Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


587 просмотров

На низкую инвестиционную привлекательность проектов ГЧП указали депутаты

На каждый 1 тенге частных инвестиций, 3 тенге – это обязательства государства

По состоянию на 15 октября 2018 года заключено 443 договора государственно-частного партнерства на сумму 1 трлн 96 млрд тенге. При этом объем государственных обязательств составляет 1 трлн 51 млрд тенге, а частных инвестиций – 334 млрд тенге. Соотношение «бюджетных средств – к привлеченным частным инвестициям» составляют три к одному, то есть на каждый 1 тенге частных инвестиций, 3 тенге – это обязательства государства. 

Такое положение дел, по мнению депутата Нуртая Сабильянова, говорит о низкой инвестиционной привлекательности проектов ГЧП. 

«Разгрузки бюджета не происходит. Государственные обязательства зачастую полностью покрывают стоимость проектов, как например, проекты по строительству и эксплуатации пункта пропуска «Нұр жолы», строительству Большой Алматинской кольцевой автомобильной дороги (БАКАД), модернизации и эксплуатации системы освещения здания административно-технологического комплекса «Транспорт тауэр». Это означает, что министерству национальной экономики следует активнее использовать формы государственно-частного партнерства, замещать бюджетные средства частными инвестициями, выработать приоритетные направления для проектов государственно-частного партнерства, предполагающих максимальное снижение бюджетных затрат», - сказал депутат.

Указал он и на необходимость выработать инструменты стабильности заключаемых договоров и привлекаемых инвестиций из-за такого фактора, как валютные риски. 

«По концессионному проекту БАКАД, переговоры были начаты еще в 2010 году с изначальным финансированием в долларах США. Из-за валютных колебаний стоимость проекта в тенге увеличилась в два раза. По этой и ряду других причин сдвинулись сроки подписания и реализации договора. Поэтому уполномоченным органам необходимо максимально просчитывать возможные риски по проектам государственно-частного партнерства и предусматривать механизмы по их снижению», - отметил мажилисмен.

Говорил парламентарий и о неэффективной реализации проектов государственно-частного партнерства. Так, в региональном разрезе количество зарегистрированных договоров государственно-частного партнерства на 15 октября 2018 года составляет: в Восточно-Казахстанской области – 103 договора, в Актюбинской области – 79 проектов, в городе Алматы – 50, в Костанайской области – 45. При этом наименьшее количество договоров государственно-частного партнерства (от 1 до 4) отмечаются в Жамбылской, Атырауской, Западно-Казахстанской, Северо-Казахстанской областях. 

«Зачастую, в регионах неправильно планируют проекты государственно-частного партнерства в рамках установленного лимита бюджета. Расчет общей суммы государственных обязательств по проектам ЧГП и концессий распределяют не по годам на срок действия проекта, а только на один текущий финансовый год. В результате все годовые лимиты регионов на проекты государственно-частного партнерства быстро исчерпываются. 

Также в регионах допускается неисполнение обязательств по договорам государственно-частного партнерства. Например, в рамках развития Актюбинского медицинского кластера по линии ГЧП был построен уникальный офтальмологический центр. Однако объем получаемого госзаказа является недостаточным для бесперебойного функционирования такого объекта, так как по договору государственно-частного партнерства сумма госзаказа предусматривалась 680 млн тенге, а по факту получено всего лишь 230 млн тенге», - посетовал Нуртай Сабильянов и указал на необходимость принятия мер по эффективной реализации проектов ГЧП.


202 просмотра

Какие госорганы чаще других нарушают правила госзакупок в ЗКО

И как с этим бороться

Коллаж Вячеслав БАТУРИН

Бизнес не дремлет – за прошлый год несостоявшиеся поставщики товаров и услуг подали 453 жалобы на незаконные действия конкурсных комиссий. Аудиторы в ходе проверок выявили, что по 289 жалобам нарушения есть – в тендерах победили не те, кто предложил самые лучшие условия. В сфере госзакупок продолжают всплывать ситуации, когда тендеры пишутся под определенного поставщика, сторонним субъектам бизнеса победить в таких конкурсах просто невозможно. 

Заместитель руководителя департамента внутреннего государственного аудита по ЗКО Комитета внутреннего государственного аудита МФ РК Виталий Пак в интервью «Курсиву» отметил, что в основном проверки сотрудники ведомства осуществляют тогда, когда к ним поступают жалобы от бизнеса на предмет незаконного проведения госзакупок. Если предприниматели успевают обратиться в департамент госаудита в течение пяти дней после проведения тендера, то организуется камеральная проверка, на стадии которой аудиторы могут изменить протокол итогов или убрать незаконные требования к потенциальным поставщикам. Если поставщик затянул с жалобой на незаконное, по его мнению, проведение тендера, и обратился по истечении пяти дней с момента оглашения итогов конкурса госзакупок, то аудиторы выезжают на объект.

По словам Виталия Пака, частые нарушения в тендерах – необоснованное отклонение заявок потенциальных поставщиков на участие в конкурсе, неправильный подсчет условных скидок при определении победителя. Могут быть нарушения на стадии технической спецификации, которая не позволяет принять участие в тендере другим субъектам бизнеса – обычно это выражается в том, что условия конкурса госзакупок пишутся под определенного поставщика. Вполне возможно, что, если бы этих нарушений не было, победителями конкурсов госзакупок были бы признаны совсем другие поставщики.

Так, к примеру, ТОО «АлТим» обратилось в департамент госаудита с жалобой на то, что в тендере на завершение строительства оздоровительного лагеря на 48 мест в селе Сары-Омир победило ТОО «АВМ Элит», которое тут же привлекло к строительству субподрядчика – ТОО «СК Барыс Строй Сервис». У руководства «АлТим» возник резонный вопрос: как управление строительства могло выбрать поставщика, который сам ничего строить не может? По результатам камерального контроля итоги конкурса были пересмотрены и подряд стоимостью 57,9 млн тенге на строительство лагеря получило ТОО «АлТим».

«Если взять в целом 2018 год, то у нас было 453 обращения от бизнесменов, которые посчитали, что госзакупки проведены нечестно. По 289 обращениям (это 60%) нарушения подтвердились», – рассказывает Виталий Пак. Он считает, что в 2019 году коэффициент оправданных жалоб станет выше, так как участие в том или ином тендере стало платным: потенциальный участник для участия в конкурсе должен внести определенный взнос в зависимости от объема госзакупки. «Мы уже видим, что эта мера в разы сократила количество участников конкурсов госзакупок – в них уже не попадают случайные компании», – отмечает собеседник «Курсива».

Выбирают не тех

По словам Виталия Пака, чаще всего грешат нарушениями в госзакупках районные отделы ЖКХ, отделы строительства и учреждения образования. Так, в прошлом году в Таскалинском районном отделе ЖКХ с нарушениями были проведены тендеры на общую сумму 156 млн тенге. В Бурлинском районе нарушения в области законодательства «О госзакупках» были выявлены в 2018 году в двух госорганах: районном отделе ЖКХ – на сумму 138,9 млн тенге и аппарате акима – на сумму 114,5 млн тенге.

Нарушения на общую сумму 2,7 млрд тенге в 2018 году аудиторы обнаружили в госзакупках областного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог. 
Проверка конкурсных процедур последнего госоргана была инициирована областной прокуратурой. Аудиторы провели проверку по четырем конкурсам госзакупок на текущее обслуживание и ремонт дорог по ЗКО. В тендерах управления было явное нарушение при выборе поставщика – равные возможности должны быть предоставлены всем поставщикам, что госорган в ходе госзакупки не обеспечил. По всем конкурсам, согласно требованиям Закона «О госзакупках», были инициированы судебные процессы – департамент внутреннего госаудита подал иски в отношении указанного управления о расторжении заключенных договоров на госзакупку. Два судебных процесса уже выиграно, один проигран, по оставшемуся иску еще идет рассмотрение в межрайонном специализированном экономическом суде по ЗКО, сообщил «Курсиву» Виталий Пак. 

Есть риск – система укажет

В I квартале 2019 года камеральным контролем в ЗКО было охвачено порядка 24 тыс. процедур госзакупок на сумму 56 млрд тенге. Аудиторы выявили, что 302 закупки на сумму 772,5 млн тенге были проведены с нарушениями. По всем процедурам направлены уведомления, которые исполнены. По жалобам бизнеса было проведено 70 проверок. По 67 тендерам выявлены нарушения в плане их проведения, и результаты по четырем из них отменены.

«Ежегодно нарушений в проведении госзакупок становится меньше. Сам портал goszakup.gov.kz выявляет эти нарушения на стадии формирования условий тендера. Так, в 2018 году, по сравнению с 2017 годом, снижено в пределах 50–60% количество обращений предпринимателей по фактам, когда тендеры пишутся под определенного поставщика», – говорит Виталий Пак. По его словам, многие нарушения позволяет выявить камеральный контроль за тендерами: когда он только формировался, 16–20% госзакупок проводились с нарушениями, сейчас этот показатель снижен до 3–5%.

На портале госзакупок есть система управления рисками (СУР), которая выявляет рискованные госзакупки. Так, в конце 2018 года СУР определила, что госзакупка Бурлинского районного отдела ЖКХ, проведенная с 20 по 30 декабря, в высшей мере рискованная – она явно проводилась для того, чтобы быстрее освоить бюджетные деньги.

Когда аудиторы начали проверку по данному тендеру, выяснилось, что посредством конкурсной процедуры районный отдел ЖКХ планировал закупить у ГКП «Аксайжылукуат» отопительные котлы на сумму 86 млн тенге для новых школ. Однако после того как деньги за котлы были переведены, оборудование в школы поставлено не было. Таинственным исчезновением бюджетных денег заинтересовались сотрудники областного Нацбюро по противодействию коррупции, в отношении должностных лиц Бурлинского ЖКХ было возбуждено уголовное дело. И на данный момент 58 млн вернулись на счет государства.
 

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Министр образования и науки Куляш Шамшидинова считает, что выпускные вечера школьников не должны выходить за территории школ и уж тем более, превращаться в состязания дорогих нарядов и пышных застолий. Согласны ли вы с ее мнением?

Варианты

Цифра дня

900 000
тенге
примерная сумма каждого потребительского кредита казахстанцев

Цитата дня

В эти дни я получаю много писем от наших граждан, для которых оказалось неожиданным мое решение остановить свои полномочия. Некоторые сожалеют о моем решении. Даже получаю письма с предложением идти на новые выборы. Я благодарю за такое отношение и благодарен за доброе ко мне отношение, хочу низко поклониться и поблагодарить всех сограждан за такую любовь и такое отношение!

Нурсултан Назарбаев
экс-президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank