Перейти к основному содержанию


1324 просмотра

АГМП: Экология Астаны и Алматы доказывает – регулировать надо не только крупных загрязнителей

Талгат Темирханов подверг критике намерение Минэнерго акцентировать экоконтроль только на крупных природопользователях

Фото: Аскар Ахметуллин

Директор департамента экологии и промышленной безопасности Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Казахстана Талгат Темирханов 6 декабря подверг критике намерение министерства энергетики акцентировать экоконтроль только на крупных природопользователях и промышленных производствах.

В ходе международной конференции по переходу Казахстана на наилучшие доступные технологии вице-министр энергетики Сабит Нурлыбай сообщил о намерении разработчиков нового Экологического Кодекса Казахстана, который планируется внести в парламент в феврале следующего года и принять до конца 2019 года, механизм ужесточения экологического контроля за ограниченным кругом юрлиц, чей вклад в загрязнение окружающей среды суммарно составляет 70-80%.

По предварительной оценке минэнерго, речь идет о 200 крупных промышленных предприятиях и компаниях – природопользователях. Однако представитель АГМП на этой же конференции заявил о необходимости комплексного подхода регулирования экосферы, который устанавливал бы контроль и над транспортом и частным жилым сектором.

«Признаться, я немного неуютно себя чувствую, потому что вокруг одни «зеленые», а нас привыкли называть загрязнителями, тем не менее, попытаюсь держать удар: я слушал внимательно, о чем говорило руководство министерства энергетики – на самом деле, складывается очень интересная ситуация, все почему-то по привычке начинают зажимать именно крупных загрязнителей – горнометаллургический и нефтяной сектора. Но специалисты четко говорят о том, что необходим комплексный подход – нет такого, чтобы горнометаллургический сектор зажали, а транспорт вырос бесконтрольно, частный сектор сжигает уголь непонятно какой, утрированно», - сказал Темирханов.

В этой связи он предложил в рамках работы над Экологическим Кодексом смоделировать все возможные варианты развития ситуации в связи с расширением или с сужением производственных мощностей, ростом автотранспортных средств и жилого сектора страны, а также как это все отразится на регионах.

«И эту модель, анализ, который есть в странах ОЭСР, необходимо внедрить и у нас. Потому что тут много говорится относительно смога, который присутствует в Астане и в Алматы, но я хотел бы обратить внимание, что в этих городах нет крупных металлургических или нефтедобывающих компаний. Тем не менее, экологическая обстановка здесь не самая лучшая, скажем так - Астана и Алматы самый очевидный пример того, что без присутствия основных загрязнителей, как нас привыкли называть, ситуация в некоторых городах тяжелая», - заметил директор департамента ассоциации.

Он также напомнил, что министерство энергетики предполагает выдавать комплексные разрешения на эмиссии в окружающую среду крупным загрязнителям, которые взамен, в числе прочего, должны будут внедрять наилучшие доступные технологии.

«Становится очевидным, что в разработке стандартов этих новых технологий нужно учитывать мнение бизнеса, и в рабочих группах следует организовать присутствие отраслевых ассоциаций и самих предприятий. Множество спикеров подтверждают наши доводы о том, что ответственность государства присутствует в вопросах внедрения НДТ, во многих государствах компании не предоставлены сами себе в вопросах охраны окружающей среды, им возвращают какие-то средства, стимулируя тем самым», - подчеркнул спикер.

В Казахстане же, заметил он, пока предполагается, что предприятия будут в рамках взятых на себя обязательств закупать новое оборудование – и продолжать выплачивать экологические платежи в местный бюджет.

«И позиция государства тут обтекаемая – если с нас как с основных загрязнителей требуют модернизации, то вернут ли нам экологические платежи, которые на сегодня расходуются не совсем прозрачно? Мы хотели бы детального обсуждения будущего этих экологических платежей», - заявил представитель отраслевой ассоциации.

Наконец, Темирханова насторожило предположение министерства энергетики о том, что предприятия, которые не внедрят наилучшие доступные технологии, возможно, будут закрыты.

«У нас многие предприятия градообразующие, мы уже не спрашиваем про возврат инвестиций, но куда пойдут люди, каковы будут социальные последствия? Здесь мы бы хотели акцентировать внимание на том, как в мире такое практикуется, как разрешаются эти вопросы», - заключил он.


293 просмотра

За нарушение строительных норм в Шымкенте штрафуют предпринимателей

С начала года с них собрали свыше 60 млн тенге

Фото автора

Штрафы в размере 62,7 млн тенге за нарушение норм и правил строительства в Шымкенте в 2019 году получили 214 предпринимателей. Однако, как отмечают специалисты, проконтролировать процесс возведения зданий госорганы никак не могут.

Управление государственного архитектурно-строительного контроля (ГАСК) в Шымкенте, созданное в июле 2018 года, фактически начало проверять объекты строительства в городе с октября 2018 года. За три месяца 2018 года было проведено 110 проверок, начислено штрафов на 35 млн тенге. За шесть месяцев 2019 года были привлечены к административной ответственности 214 лиц, на них наложено штрафов на сумму 62,7 млн тенге. Из них на 66 лиц дела направлены в специализированный административный суд, с них взыскано 8,5 млн тенге.

Как рассказал «Курсиву» руководитель городского управления ГАСК Берик Дуйсенов, в 95 из 100 случаев, зарегистрированных с нарушениями, при строительстве объектов в Шымкенте отсутствуют рабочие проекты. Далее следует отсутствие таких документов, как экспертиза и уведомление ГАСК о начале строительно-монтажных работ.

«Раньше был акт приемки, благодаря этому документу сотрудники профильных государственных органов по окончании строительства проверяли объекты на качество и соответствие строительным нормам. Сейчас и этого нет. Объект вводится в эксплуатацию и документы тут же отправляются на регистрацию в органы юстиции. Иногда мы видим массу нарушений, но объект введен в эксплуатацию, а по собственной инициативе мы его проверить не можем», – констатировал Берик Дуйсенов.

Он также отметил, что после получения положительной экспертизы собственник обязан вначале уведомить органы ГАСК о начале строительно-монтажных работ и только после этого нанимать строительно-монтажную бригаду, проводить технический надзор на соответствие рабочему проекту и авторский надзор.

«Это конкурентная среда, государство никак не контролирует процесс строительства, – объясняет сложившуюся ситуацию Берик Дуйсенов. – Фактически строительство ведется в частном порядке. Объект строительства частный, ТОО, которое ведет строительство, тоже принадлежит частнику, экспертизу и проекты проводят частные компании. То есть все четыре лица, которые осуществляют строительство, являются частниками».

Госорганы реагируют только в том случае, если поступило заявление от граждан или обращение от акиматов. Таким образом, в Шымкенте было выявлено девять случаев самовольного строительства.

«Мы подали девять исковых заявлений о сносе, из них в первой инстанции все девять были удовлетворены. Но в ходе апелляции собственники двух объектов изменили целевое назначение своих земельных участков, тем самым приведя их в соответствие. Поэтому суд отменил решение суда первой инстанции и, соответственно, нам отказал в удовлетворении иска», – поведал собеседник.

Как пояснили «Курсиву» в управлении земельных отношений и отделе земельной инспекции, эти органы также не могут проводить плановые проверки, поскольку их нет даже в регламенте. «Все проверки только внеплановые – по письмам и обращениям. Управление было создано в октябре прошлого года. За три месяца 2018 года было выявлено примерно около 30–40 нарушений – нецелевого использования земельных участков. В 2019 году зарегистрировано около 20 нарушений. И все факты были обнаружены только на основании обращений жителей города и акиматов», – сообщил представитель отдела земельной инспекции.

Сейчас в Шымкенте проводится беспрецедентная работа: ГАСК начал признавать недействительными зарегистрированные в юстиции акты приемки.

«То есть мы начали обращаться в суд и привлекать людей, которые принимали в эксплуатацию объекты, построенные с нарушениями. На сегодня о признании недействительными актов ввода в эксплуатацию направили в суд три дела. Мы выявили грубейшие нарушения, вплоть до того, что недостроенные объекты были введены в эксплуатацию. Одно из таких дел, когда второй этаж только поднимается, а здание уже введено в эксплуатацию, мы передали в суд», – рассказал Дуйсенов.

Всего в Шымкенте за полгода в управление поступило 126 уведомлений о начале строительно-монтажных работ. Из них 108 строятся за счет частных инвестиций, 18 – за счет бюджета.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций