Перейти к основному содержанию
848 просмотров

Сигареты и лекарства могут попасть под обязательную маркировку QR-кодом

С помощью кодов правительства стран ЕАЭС намерены сокращать теневую экономику, увеличивать поступления в бюджет и контролировать оборот товаров

Фото: shutterstock.com

Лекарственные препараты в странах Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС) могут с 2021 попасть под обязательную маркировку QR-кодом, сообщил министр финансов РК Алихан Смаилов.

«Такого утвержденного перечня в рамках ЕАЭС обязательного к маркировке на всем пространстве ЕАЭС нет. С учетом пилота, который в настоящее время завершается, можно сказать в странах ЕАЭС по меховым изделиям, планируется, что в начале (2019) года он будет рассмотрен в рамках совета ЕАЭС. Возможно, его включат в перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке в рамках ЕАЭС. Я имею ввиду, что меховые изделия станут номер один, скорее всего. Но для этого нужно, чтобы все страны ЕАЭС единогласно поддержали такое введение», - сказал он, представляя проект закона РК «О ратификации Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе» на пленарном заседании мажилиса парламента 19 декабря.

Кроме того, в этот перечень могут попасть табачные изделия и лекарственные средства.

«Следующим кандидатом по включению в этот перечень являются табачные изделия, по которым мы в настоящее время уже начали проведение пилота совместно с Российской Федерацией. Опять же это займет время. Сначала мы проведем пилот, потом будет соответствующее предложение в комиссию ЕАЭС, после чего это будет предложено другим странам ЕАЭС и, скорее всего, через два года мы придем к тому, чтобы табачные изделия тоже включить в такой перечень. По лекарственным средствам мы также планируем начать пилот где-то в апреле (2019 года). Если покажет положительные результаты, то где-то в начале 2021 года, скорее всего, они тоже попадут в перечень товаров, которые обязательны к маркировке на всем пространстве ЕАЭС», - сказал Смаилов.

Министр отметил, что ранее на алкогольную продукцию предусматривались бумажные акцизные марки, то сейчас в рамках маркировки предлагается наносить цифровой код, который будет наноситься в виде двумерного штрихкода.

«Это как QR-код или Data-код. Есть разные типы двумерного штрихкодирования, которые сами по себе намного сложнее подделать. Кроме того, когда считывается информация с этого кода, автоматически сопоставляется с информацией, которая находится в информационной системе государства. Автоматически идет подтверждение легальности и достоверности этого кода. Кроме того, сейчас в рамках пилота рассматривается возможность дополнительно в этот пилот заносить так называемый криптохвост или через криптографическое шифрование зашифровать еще электронно-цифровую подпись производителя, что само по себе сделает практически невозможной подделку», - сказал он.

«Но оно связано с некоторыми техническими сложностями, связанным с тем, что чем больше вы информации в штрих-код заводите, тем более требуется разрешение для этого кода и могут быть некоторые технические сложности. Поэтому сейчас в рамках пилота этот вопрос отрабатывается. Кроме того, когда код генерируется и наносится во время производства, он сразу удаляется из баз данных производителя и импортера. За этим должен следить и оператор с тем, чтобы он (штрих-код) повторно не использовался», - добавил Смаилов.

Кроме того, по его словам, есть еще гражданский контроль, когда население может посмотреть достоверность штрих-кода через мобильное приложение.

Соглашение о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском Экономическом Союзе было подписано 2 февраля 2018 года в Алматы премьер-министрами стран ЕАЭС в рамках заседания Евразийского межправительственного совета.

Основными целями соглашения являются обеспечение законности оборота товаров, защита прав потребителей, сокращение теневой экономики, увеличение поступлений налогов в бюджет, выравнивание конкурентных условий ведения бизнеса в рамках ЕАЭС.

Положения соглашения регламентируют сроки и порядок введения маркировки, устанавливают единые требования к средствам идентификации и их нанесению на товар, формат, состав и структуру передаваемых сведений о маркированных товарах между государствами-членами Евразийского Экономического Союза. Маркировке подлежат товары, ввезенные на территорию таможенного Союза и произведенные на территории Союза. При этом, допускается маркировка товаров за пределами таможенного Союза.

«Перечень маркируемых товаров единогласно утверждается Советом Евразийской экономической комиссии по предложению стран с представлением полного анализа целесообразности введения маркировки. В случае отсутствия решения о введении маркировки определенной группы товаров на территории Союза, государство-инициатор имеет право ввести маркировку в соответствии со своим законодательством. При этом, в случае возникновения намерений другие государства-члены могут присоединиться к маркировке», - сообщил Смаилов.

Соглашением предусмотрены случаи, при которых товары не подлежат к маркировке, например, когда товары произведены для экспорта за пределы таможенной территории ЕАЭС и товары ввезены физическими лицами для собственных нужд.

«Хочу отметить, что институт маркировки успешно применяется во многих развитых странах мира, таких как США, страны ЕС, Бразилия, Китай и другие. Считаю, что маркировка каждой единицы товара и обеспечение его прослеживаемости от производителя и импортера до конечного потребителя является одним из эффективных инструментов цифровизации экономики. Реализация соглашения не потребует выделения средств из республиканского бюджета», - сообщил министр финансов.

Депутаты мажилиса одобрили законопроект.

904 просмотра

Замакима ЗКО предложил бизнесу разделить лот по санитарной очистке города

Раньше двухмиллиардный контракт получала одна компания

Фото: Рауль Упоров

На содержание дорог и мостов областного центра из бюджета в 2019 году выделено почти 2 млрд тенге. Но эти средства осваивает лишь одна компания. Власти хотят, чтобы монополия в данной сфере была разбита, и потому ожидается, что в следующем году единый миллиардный лот будет разделен на пять составных частей.

Рушить систему нельзя

Месяц назад заместитель акима ЗКО Аманжол Алпысбаев на своей странице в Facebook опубликовал пост, в котором сообщил уральцам, что обл­акимат намерен пересмотреть условия проведения конкурса госзакупок на содержание дорожно-мостового хозяйства Уральска. И пояснил, что делается это для экономии бюджетных средств, чего можно достичь лишь при наличии конкуренции. 

«Для повышения прозрачности и конкуренции планируем разделить один большой лот (сейчас он 1,9 млрд тенге, при этом большая часть средств – 1,231 млрд тенге – механизированная уборка – «Курсив») на несколько лотов. Но здесь есть свои нюансы: на сколько, какие суммы будут интересны для МСБ, на какой срок, разделять ли уборку на зимнюю и летнюю?» – задался вопросами г-н Алпысбаев и предложил бизнесменам внести свои предложения. 

Однако в комментариях под постом отметились лишь несколько местных бизнесменов. Так, руководитель ТОО «СКФ «Отделстрой» Валентина Михно написала, что бизнесу будут интересны конкурсы сроком на три года, поскольку, по ее мнению, компании заинтересованы в долгосрочных договорах. 

При этом директор ТОО «Орал Транс» Турарбек Тлемисов уверен: «рушить налаженную систему нельзя». Однако он также отмечает, что оплата за совершенную работу, как правило, приходит гораздо позже, чем были оказаны услуги. В связи с чем компания вынуждена расплачиваться с подрядчиками за свой счет. «Я понимаю: работу сделал и получил оплату. А если оплата через полгода? Кто из бизнесменов захочет так работать?» – пишет г-н Тлемисов.

Лоты будут – появятся ли участники?

Спустя время в комментариях «Курсиву» Аманжол Алпысбаев заметил, что ему так и не удалось добиться обратной связи от бизнесменов. 

«Я хочу понять, сколько игроков на этом рынке. Кто из бизнесменов готов взяться за благоустройство дорог в городе. Есть мнение, что в Уральске существует одна компания, которая располагает большим количеством техники, и именно она должна осваивать те самые 1,9 млрд тенге бюджетных денег. Я изучил документацию. Основной объем работы проводится за счет спецтехники, привлеченной со стороны», – говорит замакима ЗКО. 

По его словам, если эту технику компании сдают в аренду основному игроку на рынке саночистки города, то почему бы им самим не стать участниками госзакупок по содержанию дорог и мостов.

Логика чиновника довольно проста. Он полагает, что усиление конкурентной среды будет способствовать не только уменьшению затрат бюджета на благоустройство города (на 15%), но и позволит не сокращать статью расходов на очистку города от мусора, грязи и снега. 

По словам г-на Алпысбаева, акимат Уральска уже сделал свой выбор – в 2020 году с новой технической спецификацией лот «Содержание дорожно-мостового хозяйства города Уральска» будет разбит на пять отдельных лотов под новым названием «Санитарная очистка города Уральска». Город будет разбит на пять участков, которые в идеале должны будут обслуживать пять абсолютно разных компаний. Эти участки, как поясняет он, территориально будут неодинаковы, соответственно, и суммы по ним на саночистку окажутся разными.

Хайдар Капанов, политолог, председатель Совета по защите прав предпринимателей при областной ПП: 

«По моему пониманию, чтобы в Уральске был порядок на дорогах, город нужно разделить на 20 участков – по числу избирательных участков депутатов городского маслихата. И объявлять конкурсы на санитарную очистку этих участков отдельными лотами. Нужно, чтобы депутаты принимали деятельное участие в привлечении бизнеса к этим тендерам, были заинтересованы в том, чтобы из бюджета вовремя оплачивались те работы, которые производит на их участке подрядчик, контролировали ход этих работ.

Демонополизация рынка услуг по благоустройству города позволила бы достичь большей результативности. В ЗКО есть ряд дорожных фирм, чья техника задействована в основном в весенне-летний период. Зимой она простаивает, работники сидят без зарплаты. Эти предприятия успешно могли бы заниматься вывозом снега с улиц города и очисткой мостов ото льда.

Но здесь необходимо принципиальное решение от властей города – на сколько лотов-­участков реально будут поделены 1,9 млрд тенге».

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance