Перейти к основному содержанию
2845 просмотров

Почему Алик Шпекбаев оказался «последней инстанцией» для бизнесменов Костанайской области?

Бизнесмены вынуждены просить его решить вопросы, до которых не дошли руки у профильных министерств и местных исполнительных органов

Фото: Автора

Предприниматели Костанайской области обратились за помощью к руководителю Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции РК Алику Шпекбаеву. Они вынуждены просить его решить вопросы, до которых не дошли руки у профильных министерств и местных исполнительных органов. 
 
Автодилеры Казахстана получили шанс решить наболевший вопрос. На встрече с главой с главой Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции РК Аликом Шпекбаевым костанайские бизнесмены рассказали, что с 2014 года продвигают идею создания в Казахстане специальных государственных номеров для автомашин из автосалонов. 

Зачем кот в мешке

Дело в том, что в нашей стране новое авто имеет право появиться на дорогах лишь после того, как владелец зарегистрировал его в дорожной полиции. Но автодилеры считают, что для клиента важно проехаться именно на том автомобиле, который он покупает, а не на предоставленном для тестирования.

«Например, в Германии этот вопрос решается очень просто. У каждого автосалона есть два-три дилерских номера на все предприятие. Их навешивают на любой автомобиль, понравившийся покупателю, и тот спокойно выезжает на дорогу. А у нас что? Мы не можем. Сразу попадем в неприятную ситуацию», – сетует представитель ТОО «Автодом-Костанай» Валерий Ахтямов.

По его словам, компания направляла письма депутатам мажилиса парламента, в правительство, получила поддержку палаты предпринимателей, но решить проблему до сих пор не удалось. Председатель антикоррупционного ведомства Алик Шпекбаев с бизнесменами согласился. Он предложил им вновь составить письменное обращение, но уже на его имя, чтобы вопрос смогли проработать и найти решение. 

«Как так? Кота в мешке брать? Давайте мы соберемся и этот вопрос отработаем», – сказал Алик Шпекбаев.

За что штрафы?

Другое предприятие, которое является субъектом естественных монополий в сфере обслуживания подъездных железнодорожных путей, – ТОО «ОРТ» – считает, что их незаконно штрафуют за неправильно оформленный отчет об исполнении тарифной сметы. Оказывается, в этом году были изменены правила составления отчета, о чем бизнесмены узнали, когда к ним начали поступать претензии.

«По действующим правилам регулирования монополистов малой мощности необходимо приложить отчет о прибылях и убытках по форме, утвержденной министром финансов в 2015 году. Однако этот приказ утратил силу в июне 2017 года, и была утверждена новая форма. Но Министерство национальной экономики РК не внесло соответствующие изменения в правила, то есть не изменена ссылка на форму отчетности. В связи с этим монополисты малой мощности продолжают сдавать отчеты по утратившей силу форме отчета. Налицо уже на стадии разработки изменений расхождение действий Министерства национальной экономики и Министерства финансов», — отмечает юрист ТОО «ОРТ» Ержан Куликенов.

Как пояснили представители Палаты предпринимателей Костанайской области, изменения до костанайских бизнесменов «вовремя не дошли», в итоге – штрафы. Причем внушительные: от 480 тыс. до почти 2 млн тенге.

«Почему такая большая дистанция между государственными органами и бизнесменами? Почему не разъясняют? Если вашей вины нет, то разберемся. Тем более если до них не доходило, разные редакции закона, несогласованность, какое основание, чтобы привлекать к административной ответственности?» – прокомментировал вопрос глава Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции страны.

В завершение встречи Алик Шпекбаев призвал предпринимателей обращаться по вопросам коррупционных проявлений к нему лично, через блог и соцсети.

899 просмотров

Замакима ЗКО предложил бизнесу разделить лот по санитарной очистке города

Раньше двухмиллиардный контракт получала одна компания

Фото: Рауль Упоров

На содержание дорог и мостов областного центра из бюджета в 2019 году выделено почти 2 млрд тенге. Но эти средства осваивает лишь одна компания. Власти хотят, чтобы монополия в данной сфере была разбита, и потому ожидается, что в следующем году единый миллиардный лот будет разделен на пять составных частей.

Рушить систему нельзя

Месяц назад заместитель акима ЗКО Аманжол Алпысбаев на своей странице в Facebook опубликовал пост, в котором сообщил уральцам, что обл­акимат намерен пересмотреть условия проведения конкурса госзакупок на содержание дорожно-мостового хозяйства Уральска. И пояснил, что делается это для экономии бюджетных средств, чего можно достичь лишь при наличии конкуренции. 

«Для повышения прозрачности и конкуренции планируем разделить один большой лот (сейчас он 1,9 млрд тенге, при этом большая часть средств – 1,231 млрд тенге – механизированная уборка – «Курсив») на несколько лотов. Но здесь есть свои нюансы: на сколько, какие суммы будут интересны для МСБ, на какой срок, разделять ли уборку на зимнюю и летнюю?» – задался вопросами г-н Алпысбаев и предложил бизнесменам внести свои предложения. 

Однако в комментариях под постом отметились лишь несколько местных бизнесменов. Так, руководитель ТОО «СКФ «Отделстрой» Валентина Михно написала, что бизнесу будут интересны конкурсы сроком на три года, поскольку, по ее мнению, компании заинтересованы в долгосрочных договорах. 

При этом директор ТОО «Орал Транс» Турарбек Тлемисов уверен: «рушить налаженную систему нельзя». Однако он также отмечает, что оплата за совершенную работу, как правило, приходит гораздо позже, чем были оказаны услуги. В связи с чем компания вынуждена расплачиваться с подрядчиками за свой счет. «Я понимаю: работу сделал и получил оплату. А если оплата через полгода? Кто из бизнесменов захочет так работать?» – пишет г-н Тлемисов.

Лоты будут – появятся ли участники?

Спустя время в комментариях «Курсиву» Аманжол Алпысбаев заметил, что ему так и не удалось добиться обратной связи от бизнесменов. 

«Я хочу понять, сколько игроков на этом рынке. Кто из бизнесменов готов взяться за благоустройство дорог в городе. Есть мнение, что в Уральске существует одна компания, которая располагает большим количеством техники, и именно она должна осваивать те самые 1,9 млрд тенге бюджетных денег. Я изучил документацию. Основной объем работы проводится за счет спецтехники, привлеченной со стороны», – говорит замакима ЗКО. 

По его словам, если эту технику компании сдают в аренду основному игроку на рынке саночистки города, то почему бы им самим не стать участниками госзакупок по содержанию дорог и мостов.

Логика чиновника довольно проста. Он полагает, что усиление конкурентной среды будет способствовать не только уменьшению затрат бюджета на благоустройство города (на 15%), но и позволит не сокращать статью расходов на очистку города от мусора, грязи и снега. 

По словам г-на Алпысбаева, акимат Уральска уже сделал свой выбор – в 2020 году с новой технической спецификацией лот «Содержание дорожно-мостового хозяйства города Уральска» будет разбит на пять отдельных лотов под новым названием «Санитарная очистка города Уральска». Город будет разбит на пять участков, которые в идеале должны будут обслуживать пять абсолютно разных компаний. Эти участки, как поясняет он, территориально будут неодинаковы, соответственно, и суммы по ним на саночистку окажутся разными.

Хайдар Капанов, политолог, председатель Совета по защите прав предпринимателей при областной ПП: 

«По моему пониманию, чтобы в Уральске был порядок на дорогах, город нужно разделить на 20 участков – по числу избирательных участков депутатов городского маслихата. И объявлять конкурсы на санитарную очистку этих участков отдельными лотами. Нужно, чтобы депутаты принимали деятельное участие в привлечении бизнеса к этим тендерам, были заинтересованы в том, чтобы из бюджета вовремя оплачивались те работы, которые производит на их участке подрядчик, контролировали ход этих работ.

Демонополизация рынка услуг по благоустройству города позволила бы достичь большей результативности. В ЗКО есть ряд дорожных фирм, чья техника задействована в основном в весенне-летний период. Зимой она простаивает, работники сидят без зарплаты. Эти предприятия успешно могли бы заниматься вывозом снега с улиц города и очисткой мостов ото льда.

Но здесь необходимо принципиальное решение от властей города – на сколько лотов-­участков реально будут поделены 1,9 млрд тенге».

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance