась в 2,1 раза – с 9 до 19 млрд тенге, или на 10 млрд тенге, – 111%.

«Эти 10 млрд доходов скрывались, были в тени. На эту сумму мы, получается, увеличили налогооблагаемую базу. Если с нее взять только 1,5% соцналога, уже выходит дополнительно 150 млн», – прокомментировала данные «Курсиву» руководитель управления анализа и рисков ДГД ЗКО Жаннат Шайхиева.

В прошлом году, сообщила она, ОККМ установили почти все крупные предприятия. Самый большой доход по базе данных онлайн-касс показали торговые дома, рестораны, кафе и другие точки сети общественного питания. Но по итогам 2019 года аналогичных побед налоговики не ждут: показатели реальных доходов бизнеса еще, конечно, подрастут, но не намного – онлайн-кассы осталось установить предприятиям и ИП с небольшими оборотами. 

Сегодня в Западно-Казахстанской области зарегистрировано 19 280 ККМ, из них 11 788 – онлайн-ККМ, которые установили 8435 налогоплательщиков. Всего в области действуют 42 624 субъекта МСБ (зарегистрировано 49 958). Из них 41 222 ИП и 8736 юридических лиц.
И предприниматели, надо отметить, попыток экономить, в том числе на налогах, не оставляют. Кто-то по-прежнему не пробивает все онлайн-чеки, а кто-то не разобрался в идее установки ОККМ и, честно пробивая все чеки, указывает в своих налоговых отчетах низкую прибыльность.

«Есть предприниматели, которые полагают: данные, которые поступают с онлайн-касс, не проверяются. В результате у них нестыковки – по базе ОККМ один доход, а по отчетам – другой. А все данные с кассы напрямую идут в Комитет госдоходов, где формируется база данных на каждого субъекта МСБ», – объяснила г-жа Шайхиева. 

Cashback для покупателя

Напомним, передача сведений с онлайн-ККМ осуществляется по каналам связи сети телекоммуникаций общего пользования в последовательности: ККМ – оператор фискальных данных – уполномоченный орган. 

Сегодня в Казахстане определены три оператора фискальных данных – это АО «Казахтелеком», АО «Транстелеком» и ТОО «Кар-Тел».

Налоговые службы используют автоматизированный контроль – спецпрограмма отсылает уведомления предпринимателям автоматически. По итогам 2018 года программа нашла так много нестыковок, что фискалы смогли доначислить в бюджет круглую сумму. 

По администрированию с использованием сведений ОККМ 143 налогоплательщикам было направлено 157 уведомлений. 

По результатам этой работы доначислено и взыскано 94,1 млн тенге. Это, повторимся, деньги с тех доходов, которые при уже установленных онлайн-кассах бизнесмены пытались скрыть. Но и это не все. Как объяснили в департаменте, если уведомление отправляется только по крупным суммам, то по мелким суммам (1–2 тыс. тенге) направляется простое извещение. По ним насобирали еще 77,3 млн тенге. 

Судебных исков, штрафов и жалоб не было, заверили нас в департаменте госдоходов – с предпринимателями проводят беседы, а покупателям предложили включиться в процесс. 

«Для населения приняты стимулирующие меры при безналичных расчетах – начисление cashback от банков второго уровня и проведение лотерей. Для бизнеса при покупке ОККМ уменьшается сумма уплачиваемых налогов на стоимость кассы, отменяются требования по пломбированию ККМ и ведению учета наличных денег», – напомнила руководитель управления ДГД.

План по дополнительным поступлениям налогов за счет администрирования с использованием сведений ОККМ за пять месяцев текущего года налоговики ЗКО исполнили на 113,3%, собрав, как уже сказано, 171,5 млн тенге. Общий план 2019 года – 909,2 млн. Но аналитики ДГД считают: собрать почти миллиард вряд ли удастся – реальные объемы налогооблагаемой базы почти определились и дальше десяти выявленных миллиардов эти показатели далеко не уйдут.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций