Почему бизнес в Казахстане расплачивается за ядерные испытания?

Опубликовано
Семипалатинский ядерный полигон закрыт уже 27 лет, но проблемы компенсации жертвам былых испытаний до сих пор вызывают вопросы

Необходимость выплачивать сотрудникам экологические надбавки ставит бизнес Семея в неравные условия с предпринимателями из других регионов страны, кроме того, эти выплаты увеличивают размер тарифов на коммунальные услуги.

Жертвы платят жертвам

Семипалатинский ядерный полигон закрыт уже 27 лет, но проблемы компенсации жертвам былых испытаний до сих пор вызывают вопросы. К примеру, по закону все пострадавшие должны получать к ежемесячной зарплате экологическую надбавку в размере 1,5 МРП, а также ежегодный оплачиваемый 10-дневный экологический отпуск. Сотрудникам бюджетных организаций эту надбавку выплачивает государство. Но вот тем, кто работает в частных компаниях, экологическую надбавку и добавочные отпускные обязан платить предприниматель. На вопрос, почему бизнесмены должны расплачиваться за ядерные испытания, к которым они не имеют отношения (да и сами являются точно такими же пострадавшими), ответа пока нет. 

Предприниматели выкручиваются как могут. Одни сокращают своим сотрудникам зарплату на те самые 1,5 МРП и выплачивают их под видом экологических надбавок. Другие вносят расходы на эковыплаты в себестоимость своих товаров. В итоге, покупая булку хлеба или машину угля, каждый пострадавший автоматически вносит деньги в экологические надбавки своему земляку. Да и по конкурентоспособности местной продукции дополнительные затраты бьют достаточно сильно, ведь возрастает себестоимость, в которую нужно внести экологическую надбавку для сотрудников.  

Вносят расходы на экологические надбавки в свои тарифы и услугодатели – тепловики, энергетики, водоснабжающие организации. В итоге жертвам былых испытаний не то что не облегчают существование, а наоборот, ухудшают его, делая коммунальные услуги дороже. Если, например, некий семейский сантехник в день зарплаты видит в ведомости заветную добавочную сумму, то уже вскоре он эти деньги отдаст за хлеб или молоко местного производства, в свою очередь заплатив надбавку какому-нибудь пекарю. И этот круг бесконечен. Вот и получается, что пострадавший регион вынужден платить себе экологические набавки, заодно местную продукцию покупать по более высоким ценам.

Если нечем платить, тогда отмените!

Все упирается в букву закона «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие испытаний на Семипалатинском полигоне», который гласит: «Мероприятия по социальной защите граждан финансируются за счет республиканского и местного бюджетов, средств предприятий, пожертвований, благотворительной помощи, а также средств международных фондов». В итоге груз расплаты несут на себе предприниматели. Конечно, это их не устраивает. За последние десятилетия этот вопрос лоббировали депутаты, общественники и Палата предпринимателей. Но поскольку он так и не решается, бизнесмены предложили вообще отменить спорные выплаты.   

«Почему мы, предприниматели, платим экологические надбавки? Не мы создавали ядерный полигон, не мы виноваты. Этот вопрос с бородой, я уже поседел с этой проблемой. Но ничего не поменялось за эти годы. Пусть государство выплачивает всем экологические надбавки. Давно пора разработать механизм по возврату таких затрат предпринимателям. Либо пусть отменят эти экологические выплаты вообще», – предложил директор ТОО «Силикат», депутат маслихата Восточно-Казахстанской области Борис Адианов на одной из встреч с мажилисменами. 

В правительстве давно уже согласились, что этот вопрос требует решения. Но проблема упирается в то, что сегодня никто не может сказать, какую именно сумму нужно заложить в бюджет на выплату экологических надбавок всем пострадавшим. Нет данных о том, сколько людей обладает удостоверениями пострадавших от ядерных испытаний. НИИ радиационной медицины и экологии создал реестр пострадавших, но это медицинская статистика, туда, среди прочего, внесены данные об умерших, но нет сведений о многих переехавших из Семея в другие регионы страны. И там, даже при наличии удостоверения пострадавшего, никто не платит экологических надбавок, ссылаясь на то, что они выплачиваются только живущим в пострадавшем регионе. Между тем предприниматель выплачивает каждому сотруднику по 18 МРП в год, что, исходя из размера минимального расчетного показателя в 2018 году, составляет 43 290 тенге. Несложно подсчитать, что для оплаты экологических надбавок коллективу из 100 человек в нынешнем году необходимо 4,3 млн тенге.

Читайте также