Перейти к основному содержанию

3273 просмотра

Нужен ли Казахстану консорциум оборонной промышленности?

Союз производителей легкой промышленности хотят получать гособоронзаказ и работать легитимно

Фото: shutterstock.com

Консорциумам хотят запретить участвовать в гособоронзаказе по пошиву формы для военных. Союз производителей легкой промышленности Республики Казахстан активно поддерживает данное предложение. Их позиция понятна, так как они уже работают по этому проекту не в правовом поле и хотят сделать это легитимным. 

«Много производителей за то, чтобы заказ получать на прямую, а не через Консорциум «Жасампаз». Получается два посредника между Минобороны и производителями. Это «Казахстан Инжиниринг» и «Жасампаз». Временное общественное объединение в лице лидера ТОО «ПИК «Astana Ютария ltd» - частная компания распределяет оборонный заказ. И самое главное, по своему усмотрению. Есть постановление, где установлены критерии отбора предприятий, сформирован реестр производителей. В реестре нет многих из этих 40 компаний, входящих в консорциум», - отмечает президент ассоциации предприятий легкой промышленности РК Любовь Худова

Договор есть, но с нарушениями 

По данным главы АПЛП РК, 1 апреля 2016 года между АО «НК «Казахстан инжиниринг» и Консорциумом «Жасампаз» заключен договор о долгосрочных закупках товаров, по которому консорциум в рамках государственного оборонного заказа обязался поставлять вещевое имущество для нужд Вооруженных Сил РК . 

«Данный договор грубейшим образом нарушает требования законодательства Республики Казахстан, а сделка совершена с целью, заведомо противоречащим основам правопорядка. В соответствии с законом РК «О государственном оборонном заказе», объемы оборонного заказа определяются финансовыми средствами, выделяемыми на реализацию оборонного заказа. В соответствии с положениями Бюджетного кодекса РК Республиканский бюджет ежегодно разрабатывается на плановый период, т.е. на три года. Законом РК «О республиканском бюджете на 2016-2018 годы» от 30 ноября 2015 года были утверждены расходы и поступления бюджета на три года, предназначенный для финансового обеспечения реализации его задач и функций, в том числе в сфере ГОЗа.  

Несмотря на то, что в Законе «О государственном бюджете на 2016-2018 годы» от 30.11.2015г. были предусмотрены расходы лишь на плановый 2016 год и прогнозные показатели на 2017 и 2018 годы, т.е. на 3 года, АО «НК «Казахстан инжиниринг», игнорируя указанные положения законодательных актов, заключило договор с Консорциумом «Жасампаз» на 5 лет – до 2020 года включительно, тем самым незаконно передав Консорциуму будущие оборонные заказы по поставке вещевого имущества (за 2019 и 2020 годы) без проведения предусмотренных законодательством процедур отбора», - считает Любовь Худова. 

Но в соответствии с положением закона РК «О государственном оборонном заказе» исполнителем оборонного заказа может быть только юридическое лицо. 

При этом, из приказа МОАП РК от 21 августа 2017 года «Об утверждении Правил формирования и ведения реестра отечественных товаропроизводителей и отечественных поставщиков работ, услуг» в Реестр могут быть включены лишь субъекты: не имеющие налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам и социальным отчислениям, финансово состоятельные (собственные, заемные средства), имеющие на праве собственности производственные помещения, мощности, технологическое оборудование, квалифицированных специалистов. Оператор, к числу которых относится и АО «НК «Казахстан инжиниринг», обязан в порядке, определенном Правительством Республики Казахстан, осуществить выбор исполнителей из числа организаций, включенных в реестр. 

«Всех уверяют, что именно работа через Консорциум Жасампас приведет к реальному развитию легкой промышленности в Казахстане. Если проанализировать статистическую информацию, то по итогам 2016 года физический объем производства в легкой промышленности сократился на 1% после двух лет увеличения объемов выпуска (рост на 3,4% в 2015), сообщают аналитики Finprom.kz. Сократился выпуск готовой одежды - на 0,8%. Сокращение фактического объема выпуска происходит на фоне увеличения его стоимости - за год объем производства в легкой промышленности в денежном выражении вырос на 12%.  

Падение производства - следствие ухудшения ситуации в отрасли. Число активных производителей в легкой промышленности заметно сократилось - на 27%, с 79 предприятий до 58.  

В 2017 году по сравнению с 2016г. в производстве одежды увеличения производства в физическом объеме не наблюдалось.  

В 2018 году число предприятий сократилось на 3 предприятия (7,6%) . Прогноз на конец 2018 год – объемы производства составят на уровне 89438 млн.тенге, что ниже уровня 2017 года, учитывая, что рост в основном произошел в 2017 году за счет увеличения стоимости товаров», - подводит итоги президент ассоциации предприятий легкой промышленности РК. 

Участники рынка 

«Я не совсем согласна с утверждением, что если в ГОЗ (государственный оборонный заказ) не войдут консорциумы, то закроется 40 предприятий -сырьевиков. Сейчас все швейные фабрики стараются повысить казахстанское содержание. Существует реестр отечественных товаропроизводителей, выполняющих ГОЗ. Они все проверены, их материально-техническая база, наличие квалифицированного персонала, опыт работы в сфере выпуска форменного обмундирования, мощности и возможности выпуска. Я думаю, должна быть конкурентная борьба и в то же время, ГОЗ должны выполнять предприятия, прошедшие отбор, имеющие опыт поставок военной одежды. Сейчас стало сложнее работать по схеме: министерство-оператор-консорциум-соисполнитель и в плане получения сырья (если сырье давальческое), и оформления документов, и сдачи готовой продукции», - считает директор ТОО «ТФ Ажар» Б. Ержанова.  

Дана Каражанова, директор ТОО «Казлегпром Алматы» уверена, что исключение из законопроекта «Об оборонной промышленности и государственном оборонном заказе» нормы о возможности участия Консорциума в ГОЗе - это очень положительный момент.  

«Это позволит размещать Гособоронзаказ напрямую на фабриках-товаропроизводителях, т.е. без посредников в лице так называемого Лидера Консорциума. За счет исключения посредников и обеспечения конкуренции, которая является, как известно, главным двигателем прогресса в экономике, государство сэкономит сотни миллионов и миллиарды тенге. Ведь, теперь цена Гособоронзаказ будет размещаться по конкурентной цене, конкурсной основе, открыто, прозрачно и непосредственно у товаропроизводителей», - отмечает Дана Каражанова. 

Она отмечает, что высказывания о том, что отечественные производители сырья пострадают - совершенно беспочвенны и безосновательны, потому что они продолжат поставлять свое сырье для казахстанских фабрик, также, как и сейчас, так как цены у них конкурентоспособные и угрозы закупа сырья за границей нет.  

«Тем более обязанность по покупке сырья только у отечественных товаропроизводителей закреплены сейчас в ряде договоров исполнителей ГОЗа с операторами. Поэтому исключение консорциума не приведет к закрытию предприятий обрабатывающего сектора. Это откровенное введение в заблуждение. Уверена, что только прямая цепочка: Оператор (АО «НК «Казахстан Инжиниринг») – Товаропроизводитель, без посредников и лидеров положительно скажется на развитии легкой промышленности, будет отвечать принципу справедливости и добросовестности», - считает Дана Каражанова. 

«Консорциумов на рынке всего два и если их в равных долях включат, то я не против. Если продолжит работать лишь «Жасампаз», исключив «Легпром», то, конечно я против. Они озвучивают, что у них 40 компаний, но это неправда. Я за то, чтобы в закон был принят в сторону включения гособоронзаказа всех отечественных товаропроизводителей, которые есть в реестре «Казахстан Инжиниринг» - это проверенные годами компании, работающие в узких отраслях по той цене, которая заложена в бюджет. Тогда не будет никаких вопросов о справедливости выполнения – все знают специализацию и возможности предприятий», - директор «Дом форменной одежды Болашак» Алия Жантуренова.

«Консорциум – это временный союз независимых юридических лиц, для решения конкретных задач. В нашем случае, для получения гособоронзаказа. Идея не плохая, но … сейчас на нашем рынке два консорциума, один уже работает нелегитимно и поэтому старается протолкнуть эту поправку в Закон, чтобы закрыть пробел в законодательстве, другому пока нет доступа, потому - что нет Закона. У нас в стране работают двойные стандарты - одним уже можно участвовать и работать консорциумам, для других еще не принят Закон. Гражданская позиция основных членов Ассоциации против такого Консорциума, в котором нет демократии и лидер действует не в пределах полномочий, полученных от других членов Консорциума, а единолично при распределении гособронзаказа. Нет прозрачности в распределении оборонзаказа, мнение большинства нужен реестр отечественных производителей и согласно этого реестра распределять заказы, в соответствии с профилем, специализацией и мощностью предприятия - считает директор ТОО «Швейная фирма «Семирамида» Наталья Ахшабаева.

«Во-первых, не понятен интерес государства в создании нескольких посредников, которые оттягивают на себя достаточно значимую часть стоимости товара. Для производителя же это дополнительный документооборот, увеличение административных расходов, увеличение себестоимости и огромный кассовый разрыв. Во-вторых, отсутствие конкуренции и как следствие отсутствие заинтересованности производителя в качественном росте продукта. 
В-третьих, стремление к монополизации рынка Государственных Закупок в сфере легкой промышленности», - считает директор ТОО «Медиатекс-Н» Олег Носов

«Наша компания ТОО «DANMARD» поддерживает инициативу Министерства оборонной и аэрокосмической промышленности (далее – МОАП) касательно исключения участия консорциумов в государственном оборонном заказе (далее – ГОЗ), так как это позволит любому отечественному предприятию самостоятельно участвовать в ГОЗ. Кроме того данная мера позволит создать здоровую конкуренцию среди отечественных товаропроизводителей, которые в свою очередь будут стремиться улучшать качество своей продукции.  
Поэтому для нашего предприятия данная инициатива МОАП это возможность участия в ГОЗ, а также новые перспективы развития компании», - глава ТОО «DANMARD» Мухтар Карибаев.  

572 просмотра

Зачем бизнесу нужны «пользовательские» дизайнеры

И какие проблемы они решают, рассказывает креативный директор Notamedia Максим Павлов

Фото: Shutterstock

В условиях высокой конкуренции за внимание аудитории выросли и требования к разработчикам сайтов. Теперь владельцев онлайн-ресурсов интересует не только посещаемость их площадок, но и то, как ведут себя пользователи. Например, сколько времени они проводят на странице, дочитывают ли материалы до конца и в каких случаях совершают покупку. Как управлять вниманием онлайн-аудитории, в какую сторону меняется web-дизайн и зачем нужны сайты, если есть социальные сети, мы обсуждали на семинаре Huawei Media Hub в Алматы.

UI и UX-дизайн

До 2005–2007 годов в решении бизнес-задач разработчики опирались на интуицию и опыт. Но в условиях конкуренции и растущих запросов пользователей старый подход оказался неэффективным. Потребность анализировать поведение пользователей на сайтах возникла практически одновременно с такой возможностью – онлайн-платформы накопили большие объемы данных, в web-пространстве появились статистика и аналитика. Чтобы создавать более удобные интерфейсы и достигать целей заказчиков, разработчики стали изучать поведение онлайн-аудитории.

Так появились UX (user experience – пользовательский опыт) и UI (user interface – пользовательский интерфейс) – дизайнеры. Первые отвечают за функциональность и адаптивность продукта и то, какие эмоции он вызывает при взаимодействии. Вторые занимаются графической частью интерфейса, будь то анимация, иллюстрации и просто кнопки, разделы и другие элементы на странице. 

Функция всегда первична, а эстетика складывается из практичности. К примеру, выравнивание по левому краю помогает пользователю быстрее читать текст. Заголовок чуть-чуть увеличить – казалось бы, вкусовщина, но, если у него будет низкий контраст, текст сольется с анонсом. Должно быть либо одинаково, либо непохоже. Когда возникают пограничные варианты, мозг задает вопросы, и появляется чувство, будто что-то не так.

Поведение пользователей

Для анализа поведения пользователей используются разные инструменты, один из популярных – сервис Google Analytics. Здесь есть инструмент «тепловая карта». Она выводится на отдельный экран, где видно, куда человек заходит, а куда – нет. Если нужно, чтобы люди кликали на конкретное место, мы решаем эту задачу, повышая его приоритет на странице.

В случае рекламных баннеров многое зависит от их местоположения на сайте. Если реклама находится в нижней части страницы, придется отслеживать, как много людей до нее доходят. Также нужно учитывать эффект «баннерной cлепоты», когда посетитель неосознанно игнорирует навязчивые объявления. Более эффективным форматом может стать нативная реклама.

Для создания удобного интерфейса разработчики используют разные подходы, например, Atomic design или дизайн-систему. Так, любую web-страницу можно представить в виде нескольких экранов, допустим, блоков с анонсами и рекламой, заголовками и так далее. Из самых мелких элементов – атомов (кнопки, иконки, поля ввода), потом собираются более крупные. Блоки чуть большего размера, состоящие из нескольких атомов, называются молекулами. К ним относятся навигация и меню сайта, карточки товаров, баннеры с подписями и прочее. 

В результате соединения атомов и молекул получается цельная структура будущего сайта. Предварительная версия – это шаблон, а финальная – полноценный макет с реальным контентом. Дизайн-система подходит как для бизнеса, так и для сервисов, медиа и корпоративных ресурсов. Такой подход распространен среди крупных проектов с высокой потребностью в развитии и масштабировании. 

Сайты или соцсети? 

Для малого бизнеса сайт может быть и не нужен, будет достаточно простого сайта-визитки с поддержкой в Facebook, но если речь идет о крупном бренде или корпорации, вмешивается имиджевая составляющая. Плюс нужно учитывать, что контент в социальных сетях сегодня однотипный, и это повышает конкуренцию за внимание. Другой минус информации в социальных сетях – ее короткий срок жизни. Помимо этого, социальные сети сами понижают рейтинги рекламных записей и уменьшают охват аудитории, даже при условии большого количества подписчиков. 

Например, новую модель автомобиля вряд ли получится продать без сайта. Высокая добавочная стоимость будет зависеть не только от характеристик машины, но и от эмоциональной составляющей. С момента, когда человек первый раз увидел понравившуюся модель, и до покупки в среднем приходит около полугода. Человек еще не раз зайдет на сайт посмотреть фотографии и видео с автомобилем и только спустя время пойдет в салон. Ни одна соцсеть с этой задачей на текущий момент, наверное, не справится. 

Запрос на индивидуальность 

Тренды на рынке web-дизайна формируются не за один день. Это постепенный процесс, и любое новшество должно пройти проверку временем. Если новинку начали внедрять крупные компании, это знак, что нужно начинать думать в этом направлении. 

Например, бизнес уже использует и дополненную реальность, и 3D – это может быть машина, которую можно покрутить мышкой, или жилищный комплекс с возможностью посмотреть квартиру со всех ракурсов. Все зависит от задач.

В 2010-е годы в web-дизайне прослеживался тренд на скевоморфизм с уклоном на декор и «вкусные» кнопки. Потом на смену ему пришел минимализм с плоскими изображениями и сдержанным объемом информации. Но стандартизация и переизбыток шаблонов привели к тому, что многие сайты стали однотипными. Думаю, со стороны бизнеса сейчас созрел запрос на индивидуальность. В том числе с помощью технологий, которые пока затратны в плане производства и не очень доступны с точки зрения потребления пользователями на любой платформе.
 

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif