Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


19866 просмотров

Чем может обернуться снижение тарифов на электроэнергию по стране?

Борьба с необоснованным повышением тарифов – дело нужное и полезное, только есть опасения относительно того, что у нас понижать тариф всех электроэнергетических объектов будут вне зависимости от того, обоснован он или нет

Фото: shutterstock.com

Правительство после нагоняя от президента Казахстана на заседании Совета безопасности по поводу необоснованных тарифов взялось за работу достаточно рьяно: более 30 монополистов уже снизили свои расценки, а Министерство энергетики обещает снизить предельные тарифы на электроэнергию по стране на 25%. Но при этом, сами энергетики выработали целый ряд рекомендаций, которые идут вразрез с нынешним устремлением к снижению тарифов.

Напомним, что на заседании Совета безопасности 7 ноября этого года глава государства озвучил результаты социологического исследования среди казахстанцев, согласно которому одна из наиболее актуальных проблем, волнующая население, – это высокая стоимость коммунальных услуг. Среди них особняком стояли электроэнергетика и связанная с ней технологически выработка тепла, поскольку в этих сферах действует программа «Тариф взамен инвестиций», позволившая, по словам президента Казахстана, начиная с 2009 года монополистам заработать миллиарды денежных средств для модернизации производства.

«Для улучшения всего фонда генерирующих мощностей мы пошли на двукратное увеличение тарифов. Вместо того чтобы на эти деньги обновлять мощности, крупные энергокомпании незаконно обогащались за счет потребителей, включая в стоимость услуг премии, бонусы своим работникам, а также необоснованно завышали производственные затраты», – заявил Нурсултан Назарбаев на заседании 7 ноября.

По его подсчетам, ущерб для казахстанцев от подобных действий составил 14 млрд тенге, незаконный доход энергоснабжающих компаний при этом был равен 15 млрд тенге. Помимо этого органы прокуратуры выявили неэффективное использование государственных субсидий, выделенных для снижения тарифов, после чего энергетика была обречена на требование со стороны государства снизить тарифы. В особенности после того, как Назарбаев подчеркнул, что Министерство энергетики и другие уполномоченные органы должны отвечать за каждый тиын, уплаченный потребителями, и напрямую поручил принять меры для снижения стоимости электроэнергии для населения.

Первыми пали энергетики и горводоканалы

С момента выступления президента на заседании Совбеза прошло почти три недели, а работа по снижению тарифов уже дала многомиллиардные результаты: на заседании правительства 26 ноября министр национальной экономики Казахстана Тимур Сулейменов сообщил, что к этому моменту 32 монополиста в сферах теплоснабжения, водоснабжения, передачи и снабжения электрической энергией приняли решение о снижении тарифов на сумму 20,3 млрд тенге. Причем подавляющая часть из них капитулировала практически сразу после заседания Совета безопасности:

«За последние две недели снижение произошло на 1,9 млрд тенге по шести субъектам», – уточнил Сулейменов.

Логично было бы предположить, что остальные 26 субъектов естественных монополий – это либо те, на чьих «подвигах» президент основывался, говоря о нецелевых тратах монополистов, то есть нарушители, выявленные еще до заседания Совбеза. Либо те, у кого рыльце с этими тратами было настолько в пушку, что они не стали дожидаться проверок. Но теперь под тотальные проверки загремели все субъекты естественных монополий:

«В целях выявления необоснованно полученного дохода монополистами и возврата их потребителям открыто 33 внеплановые проверки монополистов, на стадии открытия находятся 24 внеплановые проверки, совместно с Министерством энергетики проводится работа по снижению оптовых цен на электрическую энергию и газ», – заявил Сулейменов.

Минэнерго: мы будем жить теперь по-новому

Министерство же энергетики Казахстана, со слов его руководителя Каната Бозумбаева, обещает уже к началу декабря определить тот самый объективный уровень предельных тарифов на электроэнергию, которого жаждет потребитель. И он, естественно, будет ниже действующего – в среднем по стране на 25%.

«На прошлой неделе предварительные результаты проведенной работы вынесены на рассмотрение рабочей комиссии с участием администрации президента, Генеральной прокуратуры, госорганов и Национальной палаты предпринимателей. В ходе заседания обсужден предлагаемый уровень предельных тарифов на электричество и теплоэнергию: средневзвешенный уровень снижения стоимости электроэнергии по сумме двух компонентов от уровня действующих предельных тарифов составляет 25%», – сказал Бозумбаев на этом же заседании правительства во вторник.

Он уточнил, что снижение тарифа будет обусловлено, в частности, за счет уменьшения предельной величины тарифа на мощность – с 700 тыс. тенге до 590 тыс. тенге за 1 МВт, причем в самом ведомстве рассчитывают утвердить новый сниженный уровень тарифа на мощность до конца текущей недели.

«Это позволит провести централизованные торги в первой декаде декабря текущего года. По результатам торгов будут утверждены предельные тарифы на электрическую энергию от энергопроизводящих организаций. Помимо этого необходимо как минимум сохранить текущие цены на уголь для электрических станций и снизить стоимость его транспортировки, с исключением посреднических структур, а также снизить тарифы энергопередающих и энергоснабжающих организаций с 1 января 2019 года от величины текущего уровня», – назвал конечный рецепт снижения тарифов глава Минэнерго.

В части станций, использующих уголь, это сделать легче – там уже имеется договоренность о снижении отпускной цены и имеется резерв снижения цены за счет железнодорожного тарифа (видимо, в правительстве понимают, что снижение тарифа – дело общее, и убытки должны нести все участники процесса, включая железнодорожников). А вот с газовой генерацией все не так просто: Минэнерго совместно с Миннацэкономики разработан проект приказа, который предусматривает снижение предельных оптовых цен на товарный газ, но его еще следует утвердить.

«По нашим оценкам, снижение предельных оптовых цен позволит снизить цены товарного газа с 1 января 2019 года для электростанций, использующих газ, на величину от 12 до 22% в зависимости от региона. На данный момент сказать нужно, что министерство ожидает подтверждение Комитета по регулированию естественных монополий уровня предельных оптовых цен путем соответствующих расчетов розничных цен товарного газа на выработку электроэнергии и тепла населению», – пояснил Бозумбаев.

Монополистам слова не давали

Борьба с необоснованным повышением тарифов – дело нужное и полезное, только есть опасения относительно того, что у нас понижать тариф всех электроэнергетических объектов будут вне зависимости от того, обоснован он или нет – до того самого среднего уровня, на 25% ниже действующего. Самое же забавное (вернее – печальное), что это будет происходить на фоне недавних рекомендаций правительству со стороны Казахстанской электроэнергетической ассоциации (КЭА), выработанных ею вместе с участниками рынка на энергетическом форуме 15 ноября.

«Просим внести изменения в Закон «О естественных монополиях» в части изменения стоимости транспортировки топлива при расчете тарифа тепловой и электрической энергии и разрешить субъектам естественных монополий подачу заявки на изменение тарифа при увеличении цены транспортировки топлива», – говорится, в частности, в этих рекомендациях.

Наполовину это просьба выполнена: министр энергетики же признал, что снижать тариф на тепло и на электричество можно только при сохранении цен на топливо, включающих стоимость его транспортировки. Но, во-первых, не факт, что стоимость транспортировки снизят даже сейчас, а во-вторых, о наделении энергетиков самим правом подавать заявку на повышение тарифа при каждом увеличении стоимости со стороны перевозчиков никто сейчас не говорит.

Так что можно предположить, что как только шум вокруг поручения президента поутихнет, с перевозчиков вожжи снимут – и тарифы на перевозки потихоньку поползут вверх. Еще более фантастическими с точки зрения исполнения при нынешнем раскладе выглядит ряд других рекомендаций КЭА:

«Предлагаем внести изменения и дополнения в нормативные правовые акты для обеспечения необходимого уровня оплаты труда работникам отрасли; при расчете тарифа затраты на оплату труда определять исходя из нормативной численности персонала и размера среднемесячной заработной платы на промышленных предприятиях Казахстана, а не из размера заработной платы, утвержденной в предыдущем тарифе, как это делается в настоящее время», – рекомендуют участники энергетического форума.

Нетрудно догадаться, что коль скоро действующий тариф будет снижен на 25%, это может привести только к уменьшению зарплаты персонала энергогенерирующих мощностей. Вряд ли это коснется тех станций, которые привязаны технологически к промышленным гигантам – к алюминиевому заводу в Павлодаре или к «АрселорМиталл» в Темиртау, но не всем же генерирующим мощностям в стране так исторически повезло. И поэтому есть опасность того, что через время энергетики заявят о существенном кадровом голоде (собственно, они о нем уже кричат во всеуслышание, потому что получать зарплату ниже среднерыночной никто ведь не хочет).

Ну и, наконец, еще одно предложение от КЭА, на котором в свете нынешней политики по снижению тарифов можно точно поставить жирный крест, – это возможность включения в тарифную смету затрат, необходимых на устранение несоответствий по предписаниям надзорных и контролирующих органов в сфере электроэнергетики. От модернизации производства за счет тарифов мы, похоже, отходим. Весь вопрос только в том, надолго ли: по иронии судьбы, в тот же самый день, когда проходило заседание Совбеза, старший партнер Центра стратегических инициатив Олжас Худайбергенов озвучил прогноз, согласно которому Казахстан уже в следующем году вступит в фазу техногенных катастроф, поскольку официальный износ коммунальных сетей в среднем по стране постоянно находится выше 60%, а фактически износ в некоторых регионах может достигать 70–90%.

«Нестабильная внешняя конъюнктура приведет к резкому снижению рентабельности коммунальных сетей, а также отказу от инвестиционных планов на следующие несколько лет. Последней каплей станут сокращения персонала, вследствие чего локальный контроль над технической инфраструктурой будет ослаблен. Это вызовет серию аварий на крупнейших коммунальных объектах страны», – спрогнозировал Худайбергенов, подчеркнув при этом, правда, что вероятность этого прогноза составляет менее 1%.


6619 просмотров

Какие выгоды и риски принесет появление на границе с Узбекистаном нового «Хоргоса»

Курсив изучил все плюсы и минусы МЦТЭС «Центральная Азия»

Фото: Shutterstock

Рост объемов международной торговли и взаимного товарооборота между Казахстаном и Узбекистаном ожидается от ввода международного центра торгово-экономического сотрудничества (МЦТЭС) «Центральная Азия», который будет создан на совместной границе. Однако есть опасения, что при этом могут пострадать интересы казахстанских производителей.

Напомним, договоренность о создании МЦТЭС «Центральная Азия» была достигнута во время апрельского государственного визита президента РК Касым-Жомарта Токаева в Республику Узбекистан. Для выполнения задачи, поставленной руководством обоих государств – нарастить к 2020 году товарооборот до $5 млрд, – предполагается использовать в полной мере потенциал регионального и приграничного сотрудничества. В этой связи в Миннацэкономики считают своевременной идею создания МЦТЭС.

Как отмечается в ответе пресс-службы министерства на запрос «Курсива», этому способствует ряд благоприятствующих факторов: стратегическое партнерство и лидерство двух стран в торговле в Центральной Азии, совокупный объем самых крупных в регионе рынков – более чем 50 млн человек, расположение рядом двух крупнейших агломераций – Шымкента и Ташкента. Кроме того, в непосредственной близости находятся крупные и развитые инфраструктурные узлы – ж/д станция «Сарыагаш», международный пункт пропуска «Жибек жолы», автодорога Западная Европа – Западный Китай. 

В ведомстве особенно подчеркнули значительный потенциал увеличения международной торговли. Центр станет одним из ключевых элементов формирующегося транспортно-транзитного коридора «Север–Юг», который соединит рынки Центральной и Южной Азии с регионами Европы, Урала, Сибири и Дальнего Востока.  

Что по плану

Первоочередными задачами МЦТЭС указаны создание нового современного пункта пропуска, строительство объектов оптово-розничной торговли и прилегающей инфраструктуры, создание транспортно-логистического  центра. Концепцию создания МЦТЭС разработает совместная казахстанско-узбекистанская межведомственная рабочая группа. Она же составит дорожную карту проекта. 

Текущий 2019 год определен как подготовительный. По информации узбекских СМИ, МЦТЭС заработает в полноценном режиме уже к 2025 году. Стоимость реализации проекта будет обсуждаться двумя сторонами в рамках совместной рабочей группы. Как подчеркнули в Миннацэкономики РК, более 90% расходов планируется из внебюджетных источников – это частные средства, прямые иностранные инвестиции. Также будет задействован механизм ГЧП. Из бюджета средства будут выделяться только на подвод инженерных коммуникаций.

Что даст МЦТЭС

В Миннацэкономики предполагают, что МЦТЭС, во-первых, позволит наладить современную инфраструктуру международной торговли, производства и логистики на приграничных территориях Казахстана и Узбекистана. Даст возможность бизнесу двух стран быстро и удобно осуществлять торговые операции, создавать совместные предприятия, осуществлять выгодные и безопасные транспортно-логистические операции. 

Во-вторых, во время строительства объектов МЦТЭС и во время его работы планируется создание более 10 тыс. рабочих мест. 

В-третьих, будет выведена из тени приграничная и транзитная торговля и увеличится собираемость налогов в местный и республиканский бюджеты обеих стран. 

В-четвертых, такой формат торговли будет стимулировать межрегиональную кооперацию бизнеса стран через создание совместных предприятий, привлечение взаимных инвестиций, проведение выставок, ярмарок, бизнес-форумов и других мероприятий по укреплению бизнес-контактов двух стран. 

Наконец, в-пятых, создание такого центра позволит двум государствам дополнительно стимулировать развитие международного туризма в городах Центральной Азии вдоль Шелкового пути.

Местный бизнес уже в убытке

В первую же очередь, разумеется, эффект от открытия МЦТЭС должна ощутить экономика Туркестанской области и Шымкента, на которые вкупе приходится треть от всего товарооборота страны с Узбекистаном. От появления центра приграничной торговли ожидается снижение цен на реализуемые через него товары, в том числе продукты питания. Однако плюс для конечного потребителя грозит обернуться минусом для местных производителей. 

Сами предприниматели южного региона, а также представители территориальных подразделений НПП «Атамекен» уже неоднократно заявляли о снижении конкурентоспособности казахстанских производителей после открытия границы и интенсивного роста взаимной торговли. В частности, как уже писал «Курсив», из-за наплыва дешевой продукции из Узбекистана производство овощей в закрытом грунте в Туркестанской области становится нерентабельным. 

Ввиду более благоприятных климатических условий для выращивания овощных культур, более низкой стоимости коммунальных услуг их производство на юге Казахстана выходит дороже как минимум в полтора раза. Так, по подсчетам ассоциации теплиц Туркестанской области, себестоимость выращенного в теплицах области килограмма огурцов и помидоров составляет 140–150 тенге, в Узбекистане – 70–75 тенге. По информации региональной палаты  предпринимателей, часть теплиц уже сократила объемы экспорта и выпуска продукции, другие стали работать в убыток и продавать товар по себестоимости и ниже, а некоторые вообще были закрыты. 

Мнения разделились

Председатель ассоциации теплиц Туркестанской области Мырзахмет Снабаев подтвердил предположения «Курсива» о возможном усугублении проблем казахстанских бизнесменов. По его мнению, деятельность центра если не сразу, то постепенно, с увеличением оборота, может отразиться на их положении. Выход спикер видит в субсидировании затрат на дорогостоящий газ и в целом господдержке отечественных товаропроизводителей. А также в применении регулирующих и ограничительных мер на ввоз импортной продукции из Узбекистана, хотя бы в пик сезона созревания ранних овощей. 

Аналогичного мнения придерживается и фермер из приграничного района Туркестанской области, занимающийся выращиванием фруктов и овощей.

«Мы уже не первый год страдаем от сложившейся ситуации. Наша деятельность сейчас напоминает карточную игру: не знаешь, что будет завтра. Например, сегодня выращиваешь капусту, а уже продается узбекистанская, которая созрела раньше, и мы не можем получить запланированную прибыль. В прошлом году вообще вся наша капуста осталась на корню – не продали ни одного килограмма. Мы серьезно опасаемся, что с открытием центра приграничной торговли будет еще тяжелее. Конечно, я понимаю, что основная масса населения будет довольна удешевлением продукции. Но мы, фермеры, не сможем развиваться и конкурировать с соседями. Для нас лучше, чтобы граница была закрыта», – рассказал он в беседе с журналистом «Курсива».

А вот эксперт по инвестициям и экспорту, советник регионального инвестиционного центра «ОҢТҮСТІК» Нурбек Ачилов, наоборот, считает, что масштабы зон свободной торговли надо расширять.

«При всех плюсах создание зоны свободной торговли между двумя государствами на границе имеет ряд ограничений, – сказал он в комментариях «Курсиву». – Это выделение огромных бюджетных средств для строительства торговых площадей и инфраструктуры, создание бюрократических установок для торговли в этих зонах, различные барьеры для граждан при пересечении границ и многое другое. Я являюсь сторонником единой экономики Центральной Азии и считаю, что наши страны должны прийти к созданию в будущем зон свободной торговли пяти государств Центральной Азии на внешних границах по опыту стран Европейского союза». 

В заключение отметим, что мнения по поводу экономического эффекта от появления МЦТЭС разделились. Кто-то высказывает позитивные ожидания, другие делают негативные прогнозы, в том числе о еще большем снижении конкурентоспособности казахстанских производителей. Однако главным плюсом с точки зрения экспертов все же является один момент: приграничная торговля будет вестись легально.
 

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

Цифра дня

Почти 900 млн
тенге
пожертвовали казахстанцы кандидатам в президенты РК

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций