Перейти к основному содержанию


1842 просмотра

Более 40 предприятий легкой промышленности могут закрыться из-за действий МОАП

Министерство оборонной и аэрокосмической промышленности исключило участие отечественных поставщиков сырья в государственном оборонном заказе

Фото: Shutterstock

Министерство оборонной и аэрокосмической промышленности отклонило объединение юридических лиц (Консорциум) в качестве исполнителей государственного оборонного заказа в проекте нового закона «Об оборонной промышленности и государственном оборонном заказе». Нововведение может привести к закрытию более 40 предприятий обрабатывающего сектора и существенному сокращению количества работников. А это более 6 тысяч человек из 13 регионов.

Почти 90% из данного числа - это женщины. Также законопроект повлияет на существенное снижение казахстанского содержания в товарах, что противоречит государственной политике об импортозамещении.

«Касаемо самого законопроекта. Мы в мажилисе участвовали на протяжении года в рабочих группах, жаркие были дебаты, касаемо консорциумов. МОАП категорически был против участия консорциумов. Веских оснований, почему нельзя участвовать консорциумам они не представили. В конце концов депутаты согласились с нашей позицией и внесли поправки, в результате которых участие консорциумов в гособоронзаказе стало возможным. Далее на предпоследнем заседании какие-то поправки уже были приняты, некоторые были на обсуждении. Приходим 12 декабря, открываем таблицу на рабочей группе, ни одной поправки нет, консорциумов больше нет. Никаких объяснений не было, почему было снято», - сказал исполнительный директор союза обрабатывающей промышленности Адилбек Бектибаев.

Если законопроект будет принят в таком виде, то, по его оценке, это приведет к роспуску действующего консорциума и весь «гособоронзаказ будет дробиться между предприятиями».

«Допустим, есть 50 предприятий, ежегодно объем 10 млрд тенге, но не более 200 млн. тенге получит одно предприятие. Во-первых, каждое, имея небольшой объем, будет стараться максимально завысить прибыть. Это ведь бизнес. Зачем покупать сырье чуть дороже наше? Они будут покупать за границей более дешевые ткани и пойдет отток капитала туда. Соответственно, пойдет сокращение производства и рабочих мест. Ни одно нормальное предприятие не будет в убыток инвестировать на расширение или модернизацию (производства - Kursiv), если нет гарантированного сбыта. Исходя из этого, у нас пойдет стагнация отрасли. Я не говорю, что от одного гособоронзаказа зависит вся отрасль. Это одна из возможностей. Без дополнительных средств можно было бы легкой промышленности развиться и при этом полностью одеть наши силовые структуры в нашу одежду», - пояснил он.

С ним солидарна председатель консорциума «Жасампаз» Гулмира Уахитова, по мнению которой, исключение «объединений юридических лиц» из участников оборонного заказа, фактически закрывает гарантированный доступ для отечественных производителей сырья в оборонный заказ, что является для последних единственной возможностью получения стабильной работы и плановой загрузки производства.

Между тем, по ее данным, инициировали поправки о необходимости введения в гособоронзаказ объединения юрлиц депутаты мажилиса Павел Казанцев и Петр Шарапаев и они защищали свою позицию неоднократно на рабочих группах, обосновывали ее доводами.

После 10 сентября министр оборонной и аэрокосмической промышленности Бейбут Атамкулов собрал общественность, присутствовали политические партии, бизнес, представители военной прокуратуры, МИР, НПП, другие госорганы. Тогда общественности удалось убедить министра в том, что объединения юрлиц необходимы в их отраслевом законе. Тогда его протокольным решением данные поправки (об участии объединений юрлиц в оборонном заказе - Kursiv) были внесены с оговоркой, что «будут обговариваться требования к консорциуму в части его работы».

«Но в последствии отработки с юридическим блоком, в частности департаментом гособоронзаказа, наша юридическая служба столкнулась с тем, что дополнительные нормы, регулирующие деятельность консорциума предложенные МОАП шли в разрез с Конституцией, предпринимательским и гражданским Кодексом. МОАП хотели, признав нас исполнителями гособоронзаказа, контролировать, создав нам типовое консорциальное соглашение, то есть диктовать нам какой будет у нас договор о совместной деятельности, кто к нам сможет заходить, выходить, если вдруг одна из компаний попадет в реестр недобросовестных поставщиков, то весь консорциум должен выходить из состава оборонного заказа. Даже здесь шло ущемление прав. Это все было направлено на то, что консорциум мог «щелчком» выпадать из системы работы в оборонном заказе. В итоге нас в целом сняли», - отметила она.

Говоря о предыстории вопроса, Гулмира Уахитова напомнила, что до 2016 года в Казахстане отсутствовал механизм вовлечения отечественных производителей сырья в госзаказы и другие закупки. Тогда отечественный бизнес вынужден был объединиться в консорциум, согласно действующего законодательства (статья 233 Гражданского кодекса РК). Впервые в 2016 году оборонный заказ по вещевому имуществу был размещен через единого оператора среди объединения юридических лиц (консорциума «Жасампаз») благодаря нормам Правил закупок Фонда Национального Благосостояния «Самрук Казына», где исполнителями в закупочном процессе могут быть объединения юридических лиц. 

В рамках реализации обязательств по поставкам вещевого имущества в оборонном заказе, консорциумом было заключено инвестиционное соглашение. Согласно данного документа консорциум принял обязательства инвестировать 6,1 млрд тенге в развитие технологий, автоматизацию и индустриализацию, расширение действующих и создание новых производств, а также увеличить долю местного содержания в сырье и конечной продукции. За период 2016-2018 годы объединение инвестировало 5,4 млрд тенге, что составляет 89% от общей суммы инвестиционного соглашения, рассчитанного на 5 лет. 

Кроме того, членами Консорциума за счет инвестиций были выкуплены и восстанавливаются ТОО «Нимэкс Текстиль» в г. Усть-Каменогорск ТОО «OXYTextile» в г.Шымкент.

Доля местного содержания в сырье, используемого при производстве вещевого имущества была повышена. Так, если в 2015 году местное содержание в сырье для вещевого имущества государственного оборонного заказа практически отсутствовало, то в 2016 году, с созданием Консорциума, оно увеличено до 46,6 %,а в 2017 году – до 60,72 %, в 2018 году – порядка 75%. К 2020 году планируется долю местного содержания в сырье довести до 100%. 

Увеличились и поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет. Так, если 2015 году, до создания консорциума, суммарно налоговые поступления от предприятий, исполнявших оборонный заказ составляли 857 млн тенге, то после создания консорциума поступление налогов и других обязательных платежей в бюджет от исполнения ГОЗ по вещевому имуществу, значительно возросли (примерно на 67% - Kursiv) и составили в 2016 году 1,2 млрд тенге, в 2017 году - 2 млрд тенге. 

«Таким образом, министерство оборонной и аэрокосмической промышленности, зная положительную практику работы консорциумов в системе гособоронзаказа с 2016 года, игнорирует модель межзаводской кооперации бизнеса, ущемляет законное право бизнеса на объединение для решения комплексных государственных задач, что ставит под угрозу эффективную производственную деятельность всей отрасли легкой промышленности», - резюмировала она.

Пытается понять, как и почему сняли норму об участии объединений юридических лиц в оборонном заказе, и НПП «Атамекен».

«Мы участвовали с самого начала обсуждения этого законопроекта, и путем больших усилий нам все-таки удалось убедить большинство депутатов, что консорциумы такие же участники рынка, как и отдельные юрлица. А потому такие ограничения – дискриминирующие. Позиция НПП – стимулирование бизнесменов к объединению, кооперации, потому что в этой среде появляются дополнительные цепочки, ценности, выстраивается производственный цикл. В сентябре вышло заключение правительства, где эта норм была посажана. Но в последний день заседании рабочей группы вносятся вот такие изменения. Эту норму отменили, ее не обсуждали, а мы были поставлены перед фактом. У нас еще есть время для обсуждения в сенате, и мы надеемся, что все-таки госорганы примут правильное решение», - сообщил заместитель директора Департамента обрабатывающей промышленности НПП «Атамекен» Нуржан Базыл.


293 просмотра

За нарушение строительных норм в Шымкенте штрафуют предпринимателей

С начала года с них собрали свыше 60 млн тенге

Фото автора

Штрафы в размере 62,7 млн тенге за нарушение норм и правил строительства в Шымкенте в 2019 году получили 214 предпринимателей. Однако, как отмечают специалисты, проконтролировать процесс возведения зданий госорганы никак не могут.

Управление государственного архитектурно-строительного контроля (ГАСК) в Шымкенте, созданное в июле 2018 года, фактически начало проверять объекты строительства в городе с октября 2018 года. За три месяца 2018 года было проведено 110 проверок, начислено штрафов на 35 млн тенге. За шесть месяцев 2019 года были привлечены к административной ответственности 214 лиц, на них наложено штрафов на сумму 62,7 млн тенге. Из них на 66 лиц дела направлены в специализированный административный суд, с них взыскано 8,5 млн тенге.

Как рассказал «Курсиву» руководитель городского управления ГАСК Берик Дуйсенов, в 95 из 100 случаев, зарегистрированных с нарушениями, при строительстве объектов в Шымкенте отсутствуют рабочие проекты. Далее следует отсутствие таких документов, как экспертиза и уведомление ГАСК о начале строительно-монтажных работ.

«Раньше был акт приемки, благодаря этому документу сотрудники профильных государственных органов по окончании строительства проверяли объекты на качество и соответствие строительным нормам. Сейчас и этого нет. Объект вводится в эксплуатацию и документы тут же отправляются на регистрацию в органы юстиции. Иногда мы видим массу нарушений, но объект введен в эксплуатацию, а по собственной инициативе мы его проверить не можем», – констатировал Берик Дуйсенов.

Он также отметил, что после получения положительной экспертизы собственник обязан вначале уведомить органы ГАСК о начале строительно-монтажных работ и только после этого нанимать строительно-монтажную бригаду, проводить технический надзор на соответствие рабочему проекту и авторский надзор.

«Это конкурентная среда, государство никак не контролирует процесс строительства, – объясняет сложившуюся ситуацию Берик Дуйсенов. – Фактически строительство ведется в частном порядке. Объект строительства частный, ТОО, которое ведет строительство, тоже принадлежит частнику, экспертизу и проекты проводят частные компании. То есть все четыре лица, которые осуществляют строительство, являются частниками».

Госорганы реагируют только в том случае, если поступило заявление от граждан или обращение от акиматов. Таким образом, в Шымкенте было выявлено девять случаев самовольного строительства.

«Мы подали девять исковых заявлений о сносе, из них в первой инстанции все девять были удовлетворены. Но в ходе апелляции собственники двух объектов изменили целевое назначение своих земельных участков, тем самым приведя их в соответствие. Поэтому суд отменил решение суда первой инстанции и, соответственно, нам отказал в удовлетворении иска», – поведал собеседник.

Как пояснили «Курсиву» в управлении земельных отношений и отделе земельной инспекции, эти органы также не могут проводить плановые проверки, поскольку их нет даже в регламенте. «Все проверки только внеплановые – по письмам и обращениям. Управление было создано в октябре прошлого года. За три месяца 2018 года было выявлено примерно около 30–40 нарушений – нецелевого использования земельных участков. В 2019 году зарегистрировано около 20 нарушений. И все факты были обнаружены только на основании обращений жителей города и акиматов», – сообщил представитель отдела земельной инспекции.

Сейчас в Шымкенте проводится беспрецедентная работа: ГАСК начал признавать недействительными зарегистрированные в юстиции акты приемки.

«То есть мы начали обращаться в суд и привлекать людей, которые принимали в эксплуатацию объекты, построенные с нарушениями. На сегодня о признании недействительными актов ввода в эксплуатацию направили в суд три дела. Мы выявили грубейшие нарушения, вплоть до того, что недостроенные объекты были введены в эксплуатацию. Одно из таких дел, когда второй этаж только поднимается, а здание уже введено в эксплуатацию, мы передали в суд», – рассказал Дуйсенов.

Всего в Шымкенте за полгода в управление поступило 126 уведомлений о начале строительно-монтажных работ. Из них 108 строятся за счет частных инвестиций, 18 – за счет бюджета.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций