Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


723 просмотра

С маленькими предприятиями могут быть проблемы: как в Семее планируют повышать зарплаты

За игнорирование соглашения о повышении оплаты труда предусмотрен административный штраф

Фото: Вячеслав Батурин

В Восточном Казахстане предложено поднять зарплату всем низкооплачиваемым работникам, которые трудятся на частных предприятиях. Если крупные компании Семея уже начали повышать оклады, то с маленькими предприятиями могут возникнуть проблемы.

Поднять не только «минималку»

Как известно, с 1 января официальный размер минимальной заработной платы будет увеличен в полтора раза: если сейчас он составляет 28 284 тенге, то в наступающем году будет равен 42 426 тенге. 

«Минимум у нас, как правило, получают неквалифицированные работники – технички, сторожа и т. д. Сейчас это 28 тыс. тенге. Но практически в каждой организации есть технические специалисты, которые зарабатывают чуть больше. Такие примеры имеются и в госслужбе, и в бизнесе. Однако в следующем году та же техничка станет получать уже более 40 тыс., таким образом квалифицированный сотрудник, у которого оклад был 45 тыс. тенге, окажется на одном уровне с неквалифицированным. Поэтому, несмотря на то, что на большинстве предприятий минимальная зарплата выше сегодняшнего официального минимума, было внесено предложение увеличить заработную плату на всех предприятиях внебюджетной сферы», – отмечает председатель Координационного совета отраслевых профсоюзов Семейского региона Сабит Ибраев.

По его словам, на специальном заседании трехсторонней комиссии, в которую входят представители палаты предпринимателей, профсоюзов и акиматов, в Восточном Казахстане было подписано соглашение о повышении заработной платы низкооплачиваемым работникам на 10% в 2019 году.

В свою очередь руководитель отдела контроля трудового законодательства по Семею Токтарбек Тусипбаев отмечает, что на каждом предприятии складывается своя средняя заработная плата. «По условиям подписанного соглашения, повысить оплату предлагается тем работникам, чей оклад ниже этого среднего уровня», – уточняет г-н Тусипбаев.

Планируется, что до 2020 года такое повышение будет происходить ежегодно, и через три года общее повышение заработной платы составит 30%. 

Чтобы не было лазеек

По официальным данным, в ВКО насчитывается порядка 4 тыс. работников, которые с января начнут получать в полтора раза больше, чем сейчас. Но ответа на вопрос, сколько человек, работающих на предприятиях МСБ, относятся к категории низкооплачиваемых, а значит, тоже имеющих право ожидать повышения оплаты, пока не знают ни в профсоюзных организациях, ни в трудовой инспекции. 
   
В настоящее время отделом занятости и социальных программ ведется работа по 9 932 городским предприятиям, 35 из которых – крупные, из этих больших организаций три уже подняли зарплату своим сотрудникам. Остальные еще только готовятся к предстоящим изменениям.
 
Добропорядочные и законопослушные бизнесмены занимаются финансовыми расчетами и изыскивают пути повышения зарплаты таким способом, чтобы не пришлось сокращать штаты. Ну а кто-то давно нашел лазейки, позволяющие избегать излишних затрат. 

К примеру, когда встал вопрос о том, что в первый год после введения медицинского страхования оплачивать страховку своим сотрудникам будет работодатель, немало предпринимателей Семея предупредили персонал, что эту сумму опять же будут высчитывать из зарплаты. В связи с чем люди уже сейчас высказали предположения, что предстоящее повышение окладов у индивидуальных предпринимателей может пойти по той же схеме мнимых выплат. 

Люди, работающие в ИП, иногда даже трудового договора в глаза не видят, что уж говорить о том, чтобы настаивать на повышении зарплаты. 

Исполнять обязаны все 

Между тем определенный пункт о повышении зарплаты низкооплачиваемым работникам в Трудовой кодекс уже внесен. Как отмечает Сабит Ибраев, если ориентироваться на последнее Послание главы государства, то все обязаны его исполнять. «В коллективные договоры на уровне предприятий и организаций должны внести дополнения с учетом повышения конкретной суммы», – говорит эксперт. 

Вопрос, по его мнению, лишь в том, каким образом отслеживать исполнение поручения президента. 

«В статье 23 Трудового кодекса РК указано: работодатель обязан соблюдать требования трудового законодательства и требования соглашений и коллективных договоров. Поэтому раз в соглашение включено положение о повышении оплаты труда на 10%, все работодатели обязаны исполнить это требование. В противном случае предусмотрен административный штраф», – резюмирует Токтарбек Тусипбаев.


316 просмотров

Что мешает казахстанским производителям мороженого торговать с заграницей

Об особенностях этого рынка «Курсиву» рассказал эксперт отрасли мороженого в СНГ и Европе Дмитрий Докин

фото: shutterstock.com

Согласно исследованиям Euromonitor International, в 2019 году объем продаж мороженого в стоимостном выражении вырос на 9%, до 84,8 млрд тенге, а в количественном – на 3%, до 27 тыс. тонн. Средняя цена за единицу товара увеличилась на 6%. О том, каковы тенденции рынка и что необходимо учитывать отечественным производителям при экспорте продукции, рассказал «Курсиву» международный эксперт отрасли мороженого в СНГ и Европе Дмитрий Докин.

С точки зрения Дмитрия Докина, экспортный потенциал у казахстанских производителей мороженого достаточно высок. В частности, по его мнению, у лидера на внутреннем рынке – компании «Шин-Лайн» есть все необходимое, чтобы увеличить продажи своего товара не только внутри Казахстана, но и в других странах.

Сегодня казахстанское мороженое поставляется в Россию, Монголию, Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан, Азербайджан, Беларусь и Китай. В перспективе компания планирует выйти на рынок Украины.

«Экспорт в Россию увеличился на 40% в натуральном выражении и на 50% в денежном. Но мы очень внимательно смотрим и за рынком в Узбекистане, потому что он самый большой в Центрально-Азиатском регионе. К слову, там у нас очень динамично растут показатели. В текущем году рост составил 280%. Хорошая динамика продаж и в Беларуси. Кстати, там очень удивились, увидев наш продукт. Ведь они ни разу не видели казахстанских товаров. Мы считаем, что будет динамично развиваться и Азербайджан. И мы произвели тестовую атаку на украинский рынок, потому что там тоже очень много потребителей, так же как и в Узбекистане», – рассказал международный эксперт, директор категории мороженого компании «Шин-Лайн» Дмитрий Докин на встрече с журналистами, прошедшей 20 августа.

Особенности китайского потребителя

Эксперт отмечает, что в странах постсоветского пространства продвигать товар и бренд гораздо легче, чем, к примеру, в Китае. Поскольку у жителей Поднебесной свои, только им присущие потребности, поэтому компании, ориентированной на экспорт мороженого, приходится их учитывать. И, конечно, тщательно изучать рынок.

«Мы долго его анализировали и пришли к выводу: чтобы иметь там большие объемы и продажи, нужно для китайцев создавать отдельные вкусы и продукты. Им нужно не такое сладкое мороженое, к которому привыкли мы. Когда узбеки пробовали нашу продукцию, они восклицали: «О! Как сладко!», а когда китайцы брали ту же продукцию, они замечали: «О-о-о, как сладко…», – отмечает эксперт.

Еще одной особенностью потребителей КНР являются их привычки. Жители Китая предпочитают покупать мороженое онлайн. А это значит казахстанским экспортерам придется разработать яркие упаковки.

«Да, Китай находится в 240 км от Алматы и там полтора миллиарда населения, это притягательно. Но все непросто, нужно много работать», – подводит итог Дмитрий Докин.

Политика не помешает экспорту

Говоря о Кыргызстане, эксперт отметил, что за семь месяцев текущего года в этой стране наблюдался рост продаж на 54% в натуральном выражении и на 73% – в денежном. Рынок Монголии, по словам г-на Докина, также показывает стабильные продажи с перспективой роста до 25%.

Объясняя, почему другим казахстанским производителям тяжело выходить на другие рынки, к примеру на российский, эксперт подчеркнул, что все дело в знаниях.

«Взять хотя бы тот же пломбир. Они не знают, каким он должен быть, как он должен выглядеть. Выйдя на экспорт, конкуренты всего лишь продают свое мороженое, а мы специально изучали рынок и делали продукт именно под него», – говорит Дмитрий Докин.

Не менее интересная ситуация наблюдается и на рынке Украины, куда планирует выйти казахстанский производитель мороженого. Причем, как подчеркнул в комментариях «Курсиву» г-н Докин, экспортировать туда свою продукцию казахстанцам ничто не мешает.

«Если бы мы были российской компанией, то, возможно, имели бы определенные сложности, причем не только сейчас, а гораздо раньше. Вот Nestle – это международная компания, но они долго не выходили на рынок Украины, потому что на упаковке стоял адрес: Московская обл., г. Жуковский. Нас же спасает казахстанское происхождение с корейскими корнями. Когда мы говорим о рынке, в первую очередь речь идет о потребителях, а они будут голосовать своими кошельками. Мы проводили тестирование своего продукта на Украине, и я могу сказать, что и к нам, и к продукту украинцы относятся очень хорошо», – отметил эксперт.

«Бомба» на рынке

По информации Дмитрия Докина, казахстанские производители мороженого, как и сам рынок, растут примерно на 3% в год. В этом году его объем, по оценкам исследовательского агентства Еuromonitor, специализирующегося в области международных стратегических исследований потребительских рынков, достигнет порядка 36–40 тыс. тонн в год. Для сравнения: в России в пересчете на душу населения объемы примерно такие же.

Согласно отчету международного агентства, на казахстанском рынке тройку лидеров по объемам возглавляет компания «Шин-Лайн» – 35% (в деньгах). На втором месте ТОО «Балмуздак» – 18%, на третьем – ОАО «Инмарко» – 11,4%.

Не менее интересен и анализ по лидирующим брендам. Так, мороженое «Бомба» (ТОО «ШинЛайн» – 13,9% от всех продаж. На втором месте «Белый медведь» (TOO «Aiza») – 7,3%. Третье место занимает мороженое «Золотой стандарт» компании «Инмарко» – 5,8%.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

 

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций