2156 просмотров

Бизнес: реальность и перспективы

Председатель правления АО «Банк развития Казахстана» Болат Жамишев считает, что тенге «абсолютно не обречен двигаться вслед за рублем по каждому изгибу на графике»

Фото: Валерий Калиев

Влияние российского рубля на тенге и экономику Казахстана, а также возможности, которые предоставляет МФЦА, обсудили в казахстанской столице. Встреча состоялась в самом престижном отеле страны Ritz-Carlton Astana, который является частью люксового многофункционального комплекса Talan Towers.

Обсуждение было закрытым и проходило в формате бизнес-завтрака. Гости – известные казахстанские бизнесмены, входящие в список Forbes, топ-менеджеры международных и национальных компаний.

– Для бренда Forbes очень важно, где проводится мероприятие и на каком уровне оно организовано. Это наш первый опыт и мне нравится, что мероприятие проведено на высшем уровне. Основная задача проведения таких бизнес-завтраков – это общение на актуальные темы среди бизнесменов, среди финансистов. Сегодня мы поднимали тему, очень важную для предпринимателей Казахстана: это курс тенге и курс рубля, как они коррелируются между собой. Это очень важно и актуально для каждого предпринимателя нашей страны и для тех людей, которые сидели в зале, – подчеркнул модератор встречи Арманжан Байтасов.

Председатель правления АО «Банк развития Казахстана» Болат Жамишев считает, что тенге «абсолютно не обречен двигаться вслед за рублем по каждому изгибу на графике». Но предостерегает от арбитража в экономике — это несколько логически связанных сделок, направленных на извлечение прибыли из разницы в ценах на одинаковые или связанные активы. 

– Сильное ослабление рубля против тенге приведет к тому, что упадет наш экспорт, а он у нас слабый, кроме минерального сырья и продуктов первичной переработки. Его нужно поддерживать. Но это абсолютно не значит, что если рубль в России качнулся на сколько-то процентов, то завтра или сегодня нам нужно то же самое сделать с тенге, – считает Болат Жамишев. 

 

VAK_2201.jpg

Новые возможности для бизнеса, которые открывает Международный финансовый центр «Астана», – ещё одна тема, которая обсуждалась на бизнес-завтраке. Юридическая защита и уверенность в завтрашнем дне – главные плюсы. Они распространяются на компании, зарегистрированные в МФЦА и расположенные в любой точке столичного левобережья, в том числе в Talan Towers. 

– Его клиенты автоматически могут пользоваться всеми возможностями и льготами, которые предоставляет Международный финансовый центр «Астана». Нужно просто пройти там регистрацию, – уточнил Арманжан Байтасов. 

VAK_2376.jpg

Гости встречи имели возможность поближе познакомиться с преимуществами Talan Towers. Это многофункциональный комплекс, который соединил в себе четыре разных объекта: отель Ritz-Carlton класса люкс, эксклюзивные апартаменты, люксовую торговую галерею и 30-этажный бизнес-центр международного класса А. 

Бизнес-центр – особая гордость хозяев. За экологичное строительство, энергоэффективность, бережное использование водных ресурсов и отличную очистку воздуха объект получил американский сертификат Leed. Для клиентов здесь предусмотрено всё.  

– У нас есть арендаторы, в частности, это американские компании, которые из-за часовой разницы выходят на работу, например, в 3 часа утра, если в это время в Вашингтоне или Нью-Йорке проходит какое-то важное заседание. Они имеют круглосуточный доступ в офис и в места общего пользования, – рассказывает лизинг-менеджер Алмас Нысанбаев. – По желанию в помещении можно регулировать температуру, влажность. Воздух фильтруется в несколько этапов, благодаря этому даже аллергики здесь чувствуют себя комфортно. Перегородки в помещениях выполнены из двойного стекла и обеспечивают повышенную шумоизоляцию. Есть функция приватности – после нажатия одной клавиши стекло становится матовым, ничего не видно. Зависит от предпочтения арендатора.

Лифты работают в скоростном режиме и приходят в течении 30 секунд даже при полной загруженности башни. Их максимальная скорость – 7 м/сек. Комфорт и особые условия, созданные в Talan Towers, уже оценили компании, известные во всем мире. Среди арендаторов бизнес-центра – ExxonMobil, Банк развития Китая, «Казцинк», Verny Kapital и другие. Бизнес-центр готов принять и другие заинтересованные компании. 

VAK_2301.jpg

banner_wsj.gif

202 просмотра

Летние площадки спасают сегмент Food & Beverage от разорения

Они стали хорошим подспорьем для рестораторов в период карантинных ограничений

Фото: Офелия Жакаева

В Алматы работают 3,3 тыс. ресторанов и кафе, в Нур-Султане – 1,9 тыс., судя по данным restoran.kz. Все эти заведения даже после частичного снятия эпидограничений не могут работать в полную силу. Под запретом караоке, кальянные, банкетные залы, ночные клубы и фудкорты. Во время усиления карантинных мер в прошедшие выходные межведомственная комиссия по недопущению распространения коронавирусной инфекции закрыла даже небольшие кафе и рестораны, разрешив работу лишь заведениям на открытом воздухе.

Спасительные летники 

Летние площадки пользовались популярностью и до карантина – они позволяют увеличить вместимость заведения почти вдвое, не требуют серьезных капиталовложений и сложных согласований. А в теплое время притягивают множество желающих посидеть на свежем воздухе.

DSC08017.JPG

 «В Нур-Султане, с учетом длинной зимы, если в ресторане есть «летка», то он в приоритете. В Алматы «летка» – это вообще неотъемлемая часть ресторана, некая классика», – говорит председатель гильдии шеф-поваров города Нур-Султана Рустам Имамниязов.

Но из-за сезонности акцент на летних площадках делали немногие заведения с очень удачным расположением, позволяющим заработать за теплое время года приличную прибыль. Даже в солнечном Алматы летние площадки, по данным restoran.kz, были лишь у каждого седьмого заведения. А в Нур-Султане и того меньше – короткое лето и сильные ветры мешают работе летников. 

Но сейчас, с учетом карантинных ограничений, именно летние площадки выручают рестораторов. Чтобы выжить и выполнить обязательства перед работниками и поставщиками, нужно привлечь посетителей, поэтому  операторы Food&Beverage (F&B) стали использовать каждый метр на свежем воздухе.

«В текущих условиях рестораторы пытаются максимально расширять площадь посадки на летнике, добавляя столы и стулья из основного зала», – продолжает Имамниязов.

DSC08200.JPG

Но лето спасло не всех – многие кафе и рестораны закрылись.

«Процентов пятьдесят не смогли выполнить стандарт и открыть летники. У многих не было площадок в принципе, а выставлять столы, которые мешают проезду, нельзя», – делится член Клуба рестораторов РК Зульфия Юсупова. 

«У нас ситуация в ресторанном бизнесе очень неоднозначная. Общепит работает, как в лотерее. Кейтеринг, фастфуд на фудкортах и банкеты не работают уже очень долго. Финансирования никакого нет. Все резервы закончились. В этом месяце окончательно уволили всех сотрудников с фудкортов «Меги» и кейтеринга. Работает только маленькая «Алина», и то на 30%», – отмечает ресторатор Юрий Пааль.

И это несмотря на то, что владельцы ТРЦ берут на себя расходы по содержанию фудкортов и не взимают с них аренду.

DSC08085.JPG

Как открыть летнюю площадку

Для получения разрешения на открытие летнего кафе, по данным Клуба рестораторов РК, достаточно написать заявление в управление городского планирования и урбанистки (УГПиУ) и приложить к нему эскизный проект летника. УГПиУ со своей стороны сообщает, что такое разрешение можно было оформить онлайн даже во время карантина. УГПиУ проверяет эскиз по основным критериям: расположению и используемым при обустройстве кафе материалам. Сезонное кафе должно непосредственно примыкать к стационарному заведению общественного питания или отстоять от него на расстоянии не более пяти метров.

При этом расположение летника не должно мешать движению пешеходов, велосипедистов и автотранспорта. Кафе нельзя размещать на крышах жилых домов или пристроек к ним. Также не допускается, чтобы внутри летних кафе оказались кроны и стволы деревьев. При обустройстве летней площадки нельзя использовать тяжелые строительные материалы – кирпичи, бетонные блоки и плиты, стальные профлисты. Запрещена облицовка летников черепицей, металлом, рубероидом, асбестоцементом, а также полимерной пленкой и баннерами. Пространство внутри нельзя перегораживать блоками с остеклением или сайдинг-панелями. Временная крыша должна быть в виде зонтов над каждым столиком или террасных маркиз открытого типа.

DSC08069.JPG

Санитарный надзор

На летних площадках, как и везде, ужесточены санитарные нормы:

«Если раньше просто подмели и помыли (летник. – «Курсив»), то теперь ежедневно проводится дезинфекция», – объясняет Юсупова.

Минимальное расстояние между столами – два метра, за одним столиком может сидеть не более четырех человек, за исключением членов одной семьи. На входе в летнее кафе для посетителей размещены антисептики и влажные коврики, кроме того, у клиентов измеряют температуру. У самих сотрудников общепита также проверяют температуру в начале и в конце смены. Во время работы они обязаны пользоваться одноразовыми масками и перчатками. Соблюдение санитарных норм проверяют сотрудники районных отделов департамента качества и безопасности товаров и услуг. Среди нарушений, которые сейчас выявляют чаще всего, – несоблюдение режима работы (общепит должен работать до 23.00), несоблюдение расстояния между столиками, отсутствие журнала прихода/ухода, термометрии сотрудников или ответственного за соблюдение сантребований, отсутствие или неправильное использование персоналом масок, перчаток, санитайзеров и тары для их утилизации, неправильное хранение продуктов питания и т. д. Заведения-нарушители штрафуют и приостанавливают их деятельность до тех пор, пока все правила не будут выполнены. 

2222_1.png

Улыбка под маской

Сегмент F&B во время пандемии оказался в сложной ситуации во всем мире. Сервис бронирования OpenTable, в котором представлено более 60 тыс. ресторанов по всему миру, подсчитал: четверть заведений, закрывшихся из-за пандемии, больше не откроется. Возобновившие работу рестораны и кафе ищут оригинальные решения, чтобы продемонстрировать гостеприимство и заботу о здоровье своих посетителей. В США, по данным Wall Street Journal (WSJ), официанты для ограничения контакта с обедающими откупоривают бутылку вина и ставят ее на стол, вместо того чтобы наполнить бокалы гостей. Со столов пропали специи, а графины с напитками заменены герметичными пакетами. Сотрудники ресторана Emilio’s, Harrison, N. Y. носят фиолетовые перчатки, чтобы не создавать ассоциации с больницей, и раскрывают одноразовые меню на глазах у посетителей, демонстрируя, что меню не используется повторно.

«Мы – артисты, это гостеприимство», – комментирует WSJ свои решения ресторатор Серджио Брасеско.

А McDonald’s Corp. предложил своей команде в масках приветствовать клиентов поднятием вверх больших пальцев.

Люди по-прежнему хотят посещать кафе и рестораны, чтобы пообщаться с другими людьми или семьей в другой обстановке. И по-прежнему ожидают увидеть на лице официанта приветственную улыбку, даже если она будет скрыта под маской. Как говорил Юрий Никулин, «даже после небольшой улыбки в организме обязательно дохнет один маленький микроб».

DSC08046.JPG

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg