Перейти к основному содержанию

b1_lexus.jpg


11098 просмотров

В Туркестанской области строят первый в Казахстане подземный тоннель

Тоннель позволит водителям не попадать зимой в снежный плен на перевале Шакпак-баба

Фото: РГУ «Туркестан жылу лаборатория» комитета автомобильных дорог Министерства индустрии и развития РК

Тоннель длиною 840 метров по дороге между Шымкентом и Таразом станет первым подземным проездом в стране. Строительство этого объекта стартовало в 2014 году и планируется завершить в августе 2019 года. За прошедшие годы пришлось «менять коней на переправе» – преобразовать техническое решение и подрядчиков. 

Строительство тоннеля в рамках реализации проекта строительства дороги «Западная Европа – Западный Китай» по Туркестанской области было начато в 2014 году. Но в 2017 году оно было заморожено. Как рассказал Kursiv руководитель РГУ «Онтустик  Жол Лаборатория» Мухит Ахметов, начинала строить объект иранская строительная фирма АОЗТ «Дена Рахсаз Констракшн», однако из-за скачков курса нацвалюты она была вынуждена прекратить стройку. Согласно договору за работу на последнем участке (Тюлькубасский район – граница с Жамбылской областью) иранская компания должна была освоить более 15 млрд 700 млн тенге, но по факту освоила только 7 млрд 260 млн тенге.
  
«На всех объектах дороги Западная Европа – Западный Китай, проходящей по Туркестанской области, заказчиком выступает комитет автомобильных дорог Министерства по инвестициям и развитию РК, – проинформировал Мухит Ахметов. – Иранская компания начинала строительство отрезка пути по дороге между Шымкентом и Таразом на перевале Шакпак-баба, расположенном на границе с Жамбылской областью. В первоначальном проекте тоннеля не было, предусматривалась лишь выемка в горе, чтобы транспорт мог проехать». 

Строителям предстояло вынуть 1,5 млн кубов земли и вести стройку дороги дальше, через перевал. Но дело в том, что этот перевал очень проблемный. Зимой на нем очень холодно, в своеобразном горном коридоре постоянно дуют ветры. Нередки обильные снегопады, в результате чего дорогу постоянно заносит снегом. Там образуются заторы, машины попадают в снежный плен, из которого их вызволяют только с помощью спецтехники. Несколько лет назад дорогу и поселок Шакпак-баба занесло настолько, что пришлось при помощи вертолетов сбрасывать людям теплые вещи и продукты. И тогда иранские специалисты предложили другое решение  – построить тоннель. Подобный опыт работы у них уже был, они помогли разработать новый проект и принялись за дело.
   
«Все платежи с ними, согласно заключенному контракту, мы должны были осуществлять в тенге, – говорит Мухит Ахметов. – Когда в связи с кризисом тенге начал падать, сначала до отметки 180 тенге за доллар, потом и вовсе до 330, иранская компания не выдержала такой финансовой нагрузки. У них все кредиты, аренда техники и так далее было оформлено в долларовом эквиваленте. Поэтому они не смогли закрыть свои кредиты, что, соответственно, повлияло на стройку. Компания начала отставать, затягивать, срывать сроки. В итоге было принято решение расторгнуть с ними контракт».

После этого были проведены конкурсные процедуры, в результате которых определился другой подрядчик. С 1 января 2018 года им стала азербайджанская компания ОАО «Евроазиатская строительная корпорация «Evrascon». Она производит работы на оставшуюся сумму в 8 млрд 440 млн тенге. Заместитель руководителя проекта «Развитие автомобильных дорог Юг – Запад, реконструкция автомобильной дороги А2 Хоргос – Алматы – Шымкент – граница РУ – участок Шымкент – граница Жамбылской области  – участок №1 – км 593–632» Эльнур Тахиров рассказал, что стройка не останавливается даже в непогоду. 

«Конечно, некоторые виды работ во время осадков мы не проводим, – говорит он. – Например, не разрешена укладка асфальта, так как будут дефекты. Но остальные работы велись. На данный момент заканчиваем недостроенную иранцами дорогу – около 30 км асфальта до тоннеля со стороны Шымкента». 

Во время строительных работ столкнулись с неожиданными трудностями: внезапно с боков  и сверху горы стали просачиваться родники. Перед тем как делать проект, геологи брали пробы грунта, которые показали, что вода там есть, но немного. Впрочем, когда стали копать, вода пошла не только с боков, но и сверху тоннеля. В активе строителей Туркестанской области уже был подобный случай: при строительстве дороги через перевал Казыгурт они также столкнулись с аналогичной проблемой. 

«При строительстве тоннеля из-за подземных вод пришлось добавлять техническое решение: свод должен быть не только бетонный, а с полной гидроизоляцией, – отметил Мухит Ахметов. – Это привело к небольшому удорожанию проекта. В итоге на строительство всего отрезка дороги по Туркестанской области  – а это 39,5 км включая тоннель – будет затрачено более 8 млрд 440 млн тенге. Уже освоено более 2 млрд 400 млн тенге». 

Кроме того, для безопасности движения покрытие внутри тоннеля будет не асфальтовое, а бетонное. Это условие продиктовано тем, что асфальт все-таки горючее вещество и в замкнутом пространстве при нештатной ситуации может загореться. С обеих сторон от тоннеля будут построены две вертолетные площадки, шлагбаум для перекрытия движения в случае технического ремонта или, если внутри заглохнет машина, случится авария. Движение в тоннеле будет односторонним. Для этого строятся два отдельных свода, расстояние между которыми 15 м. Ширина проезжей части – 11 м,  ширина тоннеля – 12,5 м,  высота – 9 м. Пешеходной части нет, но предусмотрена штольня, чтобы можно было подъехать, обслужить тоннель, в крайнем случае эвакуировать людей. Сбоку каждой дороги проложены ирригационные лотки. 

На входе в тоннель расположится дорожно-эксплуатационный пункт, где будут установлены сейсмодатчики. В случае землетрясения заезд в тоннель будут перекрывать. При непредвиденных ситуациях движение автомобилей будет осуществляться по старой дороге, которую подрядчик также приводит в порядок. В эту же сумму – 8 млрд 440 млн тенге – входит ремонт двух аварийных мостов. В смету заложен и ремонт дороги в поселке Тюлькубас. Ее не только приведут в порядок, но и расширят. На данный момент полностью пробит левый тоннель, в правом осталось пройти чуть более 200 м.  

«Мы не торопим специалистов, они полностью соблюдают все технологии, – говорит Мухит Ахметов. – Там горный массив, поэтому закладывают небольшие заряды, так как нельзя производить сильные взрывы, иначе может обрушиться свод. Взрывают гору постепенно, по полметра. Во время взрывов нельзя бетонировать, иначе потрескается бетон».

Под дорогой строятся скотопрогоны, по которым население рядом расположенных населенных пунктов будет перегонять скот на поля. Предусмотрена и система водоотведения. Уже проложено 60 труб, по которым вода будет отводиться в природную ложбину.
 
«Это первый такой тоннель в Казахстане, но, думаю, в дальнейшем подобных подземных проездов появится много на дорогах республиканского значения, – сказал собеседник издания. – Кроме того, в больших городах и на дорожных развязках нужны эстакады. Это разгрузка автотрасс, при этом земля остается в пользовании, не надо сносить жилые строения, если они попадают в зону строительства. У нас процедуры выкупа длятся годами, идут судебные споры, люди недовольны выплачиваемыми суммами. И всего этого можно избежать». 

Самое интенсивное движение – в Туркестанской области, на трассах Жетысайского и Сарыагашского районов, так как там расположены курортные зоны. Интенсивность движения на этих дорогах доходит до 25 тыс. автомобилей в сутки. В Шымкенте интенсивность несколько меньше – до 15 тыс. автомобилей в сутки. Однако в летний сезон транспортный поток увеличивается. В районе шымкентского аэропорта интенсивность движения автомобилей также доходит до 25 тыс. машин в сутки. Всего в Туркестанской области 780 км дорог республиканского значения.


372 просмотра

Минфин меняет правила игры, ужесточив требования к претендентам на госзаказы

Новые «правила игры» уже вызвали критику со стороны депутатского корпуса

Фото: Аскар Ахметуллин

Одно из внесенных Министерством финансов изменений в правила осуществления государственных закупок уже вызвало критику со стороны депутатского корпуса. После презентации этих изменений главой Минфина Алиханом Смаиловым на заседании правительства недовольных может стать еще больше. Тем не менее правила уже вступили в действие с 1 января этого года.

Основные новеллы, затрагивающие интересы участников госзакупок, заложены в поправках, направленных на повышение квалификации потенциальных поставщиков. Как сообщил министр финансов, к участникам госзакупок устанавливается новое квалификационное требование в виде финансовой устойчивости потенциального поставщика. Оно будет определяться по таким параметрам, как уплаченные налоги, наличие оборотных и основных средств, а также фонд оплаты труда; при этом заказчик не будет утруждать себя и конкурсантов бумажной рутиной – по утверждению главы Минфина, вся информация будет извлекаться автоматически из информационных систем комитета государственных доходов.

По мнению г-на Смаилова, такой подход позволит повысить поступление налогов, поскольку обяжет частника, претендующего на освоение государственных денег, работать в белую. Более того, Минфин решил использовать госзакупки как дополнительный инструмент борьбы с тенью: отныне при равенстве условных цен, предоставленных двумя и более конкурентами на конкурсе, приоритет будет отдаваться компаниям, имеющим «больший опыт работы и больший показатель по сумме уплаченных налогов». Именно эта норма буквально неделю назад была раскритикована депутатом мажилиса Меруерт Казбековой в запросе на имя премьер-министра Казахстана.

«Согласно ранее действовавшим правилам, при равенстве цен конкурсных предложений победителем признавался участник, имеющий больший опыт работы на рынке закупаемых товаров, работ, услуг, – напомнила она на пленарном заседании мажилиса 16 января. – А при равенстве опыта работы нескольких потенциальных поставщиков, имеющих равные условные цены, победителем признавался тот, чья заявка на участие в конкурсе поступила ранее заявок других потенциальных поставщиков. Считаем, что такой подход стимулировал здоровую конкуренцию среди предпринимателей, стимулировал их активнее использовать информационные технологии, отслеживать и более гибко реагировать на объявления госорганов», – добавила депутат.

Нынешний же подход, по мнению парламентария, приведет к тому, что более крупный бизнес, имеющий больший оборот и, соответственно, большую налогооблагаемую базу, автоматически оставит на конкурсе не у дел субъектов среднего и малого предпринимательства. Определенный резон в критике депутатов есть, однако своя мотивировка этого нововведения есть и у Минфина.

«Критерий по выбору поставщика по сумме уплаченных налогов вводится впервые, полагаем, что такой критерий выбора поставщика при равенстве условных цен является справедливым и будет стимулировать предпринимателей добросовестно платить налоги, – сказал Смаилов на заседании правительства. – Также это не позволит выигрывать конкурсы компаниям, которые передают все объемы на субподряд, тем самым не платят налоги, не развивают и не оснащают свою материально-техническую базу», – добавил он.

Насколько депутатские опасения насчет приоритета крупного бизнеса над МСБ обоснованы, пока неясно. А вот то, что равенство ценовых предложений со стороны поставщиков теперь станет не исключением, а нормой на конкурсах по госзакупкам, уже очевидно. Дело в том, что еще одной новеллой правил будет введение понятия «демпинговая цена».

«В реализацию указанной нормы закона в правилах осуществления государственных закупок установлены следующие пороговые значения, ниже которых снижение цены не допускается: по строительно-монтажным работам порог установлен в размере 10%, по проектированию технико-экономического обоснования и проектно-сметной документации – в размере 15%, по услугам технического надзора в размере 15%, – поясняет министр финансов. – В условиях установления порогов, ниже которых снижение цены не допускается, все участники закупок в целях победы на конкурсах будут снижать цены до допустимых порогов. Это приведет к равенству ценовых предложений с учетом применения условных скидок», – добавляет он.

Здесь и включится то самое правило определения победителя по опыту работы и количеству ранее выплаченных налогов – оба эти показателя, по мысли разработчиков новых правил, являются гарантией того, что поставщик, снизивший цену, сможет за эти деньги выполнить работу качественно.

Новые правила вообще направлены на более обширное знакомство заказчика с биографией поставщика, нежели сейчас. В частности, они предполагают широкое применение закупок способом конкурса с использованием предварительного квалификационного отбора, для чего введена компетенция Минфина по определению способа закупок.

Наконец, еще одна норма, которая может вызвать много вопросов у бизнеса, – это введение обязательного внесения средств для обеспечения заявки и исполнения договора по закупкам способом запроса ценовых предложений. Напомним, что ранее запрос ценовых предложений осуществлялся без каких-либо финансовых обязательств – и это приводило к уклонению от заключения договора ввиду несостоятельности потенциальных поставщиков.

Минфин также попытался с помощью нового нормативного акта сократить факты необоснованного обжалования закупок, в связи с чем теперь потенциальным поставщикам, не внесшим обеспечение заявки, устанавливается запрет на просмотр документов других участников. Помимо этого отныне не подлежат рассмотрению жалобы потенциальных поставщиков на требования конкурсной документации, если они не принимали участия в их предварительном обсуждении. Наконец, жалобы третьих лиц, не принимавших участие в закупках, не приостанавливают срок заключения договора.

Что до заказчиков, то для ряда госорганов, осуществляющих закупки, были упрощены процедуры: в частности, увеличивается пороговая сумма закупок из одного источника по работам и услугам со 100 месячных расчетных показателей до 500 МРП (с 252 тыс. 500 тенге до 1 млн 262 тыс. 500 тенге), что напрвлено на упрощение закупок по малобюджетным работам и услугам, в основном это касается детских садов, школ, поликлиник.

«В  рамках введения четвертого уровня бюджета для сельских акиматов данный порог увеличен до 3 тыс. МРП,  или до 7 млн 575 тыс. тенге. При этом, согласно закону, данная норма будет действовать до 2021 года, на период формирования навыков работников сельских акиматов по проведению госзакупок», – добавил г-н Смаилов.

Кроме того, в закупках способом запроса ценовых предложений (в закупках до 1 тыс. МРП, или до 2,5 млн тенге) заказчикам дается право указывать в документации на фирменные наименования товаров – в Минфине считают, что это позволит закупать более качественные товары. При этом был введен один именной запрет – на привлечение субподрядчиков предприятиями «Енбек» уголовно-исполнительной системы в рамках закупок из одного источника.

«Это обусловлено тем, что предприятия «Енбек», получая напрямую госзаказ, вместо трудоустройства осужденных передавали все объемы на субподряд, – пояснил г-н Смаилов. – По закупкам квазигоссектора устанавливается административная ответственность работников квазигоссектора за нарушения правил закупок», – добавил он.

При этом правила закупок компаниями группы «Самрук-Казына» будут утверждаться решением совета директоров фонда по согласованию с Министерством финансов, правда, все указанные нормы закона по вопросам закупок квазигоссектора вводятся в действие с 1 января 2020 года.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Из Казахстана продолжает уезжать большое количество людей. Как Вы думаете, в чем главная причина?

Варианты

Цифра дня

Более 14 тысяч
ДТП
зарегистрировано в Казахстане за 2018 год, в них пострадало более 20,2 тысяч человек

Цитата дня

Судьями хотят многие (стать - ред.), кто в правоохранительных органах не нашел себе достойного места. Вот какая плохая тенденция. Поэтому я уверен, что придут достойные. Пусть меньше – зато качество будет гораздо выше и будут люди, которые будут в состоянии нести это высокое звание судьи...

Жакип Асанов
председатель Верховного суда РК

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank