Перейти к основному содержанию

bavaria_seasonX_1200x120.gif


11624 просмотра

В Туркестанской области строят первый в Казахстане подземный тоннель

Тоннель позволит водителям не попадать зимой в снежный плен на перевале Шакпак-баба

Фото: РГУ «Туркестан жылу лаборатория» комитета автомобильных дорог Министерства индустрии и развития РК

Тоннель длиною 840 метров по дороге между Шымкентом и Таразом станет первым подземным проездом в стране. Строительство этого объекта стартовало в 2014 году и планируется завершить в августе 2019 года. За прошедшие годы пришлось «менять коней на переправе» – преобразовать техническое решение и подрядчиков. 

Строительство тоннеля в рамках реализации проекта строительства дороги «Западная Европа – Западный Китай» по Туркестанской области было начато в 2014 году. Но в 2017 году оно было заморожено. Как рассказал Kursiv руководитель РГУ «Онтустик  Жол Лаборатория» Мухит Ахметов, начинала строить объект иранская строительная фирма АОЗТ «Дена Рахсаз Констракшн», однако из-за скачков курса нацвалюты она была вынуждена прекратить стройку. Согласно договору за работу на последнем участке (Тюлькубасский район – граница с Жамбылской областью) иранская компания должна была освоить более 15 млрд 700 млн тенге, но по факту освоила только 7 млрд 260 млн тенге.
  
«На всех объектах дороги Западная Европа – Западный Китай, проходящей по Туркестанской области, заказчиком выступает комитет автомобильных дорог Министерства по инвестициям и развитию РК, – проинформировал Мухит Ахметов. – Иранская компания начинала строительство отрезка пути по дороге между Шымкентом и Таразом на перевале Шакпак-баба, расположенном на границе с Жамбылской областью. В первоначальном проекте тоннеля не было, предусматривалась лишь выемка в горе, чтобы транспорт мог проехать». 

Строителям предстояло вынуть 1,5 млн кубов земли и вести стройку дороги дальше, через перевал. Но дело в том, что этот перевал очень проблемный. Зимой на нем очень холодно, в своеобразном горном коридоре постоянно дуют ветры. Нередки обильные снегопады, в результате чего дорогу постоянно заносит снегом. Там образуются заторы, машины попадают в снежный плен, из которого их вызволяют только с помощью спецтехники. Несколько лет назад дорогу и поселок Шакпак-баба занесло настолько, что пришлось при помощи вертолетов сбрасывать людям теплые вещи и продукты. И тогда иранские специалисты предложили другое решение  – построить тоннель. Подобный опыт работы у них уже был, они помогли разработать новый проект и принялись за дело.
   
«Все платежи с ними, согласно заключенному контракту, мы должны были осуществлять в тенге, – говорит Мухит Ахметов. – Когда в связи с кризисом тенге начал падать, сначала до отметки 180 тенге за доллар, потом и вовсе до 330, иранская компания не выдержала такой финансовой нагрузки. У них все кредиты, аренда техники и так далее было оформлено в долларовом эквиваленте. Поэтому они не смогли закрыть свои кредиты, что, соответственно, повлияло на стройку. Компания начала отставать, затягивать, срывать сроки. В итоге было принято решение расторгнуть с ними контракт».

После этого были проведены конкурсные процедуры, в результате которых определился другой подрядчик. С 1 января 2018 года им стала азербайджанская компания ОАО «Евроазиатская строительная корпорация «Evrascon». Она производит работы на оставшуюся сумму в 8 млрд 440 млн тенге. Заместитель руководителя проекта «Развитие автомобильных дорог Юг – Запад, реконструкция автомобильной дороги А2 Хоргос – Алматы – Шымкент – граница РУ – участок Шымкент – граница Жамбылской области  – участок №1 – км 593–632» Эльнур Тахиров рассказал, что стройка не останавливается даже в непогоду. 

«Конечно, некоторые виды работ во время осадков мы не проводим, – говорит он. – Например, не разрешена укладка асфальта, так как будут дефекты. Но остальные работы велись. На данный момент заканчиваем недостроенную иранцами дорогу – около 30 км асфальта до тоннеля со стороны Шымкента». 

Во время строительных работ столкнулись с неожиданными трудностями: внезапно с боков  и сверху горы стали просачиваться родники. Перед тем как делать проект, геологи брали пробы грунта, которые показали, что вода там есть, но немного. Впрочем, когда стали копать, вода пошла не только с боков, но и сверху тоннеля. В активе строителей Туркестанской области уже был подобный случай: при строительстве дороги через перевал Казыгурт они также столкнулись с аналогичной проблемой. 

«При строительстве тоннеля из-за подземных вод пришлось добавлять техническое решение: свод должен быть не только бетонный, а с полной гидроизоляцией, – отметил Мухит Ахметов. – Это привело к небольшому удорожанию проекта. В итоге на строительство всего отрезка дороги по Туркестанской области  – а это 39,5 км включая тоннель – будет затрачено более 8 млрд 440 млн тенге. Уже освоено более 2 млрд 400 млн тенге». 

Кроме того, для безопасности движения покрытие внутри тоннеля будет не асфальтовое, а бетонное. Это условие продиктовано тем, что асфальт все-таки горючее вещество и в замкнутом пространстве при нештатной ситуации может загореться. С обеих сторон от тоннеля будут построены две вертолетные площадки, шлагбаум для перекрытия движения в случае технического ремонта или, если внутри заглохнет машина, случится авария. Движение в тоннеле будет односторонним. Для этого строятся два отдельных свода, расстояние между которыми 15 м. Ширина проезжей части – 11 м,  ширина тоннеля – 12,5 м,  высота – 9 м. Пешеходной части нет, но предусмотрена штольня, чтобы можно было подъехать, обслужить тоннель, в крайнем случае эвакуировать людей. Сбоку каждой дороги проложены ирригационные лотки. 

На входе в тоннель расположится дорожно-эксплуатационный пункт, где будут установлены сейсмодатчики. В случае землетрясения заезд в тоннель будут перекрывать. При непредвиденных ситуациях движение автомобилей будет осуществляться по старой дороге, которую подрядчик также приводит в порядок. В эту же сумму – 8 млрд 440 млн тенге – входит ремонт двух аварийных мостов. В смету заложен и ремонт дороги в поселке Тюлькубас. Ее не только приведут в порядок, но и расширят. На данный момент полностью пробит левый тоннель, в правом осталось пройти чуть более 200 м.  

«Мы не торопим специалистов, они полностью соблюдают все технологии, – говорит Мухит Ахметов. – Там горный массив, поэтому закладывают небольшие заряды, так как нельзя производить сильные взрывы, иначе может обрушиться свод. Взрывают гору постепенно, по полметра. Во время взрывов нельзя бетонировать, иначе потрескается бетон».

Под дорогой строятся скотопрогоны, по которым население рядом расположенных населенных пунктов будет перегонять скот на поля. Предусмотрена и система водоотведения. Уже проложено 60 труб, по которым вода будет отводиться в природную ложбину.
 
«Это первый такой тоннель в Казахстане, но, думаю, в дальнейшем подобных подземных проездов появится много на дорогах республиканского значения, – сказал собеседник издания. – Кроме того, в больших городах и на дорожных развязках нужны эстакады. Это разгрузка автотрасс, при этом земля остается в пользовании, не надо сносить жилые строения, если они попадают в зону строительства. У нас процедуры выкупа длятся годами, идут судебные споры, люди недовольны выплачиваемыми суммами. И всего этого можно избежать». 

Самое интенсивное движение – в Туркестанской области, на трассах Жетысайского и Сарыагашского районов, так как там расположены курортные зоны. Интенсивность движения на этих дорогах доходит до 25 тыс. автомобилей в сутки. В Шымкенте интенсивность несколько меньше – до 15 тыс. автомобилей в сутки. Однако в летний сезон транспортный поток увеличивается. В районе шымкентского аэропорта интенсивность движения автомобилей также доходит до 25 тыс. машин в сутки. Всего в Туркестанской области 780 км дорог республиканского значения.


1 просмотр

Tax Free и Bed Tax: какие нововведения ждут туристов, приезжающих в Казахстан?

Кроме того, казахстанские власти намерены продолжить либерализацию визового режима

Фото: shutterstock.com

В Казахстане иностранные туристы будут освобождены от уплаты НДС при совершении покупок на территории страны, сообщил министр культуры и спорта республики Арыстанбек Мухамедиулы. При этом иностранцы будут оставлять в казне по $2,4 за каждую ночь, проведенную в стране.

Механизм возврата НДС по системе Tax Free позволяет рассчитывать на то, что далеко не все иностранцы им воспользуются, поскольку осуществляться он будет только в трех крупных аэропортах страны – Астаны, Алматы и Шимкента. Система Tax Free (буквальный перевод – «без сборов») действует в Евросоюзе, Австралии, Таиланде, Сингапуре, России, Белоруссии и в Грузии. Суть ее проста: налог на добавленную стоимость, входящий в стоимость всех покупок иностранного туриста, возвращается ему при выезде из страны. Суммы возврата могут достигать пятой части потраченных на приобретение в стране сувениров и товаров – здесь все зависит от размеров НДС, от размеров комиссионных оператора Tax Free, а также от одной мелочи: наличия в местах продажи кассовых аппаратов, чеки которых подтверждают стоимость покупки и ее происхождение.

Внедрением Tax Free казахстанские власти хотят озаботиться с 2022 года, поскольку благодаря этой мере многие государства увеличили потоки шопинг-туристов. При этом пока, по словам министра культуры и спорта Арыстанбека Мухамедиулы, предполагается, что в Казахстане возмещения с возможным привлечением таких операторов, как Premier Tax Free, Global Blue, Innova Tax free, будут осуществляться из республиканского бюджета только в крупных аэропортах Казахстана – в Астане, Алматы и Шымкенте. То есть те же россияне, въезжающие для отдыха в нашу страну на своих автомобилях, вряд ли этой мерой воспользуются.

Зато им придется платить так называемый налог для туристов в том случае, если они захотят остановиться в отелях.

«Мы предлагаем повысить качество продвижения на рынках, ключевых для развития въездного туризма стран, по опыту Грузии, Чехии и ОАЭ, – сказал Мухамедиулы. – Для снижения бюджетной нагрузки по указанной мере внедрить практику туристского взноса по аналогии Bed Tax только с иностранных граждан в размере $2,4 за одну ночь, эта мера будет действовать по всему Казахстану с момента принятия госпрограммы. На первых этапах финансовые поступления позволят снизить нагрузку на бюджет», – добавил он.

По словам главы МКС, данные сборы будут поступать на внебюджетный счет, открытый при Нацкомпании Kazakh Tourism, что впоследствии позволит выйти ей на самоокупаемость и снизить бюджетные расходы на собственное содержание и на продвижение казахстанского туристического продукта. Помимо этого, рассчитывают в профильном ведомстве, эта мера заинтересует нацкомпанию в том, чтобы прилагать усилия по выведению туристической отрасли из серой зоны, уменьшая количество туристов-дикарей.

«На первых этапах финансовые поступления от Bed Tax составят порядка 1,5 млрд тенге в год, или около $4 млн, с последующим увеличением», – уточнил Мухамедиулы.

Кроме того, казахстанские власти намерены продолжить либерализацию визового режима – в частности, будет предпринят комплекс мер по оптимизации введенного механизма e-Visa, а также для расширения 72-часового безвизового транзита для граждан Индии и Китая, который за два года своего функционирования в Казахстане был нарушен ими всего несколько раз. По словам министра, этот первый успешный опыт внедрения безвизового транзита в Казахстане позволил стране в 2018 году принять 22 тыс. туристов из этих стран и принес стране порядка $16 млн.

«Турсообщество не только поддерживает продление данного режима, но и активно выступает за его дальнейшее расширение, – заявил Мухамедиулы. – В рамках либерализации важно последовательное решение вопроса отмены приглашений для иностранных туристов. Указанная мера в разы увеличит приток иностранных туристов в страну», – добавил он.

При этом попутно казахстанские аэропорты должны становиться авиационными хабами по примеру Стамбула или Лондона, что позволит развивать Казахстану так называемый транзитный туризм. И все же основной упор предполагается сделать на привлечение туристов в Казахстан на относительно длительное время, для чего в госпрограмме предусмотрены приоритетные для развития туризма территории, в их число вошли Имантау-Шалкарская и Щучинско-Боровская курортная зоны, Баянаул и Алаколь, Алматы, Астана, Балхаш, Туркестан и Мангыстау.

Турпроекты, реализуемые на этих территориях, получат натурные гранты от государства в виде выделения земельных участков, а также на 80 лет будут освобождены от корпоративного подоходного, земельного и имущественного налогов. По оценке министра, это позволит привлечь инвесторов более чем в 200 проектов по всему Казахстану. Особо охраняемые природные территории при этом будут развиваться в качестве туристских дестинаций с созданием условий для вхождения бизнеса в развитие инфраструктуры туризма.
«Данная мера позволит параллельно с развитием эко- и охотничьего туризма в разы увеличить приток инвестиций и туристов, а также популяции краснокнижных животных, – сказал Мухамедиулы. – У нас уже есть реальный инвестор, который готов работать с правительством на принципах государственно-частного партнерства над этими проектами», – заверил он.

Также в рамках госпрограммы будет внедрена система KIDS GO FREE в целях стимулирования внутреннего туристского потока по опыту Великобритании, Скандинавских стран, Арабских Эмиратов, Катара, Таити. В МКС рассчитывают, что реализация мер по поддержке внутреннего туризма в экономике Казахстана ежегодно будет оставаться 35,2 млрд тенге без учета мультипликативного эффекта.

«Фактически на 1 тенге субсидий мы получим 4,6 тенге в экономику», – отметил Мухамедиулы.

В результате же реализации этой программы до 2025 года, как ожидают в министерстве, число занятых в туристической сфере увеличится с 427 до 650 тыс. человек, из них порядка 72 тыс. будут заняты на постоянных рабочих местах в отдаленных сельских районах. Ежегодное количество иностранных туристов в Казахстане увеличится до 3 млн человек против нынешних 2 млн, а внутренних туристов –- до 9 млн человек.

«В результате Казахстан войдет в 50 наиболее привлекательных для путешествия стран», – заключил Мухамедиулы.

Любопытно, что в раздаточных материалах к рассмотрению госпрограммы ставилась задача по увеличению иностранных туристов с нынешних 7 млн человек в год до 15 млн, но министр на пресс-конференции по окончании заседания правительства честно признался, что из 7 млн иностранцев, прибывающих в Казахстан, туристами являются порядка 2 млн человек. Однако предполагаемый объем инвестиций в отрасль в ближайшие семь лет (2 трлн тенге), по его мнению, может способствовать сближению этих цифр.
 

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

В Казахстане недавно обновился кабинет министров во главе с премьер-министром. Как Вы считаете, на какие проблемы нужно обратить внимание новому правительству прежде всего?

Варианты

Цифра дня

277 457
тенге
составила цена продажи 1 квадратного метра нового жилья в феврале 2019 года

Цитата дня

Не факт, что теперь государство на все 100% будет поддерживать банки. В случае реализации негативных сценариев, кредиторы могут пострадать

Умут Шаяхметова
глава Народного Банка Казахстана

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank