Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


1233 просмотра

АГМП: Экология Астаны и Алматы доказывает – регулировать надо не только крупных загрязнителей

Талгат Темирханов подверг критике намерение Минэнерго акцентировать экоконтроль только на крупных природопользователях

Фото: Аскар Ахметуллин

Директор департамента экологии и промышленной безопасности Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Казахстана Талгат Темирханов 6 декабря подверг критике намерение министерства энергетики акцентировать экоконтроль только на крупных природопользователях и промышленных производствах.

В ходе международной конференции по переходу Казахстана на наилучшие доступные технологии вице-министр энергетики Сабит Нурлыбай сообщил о намерении разработчиков нового Экологического Кодекса Казахстана, который планируется внести в парламент в феврале следующего года и принять до конца 2019 года, механизм ужесточения экологического контроля за ограниченным кругом юрлиц, чей вклад в загрязнение окружающей среды суммарно составляет 70-80%.

По предварительной оценке минэнерго, речь идет о 200 крупных промышленных предприятиях и компаниях – природопользователях. Однако представитель АГМП на этой же конференции заявил о необходимости комплексного подхода регулирования экосферы, который устанавливал бы контроль и над транспортом и частным жилым сектором.

«Признаться, я немного неуютно себя чувствую, потому что вокруг одни «зеленые», а нас привыкли называть загрязнителями, тем не менее, попытаюсь держать удар: я слушал внимательно, о чем говорило руководство министерства энергетики – на самом деле, складывается очень интересная ситуация, все почему-то по привычке начинают зажимать именно крупных загрязнителей – горнометаллургический и нефтяной сектора. Но специалисты четко говорят о том, что необходим комплексный подход – нет такого, чтобы горнометаллургический сектор зажали, а транспорт вырос бесконтрольно, частный сектор сжигает уголь непонятно какой, утрированно», - сказал Темирханов.

В этой связи он предложил в рамках работы над Экологическим Кодексом смоделировать все возможные варианты развития ситуации в связи с расширением или с сужением производственных мощностей, ростом автотранспортных средств и жилого сектора страны, а также как это все отразится на регионах.

«И эту модель, анализ, который есть в странах ОЭСР, необходимо внедрить и у нас. Потому что тут много говорится относительно смога, который присутствует в Астане и в Алматы, но я хотел бы обратить внимание, что в этих городах нет крупных металлургических или нефтедобывающих компаний. Тем не менее, экологическая обстановка здесь не самая лучшая, скажем так - Астана и Алматы самый очевидный пример того, что без присутствия основных загрязнителей, как нас привыкли называть, ситуация в некоторых городах тяжелая», - заметил директор департамента ассоциации.

Он также напомнил, что министерство энергетики предполагает выдавать комплексные разрешения на эмиссии в окружающую среду крупным загрязнителям, которые взамен, в числе прочего, должны будут внедрять наилучшие доступные технологии.

«Становится очевидным, что в разработке стандартов этих новых технологий нужно учитывать мнение бизнеса, и в рабочих группах следует организовать присутствие отраслевых ассоциаций и самих предприятий. Множество спикеров подтверждают наши доводы о том, что ответственность государства присутствует в вопросах внедрения НДТ, во многих государствах компании не предоставлены сами себе в вопросах охраны окружающей среды, им возвращают какие-то средства, стимулируя тем самым», - подчеркнул спикер.

В Казахстане же, заметил он, пока предполагается, что предприятия будут в рамках взятых на себя обязательств закупать новое оборудование – и продолжать выплачивать экологические платежи в местный бюджет.

«И позиция государства тут обтекаемая – если с нас как с основных загрязнителей требуют модернизации, то вернут ли нам экологические платежи, которые на сегодня расходуются не совсем прозрачно? Мы хотели бы детального обсуждения будущего этих экологических платежей», - заявил представитель отраслевой ассоциации.

Наконец, Темирханова насторожило предположение министерства энергетики о том, что предприятия, которые не внедрят наилучшие доступные технологии, возможно, будут закрыты.

«У нас многие предприятия градообразующие, мы уже не спрашиваем про возврат инвестиций, но куда пойдут люди, каковы будут социальные последствия? Здесь мы бы хотели акцентировать внимание на том, как в мире такое практикуется, как разрешаются эти вопросы», - заключил он.


6788 просмотров

Какие выгоды и риски принесет появление на границе с Узбекистаном нового «Хоргоса»

Курсив изучил все плюсы и минусы МЦТЭС «Центральная Азия»

Фото: Shutterstock

Рост объемов международной торговли и взаимного товарооборота между Казахстаном и Узбекистаном ожидается от ввода международного центра торгово-экономического сотрудничества (МЦТЭС) «Центральная Азия», который будет создан на совместной границе. Однако есть опасения, что при этом могут пострадать интересы казахстанских производителей.

Напомним, договоренность о создании МЦТЭС «Центральная Азия» была достигнута во время апрельского государственного визита президента РК Касым-Жомарта Токаева в Республику Узбекистан. Для выполнения задачи, поставленной руководством обоих государств – нарастить к 2020 году товарооборот до $5 млрд, – предполагается использовать в полной мере потенциал регионального и приграничного сотрудничества. В этой связи в Миннацэкономики считают своевременной идею создания МЦТЭС.

Как отмечается в ответе пресс-службы министерства на запрос «Курсива», этому способствует ряд благоприятствующих факторов: стратегическое партнерство и лидерство двух стран в торговле в Центральной Азии, совокупный объем самых крупных в регионе рынков – более чем 50 млн человек, расположение рядом двух крупнейших агломераций – Шымкента и Ташкента. Кроме того, в непосредственной близости находятся крупные и развитые инфраструктурные узлы – ж/д станция «Сарыагаш», международный пункт пропуска «Жибек жолы», автодорога Западная Европа – Западный Китай. 

В ведомстве особенно подчеркнули значительный потенциал увеличения международной торговли. Центр станет одним из ключевых элементов формирующегося транспортно-транзитного коридора «Север–Юг», который соединит рынки Центральной и Южной Азии с регионами Европы, Урала, Сибири и Дальнего Востока.  

Что по плану

Первоочередными задачами МЦТЭС указаны создание нового современного пункта пропуска, строительство объектов оптово-розничной торговли и прилегающей инфраструктуры, создание транспортно-логистического  центра. Концепцию создания МЦТЭС разработает совместная казахстанско-узбекистанская межведомственная рабочая группа. Она же составит дорожную карту проекта. 

Текущий 2019 год определен как подготовительный. По информации узбекских СМИ, МЦТЭС заработает в полноценном режиме уже к 2025 году. Стоимость реализации проекта будет обсуждаться двумя сторонами в рамках совместной рабочей группы. Как подчеркнули в Миннацэкономики РК, более 90% расходов планируется из внебюджетных источников – это частные средства, прямые иностранные инвестиции. Также будет задействован механизм ГЧП. Из бюджета средства будут выделяться только на подвод инженерных коммуникаций.

Что даст МЦТЭС

В Миннацэкономики предполагают, что МЦТЭС, во-первых, позволит наладить современную инфраструктуру международной торговли, производства и логистики на приграничных территориях Казахстана и Узбекистана. Даст возможность бизнесу двух стран быстро и удобно осуществлять торговые операции, создавать совместные предприятия, осуществлять выгодные и безопасные транспортно-логистические операции. 

Во-вторых, во время строительства объектов МЦТЭС и во время его работы планируется создание более 10 тыс. рабочих мест. 

В-третьих, будет выведена из тени приграничная и транзитная торговля и увеличится собираемость налогов в местный и республиканский бюджеты обеих стран. 

В-четвертых, такой формат торговли будет стимулировать межрегиональную кооперацию бизнеса стран через создание совместных предприятий, привлечение взаимных инвестиций, проведение выставок, ярмарок, бизнес-форумов и других мероприятий по укреплению бизнес-контактов двух стран. 

Наконец, в-пятых, создание такого центра позволит двум государствам дополнительно стимулировать развитие международного туризма в городах Центральной Азии вдоль Шелкового пути.

Местный бизнес уже в убытке

В первую же очередь, разумеется, эффект от открытия МЦТЭС должна ощутить экономика Туркестанской области и Шымкента, на которые вкупе приходится треть от всего товарооборота страны с Узбекистаном. От появления центра приграничной торговли ожидается снижение цен на реализуемые через него товары, в том числе продукты питания. Однако плюс для конечного потребителя грозит обернуться минусом для местных производителей. 

Сами предприниматели южного региона, а также представители территориальных подразделений НПП «Атамекен» уже неоднократно заявляли о снижении конкурентоспособности казахстанских производителей после открытия границы и интенсивного роста взаимной торговли. В частности, как уже писал «Курсив», из-за наплыва дешевой продукции из Узбекистана производство овощей в закрытом грунте в Туркестанской области становится нерентабельным. 

Ввиду более благоприятных климатических условий для выращивания овощных культур, более низкой стоимости коммунальных услуг их производство на юге Казахстана выходит дороже как минимум в полтора раза. Так, по подсчетам ассоциации теплиц Туркестанской области, себестоимость выращенного в теплицах области килограмма огурцов и помидоров составляет 140–150 тенге, в Узбекистане – 70–75 тенге. По информации региональной палаты  предпринимателей, часть теплиц уже сократила объемы экспорта и выпуска продукции, другие стали работать в убыток и продавать товар по себестоимости и ниже, а некоторые вообще были закрыты. 

Мнения разделились

Председатель ассоциации теплиц Туркестанской области Мырзахмет Снабаев подтвердил предположения «Курсива» о возможном усугублении проблем казахстанских бизнесменов. По его мнению, деятельность центра если не сразу, то постепенно, с увеличением оборота, может отразиться на их положении. Выход спикер видит в субсидировании затрат на дорогостоящий газ и в целом господдержке отечественных товаропроизводителей. А также в применении регулирующих и ограничительных мер на ввоз импортной продукции из Узбекистана, хотя бы в пик сезона созревания ранних овощей. 

Аналогичного мнения придерживается и фермер из приграничного района Туркестанской области, занимающийся выращиванием фруктов и овощей.

«Мы уже не первый год страдаем от сложившейся ситуации. Наша деятельность сейчас напоминает карточную игру: не знаешь, что будет завтра. Например, сегодня выращиваешь капусту, а уже продается узбекистанская, которая созрела раньше, и мы не можем получить запланированную прибыль. В прошлом году вообще вся наша капуста осталась на корню – не продали ни одного килограмма. Мы серьезно опасаемся, что с открытием центра приграничной торговли будет еще тяжелее. Конечно, я понимаю, что основная масса населения будет довольна удешевлением продукции. Но мы, фермеры, не сможем развиваться и конкурировать с соседями. Для нас лучше, чтобы граница была закрыта», – рассказал он в беседе с журналистом «Курсива».

А вот эксперт по инвестициям и экспорту, советник регионального инвестиционного центра «ОҢТҮСТІК» Нурбек Ачилов, наоборот, считает, что масштабы зон свободной торговли надо расширять.

«При всех плюсах создание зоны свободной торговли между двумя государствами на границе имеет ряд ограничений, – сказал он в комментариях «Курсиву». – Это выделение огромных бюджетных средств для строительства торговых площадей и инфраструктуры, создание бюрократических установок для торговли в этих зонах, различные барьеры для граждан при пересечении границ и многое другое. Я являюсь сторонником единой экономики Центральной Азии и считаю, что наши страны должны прийти к созданию в будущем зон свободной торговли пяти государств Центральной Азии на внешних границах по опыту стран Европейского союза». 

В заключение отметим, что мнения по поводу экономического эффекта от появления МЦТЭС разделились. Кто-то высказывает позитивные ожидания, другие делают негативные прогнозы, в том числе о еще большем снижении конкурентоспособности казахстанских производителей. Однако главным плюсом с точки зрения экспертов все же является один момент: приграничная торговля будет вестись легально.
 

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

Цифра дня

Почти 900 млн
тенге
пожертвовали казахстанцы кандидатам в президенты РК

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций