Перейти к основному содержанию

bavaria_seasonX_1200x120.gif


1326 просмотров

Более 40 предприятий легкой промышленности могут закрыться из-за действий МОАП

Министерство оборонной и аэрокосмической промышленности исключило участие отечественных поставщиков сырья в государственном оборонном заказе

Фото: Shutterstock

Министерство оборонной и аэрокосмической промышленности отклонило объединение юридических лиц (Консорциум) в качестве исполнителей государственного оборонного заказа в проекте нового закона «Об оборонной промышленности и государственном оборонном заказе». Нововведение может привести к закрытию более 40 предприятий обрабатывающего сектора и существенному сокращению количества работников. А это более 6 тысяч человек из 13 регионов.

Почти 90% из данного числа - это женщины. Также законопроект повлияет на существенное снижение казахстанского содержания в товарах, что противоречит государственной политике об импортозамещении.

«Касаемо самого законопроекта. Мы в мажилисе участвовали на протяжении года в рабочих группах, жаркие были дебаты, касаемо консорциумов. МОАП категорически был против участия консорциумов. Веских оснований, почему нельзя участвовать консорциумам они не представили. В конце концов депутаты согласились с нашей позицией и внесли поправки, в результате которых участие консорциумов в гособоронзаказе стало возможным. Далее на предпоследнем заседании какие-то поправки уже были приняты, некоторые были на обсуждении. Приходим 12 декабря, открываем таблицу на рабочей группе, ни одной поправки нет, консорциумов больше нет. Никаких объяснений не было, почему было снято», - сказал исполнительный директор союза обрабатывающей промышленности Адилбек Бектибаев.

Если законопроект будет принят в таком виде, то, по его оценке, это приведет к роспуску действующего консорциума и весь «гособоронзаказ будет дробиться между предприятиями».

«Допустим, есть 50 предприятий, ежегодно объем 10 млрд тенге, но не более 200 млн. тенге получит одно предприятие. Во-первых, каждое, имея небольшой объем, будет стараться максимально завысить прибыть. Это ведь бизнес. Зачем покупать сырье чуть дороже наше? Они будут покупать за границей более дешевые ткани и пойдет отток капитала туда. Соответственно, пойдет сокращение производства и рабочих мест. Ни одно нормальное предприятие не будет в убыток инвестировать на расширение или модернизацию (производства - Kursiv), если нет гарантированного сбыта. Исходя из этого, у нас пойдет стагнация отрасли. Я не говорю, что от одного гособоронзаказа зависит вся отрасль. Это одна из возможностей. Без дополнительных средств можно было бы легкой промышленности развиться и при этом полностью одеть наши силовые структуры в нашу одежду», - пояснил он.

С ним солидарна председатель консорциума «Жасампаз» Гулмира Уахитова, по мнению которой, исключение «объединений юридических лиц» из участников оборонного заказа, фактически закрывает гарантированный доступ для отечественных производителей сырья в оборонный заказ, что является для последних единственной возможностью получения стабильной работы и плановой загрузки производства.

Между тем, по ее данным, инициировали поправки о необходимости введения в гособоронзаказ объединения юрлиц депутаты мажилиса Павел Казанцев и Петр Шарапаев и они защищали свою позицию неоднократно на рабочих группах, обосновывали ее доводами.

После 10 сентября министр оборонной и аэрокосмической промышленности Бейбут Атамкулов собрал общественность, присутствовали политические партии, бизнес, представители военной прокуратуры, МИР, НПП, другие госорганы. Тогда общественности удалось убедить министра в том, что объединения юрлиц необходимы в их отраслевом законе. Тогда его протокольным решением данные поправки (об участии объединений юрлиц в оборонном заказе - Kursiv) были внесены с оговоркой, что «будут обговариваться требования к консорциуму в части его работы».

«Но в последствии отработки с юридическим блоком, в частности департаментом гособоронзаказа, наша юридическая служба столкнулась с тем, что дополнительные нормы, регулирующие деятельность консорциума предложенные МОАП шли в разрез с Конституцией, предпринимательским и гражданским Кодексом. МОАП хотели, признав нас исполнителями гособоронзаказа, контролировать, создав нам типовое консорциальное соглашение, то есть диктовать нам какой будет у нас договор о совместной деятельности, кто к нам сможет заходить, выходить, если вдруг одна из компаний попадет в реестр недобросовестных поставщиков, то весь консорциум должен выходить из состава оборонного заказа. Даже здесь шло ущемление прав. Это все было направлено на то, что консорциум мог «щелчком» выпадать из системы работы в оборонном заказе. В итоге нас в целом сняли», - отметила она.

Говоря о предыстории вопроса, Гулмира Уахитова напомнила, что до 2016 года в Казахстане отсутствовал механизм вовлечения отечественных производителей сырья в госзаказы и другие закупки. Тогда отечественный бизнес вынужден был объединиться в консорциум, согласно действующего законодательства (статья 233 Гражданского кодекса РК). Впервые в 2016 году оборонный заказ по вещевому имуществу был размещен через единого оператора среди объединения юридических лиц (консорциума «Жасампаз») благодаря нормам Правил закупок Фонда Национального Благосостояния «Самрук Казына», где исполнителями в закупочном процессе могут быть объединения юридических лиц. 

В рамках реализации обязательств по поставкам вещевого имущества в оборонном заказе, консорциумом было заключено инвестиционное соглашение. Согласно данного документа консорциум принял обязательства инвестировать 6,1 млрд тенге в развитие технологий, автоматизацию и индустриализацию, расширение действующих и создание новых производств, а также увеличить долю местного содержания в сырье и конечной продукции. За период 2016-2018 годы объединение инвестировало 5,4 млрд тенге, что составляет 89% от общей суммы инвестиционного соглашения, рассчитанного на 5 лет. 

Кроме того, членами Консорциума за счет инвестиций были выкуплены и восстанавливаются ТОО «Нимэкс Текстиль» в г. Усть-Каменогорск ТОО «OXYTextile» в г.Шымкент.

Доля местного содержания в сырье, используемого при производстве вещевого имущества была повышена. Так, если в 2015 году местное содержание в сырье для вещевого имущества государственного оборонного заказа практически отсутствовало, то в 2016 году, с созданием Консорциума, оно увеличено до 46,6 %,а в 2017 году – до 60,72 %, в 2018 году – порядка 75%. К 2020 году планируется долю местного содержания в сырье довести до 100%. 

Увеличились и поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет. Так, если 2015 году, до создания консорциума, суммарно налоговые поступления от предприятий, исполнявших оборонный заказ составляли 857 млн тенге, то после создания консорциума поступление налогов и других обязательных платежей в бюджет от исполнения ГОЗ по вещевому имуществу, значительно возросли (примерно на 67% - Kursiv) и составили в 2016 году 1,2 млрд тенге, в 2017 году - 2 млрд тенге. 

«Таким образом, министерство оборонной и аэрокосмической промышленности, зная положительную практику работы консорциумов в системе гособоронзаказа с 2016 года, игнорирует модель межзаводской кооперации бизнеса, ущемляет законное право бизнеса на объединение для решения комплексных государственных задач, что ставит под угрозу эффективную производственную деятельность всей отрасли легкой промышленности», - резюмировала она.

Пытается понять, как и почему сняли норму об участии объединений юридических лиц в оборонном заказе, и НПП «Атамекен».

«Мы участвовали с самого начала обсуждения этого законопроекта, и путем больших усилий нам все-таки удалось убедить большинство депутатов, что консорциумы такие же участники рынка, как и отдельные юрлица. А потому такие ограничения – дискриминирующие. Позиция НПП – стимулирование бизнесменов к объединению, кооперации, потому что в этой среде появляются дополнительные цепочки, ценности, выстраивается производственный цикл. В сентябре вышло заключение правительства, где эта норм была посажана. Но в последний день заседании рабочей группы вносятся вот такие изменения. Эту норму отменили, ее не обсуждали, а мы были поставлены перед фактом. У нас еще есть время для обсуждения в сенате, и мы надеемся, что все-таки госорганы примут правильное решение», - сообщил заместитель директора Департамента обрабатывающей промышленности НПП «Атамекен» Нуржан Базыл.


1350 просмотров

На какую социальную поддержку от государства можно рассчитывать казахстанцам

365 млрд тенге предусмотрено в Казахстане для поддержки семей с детьми в 2019 году

Фото:Shutterstock

Численность населения Казахстана с начала 2000-х годов заметно увеличилась. Причиной тому послужил рост рождаемости в стране. Социальная поддержка граждан со стороны государства стала своего рода стимулом улучшения демографических показателей. Так, в 2003 году было введено единовременное пособие при рождении ребенка, которое составляло 33 136 тенге, а уже на 1 января 2019 года оно стало выше почти в 3 раза – 95 950 тенге.

В Казахстане существует множество различных государственных социальных пособий и выплат для различных категорий граждан на всех этапах жизни, учитывающих разные жизненные ситуации. Порой в них очень сложно разобраться.

Кто может получить социальную поддержку государства

Социальная поддержка в стране оказывается пяти категориям семей. Первая категория – это матери и семьи, имеющие детей до одного года, вторая категория – многодетные семьи, далее идут семьи, имеющие детей-инвалидов, четвертая – малообеспеченные семьи и пятая категория – семьи, потерявшие кормильца или взявшие детей под опеку и попечительство.

На что можно рассчитывать

Одной из мер, которая способствовала увеличению рождаемости в стране, стал рост пособий при рождении ребенка и по уходу за ним до одного года.

Срочно_Монтажная область 1 копия 2 (3).jpg

Так, если люди планируют завести ребенка в первый раз либо становятся родителями во второй и третий раз, то они при рождении малыша получают единовременное пособие, установленное на соответствующий год, в 2019 году эта сумма составляет 95 950 тенге. При рождении же четвертого и более детей выплата увеличивается до 159 075 тенге.

За последние три года размер этого пособия вырос на 38%. В 2018 году были выделены пособия на сумму 40,7 млрд тенге на 395 тыс. человек.

В случае, если мама малыша еще и работала последние 12 месяцев до выхода в декрет, то она дополнительно получает выплаты по беременности и родам из Государственного фонда социального страхования согласно ее отчислениям. По итогам прошлого года средний размер таких выплат составил 391 170 тенге.

После рождения малыша его родители могут рассчитывать на получение от государства пособия по уходу за ребенком до одного года. Если мама малыша была нетрудоустроена, то в 2019 году она будет получать пособие от 14 544 тенге до 22 473 тенге. Заметим, что в прошлом году в Казахстане подобную помощь получили более 125 тыс. человек на сумму 30 млрд тенге.

Если же мама имела возможность работать, то она может рассчитывать на ежемесячное пособие до года в размере 40% от среднемесячного дохода за последние 24 месяца. Плюсом для женщин работающих перед декретом является и то, что государство в течение одного года еще и субсидирует обязательные пенсионные взносы в размере 10% от среднемесячного дохода, учтенного при исчислении социальной выплаты.

Еще одной мерой по социальной защите работающих мам является то, что работодатель не имеет права уволить такую женщину с работы в связи с сокращением штата в период беременности, либо когда ребенку нет трех лет или сотрудница является одинокой матерью, воспитывающей ребенка до 14 лет.

Активным мамам либо мамам, желающим заняться бизнесом, дается возможность получить микрокредиты на развитие женского предпринимательства. За 2018 год около 3 тыс. женщин получили микрокредиты и 1 243 – гранты на развитие бизнес-идей.

С 2010 года в Казахстане многодетные матери, которые родили семь и более детей, награждаются подвеской «Алтын алқа» (ранее – от десяти детей) шесть детей – «Күміс алқа». Подвески дают их обладателям возможность получать пожизненную дополнительную помощь от государства, а это порядка 16 160 тенге и освобождение от некоторых налогов, таких как налог на транспортные средства и земельный налог, и от госпошлин. Каждый год государство тратит на такие выплаты около 45 млрд тенге.

Перед страной остро стоит вопрос обеспечения жильем многодетных семей. Так, данная категория граждан может встать в очередь на жилье из государственного жилищного фонда. Для тех, у кого есть жилье, устанавливается предельно допустимый уровень расходов семьи на оплату коммунальных услуг – 8% от месячного совокупного дохода семьи.

В Астане дополнительно ко всем имеющимся общегосударственным пособиям и выплатам из средств местного бюджета предоставляются следующие виды помощи, в том числе для многодетных матерей: бесплатный проезд на внутригородском пассажирском транспорте, кроме такси, единовременная денежная выплата на 8 Марта в размере 2,5 МРП,  бесплатное питание детям 1–4-х классов, бесплатное обучение детей в колледже, в вузах при наличии среднедушевого дохода, не превышающего показателя в 3 прожиточных минимума (в 2019 году – 92 991 тенге).

Помимо категории тех, у кого есть дети до года и многодетных матерей, государство большое внимание уделяет семьям с низкими доходами. Так, в 2018 году средний размер адресной социальной помощи был увеличен в 2 раза и составил уже 15 498 тенге на одного человека. Помимо выплат государство помогает такой категории людей в трудоустройстве, предоставляет микрокредиты и прочее. В Астане в 2018 году адресная социальная помощь оказана 924 семьям.

Казахстанцам, у которых есть дети-инвалиды или тем, кто воспитывает их, государство выплачивает ежемесячные пособия, в том числе пособие ребенку до 16 лет составляет 41 578 тенге, лицам, воспитывающим ребенка-инвалида до достижения им совершеннолетия – 31 183 тенге и другие. В 2018 году 80,6 тыс. человек получили такие пособия. Помимо этого можно получить от государства специальные средства передвижения, санаторно-курортное лечение и другое.

Особые виды пособий предусмотрены и для тех, кто по тем или иным причинам потерял кормильца. Пособие по потере кормильца в 2019 году составляет от 25 541 тенге до 62 663 тенге в зависимости от количества иждивенцев.

Казахстанцы, которые относятся к одной из указанных выше пяти категорий, могут рассчитывать на помощь по жилищным вопросам. Так, в стране эта помощь реализуется из государственного жилищного фонда, в порядке очередности и в рамках государственной программы жилищного строительства «Нұрлы жер». Существуют также программы арендного жилья с выкупом АО «ИК «КИК» и  АО «Фонд недвижимости «Самрук-Казына».

Также напомним, что  на днях аким города Алматы поручил рассмотреть вопрос субсидирования оплаты первоначального взноса на жильё для нуждающихся многодетных семей.

Для обеспечения занятости населения в стране существует программа «Молодежная практика», которая длится не более полугода. Участники этой программы имеют возможность получать в текущем году заработную плату в размере 88 375 тенге.

Наряду с этим в стране очень большое внимание уделяется техническим специальностям, благодаря чему можно бесплатно пройти краткосрочное профессиональное обучение по востребованным профессиям. Во время обучения человек имеет возможность получать стипендию в размере 16 759 тенге. Сейчас, к примеру, желающие могут пойти учиться на разработчика мобильных приложений, специалиста в сфере кибербезопасности, администратора, водителя категории Д, менеджера по торговле и т. д.

Далее, после завершения обучения, можно трудоустроиться на социальные рабочие места. Они создаются работодателем на договорной основе для трудоустройства безработных с субсидированием заработной платы (35% от установленного размера заработной платы, но не более 1 МЗП). Этой мерой можно пользоваться в течение 12 месяцев.

Также для социально незащищенных слоев населения предусмотрены общественные работы, которые дают возможность заработать 85 000 тенге в месяц.

Для тех, кто хочет заняться бизнесом, существуют гранты по программе развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017–2021 годы «Еңбек». Размер гранта – до 100 МРП, что составляет 252 500 тенге (1 МРП равен 2 525 тенге).

В стране также улучшается качество и растет количество предоставляемых онлайн-сервисов. К примеру, по регистрации рождения ребенка, постановке в очередь в детский сад, получению адресной справки и другие.

Срочно_Монтажная область 1 копия (12).jpg

 

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Многие люди уезжают из Казахстана по тем или иным причинам. Почему Вы остаетесь здесь жить?

Варианты

maqanKursiv14fev.jpg

Цифра дня

$22,012
трлн
составил госдолг США, впервые в истории превысив отметку в $22 трлн

Цитата дня

«Достигнутый без труда успех – это несчастье. Можно по наследству богатых родителей получить, но не будет впрок. Я вам заявляю, как поживший человек, опытный: я не видел ни одного счастливого человека-миллиардера, у которого 10-20 миллиардов денег (долларов). Я могу вам привести список миллиардеров, которые покончили жизнь самоубийством и в тюрьмах закончили, потому что просто так данные средства, кажется, не сделают тебя счастливым, а счастливым тебя делает то, что ты горбом заработал и получил это. Сделал, создал свое счастье, свой успех».

Нурсултан Назарбаев
Президент Казахстана

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank