Перейти к основному содержанию

1094 просмотра

На низкую инвестиционную привлекательность проектов ГЧП указали депутаты

На каждый 1 тенге частных инвестиций, 3 тенге – это обязательства государства

По состоянию на 15 октября 2018 года заключено 443 договора государственно-частного партнерства на сумму 1 трлн 96 млрд тенге. При этом объем государственных обязательств составляет 1 трлн 51 млрд тенге, а частных инвестиций – 334 млрд тенге. Соотношение «бюджетных средств – к привлеченным частным инвестициям» составляют три к одному, то есть на каждый 1 тенге частных инвестиций, 3 тенге – это обязательства государства. 

Такое положение дел, по мнению депутата Нуртая Сабильянова, говорит о низкой инвестиционной привлекательности проектов ГЧП. 

«Разгрузки бюджета не происходит. Государственные обязательства зачастую полностью покрывают стоимость проектов, как например, проекты по строительству и эксплуатации пункта пропуска «Нұр жолы», строительству Большой Алматинской кольцевой автомобильной дороги (БАКАД), модернизации и эксплуатации системы освещения здания административно-технологического комплекса «Транспорт тауэр». Это означает, что министерству национальной экономики следует активнее использовать формы государственно-частного партнерства, замещать бюджетные средства частными инвестициями, выработать приоритетные направления для проектов государственно-частного партнерства, предполагающих максимальное снижение бюджетных затрат», - сказал депутат.

Указал он и на необходимость выработать инструменты стабильности заключаемых договоров и привлекаемых инвестиций из-за такого фактора, как валютные риски. 

«По концессионному проекту БАКАД, переговоры были начаты еще в 2010 году с изначальным финансированием в долларах США. Из-за валютных колебаний стоимость проекта в тенге увеличилась в два раза. По этой и ряду других причин сдвинулись сроки подписания и реализации договора. Поэтому уполномоченным органам необходимо максимально просчитывать возможные риски по проектам государственно-частного партнерства и предусматривать механизмы по их снижению», - отметил мажилисмен.

Говорил парламентарий и о неэффективной реализации проектов государственно-частного партнерства. Так, в региональном разрезе количество зарегистрированных договоров государственно-частного партнерства на 15 октября 2018 года составляет: в Восточно-Казахстанской области – 103 договора, в Актюбинской области – 79 проектов, в городе Алматы – 50, в Костанайской области – 45. При этом наименьшее количество договоров государственно-частного партнерства (от 1 до 4) отмечаются в Жамбылской, Атырауской, Западно-Казахстанской, Северо-Казахстанской областях. 

«Зачастую, в регионах неправильно планируют проекты государственно-частного партнерства в рамках установленного лимита бюджета. Расчет общей суммы государственных обязательств по проектам ЧГП и концессий распределяют не по годам на срок действия проекта, а только на один текущий финансовый год. В результате все годовые лимиты регионов на проекты государственно-частного партнерства быстро исчерпываются. 

Также в регионах допускается неисполнение обязательств по договорам государственно-частного партнерства. Например, в рамках развития Актюбинского медицинского кластера по линии ГЧП был построен уникальный офтальмологический центр. Однако объем получаемого госзаказа является недостаточным для бесперебойного функционирования такого объекта, так как по договору государственно-частного партнерства сумма госзаказа предусматривалась 680 млн тенге, а по факту получено всего лишь 230 млн тенге», - посетовал Нуртай Сабильянов и указал на необходимость принятия мер по эффективной реализации проектов ГЧП.

956 просмотров

Казахстанский завод изготовил более двух тысяч единиц подвижного состава

Проект имеет важное значение для промышленности и транспортной индустрии страны

Фото: АО «ЗИКСТО»

В августе 2016 года АО «БРК Лизинг» начало финансирование крупнейшего проекта по производству 1 108 лизинговых вагонов-платформ отечественного производства. Проект реализовывается в рамках госпрограммы инфраструктурного развития «Нурлы жол» на 2015-2019 годы. 

Указом главы государства от 19.03.2010 года №957 «Об утверждении перечня государственных программ» предусмотрено лизинговое финансирование грузовых вагонов отечественного производства за счет привлечения средств АО «ЕНПФ» в размере 17,5 млрд тенге через выпуск облигаций АО «Банк Развития Казахстана».

Сумма выданного лизингового кредита АО «БРК Лизинг» составила 17,5 млрд тенге. Поставщиком вагонов является казахстанский завод-производитель железнодорожной продукции АО «ЗИКСТО». Согласно подписанному договору, срок реализации проекта составляет 10 лет, то есть действует до августа 2026 года. Ставка вознаграждения по данной лизинговой сделке составила 18% годовых. 

Важно отметить, что все эти данные были публично озвучены руководством АО «БРК Лизинг» 9 марта 2017 года, в рамках пресс-конференции, спикерами которой выступили представители компаний АО «БРК Лизинг», АО «КТЖ Экспресс», АО «ЗИКСТО», ТОО «Вагон Строй Менеджмент». Эти данные находятся в свободном доступе отечественного информационного поля. 

Уже в январе 2017 года АО «БРК Лизинг» получило первое вознаграждение по данной сделке в размере 1,28 млрд тенге. Официальные финансовые данные по сделке, по состоянию на 5 декабря, 2019 года:

  • общая сумма займа составила 17,5 млрд тенге;
  • сумма выплаченного основного долга за период с августа 2016 года по 1 декабря 2019 года составляет 2,75 млрд тенге;
  • сумма, выплаченная в рамках установленной ставки вознаграждения, за период с августа 2016 года по 1 декабря 2019 года составила 9,17 млрд тенге.

В рамках исполнения договора по поставке вагонов-платформ, продукция в полном объеме изготовлена АО «ЗИКСТО» и передана АО «БРК лизинг» в 2017 году.

Согласно условиям договора, до конца срока кредитования владельцем вагонов-платформ является АО «БРК Лизинг». АО «ЗИКСТО» предоставило финансовые данные по деятельности предприятия за период 2016-2019 годов, а именно:

налоги и отчисления в государственный бюджет составили 3,175 млрд тенге, выплаты заработной платы сотрудникам 2,578 млрд тенге, профсоюзные выплаты составили 51,277 млн тенге, выплаты по коммунальным услугам составили 848 млн тенге;

на текущий момент на предприятии трудоустроено свыше 600 человек; 

задолженности по заработным платам сотрудников отсутствуют; 

предприятие работает в штатном режиме.

Отметим, данный проект имеет важное значение для промышленности и транспортной индустрии Казахстана. Помимо возврата основного долга, в рамках установленной ставки вознаграждения по завершению контракта, государство получит в бюджет страны более 6 млрд тенге от заемщика. А более 2 тыс. выпущенных вагонов-платформ уже позволяют ежегодно зарабатывать на транспортном потенциале страны в иностранной валюте более $20 млн ежегодно, обеспечивая грузоперевозки по направлениям Западный Китай и Западная Европа.

 

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

kursiv_akulyata.gif

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций