Перейти к основному содержанию

698 просмотров

МОАП назвал некоректной информацию об ограничении участия консорциума «Жасомпаз» в гособоронзаказе

В министерстве оборонной и аэрокосмической промышленности уверены, что не ограничивают доступ отечественных предприятий к участию в гособоронзаказе

Фото: Shutterstock

МОАП РК назвал некоректной информацию об ограничении участия консорциума «Жасомпаз» в гособоронзаказе.

«Информация об ограничении участия объединения юридических лиц (консорциума) в качестве исполнителей государственного оборонного заказа в проекте нового Закона РК «Об оборонной промышленности и государственном оборонном заказе» (законопроект), распространенная в ряде СМИ, является не совсем корректной. Никаких ограничений для участия консорциума в реализации гособоронзаказа нет. В соответствии с действующим законодательством консорциумы могут участвовать в любой сфере деятельности государства, в том числе и гособоронзаказе», - сообщили в министерстве. 

В ведомстве отметили, что понятие «консорциум» законодательно закреплено в Гражданском кодексе Республики Казахстан и в проекте закона «Об оборонной промышленности и государственном оборонном заказе» (документ находится на рассмотрении Сената Парламента – Kursiv) допускается возможность участия предприятий в консорциуме при условии соблюдения ими требований Реестра отечественных товаропроизводителей, поставщиков работ и услуг.

Более того в министерстве подтверждают, что объединение отечественных производителей в консорциумы позволяет увеличить долю казахстанского содержания в конечном продукте, что имеет большое значение при выборе исполнителя гособоронзаказа. 

«Доступ к участию в ГОЗ для отечественных предприятий легкой промышленности не ограничивается. Большинство предприятий, производителей готовой продукции в этой отрасли, соответствующих квалификационным требованиям для включения в Реестр, по-прежнему могут участвовать в гособоронзаказе. Что касается конкретно консорциума «Жасампаз», то в настоящее время его участники представлены в Реестре, поэтому речи о закрытии производства, либо сокращении 6 тыс. работников легкой промышленности не идет. Планирование оборонзаказа на 2019 год, завершилось уже в мае текущего года, поэтому действующие законодательные нормы в части формирования, размещения и выполнения ГОЗ, будут действовать до 1 января 2020 года», - сказали в МОАП.

В этой части было отмечено, что в рассматриваемом проекте закона закреплено расширение номенклатуры товаров в составе ГОЗ. И если ранее в составе гособоронзаказа было только производство военной и специальной формы одежды, знаков различия и средств индивидуальной защиты для силовиков, то сейчас в документе закреплено включение всего вещевого имущества, вплоть до постельного и нижнего белья. Что позволит увеличить объем оборонзаказа для предприятий легкой промышленности, что будет одной из мер её поддержки, а также позволит им увеличить производство и количество рабочих мест.

Напомним, что в эту среду директор союза обрабатывающей промышленности Адилбек Бектибаев и представители консорциума «Жасампаз» провели в Астане пресс-конференцию. Тогда они сообщили, что министерство оборонной и аэрокосмической промышленности исключило участие отечественных поставщиков сырья в государственном оборонном заказе путем исключения из названного проекта закона объединений юридических лиц (Консорциумы) в качестве исполнителей государственного оборонного заказа. Нововведение, по их прогнозам, может привести к закрытию более 40 предприятий обрабатывающего сектора и существенному сокращению количества работников. А это более 6 тысяч человек из 13 регионов. Почти 90% из данного числа - это женщины.

1715 просмотров

В каком направлении будет развиваться молочное производство Казахстана

Прогноз на ближайшие пять лет

Фото: Shutterstock

В 2020 году Казахстан должен был перейти на новый регламент оценки качества молока. Однако под самый занавес прошлого года решением совета ЕАЭС переход отложили на пять лет. 

Это не значит, что казахстанское молоко некачественное – оно соответствует всем стандартам Евразийского экономического союза, кроме микробиологических. Но чтобы решить эти микробиологические проблемы, молочной промышленности надо серьезно перестроиться на мак­роэкономическом уровне.

Планки качества достичь не удалось

Конец 2019 года для молочного рынка страны выдался нервным. 31 декабря истекал срок, после которого молокозаводы должны были начать принимать для переработки сырое молоко единого высокого качества. Такие правила диктует Технический регламент Таможенного союза 033-2013, регулирующий безопасность молочных продуктов в ЕАЭС. 

Согласно этому регламенту молоко не может делиться на сорта по качеству. Любое молоко, попадающее на переработку, должно быть полностью безопасным для человека. Казахстану для достижения этой качественной планки осталось отрегулировать содержание в молоке микробов, бактерий и соматических клеток – следов болезни животного. Для этого надо обеспечить высокий уровень санитарно-гигиенического контроля за всеми молочными фермами, а это оказалось непросто из-за особенностей устройства производственной молочной базы страны.

Главный на рынке – мелкий производитель

Рынок молока, по оценке Молочного союза Казахстана, составляет 5 млн т. Из них только 1 млн т является товарным молоком, то есть годным к переработке. Около 78% такого молока дают мелкие крестьянские хозяйства, остальное приходится на долю специализированных ферм. 

По данным Министерства сельского хозяйства РК, сейчас в республике переработкой молока занимаются 164 предприятия. 35 молокозаводов имеют собственные молочно-товарные фермы и не зависят от поставщиков. Остальные 129 заводов (а это 80%) покупают сырье на открытом рынке. 

Совокупная мощность переработки заводов составляет около 2 млн т сырья в год, фактически заводы загружены наполовину. Зимой же из-за дефицита сырья загрузка падает до 20%, из-за чего некоторые заводы даже закрываются. 

Гульмира Исаева, вице-министр министерства сельского хозяйства, приводит такие данные: в 2018 году из переработанных на заводах объемов лишь 337 тыс. т сырого молока поступило от организованных сельхозпредприятий. Еще 606 тыс. т молока заводы купили у 84 тыс. домашних хозяйств. 

Мелкое производство неконкурентоспособно

Доминирующее положение мелких производителей на молочном рынке Казахстана и стало причиной, по которой внедрение более серьезного качественного регламента перенесено на пять лет. Это уже не первая отсрочка: стандарт товарного молока ЕАЭС внедрен в 2013 году, когда соответствовать ему могла только Белоруссия – в этой республике доля мелких хозяйств в молочной отрасли всего 5%. 

В России ситуация была схожей с нашей – там организованные хозяйства не обеспечивали и пятой части рынка, что отражалось на качестве продукта. И только в прошлом году Минсельхоз России констатировал небольшое преобладание продукции крупных хозяйств в общем объеме производства. Далее, по прогнозам, мелкие российские производители будут уступать по 2,5% рынка ежегодно.

Мелкое производство молока неконкурентоспособно по простой причине: материальная база таких хозяйств устарела, а доходы не позволяют модернизироваться. По данным Исаевой, средний месячный заработок мелкой семейной фермы составляет 60 тыс. тенге. Очевидно, что доход такого уровня не позволяет вести полноценную ветеринарную или племенную работу или даже просто вкладывать средства в улучшение рациона питания коров. Но это те самые задачи, от решения которых зависит качество молока. 

Каким путем пойдет молочный рынок 

Динмухамед Айсаутов, эксперт Молочного союза Казахстана, отмечает, что эволюция молочного рынка не бывает быстрой. Он приводит пример Хорватии, которая потратила 15 лет, прежде чем выполнила требования Европейского союза. За этот срок в этой стране 65 тыс. мелких ферм преобразовались в 6 тыс. организованных молочных предприятий. 

Именно опыт Хорватии лег в основу «Дорожной карты развития молочной отрасли РК». Документ разработал Молочный союз Казахстана при участии ФАО ООН и Евразийского банка реконструкции и развития. В середине 2019 года план принят Министерством сельского хозяйства, но внедрить его за полгода было немыслимо, зато в пятилетний цикл отсрочки техрегламента страна входит с ясным планом развития.  

Одна из основных обозначенных в документе задач – обеспечение качественного ветеринарного контроля. Планируется создание электронной ветеринарной карты, где в режиме онлайн будет отражаться проведение плановых мероприятий. Осталось решить кадровый вопрос – сейчас, по данным минсельхоза, ветеринарные службы страны испытывают дефицит специалистов: свободно 820 вакансий. 

Запланированы широкие образовательные курсы для работников молочного рынка – компетенции и профессиональные навыки мелких производителей оставляют желать лучшего. Школы фермеров – обычное дело в Европе и в России. В Казахстане их проводили крупные переработчики молока, заинтересованные в качестве сырья, теперь эта практика переводится в обязательную часть государственной политики. 

Результатом должен стать планомерный рост доли молока, соответствующий Техрегламенту 033-2013. «Дорожная карта» прогнозирует, что в 2020 году производство молока «по нормам ЕАЭС» составит 36 тыс. т, в 2021-м – 105 тыс. т, в 2022-м – 210 тыс. т, в 2023-м – 350 тыс. т и в 2024 году – 500 тыс. т.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance