Перейти к основному содержанию

7714 просмотров

Условия неподъемные: молодые казахстанцы опасаются покупать жилье по программе «7-20-25»

Несмотря на то, что программу активно рекламируют, те, для кого она предназначена, иллюзий на ее счет не питают

Фото: Shutterstock

Льготная программа ипотечного кредитования «7-20-25» стартовала в Казахстане 4 июля 2018 года, сейчас она только набирает обороты и должна, по замыслам разработчиков, значительно оживить рынок недвижимости в стране. Однако уже сегодня банкиры и представители Ипотечной организации «Баспана» сталкиваются с рядом проблем. 

Первая – это отсутствие на рынке первичного жилья, и если в Алматы и Астане дело с этим обстоит сносно, то в регионах ситуация плачевная. Строительные компании не спешат возводить новые дома в маленьких городах. 

По условиям программы годовая ставка составляет 7%, первоначальный взнос – 20% от стоимости жилья, срок погашения кредитного займа – до 25 лет. Участвовать в программе может любой житель страны, который не имеет жилья в собственности и других ипотечных займов, а также обладает официальным доходом в 120 тыс. тенге.

Нехватка первичного жилья

«Программа вызвала повышенный интерес у населения, и количество желающих взять кредит у нас растет. Но в рамках этой программы продается только первичное жилье, а его у нас пока недостаточно, особенно в регионах», – говорит заместитель руководителя службы внешней коммуникации ипотечной организации «Баспана» Айбар Олжаев

По его словам, чтобы решить этот вопрос, со стороны Национального банка в госпрограмму внесены изменения, акиматы должны будут выделить в общей сложности 150 млрд тенге для строительства жилья.
 
Сегодня банками по программе «7-20-25» принято всего 4657 заявок на сумму свыше 55 млрд тенге. Одобрение из общего числа получили свыше 3000 заявок на сумму 36,5 млрд тенге. В разрезе регионов лидируют Астана, Алматы, Мангистауская область, хорошую динамику показывают Актюбинская, Акмолинская и Восточно-Казахстанская области. Карагандинский регион занимает средние позиции. Строительство идет в основном только в областном центре. 

«В регионе принято 104 заявки на сумму свыше 1 млрд тенге, из них одобрено 68 заявок на сумму около 760 млн тенге. Отказ по Карагандинской области небольшой, потому что это крупный промышленный регион. Здесь высокая доля людей, которые работают на предприятиях, получают официальную зарплату. Поэтому в Карагандинской области вопрос платежеспособности остро не стоит, здесь остро стоит вопрос наличия первичного жилья», – считает Айбар Олжаев.
 
По мнению специалистов, дефицит строительства нового жилья наблюдается по всей стране. 

«У нас нехватка жилья по стандартам ООН, на одного человека 30 кв. м должно быть. Если в Астане и Алматы чуть лучше, то по регионам плачевная ситуация. Мы ежегодно должны сдавать не менее 30 млн кв. м жилья, сейчас мы сдаем по 10 млн кв. м, и то последние 2–3 года, поэтому, если мы не будем стимулировать рынок строительства первичного жилья, у нас с годами будет увеличиваться дефицит, и в этом секторе будут большие проблемы в итоге», – уверен представитель службы внешней коммуникации ИО «Баспана».

А что думают люди?

Несмотря на то, что программу активно рекламируют, те, для кого она предназначена, иллюзий на ее счет не питают. Многие уверены, что условия такой ипотеки просто неподъемные. 

«Несмотря на то, что озвучивается много плюсов программы, казахстанцы все-таки видят достаточно минусов. Во-первых, 7% на 20–25 лет – это довольно-таки большой процент. Во-вторых, если молодая семья купила квартиру и платит за нее 80 тыс. тенге в месяц и молодая мама уходит в декрет, денег просто не хватает. Это нужно либо не иметь детей, либо зарабатывать на нескольких работах. Плюс отсутствие возможности взять вторичное жилье, первичное заведомо дороже, и как молодым людям накопить первоначальный взнос 20% от стоимости жилья, даже если оно недорогое, с доходом в 150 тысяч тенге», – удивляется жительница Караганды Гаухар Искакова.
 
В свою очередь, Елена Топильская, проживающая вместе с мужем и трехлетней дочерью в Майкудуке – это один из старейших районов Караганды, – рассказывает, что квартиру она вынуждена снимать, поскольку оба супруга не имеют стабильного дохода, соответственно, и выгодной ипотекой они воспользоваться не могут.
 
«Я считаю, что эта программа совсем не такая доступная, как о ней говорят. Хотя бы потому, что это первичный рынок жилья, изначально меня просто вынуждают покупать дорогую квартиру», – говорит Елена Топильская. 

Она уверена, что вторичное жилье и дешевле, и надежней, поэтому молодым людям было бы выгодней покупать такие квартиры. Елена привела в пример своих друзей, которые успели взять ипотеку в начале 2015 года. Они приобрели «двушку» на вторичном рынке, жилая площадь 44 кв. м.

«На тот момент по тем деньгам, которые у них были, их первоначальной суммы хватило на взнос и еще на какую-то мебель. Плюс квартира была с идеальным ремонтом. Имея те же деньги на «первоначалку» в новостройке по программе «7-20-25», они бы точно не смогли купить квартиру и остались бы на улице. И если бы они, предположим, нашли деньги на «7-20-25», им пришлось бы еще делать в квартире ремонт, пришлось бы покупать с нуля всю мебель, а это все очень затратно, – уверена Топильская.
 
Несколько иной точки зрения придерживается 32-летний Александр Стринжев, имеющий ежемесячный доход в 220 тыс. тенге. Он живет в центре Караганды, ипотеку брал в 2014 году, сейчас за двухкомнатную квартиру выплачивает по кредиту 22 тыс. тенге, такую сумму для себя считает вполне приемлемой. 

«Когда мы брали ипотеку, она была выгодней, она была, и она работала, и я не знаю, для чего нужно было ее заменять на программу «7-20-25». Наша ипотека, которую мы брали, давала возможность выбирать квартиры и на первичном, и на вторичном рынке, в зависимости от кошелька, единственное ограничение было, чтобы дом был не старше 50 лет. Срок кредитования у нас был до 15 лет, также первоначальный взнос у нас был 25% от стоимости жилья. У нас квартира стоила около 5 млн тенге, сейчас мы уже закрыли эту первоначальную часть и платеж у нас составляет 22 тысячи тенге, но не 85 тысяч тенге в месяц, как в «7-20-25», – говорит Александр.

Вторичное жилье тоже можно купить

Между тем в ипотечной организации «Баспана» считают, что новая программа вполне доступна для среднестатистического жителя страны. По мнению представителей компании, средняя ставка по ипотеке, если учитывать коммерческий рынок, должна в два раза превышать базовую ставку Национального Банка, это 18%. По программе «7-20-25» эта ставка даже ниже и практически на уровне инфляции. Поэтому, говорят эксперты, заемщик получает практически бесплатную рассрочку на 25 лет, что не может быть невыгодным. 

«У нас 20% первоначального взноса, если, например, рассчитать среднюю стоимость жилья в 11,5 млн тенге, то первый взнос составит порядка 2 млн 200 тыс. тенге, это с учетом средней заработной платы. Молодая семья в принципе может накопить такой первоначальный взнос. Это вполне реально. Если сравнить условия всех программ, то программа «7-20-25» вполне доступна для человека с ежемесячным доходом в 120 тысяч тенге», – уверяет главный специалист юридического департамента ИО «Баспана» Карина Сулейменова

Кроме того, говорят специалисты, для тех, кто хочет приобрести квартиру на вторичном рынке, разработана еще одна программа «Баспана-хит», ее условия позволяют привлечь созаемщиков и досрочно погасить ипотечный долг. Программа позволяет заемщику купить жилье под 11% годовых. Правда, пока по Казахстану таких кредитов оформлено всего пять на сумму 20 млн тенге. Связано это с тем, что программу «Баспана-хит» начали разрабатывать совсем недавно, в августе этого года, заявки стали принимать только в начале ноября.

Возможность получения вторичного жилья по программе «7-20-25» не рассматривали, поскольку помимо цели обеспечить квартирами население, программа имеет задачу активизировать строительный рынок и тем самым обновить жилой фонд страны. 

«Программа по вторичному жилью другая, потому что здесь мы не будем строить новые дома, – поясняет Айбар Олжаев. – Вторичное жилье – это один и тот же оборот, «купи-продай», и тут мы ничего не строим. Дома вторичного рынка будут приходить со временем в негодность, их нужно будет ремонтировать, все это не имеет перспектив. Нам же необходимо стимулирование строительства, чтобы экономика работала, чтобы строители активно работали. Поэтому первичное жилье – это первоначальная цель, и мы не должны об этом забывать». 

Сейчас представители Национального Банка ведут переговоры с бизнесменами, объясняя им перспективы строительства в регионах. 

«Мы начали, всего пять месяцев прошло, сейчас мы делаем акцент на работе со строительными компаниями. Мы еженедельно встречаемся с предпринимателями, рассказываем им о преимуществах программы, о том, что есть деньги и можно развернуться. И они понимают, что есть перспективы, и уже свои бизнес-планы подстраивают под нашу программу, так что процесс идет», – говорит заместитель директора местного филиала Национального Банка РК Бектурган Бозтериев.

Работа на рынке ипотеки, сотрудничество с банками и акиматами – все это, по мнению экспертов, уже через несколько лет должно сделать рынок жилья в Казахстане недорогим и комфортным. Объемы прогнозируют самые большие, только в Карагандинской области в 2019 году, по официальной информации, строительные компании планируют оборот на 10 млрд тенге. 


1079 просмотров

Учредители шымкентских детсадов просят разобраться с демпингующими конкурентами

Некоторые частные детсады в стремлении привлечь к себе большее число воспитанников стали принимать детей чуть ли не бесплатно

Фото: Shutterstock

Переизбыток дошкольных учреждений в определенных районах Шымкента привел к тому, что некоторые частные детсады в стремлении привлечь к себе большее число воспитанников стали принимать детей чуть ли не бесплатно. Об этом и других наболевших вопросах говорили члены Казахстанской ассоциации дошкольных организаций на прошедшем в Шымкенте круглом столе «Пути решения проблем частных дошкольных организаций, развитие и обеспечение качества образования».

По словам учредителя частного детского сада, члена Казахстанской ассоциации дошкольных организаций (КАДО) Карлыгаш Сарсенбековой, в погоне за получением госдотаций некоторые детсады Шымкента стали значительно снижать так называемую родительскую плату, а кто-то и вовсе ее убрал. 

Каков масштаб этого явления, никто сейчас не знает. Нет никаких официальных данных о количестве и специфике «благотворительных» детсадов, а точнее о том, какая часть в каких пределах снизила родительскую плату, а сколько организаций вообще принимают детей бесплатно. Однако, как предположила в комментариях «Къ» Карлыгаш Сарсенбекова, судя по поступающим в КАДО сведениям, подобная практика охватила около одной пятой части частных детсадов Шымкента. Конечно, эти данные никем не подтверждены, но активисты ассоциации намерены найти хотя бы косвенные доказательства и свидетельства – к примеру, фото и сканы объявлений.

Кстати, по словам г-жи Сарсенбековой, такая «благотворительность» носит избирательный характер и касается только приема детей 3-6-летнего возраста. То есть той категории, на которую частным организациям государство выделяет доплату. По мнению эксперта, корень проблемы кроется в большой концентрации детских садов в определенных районах города, вследствие чего предложение превысило спрос населения.

Больше садов – больше соперников  

Спикер отметила, что если до недавнего времени город ощущал острую нехватку детских садов, то сегодня охват детей трех лет дошкольным воспитанием и обучением составляет 95%. В общей сложности, по ее данным, в Шымкенте действует 495 детсадов, 375 из них частные. «Шымкент почти достиг стопроцентного охвата детей дошкольным воспитанием, – сказала Карлыгаш Сарсенбекова. – По количеству частных детских садов он опережает остальные города страны. Кардинально изменить ситуацию и сократить дефицит мест в дошкольных организациях удалось благодаря привлечению в эту сферу частного сектора».

Однако очевидно, что этот процесс получил неравномерное развитие: если в одних районах города избыток дошкольных учреждений, то новые жилые массивы, наоборот, испытывают их недостаток. «Совместно с региональной палатой предпринимателей мы (КАДО. – «Къ») разработали карту с расположением частных дошкольных учреждений (ЧДО) по Шымкенту, на которой четко видно, в каком районе идет их большое скопление, – продолжила спикер. – Мы неоднократно обращались в управление образования с предложением провести мониторинг по количеству ЧДО, наличию или отсутствию потребности открытия новых детсадов в том или ином районе. Но нам отказали».  

Между тем директор КАДО по Шымкенту Диана Караманова допускает, что неурегулированность этого вопроса исходит из огромного количества детсадов, проконтролировать которые тотально управление образования не в силах. «Я не понимаю, зачем давать разрешения открывать ЧДО там, где и так очень много детсадов со свободными местами?! – недоумевает она. – Ведь тем самым создается конкуренция. Недавно глава государства призвал не открывать школы там, где учебные заведения со свободными местами, а строить там, где есть их недостаток. То же самое должно быть и с детсадами».

Меню из бесплатной оплаты 

Участников круглого стола также волновал вопрос питания в «благотворительных» детсадах.

«Некоторые коллеги говорят, что им хватает суммы госдотаций, – поделилась Диана Караманова. – Но такой статьи расходов нет в подушевом финансировании. Питание должно взиматься с родительской оплаты. А если ее нет, извините, чем тогда кормят детей?! Вопрос стоит очень остро. Ведь речь идет о наших самых маленьких согражданах, которые не могут за себя постоять». 

В свою очередь Карлыгаш Сарсенбекова уточнила, что сумма подушевого финансирования расходуется в основном на три статьи – комуслуги, зарплата, налоги, и она их не всегда перекрывает. А ежедневная норма питания на одного ребенка в дошкольных организациях в возрасте от трех до семи лет составляет 527,94 тенге, из них 27 тенге идут на хознужды. И на логично возникающий вопрос – на какие деньги тогда закупается и готовится еда – вытекает очевидный ответ. 

«Мы предполагаем, что на питании, его качестве, полноте и регулярности попросту экономят. Можно сделать вывод, что такие детсады не выполняют требований по нормам питания. В связи с этим у нас есть ряд вопросов к акимату. Могут ли учредители ЧДО взимать сумму родительской оплаты ниже установленной нормы? Можем ли мы игнорировать и не исполнять постановление акима №83 от 29 декабря 2017 года («Об утверждении государственного образовательного заказа на дошкольное воспитание и обучение, размера родительской платы». – «Къ»)? Можем ли мы расходовать средства из суммы подушевого финансирования на расходы по питанию детей?» – сказала г-жа Сарсенбекова.
  
В погоне за показателями было упущено самое главное – качество предоставляемых услуг, считают в КАДО. Поэтому для урегулирования и решения проблемы члены ассоциации предложили проверить те сады, которые принимают детей по заниженным суммам родительской оплаты и бесплатно, в первую очередь на исполнение норм и качества питания, а также выяснение, из каких средств оно оплачивается. 

ЧДО просят прибавки

Не менее важным с точки зрения участников мероприятия является и вопрос транспортных расходов. Отдельные спикеры недоумевают, каким образом их коллеги обеспечивают развозку детей при меньших денежных затратах. Как оказалось, данная проблема напрямую связана с другим аспектом, а именно с недостаточным подушевым финансированием ЧДО.

«С 5 февраля этого года начал действовать приказ министра образования РК от 27.11.2017 г. №597 «Об утверждении методики подушевого нормативного финансирования дошкольного воспитания и обучения, среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования». Согласно расчетам по утвержденной единой методике, в дошкольных организациях норматив подушевого финансирования в 2018 году в Южно-Казахстанской области и по городу Шымкенту должен был составлять 25 530,54 тенге для города и 27 900,85 тенге для сельской местности. Однако до сих пор в Шымкенте на одного ребенка в месяц выделяется по прежнему 20 988 тенге», – сообщила Диана Караманова.

Директор городского филиала КАДО напомнила, что по правилам размер подушевого нормативного финансирования не должен быть ниже норматива, рассчитанного по методике, и финансирование идет за счет республиканского и местного бюджетов. По ее словам, проблема поднималась на разных уровнях. В том числе была изложена в письме в городской отдел образования Шымкента (ныне управление. – «Къ»). В ответе, пришедшем из управления образования тогдашней ЮКО, говорилось: деньги на эти цели в республиканском бюджете не предусмотрены, необходимо запросить их в местном. 

В свою очередь отдел экономики и финансов Шымкента сообщил, что этот вопрос будет рассмотрен на следующей сессии маслихата. Между тем решить его нужно скорее. Как пояснила Диана Караманова, повышение суммы подушевого финансирования необходимо также и для выполнения поручения главы государства – увеличить с января 2019 года минимальную зарплату до 42 тыс. тенге. 

Не заглядывай в чужой карман

Так как представители управления образования и акимата на круглый стол не пришли, просьбы помочь в решении этого и других вопросов предприниматели адресовали присутствовавшему депутату маслиxата Шымкента Ермеку Дарменову. Он заявил, что впервые слышит о сложившейся ситуации. И дал слово воспользоваться своим «оружием» – депутатским запросом, который направит в управление образования. А после – способствовать положительному решению вопроса на ближайшей декабрьской сессии.

Г-н Дарменов также пообещал довести до сведения управления образования необходимость урегулировать вопрос с равномерным расположением дошкольных учреждений по городу. Правда, заметил, что, возможно, бесплатные сады и сады со сниженной оплатой финансируются спонсорами, и в целом неправомерно считать чужие деньги.

Начальник отдела развития человеческого капитала палаты предпринимателей Шымкента Мадина Турсунбекова, поддерживающая инициативы КАДО, в то же время предостерегла от перегибов. «Проверка ЧДО – это компетенция местных исполнительных органов, – отметила она. – В то же время нельзя кошмарить бизнес. Нужно разъяснить предпринимателям, чтобы они не нарушали закон и все работали на равных условиях».  

Где же наша доля?

Мадина Турсунбекова также пояснила «Къ» позицию палаты по поводу прозвучавшей на круглом столе просьбы  предпринимателей о снижении тарифов на комсулуги: «Это – особый, социально ответственный бизнес; ЧДО занимаются образованием, выполнением госзаказа. Конечно, снижение бремени высоких тарифов на комуслуги путем предоставления каких-то льгот и преференций облегчило бы их деятельность. Но, к сожалению, закон не позволяет это сделать – решить вопрос можно на более высоком уровне». 

Представители монополистов порадовали предпринимателей только одной вестью – о всеобщем снижении тарифов с начала следующего года. 
В заключение Диана Караманова подняла еще одну важную для всех участников рынка проблему: «Коллеги уже много лет спрашивают: где в нашем бизнесе доля предпринимателя? Потому что дотационные деньги – подотчетные, расходуются на целевые направления. Родительская оплата идет на питание и поднимать ее мы не имеем права. И где внутри всего этого доля предпринимателей?! Мы же все-таки вложили деньги, чтобы открыть этот бизнес. Ни один магазин не выставляет товар по приобретенной у оптовика цене. В его стоимость закладывают транспортные расходы, арендную плату и другие расходы. А почему мы не можем поднять стоимость родительской оплаты? Сады ведь все разные, почему нас всех уравняли?! Почему нам вообще диктует не рынок?!». Впрочем, данные вопросы в очередной раз повисли в воздухе.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Подходит к концу 2018 год. Какие события, произошедшие в Казахстане, на Ваш взгляд, оказали наибольшее влияние на текущее состоянии экономики?

Варианты

1012SledProdkursiv.kz.jpg

123.gif

Цифра дня

2,6
трлн долларов США
ежегодно теряет мировая экономика из-за коррупции, по данным ООН

Цитата дня

Трудность настоящего лидера заключается в том, что ты вперед смотрящий. Ты - ведущий, а не ведомый. Ты ведешь. Так куда ты ведешь, ты должен же это знать? Конечно, есть много советников, есть помощники, которые «подносят снаряды», пишут, анализируют и так далее. Но тебе надо принять решение, они не отвечают за то, что написали. Президенту надо принять решение и отвечать за это решение. В этом есть одиночество президента. Ты один здесь сидишь и работаешь

Нурсултан Назарбаев
президент РК

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank