Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1262 просмотра

Аким как двигатель энергоэффективности: какие нововведения появятся на энергетическом рынке?

МИР РК намерено изменить подход к регулированию энергосбережения как для частного, так и для государственного секторов

Фото: shutterstock.com

Законодательство в области энергосбережения будет переписано кардинальным образом. Если частный бизнес будет контролироваться в профилактическом порядке, без карательных функций, то госпредприятия попадут под жесткий надзор. При этом МИР намерен включить в систему оценки деятельности акимов новый индикатор по энергоэффективности.

Законодательные нововведения на энергетическом рынке пока существуют в виде концепции законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам энергосбережения и повышения энергоэффективности». Напомним, что действующий Закон «Об энергосбережении» во второй его редакции был принят в Казахстане в 2012 году, и за шесть лет в него вносились изменения более 10 раз, причем не носили кардинального характера. Между тем ситуация на рынке за это время поменялась достаточно сильно, в связи с чем Министерство по инвестициям и развитию и разработало новые правила игры в этом сегменте.

«Мы предлагаем в целом изменить подход к регулированию энергосбережения как для частного, так и для государственного секторов. Мы понимаем сегодня, что применение только лишь административных мер для развития энергосбережения результатов не даст, поэтому для частного сектора мы предполагаем частичное исключение жестких норм регулирования, введение профилактического контроля, передачу контрольных функций от уполномоченного органа по вопросам электроэнергетики и создание стимулирующих механизмов», – сказал заместитель председателя Комитета индустриального развития и промышленной безопасности Министерства по инвестициям и развитию Тимур Нурашев

При этом чиновник подчеркнул, что для государственного и квазигосударственного сектора, где на энергоресурсы затрачиваются бюджетные средства, предусмотрены жесткие нормативы энергопотребления и меры регулирования. Напомним, что в 2016–17 годах в Казахстане был разработан государственный энергетический реестр, в который из-за установленного порога потребления вошло 4 тысячи госучреждений и госпредприятий из 28 тысяч существующих. Теперь порог мощности для госсобственности уберут и включат в госреестр все субъекты квазигосударственного сектора и госучреждения.

Нурашев уточняет, что эта работа по дополнительному охвату информационной системой более 25 тыс. учреждений должна быть осуществлена уже в следующем, 2019 году. При этом для частных юрлиц перечень информации, предоставляемой в реестр, будет упрощен: например, из него исключат информацию о потреблении и потерях воды в натуральном и денежном выражении, оснащенности приборами учета энергоресурсов, поскольку эти данные о них реестр сможет получать из других источников. Для госучреждений, наоборот, перечень информации будет расширен: здесь, в частности, добавляется информация об отапливаемой площади, об оснащенности приборами автоматизированного теплового пункта, указания вида отопления.

Намерение МИР вполне понятно: оно хочет в административном порядке заставить экономить бюджетные организации, поскольку частника экономить заставит рынок, а госучреждения и квазигосударственный сектор «жгут» при повышенном энергопотреблении отнюдь не свои кровные, а бюджетные средства. С той же самой целью – простимулировать госорганы к экономии и внедрению сберегающих технологий – министерство предлагает наделить акимов дополнительными полномочиями и ответственностью в сфере энергосбережения и энергоэффективности.

«Мы предлагаем включить в оценку работы акиматов показатели по энергосбережению, некий индикатор, поскольку у акиматов сегодня нет даже обязанности разрабатывать региональные программы по энергосбережению, нет компетенции по реализации таких программ», – сказал Тимур Нурашев.

Возвращаясь к контролю за частными компаниями в этой сфере, представитель комитета отметил, что сегодня в сфере энергоаудита работает 135 юрлиц, в Казахстане аттестовано в качестве энергоаудиторов 260 физлиц, однако проведенный в 2016–17 годах анализ показывает, что более 60% из выданных за это время 525 заключений по энергоэффективности не соответствовали установленным нормам и правилам.

«Замечания наши устраняются, и в последующем заключения становятся лучше, но проблема сама по себе не решается. Мы считаем, что это проблема низкой квалификации аудиторов: мы перевели аттестацию энергоаудиторских организаций в уведомительный порядок, и, по сути, любое юрлицо, предоставив минимальный перечень документов, становятся аудиторской организацией. Конечно, мы проводим после этого их проверки, но они должного эффекта не дают. И в этой связи мы предлагаем пересмотреть механизмы контроля: в частности, предлагается ввести органы по подтверждению соответствия персонала. Есть органы по сертификации продукции, органы по сертификации менеджмента, будут и органы по сертификации персонала. Это апробированный в международной практике инструмент, у нас сегодня такие структуры есть –проводится сертификация метрологов, такой же орган подтверждения предлагается ввести и в области энергоаудита», – отмечает г-н Нурашев.т

Такие органы будут нести ответственность за тех лиц, которых они аккредитовали, более того, аттестация будет делаться не разово, а каждые два или три года. Также предлагается внедрить механизм саморегулирования энергоаудиторской деятельности на обязательной основе – в МИР надеются на то, что, когда бизнес сам будет следить за качеством энергоаудита, оно неизбежно повысится.

Также предлагается введение таких мер, как проведение обязательного энергоаудита крупными предприятиями, назначение в их штате ответственных лиц за проведение энергоаудита и повышение энергоэффективности и введение запрета на проведение энергоаудита субъекта реестра связанным с ним лицом. Ну а к предприятиям, производящим энергосберегающую продукцию или применяющим энергосберегающие технологии, предлагается применять механизм налоговых льгот – потребителям таких технологий предлагается субсидировать до 50% от кредита, взятого на их внедрение; производителей же такой продукции предлагается освободить от НДС на импорт оборудования для их производства и запасных частей. Так что МИРу предстоит отстаивать свои позиции еще и в финансово-экономическом блоке кабинета министров.


2588 просмотров

Польше не дадут реанимировать проект Одесса – Гданьск

И пойдет ли по этому пути казахстанская нефть в Восточную Европу

Коллаж: Вадим Квятковский

PKN Orlen заявляет о необходимости перенаправить казахстанскую нефть в Польшу через систему Одесса – Броды. У экспертов эта идея пока поддержки не находит. 

Нефтепровод Одесса – Броды был построен в 2001 году. Подразумевалось, что он будет продлен до Гданьска. Главным инициатором этого проекта выступает PKN Orlen, у которого семь нефтеперерабатывающих активов в Польше, Литве и Чехии и в планах – поглощение еще одной крупной польской компании Lotos. 

В Гданьске хотят чистой казахской нефти

Сейчас Одесса – Броды смыкается с трубопроводом «Дружба», по которому нефть доставляется в Польшу. Отдельный отрезок из Львовской области в соседнее государство не построен, но к разговорам о нем Польша и Украина возвращаются снова и снова. На форуме KAZENERGY это сделал Лукаш Холубовски, председатель правления OrlenPaliwa Sp., дочки компании PKN Orlen. «Мы зависим от поставок сырой нефти из России, но вдвое увеличили поставки из Казахстана, в следующем году будем наращивать поставки на 30%, – сказал Холубовски. – Казахстанская нефть транспортируется в Россию, смешивается с российскими сортами и в таком виде поступает на наши НПЗ. Но мы верим в возможность инвестиций в другой маршрут, для того чтобы сырая нефть поступала напрямую и не смешивалась с российскими продуктами».

Холубовски признает, что использование маршрута Одесса – Броды для обеспечения НПЗ в Литве, принадлежащего Orlen, будет обходиться дороже, но компания готова переплачивать. «Мне кажется, иногда надо платить больше для того, чтобы у нас была диверсифицированная система поставок сырья, не зависящая от одной страны», – заявил он.

Овчинка чистоты не стоит

По данным Казахстанского института нефти и газа, объем приобретаемой для переработки в Литве каспийской нефти в прошлом году составил 1,2 млн тонн, а в 2017 году – 1,3 млн тонн. Поэтому аналитики этого института сомневаются в осуществимости планов Orlen: даже если объем покупаемой нефти вырастет на 30%, помимо достройки отдельной ветки до Гданьска нужно строить еще и перемычку с трубой Каспийского трубопроводного консорциума, и за это вряд ли кто-то возьмется.

КТК также смешивает российскую нефть с каспийской, но, по словам заместителя генерального директора консорциума Каиргельды Кабылдина, технологически может обеспечить чистоту поставок. «Если будет востребованность чистой тенгизской нефти, можно это сделать и через Россию: прокачивать партиями нефть по тому же КТК в направлении Польши. Технически такие возможности существуют, но эти вопросы будут решаться только в том случае, если будет постоянный большой рынок спроса», – объяснил Кабылдин.

Сегодняшние 1,2 млн тонн нефти для переработки в Литве на фоне 61 млн тонн общего объема прокачки по КТК в прошлом году и 65 млн тонн, которые консорциум планирует прокачать по своей системе в нынешнем, – капля в море. К тому же, по словам Кабылдина, тенгизская нефть может оказаться технологически неприемлемой для европейских НПЗ без смешивания с Urals или с другими сортами нефти, потому что в ней высокое содержание серы. «Все эти вопросы должен регулировать рынок, а он сегодня не поддерживает финансирование подобных проектов», – резюмирует Кабылдин.

При всем богатстве выбора КТК пока безальтернативен 

Руководитель аналитического отдела компании PRISM Бенджамен Годвин напоминает, что КТК, начав свою деятельность одновременно с Одесса – Броды, к настоящему моменту прокачал через свою систему объем, сопоставимый с целым месторождением – 624 млн тонн нефти. И ни разу не останавливался, в отличие от украинской трубы. «Когда мы начинаем рассуждать об альтернативных КТК маршрутах, мы возвращаемся к политизации Черного моря, забывая об экономической составляющей вопроса, – говорит Годвин. – И есть пример трубы Баку – Тбилиси – Джейхан: объем политических усилий и кредитования был просто огромным, но сейчас не совсем понятно: а что дала эта диверсификация?» – говорит он.

По трубопроводу Баку – Тбилиси – Джейхан Казахстан сейчас транспортирует около 3 млн тонн своей нефти в год, по системе КТК – 54 млн тонн. Это соотношение, по мнению главы энергетических исследований по России и Каспийскому региону IHS Markit Мэтью Сейгерса, показывает, что КТК – основной маршрут для поставок казахстанской нефти. «КТК стал намного более важной вещью, чем мы раньше могли себе представить: в прошлом году он прокачал три четверти казахстанского объема сырой нефти. Это подтверждает тот факт, что Россия является прекрасной транзитной страной, – говорит Сейгерс. – В начале 90-х мы считали, что Россия будет нестабильным поставщиком, поэтому и искали альтернативы, но она зарекомендовала себя надежным партнером», – заключает он.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций