Перейти к основному содержанию

379 просмотров

Женис Касымбек: «Акимат поможет в получении субсидий для застройщиков»

По словам министра, застройщикам возмещаются затраты по кредитам путем выплаты субсидий до 7%

Фото: shutterstock.com

«Программой «Нурлы жер» предусмотрено стимулирование строительства жилья частными застройщиками», - сказал министр по инвестициям и развитию РК Женис Касымбек на пресс-конференции в СЦК по итогам реализации государственной программы «Нурлы жер».

Как отметил министр, застройщикам возмещаются затраты по кредитам путем выплаты субсидий до 7%.

«Главное застройщику получить одобрение банка. После этого акимат поможет в получении субсидий», - пояснил Женис Касымбек. По словам министра, субсидирование осуществляется только по кредитам, выданным БВУ по ставке вознаграждения, не превышающей уровень базовой ставки Национального Банка Республики Казахстан более чем на 5%, действующей на момент принятия решения о субсидировании. При этом, при получении займа, субсидированного в рамках жилищного строительства, частный застройщик обязан предложить не менее 50% построенного жилья вкладчикам Жилстойсбербанка по фиксированным ценам реализации 1 квадратного метра: до 260 тыс. тенге в городах Астане, Алматы и их пригородных зонах; до 220 тыс. тенге в остальных регионах.

Для этих целей АО «ФРП «Даму» осуществляет своевременное информирование ЖССБК по проектам жилищного строительства, реализуемым в рамках данного направления. Условия реализации жилья вкладчикам ЖССБК определяются внутренними документами банка, а также соглашением о сотрудничестве между ЖССБК и застройщиком.

В рамках этой программы банки не взимают какие-либо комиссии, за исключением случаев, предусмотренных порядком предоставления субсидии для возмещения части ставки вознаграждения по займам, выданным БВУ застройщикам.

В частности, застройщик, заинтересованный в сотрудничестве в рамках программы «Нурлы жер» может обратиться в банки второго уровня, после чего банк может принять положительное решение о финансировании застройщика на возведение определенного объекта. Затем между застройщиком и Жилстройсбербанком заключается соглашение.

Следующий этап предусматривает вынесение вопроса на Региональный координационный совет (РКС). Если застройщик имеет положительную репутацию, то, как правило, РКС выносит положительное решение. Затем решается вопрос о финансировании и субсидировании застройщика, а также выявлении спроса на строящееся жилье со стороны вкладчиков.

Заключительный этап механизма предусматривает окончание строительства и реализацию жилья вкладчикам ЖССБК, остальное жилье реализуется третьим лицам. Стоимость жилья не должна превышать 120 тыс. тенге за «квадрат» (без учета стоимости инженерно-коммуникационной инфраструктуры, ИКИ). При продаже построенного дома в общую стоимость включаются затраты на ИКИ.

«Оптимистичные показатели жилищного сегмента, на фоне общего дефицита кредитных средств для застройщиков в целом, объясняются устойчивым спросом на жилье, который успешно стимулируется жилищными госпрограммами», - отметил министр.

Дополнительное преимущество

Еще одно направление, стимулирующее жилищное строительство - ввод в эксплуатацию кредитного жилья через систему ЖСС, которое организуется местными исполнительными органами. Не менее 50% квартир распределяется среди лиц, состоящих в очереди на жилье в местных акиматах, остальные квартиры распределяются среди других вкладчиков Жилстройсбербанка, не являющихся очередниками. О всех строящихся объектах в рамках программы «Нурлы жер» по линии ЖССБК можно узнать на портале baspana.kz.

Устойчивость формируемого спроса, который позволяет оставаться на плаву застройщикам жилищного сегмента, легко пронаблюдать по росту ипотечного кредитования казахстанцев. Так, объемы займов в сфере строительства и приобретения жилья гражданами подскочили за год сразу на 13,6%, и достигли уже 1,2 трлн тенге по итогам октября.

Убедиться в том, что на формирование спроса на жилье через ипотеку влияют именно госпрограммы, легко. Так, доля кредитов Жилстройсбербанка - одного из ключевых операторов «Нурлы жер» - в общем объеме ипотечных займов населению составляет уже 36,8%.

Вместе с тем для увеличения предложения нового жилья объявлено об увеличении финансирования строительства инфраструктуры к районам жилищного строительства. Акиматам предоставили возможность приобретать построенные объекты, предполагается, что это также станет инструментом  стимулирования частных застройщиковна участие в программе.

Для реализации  программы «7-20-25» в ближайшие годы планируется привлечь 1 трлн тенге: в 2019-м – 150 млрд тенге, в 2020-м – 200 млрд тенге, в 2021-м – 250 млрд тенге.

Справка:

В госпрограмме «Нурлы жер» также предусмотрены такие направления и задачи, как арендное жилье, развитие индивидуального жилищного строительства, строительство кредитного жилья для вкладчиков «Жилстройсбербанка Казахстана» и очередников акиматов, снижение рыночной ставки по ипотечным займам населения.

4514 просмотров

Как гостиничный бизнес Узбекистана пытается догнать растущий поток туристов

Власти республики объявили туротрасль стратегической и выделяют немалые средства из бюджета на поддержку этого бизнеса

Фото: Shutterstock.com/Marina Rich

Увеличить и количество гостиниц, и объем номерного фонда в два раза планирует Узбекистан уже до конца 2021 года – рынок требует все больше мест для туристов.

В 2019 году Узбекистан посетили 6,7 млн туристов. Три года назад этот показатель был равен лишь 2,2 млн человек. По оценке Всемирной туристской организации при ООН, республика сейчас на четвертом месте среди стран с наиболее динамично развивающейся туристической отраслью. Растущий поток гостей выявил слабые места, которые тормозят развитие туризма в Узбекистане. Одна из главных болевых точек – гостиничный фонд.

Койко-место под узбекским солнцем  

На начало года в Узбекистане, по данным Госкомитета по развитию туризма, насчитывалось 1,2 тыс. объектов инфраструктуры гостеприимства, 70% из них – это гостиницы, 18% – хостелы и 12% – другие виды размещения. Общий номерной фонд составляет 24 тыс. и рассчитан на 50 тыс. койко-мест. «Средний уровень загрузки гостиничного фонда по итогам 2019 года составил 83%. Это очень большой показатель. В пиковые сезоны порой невозможно найти свободного номера в Ташкенте и особенно в таких туристических центрах, как Хива, Самарканд, Бухара», – прокомментировал начальник департамента по стратегическому развитию и кадровым ресурсам Госкомтуризма Шухрат Исакулов.

По словам председателя Ассоциации отельеров Узбекистана Фарангиз Абдуллаевой, из-за повышенного спроса понятие сезонности для гостиниц становится менее актуальным. «Узбекистан всегда считался сезонным направлением. Но в 2019 году серьезная загруженность была на протяжении всего года», – подчеркнула Фарангиз Абдуллаева. 

Поддержать сумом

Провозгласив туризм стратегической отраслью, власти Узбекистана взялись за решение проблем с дефицитом гостиничного фонда. В 2019 году в стране стартовала программа субсидирования строительства новых отелей. Государство покрывает расходы застройщиков в размере 40 млн сумов ($4,2 тыс.) за один номер для трехзвездочных гостиниц и 65 млн сумов ($6,8 тыс.) за номер в «четырех звездах». 

Учредитель трехзвездочного отеля «Согдиана» в Самарканде Азиз Ташев – один из тех предпринимателей, кто такой поддержкой уже воспользовался. «Благодаря субсидии государства мы смогли покрыть свои расходы на 20%, а всего получили 4,08 миллиарда сумов (эквивалентно $428 тыс.). Это существенная поддержка для нас. Без дотаций со стороны государства ускоренно развивать туризм невозможно», – уверен Ташев. 

Программа субсидирования будет действовать до 2022 года. За это время количество гостиниц в стране должно вырасти вдвое – до 2,4 тыс, а номерной фонд увеличиться до 50 тыс. Только в прошлом году в Узбекистане появилось 270 новых объектов гостиничного бизнеса. 

Бросить все и уйти в туризм

Власти Узбекистана поддержали предпринимателей не только деньгами, но и административно – упростив порядок и требования к получению лицензии на данный вид деятельности. В результате в стране резко выросло число гостевых домов и хостелов. Именно они, по оценке Шухрата Исакулова, помогли выправить ситуацию в пиковые периоды туристического сезона 2019 года. 

Абдулазиз Икрамжанов полтора года назад с родителями открыл первый хостел в Ташкенте. Сейчас он более чем уверен, что у этого вида гостиниц большие перспективы в Узбекистане. «Мы не ощущаем большой конкуренции, да и разнообразия среди хостелов тоже пока нет. Узбеки привыкли жить в больших домах, а сейчас все больше к людям приходит понимание, что использовать свое жилище для размещения гостей – это нормально. Тем более что никаких проверок или дополнительных бумажек тоже не требуется», – говорит Икрамжанов. 

Отсутствие бюрократии при открытии гостиничного бизнеса приводит к тому, что некоторые предприимчивые владельцы жилплощади в многоквартирных домах регистрируют свое имущество как хостел. Ташкентские риелторы объясняют это тем, что из-за отсутствия номеров в гостиницах туристы часто выбирают посуточную аренду квартир. А по узбекистанским законам если иностранец находится в стране более трех дней, он обязан зарегистрироваться по месту пребывания. 

Хостелы, как и другие объекты размещения, зарегистрированы в единой операционной системе, с помощью которой ведется учет туристов.

«Мы сейчас наблюдаем такую картину, что те предприниматели, которые занимались другими видами деятельности, переключаются в сферу туризма. Потому что туризм быстро окупается. Тем более в условиях дефицита, который есть по номерному фонду», – прокомментировал Шухрат Исакулов. Нехватка средств размещения, по его словам, сказывается на ценовой политике гостиниц. «Стоимость номера в Узбекис­тане относительно выше, чем в других странах. В Ташкенте или Бухаре номер в трехзвездочном отеле будет стоить примерно 40–50 долларов», – отметил Исакулов. Он уверен, что ситуация изменится с появлением большего числа гостиниц в стране.

kak-gostinichnyj-biznes-uzbekistana-pytaetsya-dognat-rastushhij-potok-turistov-2.jpg

Фото: Shutterstock.com/Polina LVT

Красиво жить не запретишь

Рост туристической активности спровоцировал интерес к Узбекистану со стороны компаний, которые специализируются на строительстве пятизвездочных отелей и крупных гостиничных комплексов. В настоящее время в республике всего две гостиницы высшего сегмента – Hyatt Regency и Hilton, обе находятся в Ташкенте. К концу года в узбекской столице откроется отель сети Marriot, сообщила Фарангиз Абдуллаева. «Ведутся переговоры с Sheraton и InterContinental – это те бренды, которые были у нас на рынке, но по определенным причинам ушли с него. Сейчас они возвращаются, и очень активно. Была информация, но пока не подтвержденная, что и Four Seasons хотят войти на наш рынок. Большой интерес крупные бренды проявляют  к Самарканду. Крупные сети хотят выйти на узбекский рынок, потому что для гостиниц в стране действует много разных преференций», – акцентировала председатель Ассоциации отельеров.

Внимание глобальных гостиничных сетей к Узбекистану продиктовано в том числе и ростом деловой активности в стране, которая, в свою очередь, стимулирует развитие такого направления, как MICE-туризм. Этот вид туризма подразумевает проведение крупных бизнес-мероприятий, форумов, конгрессов и так далее. «Мы видим, что строятся отели с конференц-залами, потому что есть спрос, и неплохой. Благодаря этому Узбекистан может позиционировать себя как площадка для организации и проведения деловых мероприятий», – заявила Абдуллаева.

Отели без сервиса – деньги на ветер

Развитие сферы гостеприимства автоматически требует новых, квалифицированных работников отрасли.  Для организации качественного сервиса и подготовки персонала при Госкомтуризме был создан институт развития туризма – это научно-методологический центр, разрабатывающий стандарты и программы обучения, а в Самарканде открыт международный университет «Шелковый путь» для будущих менеджеров в индустрии туризма. 

Кроме того, в прошлом году под юрисдикцию Госкомтуризма перешли 18 профессиональных колледжей во всех регионах страны, а при Ассоциации отельеров Узбекистана появилась академия гостеприимства. Эти учебные заведения будут готовить линейный персонал для стратегически важной индустрии в целом и для гостиниц в частности.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif