Перейти к основному содержанию

2428 просмотров

Спасение или удавка? Эксперты обсудили роль госзаказов в СМИ

Фото: Олег Спивак

В рамках Медиа Курултая эксперты в области масс-медиа обсудили тему государственных заказов в СМИ. Несмотря на многолетнюю практику работы между государством и журналистами, до сих пор отсутствует система измерения эффективности затрат, финансирование для частных СМИ остается закрытым, считают эксперты, а в министерстве не исключают возможности в будущем пересмотреть механизм распределения госзаказов или вовсе их упразднить.   

«Несмотря на то, что мы занимаемся этой темой более 5 лет, по-прежнему считаем, что система недостаточно эффективна, недостаточно прозрачна, это советское наследие, от которого нужно избавляться», - высказала свою точку зрения директор правового медиа-центра Диана Окремова во время XI «Медиа Курултая». 

Но в распределении государственных заказов на размещение информации в СМИ появились и положительные изменения. 

«Появились правила, стало что-то более понятным, и появилась балльная оценка СМИ. Наконец, мы можем видеть, по каким критериям СМИ получают деньги. За 2018 год еще не все средства потрачены, но уже выдали около 40 млрд тенге. В прошлом году общая сумма составляла 54 млрд тенге. Традиционно большая часть госзаказа приходится на ЮКО, Алматы и Астану. Самые скромные аппетиты у Мангыстауской, Костанайской и Актюбинской областей – здесь меньше всего используют госзаказ», - отметила спикер. 

Но вопрос прозрачности финансирования частных СМИ государством остается открытым.

«В прошлом году мы сделали официальный запрос, чтобы узнать, сколько государство тратит на частные СМИ, потому что все, что касается государственных СМИ, известно. Но министерство решило отнести эти сведения к засекреченной информации. Это было для нас полнейшей неожиданностью. Мы не можем получить информацию кто именно и сколько денег получил. Мы проиграли суды всех инстанций. Здесь здравого смысла нет, есть чиновничья солидарность, поскольку суды зачастую поддерживают решения госорганов», - считает она. 

По ее словам, аргументация министерства заключается в том, что, если население будет знать, кто и сколько получает из бюджета денег, это будет снижать доверие к СМИ. 

«Что касается тенденции, то госзаказ увеличивается в регионах примерно на 1-2 млрд тенге. Госзаказ уходит в интернет, все больше получают сайты, люди и так далее. Самая плохая тенденция – непрозрачность процедур и закрытость информации. Если раньше я это называла лукавством со стороны министерства, то теперь это лицемерие. Когда министр одновременно говорит о том, что журналистика потеряла остроту и в это же время не делает ничего, чтобы не закрывался сайт Ratel.kz, скрывают сведения о бюджетных расходах и в это же время говорит о том, что нужно улучшать ситуацию с доступом к информации, мне кажется, это лицемерие. Если так продолжаться будет и дальше, увеличится пропасть между министерством и журналистами, СМИ, медиа-сообществом и населением Казахстана», - поделилась Диана Окремова. 

По ее словам, борьба продолжится, будут направлены обращения в бюро по правам человека ООН, поскольку нарушается базовая вещь – свобода доступа к информации.  

«5 лет назад у нас была голубая мечта - изменить систему, чтобы создать для медиа-рынка конкурентоспособную среду, честные условия для развития. С прошлого года мы поняли призрачность мечты. Теперь мы будем добиваться реализации права граждан на доступ к информации. Эта тема обществу не очень интересна. Люди в целом у нас недостаточно активны. Но когда министерство отказало, и мы начали судебный процесс, произошел интересный эффект – люди стали задавать вопрос, что же такого там секретного и что там нужно скрывать», - заключила спикер. 

В министерстве же позиция иная

«Официальная позиция министерства давно известна. Заявление Дианы, что мы заявляли, что это какая-то идеальная модель, мы такого заявления не делали. Я на общественных площадках говорил, что система и механизм выдачи госзаказа неидеален, требует усовершенствования, а может и вообще рассмотрения вопроса его целесообразности в сегодняшнем времени. Когда он внедрялся, была кризисная ситуация на медиа-рынке, необходимы были инвестиции и государственные вливания, это определенную роль сыграло в определенной степени, помогло. Сейчас другие задачи, условия, поэтому необходимо пересматривать его. Механизм должен развиваться, как и рынок», - отметил директор департамента государственной политики в области СМИ, Министерства информации и коммуникаций РК Бекзат Рахимов.  

По его словам, возможна новая финансовая модель распределения государственного заказа, модернизация существующей системы или вовсе отказ от госфинансирования. 

«Мы рассматриваем такую возможность, в том числе, чтобы и отказаться от госзаказов. Но единственное, что нас останавливает – закрытие СМИ. Это должно быть поэтапно, даже если отказываться от него, то в периоде 2-3-5 лет, когда идет переход на другую финансовую модель», - уточнил чиновник.  

В регионах по госзаказам прослеживается ряд трендов. Один из них – необъяснимые блокировки порталов  

«Что касается регионов, какого-то тренда конкретного нет. Есть большие объемы госзаказов, если обобщать, то они, действительно влияют на контент, уродуют. Статьи, хорошие или плохие, но в них прослеживается ощущение «должности хозяевам», которые платят - остается. Тренд – необъяснимые блокировки (порталов)», - отметила региональный консультант по вопросам медиа и бизнеса, Интерньюс-Казахстан Зарина Ахматова

Несмотря на продолжительную работу по государственным заказам, все еще нет системы оценки эффективности. 

«В госзаказе есть проблема отсутствие нормальной системы оценки эффективности. В регионах тратят деньги на публикацию позитивных материалов о развитии региона. Что это? Какие материалы? Как они повлияли на регион? Что изменилось у людей? Никто до сих пор не понимает, для чего нужен госзаказ, какие материалы должны появляться и что в головах людей менять», - задается Окремова. 

Механизм оценки эффективности уже разрабатывался. 

«Мы уже пытались разрабатывать систему оценки, в 2016 году ставился вопрос перед исследователями, каким образом замерять эффективность, и медиа-отрасль к этому не пришла. Мы тоже не видим четкого и ясного инструмента, который бы давал конкретную цифру или данные об эффективности вложений. Но мы над этим работаем», - отметил Рахимов. 

1224 просмотра

Алматинский и актюбинский технадзор вытесняет из Уральска местные фирмы

Они не могут конкурировать с ними в госзакупках

Фото: Silentalex88

Причиной тому стали изменения в законодательстве: в конкурсах на оказание услуг в сфере строительства по ЗКО побеждают лишь актюбинские или алматинские фирмы, у которых суммы налоговых отчислений в бюджет много выше, чем у местных технадзорных компаний. 

Всего в ЗКО около 20 фирм, оказывающих услуги технического надзора при строительстве зданий, сооружений и автомобильных дорог. С начала 2019 года в условиях конкурсов на проведение государственных закупок определяющим показателем была внесена сумма уплаченных предприятием налогов за последние четыре года. И уральские фирмы-технадзоры перестали побеждать в тендерах. Победителями конкурсов на оказание услуг технадзора при строительстве государственных объектов в ЗКО стали иногородние фирмы – ТОО «Дирекция строящихся предприятий «Стройинтеграция» (Алматы), ТОО «Актаустройэксперт» (Нур-Султан), ТОО «Инженерное бюро NURTAU» (Актобе), ТОО «Актобестройэксперт» (Актобе), ТОО «DS&V» (Костанай).

Выиграли много, а спецов мало?

В октябре 2019 года пять инжиниринговых компаний Уральска – ТОО «Сана Маркет», ТОО «АНТинжсервис», ТОО «Сектор строительных услуг «Сенiмдi сапа», ТОО «БатысСапа Инжиниринг», ТОО «КИУС» – написали заявление в управление государственного архитектурно-строительного контроля ЗКО. Они попросили ведомство провести проверку соответствия качества услуг по техническому надзору за строительными объектами в области. 

Причиной проверки, с точки зрения местных предпринимателей, может служить тот факт, что неместные фирмы выиграли огромное количество лотов на технадзор при строительстве 14 многоэтажных домов, 4 водопроводов, 67 одноэтажных домов, 3 школ, 6 дорог. Учитывая разбросанность объектов по области, у местных фирм возник вопрос: сумеют ли победители качественно выполнить взятые на себя обязательства? 

Не получив из ГАСКа ответа, в ноябре 2019 года бизнесмены обратились в Палату предпринимателей ЗКО, где помимо вопросов качества услуг затронули и больной для инжиниринговых компаний области вопрос – близкое к банкротству финансовое положение. 

Руководитель ТОО «КИУС» Мурат Бахишев – именно он и стал инициатором написания тревожных писем в ГАСК и ПП – объяснил «Курсиву», что его предприятие работает с 2007 года, и при участии ТОО «КИУС» в ЗКО были построены десятки социальных объектов, много­этажных домов, автодорог.

«Во многих договорах на наши услуги прописано, что представители фирмы-технадзора должны постоянно находиться на строительном объекте. При возведении многоэтажного дома или, к примеру, строительстве автодороги там должны работать до шести специалистов технадзора. У нас вызывает большое сомнение, как фирмы из Алматы или Актобе, выигравшие не один десяток тендеров по стране, смогут обеспечить при строительстве объектов должное количество специалистов», – рассуждает Мурат Бахишев.

По его словам, уже сейчас иногородние компании переманивают к себе на работу сотрудников местных фирм. 

Аналогичного мнения придерживается и руководитель фирмы-технадзора ТОО «АНТинж­сервис» Нурлан Мурзагалиев. Он считает, что сложившаяся ситуация с технадзором в ЗКО породит лишь одно: отсутствие надлежащего контроля со стороны госорганов, поскольку фирмы-технадзоры нанимает именно государство в лице областных управлений строительства. В итоге может пострадать качество строительных работ. 

Узкая направленность – путь к разорению

Относительно нового условия участия в тендере – отнесения в зачет участника конкурса суммы уплаченных налогов за последние четыре года – оба руководителя инжиниринговых компаний считают, что именно оно выбило из участия в госзакупках всех уральских технадзоров. 

«Уральские инжиниринговые фирмы заняты только в сфере технадзора за строительством. В то время как алматинские или актюбинские фирмы – победители большинства конкурсов – выполняют весь комплекс строительных работ – от проектирования до строительно-монтажных работ плюс технический и авторский надзор за строительством», – говорит  Нурлан Мурзагалиев.  

Сейчас, по его словам, «АНТинж­сервис» переживает нелегкие времена: из фирмы уже ушли два специалиста, осталось пятеро. Платить зарплату людям нечем. Из госзаказа у ТОО остался лишь проект по газоснабжению сел Казталовского района ЗКО. В конце декабря «АНТинж­сервис» завершит проект, и фирма сократит свой штат еще на три специалиста.

Аналогичная ситуация у большинства инжиниринговых компаний Уральска. В ТОО «КИУС» из 11 специалистов сейчас работают шесть. Люди уходят, потому что нет тендеров, соответственно, нет и достойной зарплаты. 

«Сейчас мы даже не заглядываем на портал госзакупок – шансов выиграть тендеры на технадзор у нас нет никаких. У меня осталось несколько проектов прошлых лет: спортивная школа-интернат в поселке Деркул и пристройка к зданию ДКНБ. К середине лета 2020 года мы их завершим и пойдем ко дну», – констатирует Мурат Бахишев.

Главы уральских инжиниринговых фирм отмечают, что новые нормы закона о госзакупках, по сути, монополизируют рынок услуг технадзора в сфере строительства. И даже если правила госзакупок будут изменяться в перспективе, не исключено, что к тому времени инжиниринговые фирмы Уральска уже разорятся.

Выше закона не прыгнешь 

Руководитель управления госзакупок по ЗКО Бибигуль Ниеткалиева сообщила «Курсиву», что с начала 2019 года они провели 29 конкурсов на услуги технадзора. Один из них выиграла местная фирма – ТОО «Жана консалтинг Ltd», в других победили иногородние инжиниринговые компании. Средняя сумма одного лота по технадзору, по словам г-жи Ниеткалиевой, – 10 млн тенге. 

«Раньше технадзоры, чтобы выиграть конкурс, могли демпинговать, предлагать цену услуг ниже заявленной в тендере на 40-50%. Теперь, во избежание получения некачественных услуг, внесена норма, предписывающая участникам тендеров не допускать понижения цены ниже 15%», – пояснила Бибигуль Ниеткалиева.

То, что местные фирмы из-за меньших сумм налоговых отчислений оказались аутсайдерами тендеров на услуги технадзоров, изменить в управлении госзакупок не в силах.  

Председатель совета по защите прав предпринимателей ПП ЗКО Хайдар Капанов считает, что в этой ситуации побороться все-таки стоит. На местном уровне, как подчеркивает г-н Капанов, такие вопросы не решаются. Поэтому обращение инжиниринговых компаний Уральска они перенаправили в РПП «Атамекен». 

«Наша резолюция – из законодательства нужно убирать норму о включении суммы уплаты налогов за четыре года в список ключевых при участии бизнеса в тендерах на госзакупки в сфере строительства. О какой поддержке малого и среднего бизнеса со стороны государства может идти речь, если такими поправками в законодательстве мы душим МСБ на корню?» – заключил Хайдар Капанов.
 

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance