Перейти к основному содержанию

1523 просмотра

Как бизнес и НПО будут решать проблемы акиматов?

Казахстанские бизнес-структуры и общественные объединения предложили готовые решения для большинства, которые поставили перед акиматами жители столиц

Фото: shutterstock.com

Жители Астаны и Алматы составили Реестр городских задач для своих акиматов, а казахстанские бизнес-структуры и общественные объединения предложили готовые решения большинства этих задач – таковы итоги проекта ORKENIET. Причем эти решения зачастую просты и не требуют значительных организационных затрат со стороны местных властей либо способны решить застарелые проблемы настолько радикально, что выделение на них денежных средств в рамках госзаказа полностью оправдает эти затраты.

Проект ORKENIET охватил 825 жителей Астаны и Алматы: как пояснила руководитель проекта Зарина Биюмбаева, респондентам, в равных пропорциях представлявших городские власти, местный бизнес и общественность, было предложено назвать основные проблемы этих городов и пути их решения. Цель опроса – начать поиск подрядчиков, готовых прийти на помощь.

Когда денег на ветер не жалко

И в Алматы, и в Астане в число приоритетных для решения проблем попала экология, причем в южной столице фокус экологических проблем предсказуемо связан с загрязненностью воздушного бассейна. И на презентации проекта выяснилось, что в следующем году, вне зависимости от поддержки акимата или при отсутствии таковой, начнется изготовление материала, способного очищать воздух безо всякой энергетической подпитки, то есть без дополнительных к его себестоимости затрат, сообщил директор компании L-Generation Эдуард Ли.

Речь идет о разработанном и запатентованном в Италии еще в 2015 году материале the Breath, способном решить проблему смога за счет абсорбирования вредных веществ в условиях естественной циркуляции воздуха: итальянским разработчикам принадлежит патент на уникальные вещества, которые на уровне наномолекул содержит этот материал.

Само производство материала планируется начать в первом квартале следующего года, в перспективе же обладатели технологии из Италии рассчитывают, что казахстанское производство будет обеспечивать не только рынок республики, но и рынки соседних стран, как центральноазиатских, так и России с Китаем. По утверждению Ли, 10 кв. м этого материала при его наружном использовании могут очистить воздух от выбросов 5 тыс. автомобилей за один год, один квадратный метр при использовании внутри зданий способен очистить помещение в 90 квадратов. При этом из этого же материала могут изготовляться различные предметы домашнего обихода, он может также использоваться при пошиве одежды.

Просто собери бумагу отдельно

В Астане же, которая не без основания считается городом белых воротничков, бизнес готов предложить местным властям решение проблемы бумажного мусора. Который, по предварительным расчетам директора ТОО «Taza Zhol 01» и автора проекта «Зеленый офис» Ерлана Мустафина, составляет до 70% от общего объема мусора в офисах столичных бизнес-центров, госорганов и образовательных учреждений.

«Наш проект уже реализуется в течение года, поскольку в Астане много бумаги, которая просто выкидывается в мусор и выкидывается на полигонах, – говорит г-н Мустафин. – Цель этого проекта на первом этапе – минимизировать количество этой выбрасываемой бумаги; мы хотим внедрить сбор макулатуры как в образовательных учреждениях, в госорганах, так и в частных структурах, и готовы предоставлять под это специализированные контейнеры», – поясняет он.

По словам бизнесмена, при том, что многие казахстанские заводы, перерабатывающие бумажное сырье, жалуются на недостаток макулатуры, мало кто из них пытается самостоятельно наладить раздельный сбор бумажного сырья, предлагая правительству просто запретить вывоз макулатуры из страны. Между тем наладить сбор можно даже малому бизнесу, утверждает директор «Taza Zhol 01»: в частности, его структура уже осуществляет раздельный сбор использованной бумаги в таких госхолдингах, как «Байтерек», «Самрук-Казына», в академии госслужбы, в офисах ПРООН и ОБСЕ, в некоторых посольствах зарубежных стран и международных школах.

Когда кнут уже бесполезен

Наконец, еще одна проблема, которую городские власти не могут решить годами, это культура обслуживания пассажиров общественного транспорта. Разработчик проекта The Best Bus Driver Амир Сулейменов уверен, на лихачей можно и нужно воздействовать не только кнутом в виде штрафов, но и пряником – в виде определенного рейтинга, который будут составлять пассажиры, голосуя за лучшего водителя «лайками». И если потом лицо лучшего водителя месяца и года появится на экранах дисплеев и в социальной рекламе, а руководство автопарков оценит его рейтинговые достижения премиями, проект постепенно затянет в себя все водительское сообщество.

«Мы предлагаем пока в течение двух-трех недель на пилотных маршрутах, особенно популярных, заполняемых, провести обучение водителей правилам посадки-высадки, приемлемой для всех пассажиров. Мы можем выпустить методическое пособие для водителей, в котором указывались бы все основные жалобы пассажиров и пути решения этих проблем, – говорит Сулейменов. – Одновременно в соцсетях пассажиры могут оставлять свои комментарии, составляя рейтинг водителей, возможно, мы сумеем договориться с их работодателями о том, чтобы лучшие водители получали какое-то материальное вознаграждение», – пояснил он.

По словам Зарины Биюмбаевой, в конце декабря этого года как Реестр городских проблем, так и подобранный в ходе работы над ним портфель решений этих проблем будут предоставлены акиматам Астаны и Алматы. 
 

4227 просмотров

На юге Казахстана свиноводство становится нерентабельным бизнесом

Дефицит проще покрывать поставками мяса из других регионов

Фото: LastShotLife

В Туркестанской области за пять лет в три раза сократилось поголовье свиней – с 17,8 тысяч до 5 тысяч голов. Местные фермеры считают этот бизнес экономически невыгодным в первую очередь из-за высокой стоимости кормов в регионе. Освобождающуюся нишу мясного рынка заполняет импорт свинины из других областей страны.

Дорогой корм

Из 5 тыс. туркестанских свиней 3,2 тыс. голов, по данным местного департамента статистики, обитают в крестьянских или фермерских хозяйствах, подворьях индивидуальных предпринимателей и домашних хозяйствах. И именно этот сегмент производителей свинины заявляет о невыгодности такого бизнеса – корм для животных слишком дорог. 

«У нас на юге нет дешевых добавок – картофеля или свеклы, поэтому корм в основном зерновой. А на одно животное на 100 кг привеса уходит около тонны зерна и отрубей», – рассказывает шестидесятилетний житель пригорода Шымкента Александр Штурм. Раньше он держал у себя на подворье от 50 до 70 голов свиней, сейчас у него нет ни одной. 

Статистика показывает: если на 1 января 2018 года в регионе было официально зарегистрировано шесть крестьянских хозяйств и один индивидуальный предприниматель, занимающиеся разведением свиней, то уже к началу 2020 года крестьянских хозяйств осталось только четыре, правда, нашелся еще один «ипэшник», желающий заняться свиноводством.

Теперь уже бывший свиновод Штурм вспоминает, что еще два года назад во время уборки урожая зерно с комбайнов можно было купить по 40 тенге за 1 кг. Сейчас цена выросла на 50%, до 60 тенге.

«Арендаторы в период уборки нуждаются в деньгах на ГСМ, вот и продают зерно дешевле. Но в 2019 году ячмень уже был по 50 тенге, а пшеница – по 60 тенге за 1 кг. Возле мелькомбината, где должны быть самые дешевые отруби, они продавались по 56 тенге за 1 кг. При таких высоких ценах на корм разве есть смысл держать скотину?», – сетует Александр Штурм.

О сокращении количества фермерских хозяйств, разводящих свиней, и нехватке и дороговизне кормов говорит и начальник отдела по развитию племенного животноводства Управления сельского хозяйства и ветеринарии Шымкента Жанибек Тогай.

«Занятие этим видом животноводства, по всей видимости, в таких условиях нерентабельно, поэтому многие фермеры переходят на разведение птицы. На сегодняшний день в Шымкенте у нас только два крупных фермерских хозяйства, которые занимаются свиноводством», – рассказал чиновник.

По его словам, в этих двух фермах содержат в общей численности свыше 9 тыс. голов. Еще около 9,7 тыс. голов разводят в придомовых хозяйствах Шымкента.

Рыночная цена

Несмотря на уменьшение профильных крестьянских и фермерских хозяйств в Туркестанской области, свинины на местных рынках стало больше – за счет импорта из других регионов страны.

«Мясо привозят из Павлодара, Актобе, Караганды. Оно там очень хорошего качества», – рассказала «Курсиву» продавец Саера Туленбаева, которая около 20 лет занимается мясной торговлей

И продавцы, и производители отмечают снижение спроса на свинину. Эту тенденцию они объясняют оттоком из региона целевой покупательской аудитории – славянского населения.

«Славяне уезжают, и спроса меньше. Если два-три года назад за день можно было продать две туши, то сейчас и одна с трудом уходит», – отмечает Виктор Коваленко, житель села Састобе, тоже в прошлом державший на своем подворье несколько десятков свиней.

Гипотезу туркестанских продавцов и производителей поддерживают данные Комстата о том, что по итогам 2018 года Казахстан покинуло более 41,8 тыс. человек, из них 72,4% – русские, 7,4% – немцы, 6,6% – украинцы и 4,5% – казахи.

На рынках южного региона цена на свинину колеблется в диапазоне от 1 300 до 1 800 тенге за кг. Для сравнения: стоимость килограмма свинины в Центральном Казахстане – около 2 тыс. тенге, на севере – 1 400 тенге, на западе – от 1 500 до 1 800 тенге. Непосредственно в Актау цены на свинину достигают 2 600 за кг.

Поголовье свиней в Казахстане на начало 2020 года составляло почти 900 тыс. Это число должно заметно вырасти в ближайшие пять лет. Действующая программа развития мясного свиноводства на экспорт предполагает, что к концу 2025 года объем производства свинины в республике увеличится с 91,9 тыс. тонн до 200 тыс. тонн в год, и половина произведенной свинины пойдет на экспорт в Китай и Россию.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance