Перейти к основному содержанию

3815 просмотров

Минюст: Анатол и Габриэль Стати не смогут наложить арест на активы Казахстана

В министерстве заверили, что республика продолжит добиваться признания мошеннических действий Стати

Фото: shutterstock.com

Молдавские бизнесмены Анатол и Габриэль Стати, ведущие многолетний спор с правительством Казахстана, не смогут наложить арест на какие-либо активы республики, заявили в Министерстве юстиции Казахстана, передает КазТАГ.

Стати подали судебные иски против Казахстана в 2010 году. Суд, созданный под эгидой торговой палаты Стокгольма, обязал казахстанскую сторону выплатить Стати и их компаниям более $500 млн в виде возмещения ущерба и судебных издержек за нарушение международных обязательств Казахстана. Обслуживающий активы Нацфонда банк-кастодиан Bank of New York Mellon заморозил активы Национального фонда Казахстана на сумму $22 млрд в декабре 2017 года.

23 марта 2018 года окружным судом первой инстанции по округу Колумбия (США) вынесено решение о признании арбитражного решения по иску Анатолия и Габриэля Стати, Ascom Group, S.A. и Terra Raf Trans Traiding Ltd. «При вынесении данного решения суд отказал республике внести дополнительные материалы о том, что арбитражное решение было получено мошенническим путем», – отмечается в сообщении минюста.

Казахстан незамедлительно обжаловал это решение в окружном суде апелляционной инстанции по округу Колумбия. Основные слушания по апелляции состоялись 28 ноября 2018 года, и решение ожидается в течение трех-шести месяцев, уточнили в министерстве юстиции.

«Кроме обжалования в апелляционной инстанции, Казахстан обратился в суд первой инстанции с просьбой о приостановлении процедуры принудительного исполнения решения от 23 марта во время апелляционного процесса, но без соблюдения обычного требования о внесении судебного залога в размере суммы арбитражного решения (около $500 млн). В свою очередь, в ходе этой процедуры Стати запросили суд первой инстанции возможность подтверждения и исполнения решения от 23 марта в других штатах», – сообщает Минюст.

Приказом от 13 ноября 2018 года окружной суд первой инстанции отказал Казахстану в приостановлении процедуры принудительного исполнения без внесения судебного залога, а также отклонил ходатайство Стати о подтверждении решения от 23 марта за пределами округа Колумбия. Сторонам была предоставлена возможность повторного обращения с аналогичными требованиями в случае соблюдения определенных условий.

«Таким образом, в настоящее время решение от 23 марта имеет силу только на территории округа Колумбия. Перед попытками взыскать или наложить арест на какие-либо активы Казахстана Стати должны будут доказать, что такие активы не защищены иммунитетом в соответствии с законом США о суверенном иммунитете иностранных государств».

В министерстве заверили, что республика продолжит добиваться признания мошеннических действий Стати на территории США.

Напомним, в декабре 2017 года стало известно, что американская холдинговая компания BNYM заморозила $22 млрд из активов Национального фонда Казахстана из-за судебного иска молдавского бизнесмена А. Стати и его компании к правительству республики. Молдавский бизнесмен обвинил правительство страны в попытке рейдерского захвата собственности и требовал возмещения убытков на $4 млрд. С тех пор в минюсте Казахстана неоднократно заявляли о том, что молдавский бизнесмен использует мошеннические схемы, вводя в заблуждение, по версии казахстанской юстиции, судебные органы ряда зарубежных стран.

При этом подчеркивалось, что риски по этому делу ограничены суммой иска в размере около $500 млн, а $22 млрд, как заявил министр юстиции Марат Бекетаев, «никто не заберет».

10 августа в минюсте сообщили, что Казахстан успешно оспорил лондонский судебный процесс по делу обвиненного в мошенничестве молдавского бизнесмена Стати. В ведомстве уточнили, что апелляционный суд отклонил аргументы олигарха из Молдовы о правильном подходе к отмене уведомления о прекращении дела.

15 августа стало известно, что более $6,2 млрд казахстанских активов остаются замороженными по делу Стати в Бельгии, Нидерландах, Люксембурге и Швеции.

7 сентября Бекетаев сообщил, что Казахстан получил множество внутренних бухгалтерских документов по делу молдавского бизнесмена А. Стати, которые казахстанская сторона сможет использовать при разбирательствах в других юрисдикциях.

16 ноября стало известно, что федеральный судья в Вашингтоне, округ Колумбия США, вынес решение о взыскании активов в пользу молдавских нефтегазовых инвесторов для обеспечения определенного по суду возмещения ущерба в размере около $500 млн по иску против Казахстана, отказав республике в приостановлении судебного разбирательства до внесения залога. В тот же день Бекетаев заявил, что Казахстан будет обжаловать решение американского суда.

1376 просмотров

Стоимость реконструкции аэропорта в Уральске может превысить 2,4 млрд тенге

Строительные работы планируют завершить в следующем году

Фото: Shutterstock.com

С начала реконструкции уральского аэропорта проект переделывали дважды, и стоимость увеличилась с 1,5 до 2,4 млрд тенге. В управляющей компании рассказали, что поскольку речь идёт о строительстве - сумма может ещё увеличиться.

«Изначально проект шёл, как реконструкция терминала. Сейчас известно, что просадка здания не позволяет ничего надстраивать или делать какие-либо пристройки: и фундамент, и колонны имеют высокий износ. Мы дважды переделывали проект. Теперь уже речь идёт не о реконструкции, а о строительстве нового аэропорта», - сообщил первый заместитель председателя АО «СПК «Орал» Артур Доскалиев.

Сумму на строительство терминала выделяет нефтедобывающая компания KPO B.V. (нидерландское юрлицо, участвующей в разработке Карачаганакского месторождения) в рамках договорных социальных обязательств. На торжественном закрытии аэропорта на ремонт в июле 2019 года генеральный директор компании Эдвин Блом говорил о 1,5 млрд тенге инвестиций. 

По договору с правительством Казахстана за право разрабатывать месторождение, компания KPO B.V. обязана ежегодно выплачивать $30 млн на социальные объекты для населения ЗКО.

Новый эскиз здания уральского аэропорта..jpg
 
В январе 2020 года власти презентовали новый эскизный проект. Стоимость нового терминала оценили в 2,4 млрд тенге. Согласно документу в новом аэропорту должна была появиться возможность установки рукава для посадки пассажиров на борт самолета, увеличиться площадь с 3,85 тыс. до 7 тыс. квадратных метров, и вырасти пропускная способность – со 160 тыс. до 350 тыс. пассажиров в год. 

Тогда заместитель акима области Тимуржан Шакимов заверил, что этот проект – окончательный, что к обследованию привлекли проектный институт АО «КАЗНИИС строительства и архитектуры», и если где-то еще в процессе строительства найдутся поврежденные конструкции — их тоже заменят. Но всё снова пошло не по плану.

«Поскольку теперь мы говорим о строительстве – сумма может вырасти еще. Мы создали новый эскиз, прорабатываем, чтобы терминал был полностью готов и никаких проблем не возникло», - пояснил Артур Доскалиев.

Перед началом реконструкции в 2019 году аэропорт был продан АО «СПК Орал», а после окончания снова будет возвращён в частные руки на условиях поэтапного выкупа и возмещения затрат. Необходимость таких «манёвров» объяснили тем, что по закону социальные объекты, на которые KPO B.V. выделяют деньги должны быть в собственности государства. Сумму сделки в СПК не назвали, сославшись на коммерческую тайну. 

«Акимат не может управлять аэропортом – вида деятельности такого нет. Тут или создавать новое предприятие, или передавать имеющемуся с таким видом деятельности. Поэтому после завершения всех работ, аэропорт планируется продать прежним управляющим – ТОО «Международный аэропорт «Орал», - рассказал заместитель председателя СПК.

Новый эскиз здания уральского аэропорта. (2).jpg

В конце апреля директор аэропорта Хайретдин Раскалиев в интервью газете «Время» обвинял проектировщиков в искусственном удорожании проекта. По его словам, руководство ТОО «Международный аэропорт «Орал» заинтересован в прозрачном финансировании, так как впоследствии им придётся возмещать затраты на строительство. В СПК «Орал» заверили, что все конфликтные вопросы с бывшими владельцами аэропорта были улажены, и смета полностью соответствует требованиям.

«Тут как: мы закладываем в смете пропускной сканер, например, а он уже есть (у ТОО «Международный аэропорт «Орал» - прим. «К»). Но мы не можем его не включить, ведь сейчас аэропорт у нас в собственности, а у нас нет сканера. Поэтому проект мы обязаны считать полностью, учитывая каждую деталь, чтобы в нём было абсолютно всё при открытии. Конечно, впоследствии, при закупе, мы будем вычитать то, что уже есть у прежних владельцев», - пояснил Артур Доскалиев.

ТОО «Международный аэропорт «Орал» зарегистрировано 17 февраля 1997 года. Директором аэропорта числится Хайретдин Раскалиев, а единственным учредителем ТОО «Беркут Аэропорт». 

В составе учредителей ТОО «Беркут Аэропорт» - два ТОО и одно физическое лицо.

Одно из предприятий владельцев - ТОО «Меридиан Капитал» принадлежит Нурболу Султану. Господин Султан приходится сыном покойному экс-главе администрации президента Сарбаю Калмурзаеву, а также входит в топ-50 самых богатых людей Казахстана по версии Forbes. 

Ещё одним владельцем ТОО «Беркут Аэропорт» значится ТОО «STAIER GROUP», учредителем которого является Айтмухаммед Алдажаров, являющийся по совместительству членом совета директоров (независимым директором) сразу трёх газовых предприятий: АО «ЭмбаМунайГаз», АО «ОзенМунайГаз» и АО «Интергаз Центральная Азия».

Физическим лицом в руководителях ТОО «Беркут Аэропорт» числится экс-руководитель ТОО «Bek Air» и жена главы «Bek Air» Нурлана Жумасултанова - Айгуль Жумасултанова. Она проработала на посту руководителя компании с 29 августа 2013 года по 18 июля 2016 года. 

На отчётной встрече с населением аким ЗКО Гали Искалиев упомянул, что строительство хотят завершить в 2021 году. Удастся ли уложиться в этот срок, в СПК ответить затруднились.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif