Усть-Каменогорск обновит парк автобусов на сумму 5,4 млрд тенге

Опубликовано (обновлено )
Журналист
Средства на приобретение 85 автобусов выделит ЕБРР

Три месяца работы по действующим договорам осталось у частных перевозчиков, обслуживающих общественный транспорт в Усть-Каменогорске. Уже с 2019 года система работы общественных перевозок в областном центре Восточного Казахстана кардинально изменится. Акимат области намерен закупить новые автобусы и передать их на обслуживание тем перевозчикам, которые согласятся работать по условиям госорганов. Цена вопроса – 5,4 млрд тенге. Эти деньги в кредит согласен дать Евразийский банк реконструкции и развития (ЕБРР). В качестве одного из возможных вариантов рассматривается приобретение экологически чистых электробусов, передает корреспондент Kursiv.kz.

Нужно меняться

Предпосылок для кардинальных перемен в системе общественных перевозок в областном центре ВКО накопилось немало. Во-первых, уже не в первый раз при отказе со стороны властей в повышении тарифов перевозчики используют своеобразные методы убеждения – в одностороннем порядке вводят ограничения по количеству автобусов на линиях. Во-вторых, от населения постоянно поступают жалобы на высокий тариф (90 тенге), дымящие автобусы, плохое качество обслуживания, низкую регулярность. В-третьих, новые строящиеся микрорайоны Усть-Каменогорска оказались вообще неохваченными общественными перевозками.

Чтобы учесть все нюансы при построении новой системы общественного транспорта, городские власти даже заказали исследование по оптимизации маршрутной сети областного центра. По информации, полученной с сайта goszakup.gov.kz, для этих целей бюджет Усть-Каменогорска выделил 35 млн тенге. Победителем конкурса стал ТОО «Научно-исследовательский институт транспорта и коммуникаций». До конца декабря специалисты НИИ должны исследовать текущее состояние инфраструктуры пассажирских перевозок, провести разовое обследование пассажиропотоков на маршрутах, проанализировать структуру имеющегося парка транспортных средств.

Согласно техспецификации проекта, исполнители должны дать рекомендации по оптимизации маршрутной сети как на краткосрочный период, так и на долгосрочную перспективу. В приоритете — развитие экологически чистых транспортных технологий, минимизация затрат на оказание транспортных услуг, количества маршрутов малой вместимости.

Транспортный консорциум

Чтобы решить хотя бы часть проблем, накопившихся в системе общественных перевозок, областной акимат намерен создать в Усть-Каменогорске муниципальный автопарк. Самая затратная часть новой организации – приобретение новых современных автобусов. По информации специалистов АО «Региональный центр государственно-частного партнерства ВКО», в начале июня Евразийский банк реконструкции и развития дал предварительное одобрение на кредитный договор на сумму 5,4 млрд тенге на приобретение в лизинг 85 пассажирских автобусов, соответствующих международным стандартам качества и комфортности.

«Основная политика ЕБРР – развитие условий конкурентной среды. Для чего нужен муниципальный автопарк? Для того, чтобы можно было привлечь заемные средства, но эксплуатацию и обслуживанием маршрутов будут заниматься частные компании. Будет создаваться консорциум. Решение не окончательное, это одно из предложений, — сказал главный эксперт департамента инвестиционных проектов АО «Региональный центр государственно-частного партнерства ВКО» Юрий Халитов. — Если эта схема будет принята в действие, то муниципальный автопарк будет проводить открытый конкурс по поиску партнера.»

Заместитель руководителя отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Усть-Каменогорска Нуржан Жапбаров подтвердил данную информацию. Он сообщил, что «приобретенные автобусы в дальнейшем планируется передать частным перевозчикам».

«В настоящее время договора на организацию регулярных пассажирских перевозок с перевозчиками продлены до конца 2018 года», — сообщил Нуржан Жапбаров.

Электробус, ваш выход!

По данным Нуржана Жапбарова, сейчас в Усть-Каменогорске ежедневно на маршруты выходит 322 автобуса и 104 микроавтобуса. 60% подвижного состава требует обновления. Одним из возможных вариантов обновления рассматривается покупка электробусов. Неслучайно в техспецификации при формировании рекомендаций приоритет предлагается отдать экологически чистым транспортным технологиям.

Опыт работы (пусть и небольшой) электрических автобусов в Усть-Каменогорске уже есть. Этой весной в течение месяца в областном центре проходил тестовые испытания электробус отечественной сборки «Quazar». Его преимущества по сравнению с дымящими автобусами неоспоримы. И при эксплуатации он оказывается гораздо дешевле дизельных аналогов. Правда, цена за одну такую «зеленую» машину гораздо выше. Один 12-метровый электробус вместимостью 96 человек стоит $280 тыс. (более 98 млн тенге).

Читайте также