1133 просмотра

Казахстанские предприниматели уверены, что могут шить одежду не хуже европейских коллег

Предусмотренное со следующего года внедрение индустриального сертификата может поддержать отечественных производителей

Фото: Дмитрий Кузмичев

Отечественная легкая промышленность не выдерживает конкуренции из-за контрафактной продукции, которую массово завозят зарубежные конкуренты. Поэтому предусмотренное со следующего года внедрение индустриального сертификата может поддержать отечественных производителей, считают карагандинские предприниматели.

Индустриальный сертификат

Вопрос внедрения индустриального сертификата сегодня находится на повестке дня у предпринимателей, занимающихся легкой промышленностью. 

Документ для них очень важен, в первую очередь потому, что государство сможет поддержать проекты предпринимателей. Кроме того, индустриальный сертификат будет ориентирован на казахстанские предприятия. А учитывая почти беспомощное состояние легкой промышленности, индустриальный сертификат станет для многих ее представителей настоящим спасением от банкротства.

«В настоящее время сертификат находится на стадии разработки. По нему постоянно вносятся изменения. Пока я могу лишь сказать, что в документе будут указаны технологии, оборудование, методы производства, которые используются на предприятиях. Кроме того, известно, что сертификат будет бессрочный. Стоимость документа – от 2 до 4 МРП», – сообщила эксперт отдела сертификации региональной палаты предпринимателей Гулбаршын Бекишова.

Как считает директор ТОО «ЕСКО» Андрей Шмарин, сертификат сможет защитить казахстанских работников легкой промышленности от контрафактной продукции.

«Сегодня мы часто сталкиваемся с тем, что зарубежные коллеги привозят некачественную продукцию. При этом покупают липовые сертификаты за 50 тыс. тенге, а товар у них примерно на 1 млн. Выручка же получается еще больше. В результате они, реализовав свою продукцию, уезжают с деньгами, а мы остаемся ни с чем», – говорит Андрей Шмарин.

Индустриальный сертификат поможем увеличить долю казахстанского содержания в закупках, считает предприниматель. Он же убежден, что сегодня необходима защита внутреннего рынка. По мнению Андрея Шмарина, пока на казахстанском рынке существует большое количество контрафакта, легкой промышленности не поможет никакая модернизация. Никто не будет вкладывать десятки, а то и сотни тысяч долларов, чтобы выпустить товар, который может стать убыточным. Глядя на коллег из тяжелой промышленности, построивших заводы, которые сегодня простаивают, работники легкой промышленности стараются не повторять их ошибки.

Даешь кредиты под низкие проценты

Помощь легкой промышленности пришла от президента страны, который поручил выделить порядка 400 млрд тенге на ее развитие. Но по словам Андрея Шмарина, на пороге у большинства предпринимателей тут же появились сотрудники банков с предложением быстрых кредитов под 8%.

«Дело в том, что в легкой промышленности весьма небольшая рентабельность. Мы имеем маржу в 10%. Из них 8% надо отдать банку. Тогда что остается предпринимателю? Никто не согласится отдать банку свою прибыль. Поэтому кредиты под такие проценты многие бизнесмены считают неподъемными», – говорит Андрей Шмарин.

Нет кредитов – нет и модернизации, не на что купить и оборудование. А на старом невозможно выполнить заказ потребителей, которые хотят шить современную одежду. Поэтому карагандинские фабрики шьют только спецодежду для работников промышленных предприятий. А хотят шить, как их китайские и турецкие коллеги, футболки с пуховиками. Но оборудование для тех же пуховиков надо покупать в Европе. Денег же на него нет.

Правда, и в этом Андрей Шмарин видит свои плюсы. Новое оборудование – автоматическое и в рабочей силе не нуждается. А сегодня легкая промышленность – это основной потребитель работников. На одном предприятии трудятся по несколько сотен человек. Именно швейные фабрики решают проблему государственной программы занятости. 

«Большое количество работников не стимулирует процесс модернизации. Если же мы закупим современное оборудование, то человеческие ресурсы не потребуются. Это значит, не будет прежнего мультипликативного эффекта в плане занятости рабочей силы. Мы обойдемся гораздо меньшим числом людей», – отмечает Андрей Шмарин.

Взаимопомощь бизнеса

Еще одной проблемой, тормозящей сбыт казахстанской одежды, стали супермаркеты, которые могли бы оказать помощь в реализации, считает предприниматель. 

«Мы производим одежду по средней цене между китайской и более дорогой продукцией. Но у нас весьма ограниченный покупатель, так как в основном казахстанцы покупают дешевый товар. После модернизации же наша продукция станет немного дороже, и в этом случае понадобится помощь с реализацией. Некоторое время мы пытались выжить за счет бренда «Сделано в Казахстане». Но очень скоро все пошло на спад», – говорит Андрей Шмарин. 

Выходом из сегодняшней ситуации стали бы полки в магазинах с казахстанской продукцией. И, как считает предприниматель, потребитель сам сделает выбор в пользу той или иной продукции.

Казахстанская легкая промышленность выпускает хорошую продукцию, но ей очень трудно зайти на собственный рынок, считает карагандинский предприниматель.

banner_wsj.gif

243 просмотра

Летние площадки спасают сегмент Food & Beverage от разорения

Они стали хорошим подспорьем для рестораторов в период карантинных ограничений

Фото: Офелия Жакаева

В Алматы работают 3,3 тыс. ресторанов и кафе, в Нур-Султане – 1,9 тыс., судя по данным restoran.kz. Все эти заведения даже после частичного снятия эпидограничений не могут работать в полную силу. Под запретом караоке, кальянные, банкетные залы, ночные клубы и фудкорты. Во время усиления карантинных мер в прошедшие выходные межведомственная комиссия по недопущению распространения коронавирусной инфекции закрыла даже небольшие кафе и рестораны, разрешив работу лишь заведениям на открытом воздухе.

Спасительные летники 

Летние площадки пользовались популярностью и до карантина – они позволяют увеличить вместимость заведения почти вдвое, не требуют серьезных капиталовложений и сложных согласований. А в теплое время притягивают множество желающих посидеть на свежем воздухе.

DSC08017.JPG

 «В Нур-Султане, с учетом длинной зимы, если в ресторане есть «летка», то он в приоритете. В Алматы «летка» – это вообще неотъемлемая часть ресторана, некая классика», – говорит председатель гильдии шеф-поваров города Нур-Султана Рустам Имамниязов.

Но из-за сезонности акцент на летних площадках делали немногие заведения с очень удачным расположением, позволяющим заработать за теплое время года приличную прибыль. Даже в солнечном Алматы летние площадки, по данным restoran.kz, были лишь у каждого седьмого заведения. А в Нур-Султане и того меньше – короткое лето и сильные ветры мешают работе летников. 

Но сейчас, с учетом карантинных ограничений, именно летние площадки выручают рестораторов. Чтобы выжить и выполнить обязательства перед работниками и поставщиками, нужно привлечь посетителей, поэтому  операторы Food&Beverage (F&B) стали использовать каждый метр на свежем воздухе.

«В текущих условиях рестораторы пытаются максимально расширять площадь посадки на летнике, добавляя столы и стулья из основного зала», – продолжает Имамниязов.

DSC08200.JPG

Но лето спасло не всех – многие кафе и рестораны закрылись.

«Процентов пятьдесят не смогли выполнить стандарт и открыть летники. У многих не было площадок в принципе, а выставлять столы, которые мешают проезду, нельзя», – делится член Клуба рестораторов РК Зульфия Юсупова. 

«У нас ситуация в ресторанном бизнесе очень неоднозначная. Общепит работает, как в лотерее. Кейтеринг, фастфуд на фудкортах и банкеты не работают уже очень долго. Финансирования никакого нет. Все резервы закончились. В этом месяце окончательно уволили всех сотрудников с фудкортов «Меги» и кейтеринга. Работает только маленькая «Алина», и то на 30%», – отмечает ресторатор Юрий Пааль.

И это несмотря на то, что владельцы ТРЦ берут на себя расходы по содержанию фудкортов и не взимают с них аренду.

DSC08085.JPG

Как открыть летнюю площадку

Для получения разрешения на открытие летнего кафе, по данным Клуба рестораторов РК, достаточно написать заявление в управление городского планирования и урбанистки (УГПиУ) и приложить к нему эскизный проект летника. УГПиУ со своей стороны сообщает, что такое разрешение можно было оформить онлайн даже во время карантина. УГПиУ проверяет эскиз по основным критериям: расположению и используемым при обустройстве кафе материалам. Сезонное кафе должно непосредственно примыкать к стационарному заведению общественного питания или отстоять от него на расстоянии не более пяти метров.

При этом расположение летника не должно мешать движению пешеходов, велосипедистов и автотранспорта. Кафе нельзя размещать на крышах жилых домов или пристроек к ним. Также не допускается, чтобы внутри летних кафе оказались кроны и стволы деревьев. При обустройстве летней площадки нельзя использовать тяжелые строительные материалы – кирпичи, бетонные блоки и плиты, стальные профлисты. Запрещена облицовка летников черепицей, металлом, рубероидом, асбестоцементом, а также полимерной пленкой и баннерами. Пространство внутри нельзя перегораживать блоками с остеклением или сайдинг-панелями. Временная крыша должна быть в виде зонтов над каждым столиком или террасных маркиз открытого типа.

DSC08069.JPG

Санитарный надзор

На летних площадках, как и везде, ужесточены санитарные нормы:

«Если раньше просто подмели и помыли (летник. – «Курсив»), то теперь ежедневно проводится дезинфекция», – объясняет Юсупова.

Минимальное расстояние между столами – два метра, за одним столиком может сидеть не более четырех человек, за исключением членов одной семьи. На входе в летнее кафе для посетителей размещены антисептики и влажные коврики, кроме того, у клиентов измеряют температуру. У самих сотрудников общепита также проверяют температуру в начале и в конце смены. Во время работы они обязаны пользоваться одноразовыми масками и перчатками. Соблюдение санитарных норм проверяют сотрудники районных отделов департамента качества и безопасности товаров и услуг. Среди нарушений, которые сейчас выявляют чаще всего, – несоблюдение режима работы (общепит должен работать до 23.00), несоблюдение расстояния между столиками, отсутствие журнала прихода/ухода, термометрии сотрудников или ответственного за соблюдение сантребований, отсутствие или неправильное использование персоналом масок, перчаток, санитайзеров и тары для их утилизации, неправильное хранение продуктов питания и т. д. Заведения-нарушители штрафуют и приостанавливают их деятельность до тех пор, пока все правила не будут выполнены. 

2222_1.png

Улыбка под маской

Сегмент F&B во время пандемии оказался в сложной ситуации во всем мире. Сервис бронирования OpenTable, в котором представлено более 60 тыс. ресторанов по всему миру, подсчитал: четверть заведений, закрывшихся из-за пандемии, больше не откроется. Возобновившие работу рестораны и кафе ищут оригинальные решения, чтобы продемонстрировать гостеприимство и заботу о здоровье своих посетителей. В США, по данным Wall Street Journal (WSJ), официанты для ограничения контакта с обедающими откупоривают бутылку вина и ставят ее на стол, вместо того чтобы наполнить бокалы гостей. Со столов пропали специи, а графины с напитками заменены герметичными пакетами. Сотрудники ресторана Emilio’s, Harrison, N. Y. носят фиолетовые перчатки, чтобы не создавать ассоциации с больницей, и раскрывают одноразовые меню на глазах у посетителей, демонстрируя, что меню не используется повторно.

«Мы – артисты, это гостеприимство», – комментирует WSJ свои решения ресторатор Серджио Брасеско.

А McDonald’s Corp. предложил своей команде в масках приветствовать клиентов поднятием вверх больших пальцев.

Люди по-прежнему хотят посещать кафе и рестораны, чтобы пообщаться с другими людьми или семьей в другой обстановке. И по-прежнему ожидают увидеть на лице официанта приветственную улыбку, даже если она будет скрыта под маской. Как говорил Юрий Никулин, «даже после небольшой улыбки в организме обязательно дохнет один маленький микроб».

DSC08046.JPG

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg