Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


4619 просмотров

В ВКО не могут построить первый в стране горный мост из-за «гуляний» бумаг по министерствам

Подрядчики до сих пор не могут начать строительство

Фото: автора

В 2017 году в ВКО начали реконструкцию двух участков республиканской трассы «Усть-Каменогорск-Рахмановские ключи». Чтобы обойти опасные горные серпантины «Осиновского перевала», проектировщики предложили прокинуть через ущелье уникальный мост. Но подрядчики пока не могут даже начать его строить.

Реализация проекта, стоимостью 15,9 млрд тенге, рассчитана на несколько лет. В подрядной организации (ТОО «АБК Автодор НС») уже сегодня уверенно заявляют, что не уложатся в договорные сроки. 

«Работы на первом участке (56-72 км), где и предполагается строительство моста, мы должны завершить к апрелю 2020 года, - говорит директор зыряновского филиала ТОО «АБК Автодор НС» Айдын Майусов. – Но уже можно говорить только о 2022. Около 20 месяцев не можем начать строить сам мост. Проблема в том, что участок земли в горах (24,5 гектара) до сих пор относится к лесфонду».

О проблеме знают и власти ВКО, и заказчик проекта (областной филиал АО «НК КазАвтоЖол»). Но решение подобного рода принимаются на уровне министерств.

«Работу по переводу земель лесфонда в земли транспорта начали еще в 2016 году, - говорит заместитель директора Восточно-Казахстанского филиала АО «НК «КазАвтоЖол» Муслим Малгаждаров. - Был разработан землеустроительный проект, принято постановление областного акимата, получено положительное экологическое заключение министерства энергетики. В начале марта весь пакет документов направлен в комитет по управлению земельными ресурсами минсельхоза».

Бумаги находятся в комитете уже почти 8 месяцев, но, как отмечает заказчик проекта, правилами перевода земель не оговорены конкретные сроки, поэтому ожидание еще может затянуться.

В КазАвтоЖоле подчеркивают, что реализация масштабного проекта реконструкции трассы – вклад в развитие туризма. Как отметил недавно аким ВКО Даниал Ахметов, ежегодно только побережье Бухтарминского Водохранилища посещают около 400 тыс. человек. Так же дорога ведет к известной на всю страну здравнице (санаторию с радоновыми источниками «Рахмановские Ключи»), многочисленным пантолечебницам и знаменитым Берельским курганам.

трасса1.jpg

В рамках реконструкции трассы планируется решить проблему самых опасных участков дороги. И без строительства моста, который станет альтернативой серпантинам «Осиновского перевала», не обойтись.

«Длина моста в ущелье – 175 метров, высота до 45 метров, - поясняет Айдын Майусов. – Насколько мы знаем, такого горного моста в Казахстане еще нет. На втором участке (72-88 км) к землям лесфонда относятся еще полтора гектара. Это тормозит нашу работу. Пока выполнено только около 28% всего объема. Постоянно пишем письма во все инстанции, но безрезультатно».

трасса2.jpg

По данным подрядчика, на объекте задействованы 600 человек и 169 единиц техники. Проект подразумевает общий объем буровзрывных работ - более 2 млн куб. метров. Уже взорвано 1,2 млн кубов. Стоимость реконструкции первого участка составляет 10,9 млрд, второго - 5 млрд тенге.

трасса3.jpg


2292 просмотра

Польше не дадут реанимировать проект Одесса – Гданьск

И пойдет ли по этому пути казахстанская нефть в Восточную Европу

Коллаж: Вадим Квятковский

PKN Orlen заявляет о необходимости перенаправить казахстанскую нефть в Польшу через систему Одесса – Броды. У экспертов эта идея пока поддержки не находит. 

Нефтепровод Одесса – Броды был построен в 2001 году. Подразумевалось, что он будет продлен до Гданьска. Главным инициатором этого проекта выступает PKN Orlen, у которого семь нефтеперерабатывающих активов в Польше, Литве и Чехии и в планах – поглощение еще одной крупной польской компании Lotos. 

В Гданьске хотят чистой казахской нефти

Сейчас Одесса – Броды смыкается с трубопроводом «Дружба», по которому нефть доставляется в Польшу. Отдельный отрезок из Львовской области в соседнее государство не построен, но к разговорам о нем Польша и Украина возвращаются снова и снова. На форуме KAZENERGY это сделал Лукаш Холубовски, председатель правления OrlenPaliwa Sp., дочки компании PKN Orlen. «Мы зависим от поставок сырой нефти из России, но вдвое увеличили поставки из Казахстана, в следующем году будем наращивать поставки на 30%, – сказал Холубовски. – Казахстанская нефть транспортируется в Россию, смешивается с российскими сортами и в таком виде поступает на наши НПЗ. Но мы верим в возможность инвестиций в другой маршрут, для того чтобы сырая нефть поступала напрямую и не смешивалась с российскими продуктами».

Холубовски признает, что использование маршрута Одесса – Броды для обеспечения НПЗ в Литве, принадлежащего Orlen, будет обходиться дороже, но компания готова переплачивать. «Мне кажется, иногда надо платить больше для того, чтобы у нас была диверсифицированная система поставок сырья, не зависящая от одной страны», – заявил он.

Овчинка чистоты не стоит

По данным Казахстанского института нефти и газа, объем приобретаемой для переработки в Литве каспийской нефти в прошлом году составил 1,2 млн тонн, а в 2017 году – 1,3 млн тонн. Поэтому аналитики этого института сомневаются в осуществимости планов Orlen: даже если объем покупаемой нефти вырастет на 30%, помимо достройки отдельной ветки до Гданьска нужно строить еще и перемычку с трубой Каспийского трубопроводного консорциума, и за это вряд ли кто-то возьмется.

КТК также смешивает российскую нефть с каспийской, но, по словам заместителя генерального директора консорциума Каиргельды Кабылдина, технологически может обеспечить чистоту поставок. «Если будет востребованность чистой тенгизской нефти, можно это сделать и через Россию: прокачивать партиями нефть по тому же КТК в направлении Польши. Технически такие возможности существуют, но эти вопросы будут решаться только в том случае, если будет постоянный большой рынок спроса», – объяснил Кабылдин.

Сегодняшние 1,2 млн тонн нефти для переработки в Литве на фоне 61 млн тонн общего объема прокачки по КТК в прошлом году и 65 млн тонн, которые консорциум планирует прокачать по своей системе в нынешнем, – капля в море. К тому же, по словам Кабылдина, тенгизская нефть может оказаться технологически неприемлемой для европейских НПЗ без смешивания с Urals или с другими сортами нефти, потому что в ней высокое содержание серы. «Все эти вопросы должен регулировать рынок, а он сегодня не поддерживает финансирование подобных проектов», – резюмирует Кабылдин.

При всем богатстве выбора КТК пока безальтернативен 

Руководитель аналитического отдела компании PRISM Бенджамен Годвин напоминает, что КТК, начав свою деятельность одновременно с Одесса – Броды, к настоящему моменту прокачал через свою систему объем, сопоставимый с целым месторождением – 624 млн тонн нефти. И ни разу не останавливался, в отличие от украинской трубы. «Когда мы начинаем рассуждать об альтернативных КТК маршрутах, мы возвращаемся к политизации Черного моря, забывая об экономической составляющей вопроса, – говорит Годвин. – И есть пример трубы Баку – Тбилиси – Джейхан: объем политических усилий и кредитования был просто огромным, но сейчас не совсем понятно: а что дала эта диверсификация?» – говорит он.

По трубопроводу Баку – Тбилиси – Джейхан Казахстан сейчас транспортирует около 3 млн тонн своей нефти в год, по системе КТК – 54 млн тонн. Это соотношение, по мнению главы энергетических исследований по России и Каспийскому региону IHS Markit Мэтью Сейгерса, показывает, что КТК – основной маршрут для поставок казахстанской нефти. «КТК стал намного более важной вещью, чем мы раньше могли себе представить: в прошлом году он прокачал три четверти казахстанского объема сырой нефти. Это подтверждает тот факт, что Россия является прекрасной транзитной страной, – говорит Сейгерс. – В начале 90-х мы считали, что Россия будет нестабильным поставщиком, поэтому и искали альтернативы, но она зарекомендовала себя надежным партнером», – заключает он.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций