В Карагандинской области 58% предпринимателей столкнулись с проявлением коррупции

Опубликовано
Согласно исследованиям РПП, 42% опрошенных считают, что для бизнеса коррупция является частым явлением

Сотрудники Региональной палаты предпринимателей Карагандинской области составили рейтинг самых коррумпированных регионов, по мнению бизнесменов. Около 80% предпринимателей Карагандинской области не верят в эффективность программы по борьбе с коррупцией.

Опрос был проведен анонимно, в нем приняли участие более 1,5 тысячи предприятий и организаций разных сфер деятельности. В итоге правоведы составили рейтинг самых коррумпированных регионов Карагандинской области. Результаты исследования и цифры были озвучены директором палаты предпринимателей Карагандинской области Ернаром Кульпеисовым в акимате в ходе заседания Комиссии по вопросам предпринимательства.

«Более половины опрошенных, а это 58% предпринимателей, столкнулись с проявлением коррупционных фактов. Все предприниматели, сталкивающиеся с коррупцией, условно разделились на тех, кому коррупция помогает, и тех, кому она мешает. Согласно данным опроса, доля тех, кому взятка «строить и жить помогает», составила 14%», – сообщил Ернар Кульпеисов главе региона Ерлану Кошанову.

Организаторам опроса удалось установить, что средний размер взятки по области составляет от 10 до 61 тыс. тенге. Есть выплаты, которые превышают 1 млн тенге. 

«Согласно ответам респондентов, коррупция захватила город Шахтинск и Бухар-Жырауский район, а наименьшие факты отмечены в Каражале и Сатпаеве. Кстати, именно госслужащие в 2,7 раза чаще выступают инициаторами коррупционной сделки», – проинформировал Ернар Кульпеисов.

Как сообщили в палате предпринимателей, чиновники чаще инициируют дачу взятки, и особенно там, где необходимо ускоренно принимать решение по одобрению каких-либо проектов, рассмотрению документов в органах власти. О таких фактах в Карагандинской области сообщили 426 человек, о взятках и «стимулировании» проведения расследования сотрудниками полиции и прокуратуры рассказали более сотни бизнесменов. 

По данным Ернара Кульпеисова, 42% опрошенных считают, что для бизнеса коррупция является частым явлением, а 21% считает, что коррупция – дело неизбежное, как и налоги.

Сами же предприниматели уверены, что победить коррупцию крайне сложно, поэтому необходимо ужесточить наказание за дачу взятки и прежде всего сделать прозрачной работу антикоррупционной службы. 

«На фоне увеличения доли бизнесменов, призывающих к ужесточению наказаний и повышению эффективности госорганов, наблюдается рост доли считающих бесполезной борьбу с коррупцией. Ведь 80% респондентов отрицательно оценивают проводимые антикоррупционные меры, либо они не эффективны, либо не слышали о них. Только 13,8% всех опрошенных предпринимателей готовы сообщить о коррупционных фактах и оставить свои контактные данные. Эта цифра в очередной раз доказывает, что доверие предпринимателей к борьбе с коррупцией пока не на высоком уровне», – заявил Ернар Кульпеисов. 

Перед тем как представить результаты опроса в областной акимат, заседание по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции состоялось и в прокуратуре Карагандинской области, где эксперт отдела по защите прав предпринимателей и снижению административных барьеров Юлия Олейник привела примеры бездействия правоохранительных органов. 

Так, один из вопиющих случаев, который рассматривают юристы палаты предпринимателей, – случай с привлечением заведомо невиновного к уголовной ответственности. Владелица магазина Дана Хамзина добивается справедливости почти год и требует наказать виновных в ее непростом деле. Женщина совершенно случайно узнала о том, что на нее было заведено уголовное дело, когда ей потребовалась справка о несудимости, выяснилось, что в базе данных управления по правовой статистике и специальным учетам по Карагандинской области имеется карточка о ее привлечении к ответственности за правонарушение. 

Указывалось, что в 2015 году в отношении Даны Хамзиной было возбуждено уголовное дело по статье 389 ч.1 УК РК (самоуправство), а позже сотрудники отдела внутренних дел Шахтинска приняли решение о прекращении дела. Из документа следовало, что стороны примирились. Сообщалось, что дело было возбуждено по заявлению осужденного АК-159/20 по факту завладения банковскими картами восьмерых осужденных. В деле указывалось, что Хамзина была допрошена и даже сообщила, что взяла в наем здание, расположенное на территории колонии, и открыла там магазин. Карточек у осужденных она не брала. Все это крайне возмутило предпринимательницу, которая ни с какими полицейскими не встречалась, пояснений не давала, нигде не расписывалась и тем более не общалась с заключенными. В деле не имелось ни одной подписи Хамзиной. 

Также она не была уведомлена о том, что «ее дело» было прекращено. К уголовной ответственности в итоге никто привлечен не был, хотя Хамзина писала ряд заявлений в правоохранительные органы. Она требовала привлечь к ответственности виновных по статьям 416, ч.4 (Фальсификация доказательств в ходе уголовного судопроизводства лицом, осуществляющим досудебное расследование, прокурором, специалистом, принимающим участие в процессуальных действиях, или защитником) и 412, ч.1 (Привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности) лиц, допустивших нарушение ее законных прав и интересов. 

Однако, несмотря на многочисленные жалобы, в том числе и в прокуратуру Карагандинской области, решение о прекращении досудебного расследования по данным статьям за отсутствием составов уголовных правонарушений осталось в силе. 

«Данный вопрос рассматривается на заседаниях Совета с декабря 2017 года. По результатам проделанной работы было отменено постановление о прекращении уголовного преследования в отношении Хамзиной по нереабилитирующим основаниям, после чего вынесено новое решение о прекращении ввиду отсутствия состава преступления. Вместе с тем вопрос о привлечении лиц, допустивших нарушение законности, так и остается нерешенным», – говорит эксперт по защите прав предпринимателей Юлия Олейник. 

Как отмечают в палате предпринимателей, в ходе досудебного расследования не нашлось достаточных оснований для привлечения виновных сотрудников к уголовной ответственности, что явилось основанием для прекращения производства по данным делам, с чем органы прокуратуры согласились. 

В ходе заседания Совета по защите прав бизнесменов заместитель прокурора Карагандинской области Мейрам Таутенов заявил, что в настоящее время постановление о прекращении досудебного расследования за примирением сторон отменено.

«В отношении участкового, принявшего данное решение, проводится проверка. В скором времени мы дадим развернутый ответ и доведем дело до полного завершения», – пообещал Мейрам Таутенов.

Еще одно любопытное дело озвучили предприниматели прокурорам, в палату обратился директор ТОО «В. с. профессионал групп» Владимир Егоров, который никак не поймет, почему полицейские волокитят расследование его дела, а прокуроры бездействуют.

«В моей фирме произошло хищение товара. Мы собираем на складе шины и аккумуляторы, бывшие в употреблении, и затем их обновляем, ремонтируем, приводим в соответствие. Так вот, группа лиц забрала товар в одной из организаций и до нашего склада не довезла. Группа работала по доверенности, товар пропал, этих людей никто не наказал, хотя я писал заявление, ничего не расследуют и мне не сообщают. Дело перекидывают из отдела в отдел. Действие происходило в Жезказгане. Меня возмущает, что есть конкретные лица, они работают, все живут спокойно, и к ответственности их не привлекают. Я связываю это с тем фактом, что родственником одного из участников хищения в моей фирме является сотрудник правоохранительных органов, тут явные признаки коррупции», – говорит Владимир Егоров. 

Фактов, когда бизнесмены недовольны работой правоохранительных органов, достаточно,  говорят в палате предпринимателей, поэтому результаты анонимного опроса о коррупции вполне закономерны. Об этом директор палаты Ернар Кульпеисов доложил акиму Карагандинской области Ерлану Кошанову, который и поручил провести исследование среди бизнесменов. 

«Мы считаем, что предприниматели опасаются того, что уполномоченные органы правильно и эффективно проведут работу по коррупционным фактам и не применят впоследствии все инструменты давления против них», – обратился г-н Кульпеисов к акиму.

Однако глава региона, выслушав результаты отчета, отметил, что предприниматели тоже очень часто нарушают закон, однако о фактах коррупции молчать нельзя.

«Надо об этом открыто говорить. 27% инициаторов взяток – сами предприниматели, тоже неутешительная цифра. Видите, предприниматели тоже сами подставляют себя под уголовное преследование. Здесь и бизнес, и госорганы, и силовики должны совместно работать. Мы говорим, что оказываем услуги через одно окно, переходим на электронные услуги, чтобы избежать коррупции. Наш КСО, созданный совместно с палатой предпринимателей, открыт, пусть предприниматели приходят. Любой предприниматель может прийти, если столкнулся с коррупцией или преследованием. Надо говорить обо всем открыто», – резюмировал аким области Ерлан Кошанов.

Говоря в целом о государственной программе по борьбе с коррупцией, бизнесмены Карагандинской области считают, что она работает крайне неэффективно. Количество предпринимателей, призывающих к ужесточению наказаний за коррупцию и повышению эффективной работы госорганов, растет в геометрической прогрессии. Многие в борьбу с коррупцией не верят вообще и считают ее бесполезной. Ведь показатель – 80% респондентов, отрицательно оценивающих проводимые антикоррупционные меры в стране, – не оставляет сомнений.

Читайте также