Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


744 просмотра

Автовокзалу Семея без огласки продали часть городской улицы

По подсчетам общественников, рыночная стоимость проданного участка должна составлять не менее 677,4 млрд тенге

Фото: Автора

Три года назад общественники с трудом добились того, чтобы междугородный автовокзал Семея был продан с выгодой для городской казны. Теперь тому же вокзалу продана за бесценок часть сквозной улицы.

Скандальная эпопея

В последнее время междугородный автовокзал Семея приобрел скандальную репутацию. Kursiv уже писал о том, как одно из самых прибыльных государственных предприятий чуть не было продано за бесценок. Тогда в дело вмешались общественные деятели и депутаты. Благодаря их многочисленным обращениям антикоррупционной службой была проведена проверка, которая подтвердила наличие нарушений закона. В результате нескольких торгов вокзал был продан за 310 млн тенге, а не 87, как это планировалось изначально. 

Однако, как выяснилось недавно, новым владельцам вокзала показалось мало купленной территории. Дело в том, что несколько лет назад автовокзалу, тогда еще государственному, разрешили огородить забором часть проезжей улицы, где устроили стоянку для автобусов. Эту землю тоже продали вокзалу. 

«Постановлением акимата Семея от 26 июля 2018 года ТОО «Семей-Автовокзал» предоставлено право частной собственности на земельный участок площадью 0,6103 га на ул. Ч. Валиханова. Участок продан за 14 622 788 тенге», – пояснил руководитель комиссии по вопросам ЖКХ Совета общественности Семея Николай Исаев

Зачем улицу продали?

Но проданная земля – это часть сквозной улицы. И то, что ее разрешили временно перегородить, еще не означает, что она не понадобится городу через год-другой. Ведь число машин стремительно увеличивается, и уже сегодня в районе автовокзала и центрального рынка не то что припарковаться, даже просто проехать крайне сложно. 

«Удивляет цена. Рыночная стоимость земли в центральной части города – порядка $30 тыс. за сотку. Это значит, что фактическая цена проданного участка должна составлять не менее 677,4 млрд тенге! – возмущается Николай Исаев. – Ну а главное, прежде чем распоряжаться землей общего пользования, какой является проданная улица, такое решение должно было быть согласовано с общественностью, как минимум должны были быть проведены публичные слушания».

Но решение было принято без огласки и стало известным только спустя несколько месяцев. Общественники полагают, что сам факт наличия в густонаселенной центральной части города автобусной парковки губительно сказывается на здоровье тех, кто живет поблизости. 

«Проданная территория предназначается для стоянки и прогрева двигателей автобусов, большинство которых работает на дизельном топливе. В настоящее время ВОЗ относит выхлопы дизельного двигателя к особо опасным канцерогенным соединениям, и наиболее вредными свойствами двигатель обладает тогда, когда он работает, но еще не прогрет. Учитывая ежедневную крайне высокую посещаемость населением данного района города, реализация участка без общественного обсуждения недопустима», – полагает активист Совета общественности Семея.

Опять борьба

Во время затянувшейся истории продажи автовокзала общественные деятели потратили не один месяц, чтобы доказать чиновникам, что госсобственность нельзя продавать в убыток казне. Не прошло и нескольких месяцев, как тому же самому вокзалу за бесценок продали часть улицы. 

«Самое пугающее в этой истории то, что не государственные служащие борются за приумножение государственной казны и выявление коррупционных схем, а общественники. В 2015 году, когда мы начали отстаивать автовокзал, на меня была организована травля, меня запугивали, отговаривали, давили. Столько усилий, нервов, времени было потрачено, чтобы автовокзал продали с большей выгодой для государственного бюджета. Кто согласится повторять такой путь?» – сетует член Совета общественности Семея Николай Исаев. 

В итоге он вновь вынужден был побывать в Астане и обратиться с вопросом об очередных странностях распродажи вокруг семейского автовокзала к председателю Агентства РК по делам госслужбы и противодействию коррупции Алику Шпекбаеву, который пообещал разобраться в сложившейся ситуации. А Совет общественности намерен добиваться отмены договора о продаже улицы и возврате ее в государственную собственность.


1537 просмотров

Почему жители Восточного Казахстана предпочитают отдыхать у себя на родине

Каково соотношение выездного и внутреннего туризма, выяснил Kursiv

Фото: Автора

Количество туристов в Восточном Казахстане за последний год выросло на 30%. На многих базах отдыха Бухтармы и Алаколя лето уже практически «расписано» – путевки были выкуплены еще в начале весны.

Правда статистики

Рынок туристической отрасли Восточного Казахстана продолжает расти. Согласно информации, опубликованной на сайте Комитета по статистике, за 2018 год количество внутренних туристов в ВКО превысило 339 тыс. человек. Эта цифра относится только к той категории людей, которые приехали в регион для конкретной цели – отдыха, лечебных или оздоровительных процедур (без учета деловых поездок). В сравнении с 2017 годом рост составляет 30%.

За время отдыха внутренние туристы потратили в ВКО свыше 21,2 млрд тенге, что на 9% больше, чем годом ранее. Эти деньги восточноказахстанцы заплатили за проживание (3,5 млрд тенге), питание (4,2 млрд тенге), транспортные услуги (3,9 млрд тенге). На лечебные и оздоровительные процедуры общий чек составил 803 млн тенге.

74% всех посетителей мест отдыха в ВКО – жители региона. Остальные – приезжие из других областей Казахстана или иностранцы. Тот факт, что большинство восточноказахстанцев предпочитают отдыхать именно у себя на родине, подтверждают статданные. Судя по отчетам специалистов департамента статистики по ВКО, внутренних туристов среди жителей ВКО в 7,5 раза больше, чем выездных.

Причина – на поверхности

Если путешествующих по своей области за год стало больше на треть, то количество восточноказахстанцев, которые проводят отпуск за границей, за год увеличилось на 45%. 

В 2018 году в отпуск и на лечение в разные страны съездили 42 тыс. жителей ВКО (в 2017 году – 29 тыс. человек). В общей сложности они потратили на эти цели 11 млрд тенге. 

Основная причина, по которой большинство восточноказахстанцев выбирают отдых на территории области, – существенная разница в цене на путевки. От общего числа путешествующих жителей ВКО лишь 11% могут себе позволить покупку туров за границей.

Стоимость тура по горящей путевке в ОАЭ, Таиланд, на остров Хайнань в середине июня колеблется от 130 до 150 тыс. тенге на одного человека. Плюс к этой сумме необходимо добавить расходы на трансферт до Алматы или Астаны, откуда вылетают чартерные рейсы. Прямиком из Усть-Каменогорска можно вылететь только в Турцию (от 235 тыс. тенге с человека). Наиболее высокие цены предлагают курорты Доминиканы, Иордании, Вьетнама, Туниса, острова Пхукет (от 250 до 316 тыс. тенге с человека). Таким образом, чтобы семье минимум из двух человек отдохнуть под пальмами в жарких странах, придется потратить от 260 до 632 тыс. тенге). Это не учитывая трат на культурные мероприятия, дополнительное питание вне стен отеля и шопинг.

На базах Бухтарминского водохранилища (в районе Алтай) семья из двух человек может потратить на недельный отдых от 70 до 300 тыс. тенге (в зависимости от условий проживания, питания). Разброс цен на мини-коттеджи и гостиничные номера большой. Маленькие щитовые домики без воды и канализации, с учетом самостоятельной организации питания, оцениваются в 10–15 тыс. тенге за сутки. Более «цивилизованные» варианты с душем и туалетом стоят от 18 до 22 тыс. тенге за день. Бюджетным вариантом является съем небольших номеров в гостиницах советских времен с удобствами на этаже – от 5 тыс. тенге с человека в сутки. Самый дорогой отдых в отеле люкс без звезд – от 38 тыс. тенге с гостя за сутки (с учетом трехразового питания).

А вот в небольших новых гостиницах на побережье Алаколя в бархатный сезон путевку можно приобрести от 10 до 15 тыс. тенге в сутки с человека. В эту стоимость будет входить и питание в кафе.

Сервис имеет значение

По мнению руководителя турагентства Sanur Tour из Усть-Каменогорска, travel-блогера Айнур Атантаевой, количество выездных туристов в нашей области растет потому, что люди из среднего класса и выше готовы доплатить за сервис и поехать отдыхать за границу, получая услуги по принципу «все включено». Ведь отдых по горящей путевке за 260–300 тыс. тенге за двоих в четырехзвездочном отеле с питанием имеет совсем другое качество, нежели недельный вояж по Бухтарме.

«Выездной туризм популяризируется. Это становится модным, интересным. Люди смотрят на своих путешествующих друзей, знакомых и тоже ищут возможности, копят деньги, берут кредиты, чтобы побывать в других странах. Тем более, что при том уровне сервиса, который предоставляют лидеры мировой туриндустрии – Турция или Китай, – себестоимость такого отдыха на самом деле ниже, чем у нас внутри страны, внутри нашего региона», – отмечает Айнур Атантаева.

Одной из причин колоссальной разницы в сервисе эксперт в области туризма называет разное отношение чиновников к туристическому кластеру. Инвесторы, вкладывающие деньги в отели в самых гостеприимных странах, получают неплохие преференции от своих государств.

«Например, наши предприниматели, решившие построить небольшую базу на побережье озера, делают все сами и по рыночной цене. Берут кредиты на общих основаниях, ведут строительство, проводят до базы сети. Конечно, потом им нужно «отбить» эти деньги, поэтому они не могут держать низкую цену. Мне порой их жаль, потому что они трудятся с утра до вечера, однако сумасшедших денег не зарабатывают даже с учетом высоких цен на путевки», – считает турагент.

Только начали

Стоит отметить, что модель «государство обеспечивает сервис, а бизнес снижает цены» в Восточном Казахстане только начала функционировать именно на примере Алаколя. Ведь в сравнении с бухтарминскими базами отдыха небольшие отели на побережье пестрого озера действительно «дают» более низкую цену при более высоком уровне сервиса.

По информации управления туризма и внешних связей ВКО, за последние три года на благоустройство, строительство дорог к базам Алаколя, субсидирование авиа- и железнодорожных перевозок бюджет выделил 5,2 млрд тенге. Как отмечает руководитель ведомства Марат Кабаков, в этом году ремонт дороги до Алаколя будет профинансирован на 4 млрд тенге. Отдельными траншами акимат перечислит деньги на благоустройство парка, осушение большой площадки под строительство трех-, четырехзвездочных отелей.

Стоит отметить, что Алаколь стал более активно благоустраиваться после того, как курортная зона этого озера вошла в топ-10 туробъектов Казахстана, а, значит, эти приоритетные направления туризма финансируются из республиканского бюджета.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

almaty2019_kursiv_240×400.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций