Перейти к основному содержанию

574 просмотра

280 новых рабочих мест создано в 2018 году в Кызылординской области по государственной программе «Енбек»

В рамках программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства «Енбек» на 2017-2021 годы в 2018 году выделено 6,6 млрд тенге

Фото: shutterstock.com

В Кызылординской области на реализацию государственной программы «Енбек» в 2018 году было выделено 6,6 млрд тенге. Рассчитана она на 4 года –с 2017 по 20121. В целом программой планируется охватить 20 тыс. человек, которые пройдут краткосрочные курсы обучения по востребованным на рынке труда профессиям, или пройдут курсы «Бастау-Бизнес» и начнут свой бизнес. 

В рамках программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства «Енбек» на 2017-2021 годы в 2018 году выделено 6,6 млрд тенге. Кызылординцы  обучались  востребованным на рынке труда профессиям, в рамках первого направления программы, шансом на трудоустройство воспользовались более полутора тысяч человек. По второму направлению – развитие массового предпринимательства – по проекту «Бастау-Бизнес» обучились около 1600 человек. Микрокредитованием планируется охватить 968 человек. Активная работа велась и по третьему направлению –содействие занятости населения и мобильность трудовых ресурсов. По этому направлению охвачено более шестнадцати тысяч человек.

«ТОО «Микрофинансовая организация «Региональный инвестиционный центр «Кызылорда» (РИЦ)  с 2017 года участвует в государственной программе «Енбек», - говорит директор центра Самат  Ерниязов. – В 2017 году в рамках программы был получен кредит в АО «Аграрная кредитная корпорация» в размере 500 млн тенге для финансирования предпринимателей области. Все средства были полностью освоены, микрокредиты получили 98 субъектов предпринимательства, из которых 52% - это стартаппы. В этом случае предприниматели прошли обучение основам предпринимательства по проекту «Бастау Бизнес». Дополнительно создано 110 рабочих мест».

Еще в декабре 2017 года РИЦ получил кредитные средства в рамках программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства в размере 93,9 млн тенге через АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» для финансирования бизнес-проектов в городе Кызылорда. В 2018 году были получены кредитные средства также через АО «Аграрная кредитная корпорация» двумя траншами на общую сумму 1,3 млн тенге, все средаства были освоены и бизнес смогли открыть около 600 предпринимателей.

Одним из преимуществ программы является предоставление гарантий АО «КазАгроГарант», в случае недостаточности залогового обеспечения заемщиков. Это актуально при получении кредитов в сельской местности.

«Цель гранта –закуп инвентаря, необходимого для работы проекта, -говорит начальник отдела нефинансовой поддержки предпринимателей областной Палаты предпринимателей «Атамекен» Фархад Абжаппаров.  –Победители гранта получили 10 млн 822 тысячи тенге».

Например, кызылординка  Гульдана Танкибаева закупила оборудование для открытия кондитерского цеха. Сая Тасмуратова получила  грант для открытия пельменного цеха. Жетписбай Каумбаев  и Жомарт Ильясов открыли СТО. 

«Участвовать в программе могут принять безработные, самозанятые и те предприниматели, которые хотят расширить бизнес, –говорит директор региональной Палаты предпринимателей «Атамекен» Галымжан Жаксылыков. – Обучение бесплатное. Через месяц получат сертификат и могут участвовать  в получении микрокредита, предоставив бизнес проект и защитив его».

Болат Кушаев разработал бизнес-план в 4 миллиона тенге для закупа поголовья и расширения откормочной площадки.

«Программа дал мне шанс начать зарабатывать на селе, - говорит он. – Есть и юридическая и психологическая поддержка от организаторов программы. На всех этапах программы я могу рассчитывать на помощь специалистов».

Почти 80% бизнес-проектов выпускники курсов планируют реализовать в сфере животноводства. Дальше идут сфера обслуживания, перевозки, услуги общественного питания.

4979 просмотров

Как гостиничный бизнес Узбекистана пытается догнать растущий поток туристов

Власти республики объявили туротрасль стратегической и выделяют немалые средства из бюджета на поддержку этого бизнеса

Фото: Shutterstock.com/Marina Rich

Увеличить и количество гостиниц, и объем номерного фонда в два раза планирует Узбекистан уже до конца 2021 года – рынок требует все больше мест для туристов.

В 2019 году Узбекистан посетили 6,7 млн туристов. Три года назад этот показатель был равен лишь 2,2 млн человек. По оценке Всемирной туристской организации при ООН, республика сейчас на четвертом месте среди стран с наиболее динамично развивающейся туристической отраслью. Растущий поток гостей выявил слабые места, которые тормозят развитие туризма в Узбекистане. Одна из главных болевых точек – гостиничный фонд.

Койко-место под узбекским солнцем  

На начало года в Узбекистане, по данным Госкомитета по развитию туризма, насчитывалось 1,2 тыс. объектов инфраструктуры гостеприимства, 70% из них – это гостиницы, 18% – хостелы и 12% – другие виды размещения. Общий номерной фонд составляет 24 тыс. и рассчитан на 50 тыс. койко-мест. «Средний уровень загрузки гостиничного фонда по итогам 2019 года составил 83%. Это очень большой показатель. В пиковые сезоны порой невозможно найти свободного номера в Ташкенте и особенно в таких туристических центрах, как Хива, Самарканд, Бухара», – прокомментировал начальник департамента по стратегическому развитию и кадровым ресурсам Госкомтуризма Шухрат Исакулов.

По словам председателя Ассоциации отельеров Узбекистана Фарангиз Абдуллаевой, из-за повышенного спроса понятие сезонности для гостиниц становится менее актуальным. «Узбекистан всегда считался сезонным направлением. Но в 2019 году серьезная загруженность была на протяжении всего года», – подчеркнула Фарангиз Абдуллаева. 

Поддержать сумом

Провозгласив туризм стратегической отраслью, власти Узбекистана взялись за решение проблем с дефицитом гостиничного фонда. В 2019 году в стране стартовала программа субсидирования строительства новых отелей. Государство покрывает расходы застройщиков в размере 40 млн сумов ($4,2 тыс.) за один номер для трехзвездочных гостиниц и 65 млн сумов ($6,8 тыс.) за номер в «четырех звездах». 

Учредитель трехзвездочного отеля «Согдиана» в Самарканде Азиз Ташев – один из тех предпринимателей, кто такой поддержкой уже воспользовался. «Благодаря субсидии государства мы смогли покрыть свои расходы на 20%, а всего получили 4,08 миллиарда сумов (эквивалентно $428 тыс.). Это существенная поддержка для нас. Без дотаций со стороны государства ускоренно развивать туризм невозможно», – уверен Ташев. 

Программа субсидирования будет действовать до 2022 года. За это время количество гостиниц в стране должно вырасти вдвое – до 2,4 тыс, а номерной фонд увеличиться до 50 тыс. Только в прошлом году в Узбекистане появилось 270 новых объектов гостиничного бизнеса. 

Бросить все и уйти в туризм

Власти Узбекистана поддержали предпринимателей не только деньгами, но и административно – упростив порядок и требования к получению лицензии на данный вид деятельности. В результате в стране резко выросло число гостевых домов и хостелов. Именно они, по оценке Шухрата Исакулова, помогли выправить ситуацию в пиковые периоды туристического сезона 2019 года. 

Абдулазиз Икрамжанов полтора года назад с родителями открыл первый хостел в Ташкенте. Сейчас он более чем уверен, что у этого вида гостиниц большие перспективы в Узбекистане. «Мы не ощущаем большой конкуренции, да и разнообразия среди хостелов тоже пока нет. Узбеки привыкли жить в больших домах, а сейчас все больше к людям приходит понимание, что использовать свое жилище для размещения гостей – это нормально. Тем более что никаких проверок или дополнительных бумажек тоже не требуется», – говорит Икрамжанов. 

Отсутствие бюрократии при открытии гостиничного бизнеса приводит к тому, что некоторые предприимчивые владельцы жилплощади в многоквартирных домах регистрируют свое имущество как хостел. Ташкентские риелторы объясняют это тем, что из-за отсутствия номеров в гостиницах туристы часто выбирают посуточную аренду квартир. А по узбекистанским законам если иностранец находится в стране более трех дней, он обязан зарегистрироваться по месту пребывания. 

Хостелы, как и другие объекты размещения, зарегистрированы в единой операционной системе, с помощью которой ведется учет туристов.

«Мы сейчас наблюдаем такую картину, что те предприниматели, которые занимались другими видами деятельности, переключаются в сферу туризма. Потому что туризм быстро окупается. Тем более в условиях дефицита, который есть по номерному фонду», – прокомментировал Шухрат Исакулов. Нехватка средств размещения, по его словам, сказывается на ценовой политике гостиниц. «Стоимость номера в Узбекис­тане относительно выше, чем в других странах. В Ташкенте или Бухаре номер в трехзвездочном отеле будет стоить примерно 40–50 долларов», – отметил Исакулов. Он уверен, что ситуация изменится с появлением большего числа гостиниц в стране.

kak-gostinichnyj-biznes-uzbekistana-pytaetsya-dognat-rastushhij-potok-turistov-2.jpg

Фото: Shutterstock.com/Polina LVT

Красиво жить не запретишь

Рост туристической активности спровоцировал интерес к Узбекистану со стороны компаний, которые специализируются на строительстве пятизвездочных отелей и крупных гостиничных комплексов. В настоящее время в республике всего две гостиницы высшего сегмента – Hyatt Regency и Hilton, обе находятся в Ташкенте. К концу года в узбекской столице откроется отель сети Marriot, сообщила Фарангиз Абдуллаева. «Ведутся переговоры с Sheraton и InterContinental – это те бренды, которые были у нас на рынке, но по определенным причинам ушли с него. Сейчас они возвращаются, и очень активно. Была информация, но пока не подтвержденная, что и Four Seasons хотят войти на наш рынок. Большой интерес крупные бренды проявляют  к Самарканду. Крупные сети хотят выйти на узбекский рынок, потому что для гостиниц в стране действует много разных преференций», – акцентировала председатель Ассоциации отельеров.

Внимание глобальных гостиничных сетей к Узбекистану продиктовано в том числе и ростом деловой активности в стране, которая, в свою очередь, стимулирует развитие такого направления, как MICE-туризм. Этот вид туризма подразумевает проведение крупных бизнес-мероприятий, форумов, конгрессов и так далее. «Мы видим, что строятся отели с конференц-залами, потому что есть спрос, и неплохой. Благодаря этому Узбекистан может позиционировать себя как площадка для организации и проведения деловых мероприятий», – заявила Абдуллаева.

Отели без сервиса – деньги на ветер

Развитие сферы гостеприимства автоматически требует новых, квалифицированных работников отрасли.  Для организации качественного сервиса и подготовки персонала при Госкомтуризме был создан институт развития туризма – это научно-методологический центр, разрабатывающий стандарты и программы обучения, а в Самарканде открыт международный университет «Шелковый путь» для будущих менеджеров в индустрии туризма. 

Кроме того, в прошлом году под юрисдикцию Госкомтуризма перешли 18 профессиональных колледжей во всех регионах страны, а при Ассоциации отельеров Узбекистана появилась академия гостеприимства. Эти учебные заведения будут готовить линейный персонал для стратегически важной индустрии в целом и для гостиниц в частности.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif