Перейти к основному содержанию

1730 просмотров

Финансирование проектов НПО в Казахстане выросло с 2003 года с 11 млн до 20 млрд тенге

Нурсултан Назарбаев предложил предусмотреть отдельное финансирование для Гражданского альянса

Нужно предусмотреть отдельное финансирование для Гражданского альянса, включая его образовательные программы. Такое предложение озвучил сегодня на VIII Гражданском форуме президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. 

«Сейчас нам важно максимально вовлечь неправительственный сектор во все ключевые направления социальной политики. Нужно сделать прозрачными и понятными для всех процедуры финансирования проектов НПО. Мы об этом говорили. Чтобы меньше коррупции было. Для этого поручаю Правительству в рамках цифровизации создать единый электронный реестр верификации НПО… Нужно предусмотреть отдельное финансирование для Гражданского альянса, включая его образовательные программы. Имею ввиду академию НПО», - сказал он.

Ранее президент Гражданского альянса Казахстана Асылбек Кожахметов сообщил, что с 2003 года, когда прошёл первый Гражданский форум, финансирование проектов возросло с 11 млн до 20 млрд тенге. Только за прошедшие два года финансирование государственного социального заказа выросло в 2,5 раза. С 2015 года была введены гранты и премии для НПО, база данных НПО, созданы общественные советы, введён институт уполномоченных. Система госсоцзаказа распространилась практически по всем органам государства. При этом, по его словам, основную нагрузку несут министерство общественного развития, социальные министерства и Агентство по делам госслужбы и противодействию коррупции.

В то же время, у некоторых министерств «бюджеты нулевые». В частности, у минсельхоза в части работы с сельскими НПО. 

Указал он и на региональную неоднородность в финансировании госзаказа. Есть лидирующие регионы: Караганды, Алматы, Туркестан. Но разрыв между лидером и аутсайдером достигает 30-кратного размера. 

«Есть и вопросы ресурсного обеспечения. Например, в Жамбылской области представители бизнеса передали ресурсный центр на 1000 кв. метров. Хорошие примеры и в Павлодаре, Алматинской области, Кызылорде, Караганде, Атырау. В других регионах эти вопросы немного отстали. А ведь если взять общественный сектор как работодателя, то при правильном отношении неправительственный сектор способен дать дополнительный импульс экономике. В Казахстане доля занятых в неправительственном секторе составляет 0,3%. В странах ОЭСР это значение достигает 10-15%. Каждое НПО нанимает в среднем около четырёх штатных сотрудников, около семи экспертов с частичной занятостью. Работа в НПО – это расширение занятости, по сути, возможность увеличения качественной занятости. Если Казахстан стремится к формированию сервисной экономики, то НПО – ядро такой экономики», - отметил он.

В то же время, по его оценке, нужно «подтянуть» отношения бизнеса – неправительственного сектора. 

«С учётом проведённого анализа мы разработали предложения по развитию гражданского общества. Во-первых, усовершенствовать законодательство об общественных советах, чтобы сделать их более независимыми и репрезентативными. Такая работа идёт, но мы просим вас сделать закон срочным, поскольку до 1 марта должны быть сформированы составы советов, а изменения могут вступить только 1 января. Боюсь, что новый современный формат не успеет за скоростью работы парламента. Во-вторых, мы просим усилить механизмы гражданского контроля в национальных компаниях. Мы имеем ввиду «Самрук-Казына», «Байтерек», «КазАгро», чтобы члены гражданского общества вошли в состав советов директоров в качестве неголосующего члена, чтобы повысить прозрачность работы и доверие к компаниям со стороны населения», - резюмировал Асылбек Кожахметов.

1510 просмотров

Стоимость реконструкции аэропорта в Уральске может превысить 2,4 млрд тенге

Строительные работы планируют завершить в следующем году

Фото: Shutterstock.com

С начала реконструкции уральского аэропорта проект переделывали дважды, и стоимость увеличилась с 1,5 до 2,4 млрд тенге. В управляющей компании рассказали, что поскольку речь идёт о строительстве - сумма может ещё увеличиться.

«Изначально проект шёл, как реконструкция терминала. Сейчас известно, что просадка здания не позволяет ничего надстраивать или делать какие-либо пристройки: и фундамент, и колонны имеют высокий износ. Мы дважды переделывали проект. Теперь уже речь идёт не о реконструкции, а о строительстве нового аэропорта», - сообщил первый заместитель председателя АО «СПК «Орал» Артур Доскалиев.

Сумму на строительство терминала выделяет нефтедобывающая компания KPO B.V. (нидерландское юрлицо, участвующей в разработке Карачаганакского месторождения) в рамках договорных социальных обязательств. На торжественном закрытии аэропорта на ремонт в июле 2019 года генеральный директор компании Эдвин Блом говорил о 1,5 млрд тенге инвестиций. 

По договору с правительством Казахстана за право разрабатывать месторождение, компания KPO B.V. обязана ежегодно выплачивать $30 млн на социальные объекты для населения ЗКО.

Новый эскиз здания уральского аэропорта..jpg
 
В январе 2020 года власти презентовали новый эскизный проект. Стоимость нового терминала оценили в 2,4 млрд тенге. Согласно документу в новом аэропорту должна была появиться возможность установки рукава для посадки пассажиров на борт самолета, увеличиться площадь с 3,85 тыс. до 7 тыс. квадратных метров, и вырасти пропускная способность – со 160 тыс. до 350 тыс. пассажиров в год. 

Тогда заместитель акима области Тимуржан Шакимов заверил, что этот проект – окончательный, что к обследованию привлекли проектный институт АО «КАЗНИИС строительства и архитектуры», и если где-то еще в процессе строительства найдутся поврежденные конструкции — их тоже заменят. Но всё снова пошло не по плану.

«Поскольку теперь мы говорим о строительстве – сумма может вырасти еще. Мы создали новый эскиз, прорабатываем, чтобы терминал был полностью готов и никаких проблем не возникло», - пояснил Артур Доскалиев.

Перед началом реконструкции в 2019 году аэропорт был продан АО «СПК Орал», а после окончания снова будет возвращён в частные руки на условиях поэтапного выкупа и возмещения затрат. Необходимость таких «манёвров» объяснили тем, что по закону социальные объекты, на которые KPO B.V. выделяют деньги должны быть в собственности государства. Сумму сделки в СПК не назвали, сославшись на коммерческую тайну. 

«Акимат не может управлять аэропортом – вида деятельности такого нет. Тут или создавать новое предприятие, или передавать имеющемуся с таким видом деятельности. Поэтому после завершения всех работ, аэропорт планируется продать прежним управляющим – ТОО «Международный аэропорт «Орал», - рассказал заместитель председателя СПК.

Новый эскиз здания уральского аэропорта. (2).jpg

В конце апреля директор аэропорта Хайретдин Раскалиев в интервью газете «Время» обвинял проектировщиков в искусственном удорожании проекта. По его словам, руководство ТОО «Международный аэропорт «Орал» заинтересован в прозрачном финансировании, так как впоследствии им придётся возмещать затраты на строительство. В СПК «Орал» заверили, что все конфликтные вопросы с бывшими владельцами аэропорта были улажены, и смета полностью соответствует требованиям.

«Тут как: мы закладываем в смете пропускной сканер, например, а он уже есть (у ТОО «Международный аэропорт «Орал» - прим. «К»). Но мы не можем его не включить, ведь сейчас аэропорт у нас в собственности, а у нас нет сканера. Поэтому проект мы обязаны считать полностью, учитывая каждую деталь, чтобы в нём было абсолютно всё при открытии. Конечно, впоследствии, при закупе, мы будем вычитать то, что уже есть у прежних владельцев», - пояснил Артур Доскалиев.

ТОО «Международный аэропорт «Орал» зарегистрировано 17 февраля 1997 года. Директором аэропорта числится Хайретдин Раскалиев, а единственным учредителем ТОО «Беркут Аэропорт». 

В составе учредителей ТОО «Беркут Аэропорт» - два ТОО и одно физическое лицо.

Одно из предприятий владельцев - ТОО «Меридиан Капитал» принадлежит Нурболу Султану. Господин Султан приходится сыном покойному экс-главе администрации президента Сарбаю Калмурзаеву, а также входит в топ-50 самых богатых людей Казахстана по версии Forbes. 

Ещё одним владельцем ТОО «Беркут Аэропорт» значится ТОО «STAIER GROUP», учредителем которого является Айтмухаммед Алдажаров, член совета директоров (независимый директор) АО «Интергаз Центральная Азия».

Физическим лицом в руководителях ТОО «Беркут Аэропорт» числится экс-руководитель ТОО «Bek Air» и жена главы «Bek Air» Нурлана Жумасултанова - Айгуль Жумасултанова. Она проработала на посту руководителя компании с 29 августа 2013 года по 18 июля 2016 года. 

На отчётной встрече с населением аким ЗКО Гали Искалиев упомянул, что строительство хотят завершить в 2021 году. Удастся ли уложиться в этот срок, в СПК ответить затруднились.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif