1353 просмотра

Усть-Каменогорск обновит парк автобусов на сумму 5,4 млрд тенге

Средства на приобретение 85 автобусов выделит ЕБРР

Фото: автора

Три месяца работы по действующим договорам осталось у частных перевозчиков, обслуживающих общественный транспорт в Усть-Каменогорске. Уже с 2019 года система работы общественных перевозок в областном центре Восточного Казахстана кардинально изменится. Акимат области намерен закупить новые автобусы и передать их на обслуживание тем перевозчикам, которые согласятся работать по условиям госорганов. Цена вопроса – 5,4 млрд тенге. Эти деньги в кредит согласен дать Евразийский банк реконструкции и развития (ЕБРР). В качестве одного из возможных вариантов рассматривается приобретение экологически чистых электробусов, передает корреспондент Kursiv.kz.

Нужно меняться

Предпосылок для кардинальных перемен в системе общественных перевозок в областном центре ВКО накопилось немало. Во-первых, уже не в первый раз при отказе со стороны властей в повышении тарифов перевозчики используют своеобразные методы убеждения – в одностороннем порядке вводят ограничения по количеству автобусов на линиях. Во-вторых, от населения постоянно поступают жалобы на высокий тариф (90 тенге), дымящие автобусы, плохое качество обслуживания, низкую регулярность. В-третьих, новые строящиеся микрорайоны Усть-Каменогорска оказались вообще неохваченными общественными перевозками.

Чтобы учесть все нюансы при построении новой системы общественного транспорта, городские власти даже заказали исследование по оптимизации маршрутной сети областного центра. По информации, полученной с сайта goszakup.gov.kz, для этих целей бюджет Усть-Каменогорска выделил 35 млн тенге. Победителем конкурса стал ТОО «Научно-исследовательский институт транспорта и коммуникаций». До конца декабря специалисты НИИ должны исследовать текущее состояние инфраструктуры пассажирских перевозок, провести разовое обследование пассажиропотоков на маршрутах, проанализировать структуру имеющегося парка транспортных средств.

Согласно техспецификации проекта, исполнители должны дать рекомендации по оптимизации маршрутной сети как на краткосрочный период, так и на долгосрочную перспективу. В приоритете - развитие экологически чистых транспортных технологий, минимизация затрат на оказание транспортных услуг, количества маршрутов малой вместимости.

Транспортный консорциум

Чтобы решить хотя бы часть проблем, накопившихся в системе общественных перевозок, областной акимат намерен создать в Усть-Каменогорске муниципальный автопарк. Самая затратная часть новой организации – приобретение новых современных автобусов. По информации специалистов АО «Региональный центр государственно-частного партнерства ВКО», в начале июня Евразийский банк реконструкции и развития дал предварительное одобрение на кредитный договор на сумму 5,4 млрд тенге на приобретение в лизинг 85 пассажирских автобусов, соответствующих международным стандартам качества и комфортности.

«Основная политика ЕБРР – развитие условий конкурентной среды. Для чего нужен муниципальный автопарк? Для того, чтобы можно было привлечь заемные средства, но эксплуатацию и обслуживанием маршрутов будут заниматься частные компании. Будет создаваться консорциум. Решение не окончательное, это одно из предложений, - сказал главный эксперт департамента инвестиционных проектов АО «Региональный центр государственно-частного партнерства ВКО» Юрий Халитов. - Если эта схема будет принята в действие, то муниципальный автопарк будет проводить открытый конкурс по поиску партнера.»

Заместитель руководителя отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Усть-Каменогорска Нуржан Жапбаров подтвердил данную информацию. Он сообщил, что «приобретенные автобусы в дальнейшем планируется передать частным перевозчикам».

«В настоящее время договора на организацию регулярных пассажирских перевозок с перевозчиками продлены до конца 2018 года», - сообщил Нуржан Жапбаров.

Электробус, ваш выход!

По данным Нуржана Жапбарова, сейчас в Усть-Каменогорске ежедневно на маршруты выходит 322 автобуса и 104 микроавтобуса. 60% подвижного состава требует обновления. Одним из возможных вариантов обновления рассматривается покупка электробусов. Неслучайно в техспецификации при формировании рекомендаций приоритет предлагается отдать экологически чистым транспортным технологиям.

Опыт работы (пусть и небольшой) электрических автобусов в Усть-Каменогорске уже есть. Этой весной в течение месяца в областном центре проходил тестовые испытания электробус отечественной сборки «Quazar». Его преимущества по сравнению с дымящими автобусами неоспоримы. И при эксплуатации он оказывается гораздо дешевле дизельных аналогов. Правда, цена за одну такую «зеленую» машину гораздо выше. Один 12-метровый электробус вместимостью 96 человек стоит $280 тыс. (более 98 млн тенге).

banner_wsj.gif

3666 просмотров

В Казахстане торговые центры ожидают к осени оттока арендаторов

Прогнозируется, что последствия кризиса для ретейлеров еще впереди

Фото: Офелия Жакаева

Двухмесячный карантин практически не проредил ряды арендаторов торговых площадей в казахстанских торговых центрах. Но девелоперы настроены не слишком оптимистично и прогнозируют, что главные последствия кризиса для ретейлеров еще впереди.

С 25 мая арендаторы ТРЦ открыли двери своих офлайн-магазинов и начали торговлю, пытаясь наверстать месяцы простоя. Девелоперы сообщают, что потерь среди арендаторов торговых центров практически нет.

«Несмотря на сложнейший период на рынке ретейла, на данный момент мы существенного оттока арендаторов не видим ни в своих центрах, ни в других проектах на рынке», – комментирует ситуацию директор по управлению торговыми активами компании, управляющей несколькими ТРЦ в Алматы и Нур-Султане, Шахида Садырова.

Слабым звеном оказались единичные мелкие арендаторы, которые не успели закупить летние коллекции перед объявлением режима ЧП. Так, молл «Апорт» из 272 арендаторов покинули 9 небольших индивидуальных предпринимателей. ТРЦ «Спутник» не досчитался двух-трех арендаторов. В то же время в молле «Апорт» за первый месяц работы после локдауна открыли свои магазины десять новых брендов, кроме того, открылся бар «Пинта», который занял сразу 900 кв. м. Готовится к открытию McDonald’s с McCafe, Marwin&Меломан и еще несколько брендов, сообщает один из основателей и совладелец моллов «Апорт» Дмитрий Ревин.

В «Достык Плаза», по данным директора департамента аренды Марины Шишкиной, открылись новые бутики по продаже ювелирных изделий, парфюмерии, товаров для детей. Девелоперы отмечают, что период локдауна повысил спрос на домашний текстиль, товары для творчества, книги, настольные и семейные игры. Однако владельцы и управляющие торговыми центрами не спешат радоваться, полагая, что последствия текущего кризиса отрасль почувствует к осени. К этому времени рынок могут покинуть в первую очередь непрофессиональные и несетевые игроки, у которых нет достаточной ликвидности для поддержания товарооборота.

«В ситуации неопределённости игроки на рынке зачастую не готовы принимать сложные для себя и судьбоносные решения. Мы прогнозируем существенный отток арендаторов, которые завершат свою историю на рынке после летнего сезона. Те арендаторы, которым не удалось договориться на особые льготные условия аренды, не смогут вовремя и в полном объёме заказать осенние коллекции и полноценно торговать на рынке», – объясняет Садырова.

«Осенью возможны изменения, когда мы почувствуем результаты карантина и остановки экономики», – соглашается с коллегой управляющий ТРЦ «Спутник» Ержан Уразбаев.

При ограничении доступа к офлайн-магазинам сложно будет удержаться на плаву и тем игрокам, кто не смог наладить онлайн-торговлю.

«Игроки, вовремя инвестировавшие в эффективные инструменты онлайн-продаж, сегодня окажутся в приоритете и будут иметь больше шансов на безболезненный выход из посткарантинного периода», – считает Садырова.

Чтобы минимизировать потери и сохранить вакантность на приемлемом уровне, девелоперы разрабатывают для арендаторов льготные схемы арендных платежей с разными сценариями.

Среди самых распространенных: скидки и отложенные платежи, равномерно распределенные на посткарантинный период, либо единовременные платежи в конце 2020-го – начале 2021 года.

 

*Материал подготовлен при поддержке Colliers International Kazakhstan
 

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg