Перейти к основному содержанию

1 просмотр

Назарбаев: «Казахстан наконец обратил внимание на газификацию центра страны»

Строительство магистрального газопровода «Сарыарка» будет проводиться на территории Кызылординской, Карагандинской, Акмолинской области в 2018-2019 годы

Фото: Аскар Ахметуллин

Президент РК Нурсултан Назарбаев дал старт строительству магистрального газопровода Кызылорда-Жезказган-Темиртау-Астана.

«Это крупнейший наш проект. Наконец-то мы, как государство, добывающее нефть и газ, обратили внимание на газификацию центра Казахстана. Большой проект, большая длительность трубы, но наша индустрия имеет возможность быстро это делать. Думаю, что мы в следующем году будем говорить о том, что почти закончили строительство важного газопровода, который пройдет дальше в другие регионы, обеспечивая людей голубым топливом. Я вам желаю удачи и в сроки выполнить поставленные задачи. Вам повезло работать на этом объекте», - сказал он в ходе телемоста по запуску индустриальных проектов 11 декабря.

Строительство магистрального газопровода «Сарыарка» (Кызылорда-Жезказган-Темиртау-Астана) АО «АстанаГаз КМГ» будет проводиться на территории Кызылординской, Карагандинской, Акмолинской области в 2018-2019 годы. Мощность проекта составляет 3,6 млрд кубометров в год, будет создано 194 рабочих места. Строительство газопровода предназначено для газификации центральных и северных регионов страны. 

Ожидается следующий социально-экономический эффект: развитие инфраструктуры вдоль трассы магистрального газопровода и новых производств с использованием природного газа; обеспечение 171 населенного пункта (численностью 1,7 млн человек) вдоль трассы природным газом; улучшение экологической обстановки в регионах вдоль магистрального газопровода «Сарыарка» путем замещения угля. Газопровод Кызылорда-Жезказган-Темиртау-Астана планируется построить в 4 этапа. На первом этапе планируется строительство магистрального газопровода по маршруту Кызылорда - Жезказган - Караганда - Астана протяженностью 1 081 километр. Стоимость данного этапа составит 267,3 млрд тенге. Второй этап предусматривает газификацию Кокшетау из Астаны, третий – Петропавловска, четвертый этап - строительство компрессорных станций «Жезказган» и «Темиртау».

Также было запущено строительство другого крупного проекта. Проект «Большая Алматинская кольцевая автомобильная дорога (БАКАД)» министерства по инвестициям и развитию РК планируется реализовать в 2018-2022 годы. Прогнозная интенсивность составит в среднем до 38 тыс. авто в сутки. На протяжении БАКАД будет построено 38 мостовых переходов и путепроводов, 7 транспортных развязок. Расчетная скорость движения составит до 150 км/ч. Проект направлен на строительство и эксплуатацию платной автомобильной дороги протяженностью 66 км на основе договора концессии. Ожидается следующий социально-экономический эффект: поступление в республиканский бюджет за 15,5 лет – 231 млрд тенге, поступление в республиканский бюджет за 25,5 лет – 570 млрд тенге.

Еще один проект по реконструкции автомобильной дороги Уральск - Каменка – граница РФ Министерства по инвестициям и развитию РК и АО «НК «КазАвтоЖол» реализовался в Западно-Казахстанской области в 2015-2018 годы. Прогнозная интенсивность машинопотока составит 7 тыс. автомобилей ежесуточно при расчетной скорости движения 120 км/ч. Протяженность автодороги составляет 100 км, она соединяет областной центр с приграничными регионами РФ. Проект позволит сократить время в пути и создать новые рабочие места.

1394 просмотра

Стоимость реконструкции аэропорта в Уральске может превысить 2,4 млрд тенге

Строительные работы планируют завершить в следующем году

Фото: Shutterstock.com

С начала реконструкции уральского аэропорта проект переделывали дважды, и стоимость увеличилась с 1,5 до 2,4 млрд тенге. В управляющей компании рассказали, что поскольку речь идёт о строительстве - сумма может ещё увеличиться.

«Изначально проект шёл, как реконструкция терминала. Сейчас известно, что просадка здания не позволяет ничего надстраивать или делать какие-либо пристройки: и фундамент, и колонны имеют высокий износ. Мы дважды переделывали проект. Теперь уже речь идёт не о реконструкции, а о строительстве нового аэропорта», - сообщил первый заместитель председателя АО «СПК «Орал» Артур Доскалиев.

Сумму на строительство терминала выделяет нефтедобывающая компания KPO B.V. (нидерландское юрлицо, участвующей в разработке Карачаганакского месторождения) в рамках договорных социальных обязательств. На торжественном закрытии аэропорта на ремонт в июле 2019 года генеральный директор компании Эдвин Блом говорил о 1,5 млрд тенге инвестиций. 

По договору с правительством Казахстана за право разрабатывать месторождение, компания KPO B.V. обязана ежегодно выплачивать $30 млн на социальные объекты для населения ЗКО.

Новый эскиз здания уральского аэропорта..jpg
 
В январе 2020 года власти презентовали новый эскизный проект. Стоимость нового терминала оценили в 2,4 млрд тенге. Согласно документу в новом аэропорту должна была появиться возможность установки рукава для посадки пассажиров на борт самолета, увеличиться площадь с 3,85 тыс. до 7 тыс. квадратных метров, и вырасти пропускная способность – со 160 тыс. до 350 тыс. пассажиров в год. 

Тогда заместитель акима области Тимуржан Шакимов заверил, что этот проект – окончательный, что к обследованию привлекли проектный институт АО «КАЗНИИС строительства и архитектуры», и если где-то еще в процессе строительства найдутся поврежденные конструкции — их тоже заменят. Но всё снова пошло не по плану.

«Поскольку теперь мы говорим о строительстве – сумма может вырасти еще. Мы создали новый эскиз, прорабатываем, чтобы терминал был полностью готов и никаких проблем не возникло», - пояснил Артур Доскалиев.

Перед началом реконструкции в 2019 году аэропорт был продан АО «СПК Орал», а после окончания снова будет возвращён в частные руки на условиях поэтапного выкупа и возмещения затрат. Необходимость таких «манёвров» объяснили тем, что по закону социальные объекты, на которые KPO B.V. выделяют деньги должны быть в собственности государства. Сумму сделки в СПК не назвали, сославшись на коммерческую тайну. 

«Акимат не может управлять аэропортом – вида деятельности такого нет. Тут или создавать новое предприятие, или передавать имеющемуся с таким видом деятельности. Поэтому после завершения всех работ, аэропорт планируется продать прежним управляющим – ТОО «Международный аэропорт «Орал», - рассказал заместитель председателя СПК.

Новый эскиз здания уральского аэропорта. (2).jpg

В конце апреля директор аэропорта Хайретдин Раскалиев в интервью газете «Время» обвинял проектировщиков в искусственном удорожании проекта. По его словам, руководство ТОО «Международный аэропорт «Орал» заинтересован в прозрачном финансировании, так как впоследствии им придётся возмещать затраты на строительство. В СПК «Орал» заверили, что все конфликтные вопросы с бывшими владельцами аэропорта были улажены, и смета полностью соответствует требованиям.

«Тут как: мы закладываем в смете пропускной сканер, например, а он уже есть (у ТОО «Международный аэропорт «Орал» - прим. «К»). Но мы не можем его не включить, ведь сейчас аэропорт у нас в собственности, а у нас нет сканера. Поэтому проект мы обязаны считать полностью, учитывая каждую деталь, чтобы в нём было абсолютно всё при открытии. Конечно, впоследствии, при закупе, мы будем вычитать то, что уже есть у прежних владельцев», - пояснил Артур Доскалиев.

ТОО «Международный аэропорт «Орал» зарегистрировано 17 февраля 1997 года. Директором аэропорта числится Хайретдин Раскалиев, а единственным учредителем ТОО «Беркут Аэропорт». 

В составе учредителей ТОО «Беркут Аэропорт» - два ТОО и одно физическое лицо.

Одно из предприятий владельцев - ТОО «Меридиан Капитал» принадлежит Нурболу Султану. Господин Султан приходится сыном покойному экс-главе администрации президента Сарбаю Калмурзаеву, а также входит в топ-50 самых богатых людей Казахстана по версии Forbes. 

Ещё одним владельцем ТОО «Беркут Аэропорт» значится ТОО «STAIER GROUP», учредителем которого является Айтмухаммед Алдажаров, являющийся по совместительству членом совета директоров (независимым директором) сразу трёх газовых предприятий: АО «ЭмбаМунайГаз», АО «ОзенМунайГаз» и АО «Интергаз Центральная Азия».

Физическим лицом в руководителях ТОО «Беркут Аэропорт» числится экс-руководитель ТОО «Bek Air» и жена главы «Bek Air» Нурлана Жумасултанова - Айгуль Жумасултанова. Она проработала на посту руководителя компании с 29 августа 2013 года по 18 июля 2016 года. 

На отчётной встрече с населением аким ЗКО Гали Искалиев упомянул, что строительство хотят завершить в 2021 году. Удастся ли уложиться в этот срок, в СПК ответить затруднились.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif