Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


782 просмотра

Мукомолы Карагандинской области намерены увеличить поставки продукции за рубеж минимум в 2,5 раза

Дефицит вагонов и простои на железных дорогах в прошлом году привели к срыву экспорта муки

Фото: автора

Мукомолы Карагандинской области намерены увеличить поставки продукции за рубеж минимум в 2,5 раза, однако, наученные прошлогодним опытом, они заранее бьют тревогу о том, что не смогут переправить запланированные объемы. Дефицит вагонов и простои на железных дорогах в прошлом году привели к срыву экспорта муки.

В Карагандинской области начинается горячая пора для мукомольных предприятий: в течение трех месяцев они активно перемалывают зерно и отправляют муку заказчикам. Этот бизнес сезонный, и напряженная осень кормит предпринимателей в течение последующих девяти месяцев. 

Чтобы прошлогодня ситуация не повторилась вновь, в регионе заработал штаб, где мукомолы совместно с представителями акимата, таможни и фитосанитарного контроля, а также железнодорожниками вновь собрались обсудить проблемы грузоперевозок. Встреча состоялась в Палате предпринимателей Карагандинской области.

«В 2017 году в связи с тем, что весь вагонный парк был выведен в Костанайскую область и северные регионы для перевозки муки, наша область была забыта. В итоге мы на 65% сорвали экспорт муки. И от того, что мы планировали, мы отгрузили всего 35%. Повторения ситуации мы очень боимся, потому что работаем только сентябрь, октябрь и ноябрь, поэтому очень важно в осенние месяцы слаженно все отгрузить и продать», – обратился к коллегам руководитель Ассоциации мукомолов и хлебопеков Карагандинской области Дос-Мукасан Таукебаев.

Он напомнил, что в области переработкой зерна занимаются 24 предприятия, которые при хороших условиях способны увеличить экспортные поставки в четыре раза. Но дефицит вагонов и коллапс железнодорожных перевозок значительно тормозят их работу, из-за этого в прошлом году мукомолы из положенных 500 тыс. тонн муки не смогли переработать целых 300 тысяч тонн, отправив на экспорт всего лишь 200 тысяч. В результате чего компании лишились заработка и понесли убытки. 

«В прошлом году из-за срыва транспортировки мы меньше заработали денег, предприятиям пришлось выкручиваться, меньше платили своим рабочим, чем положено. В итоге мало денег поступило в бюджет области. Мы просто упустили тот момент, когда могли продать больше муки на экспорт. Я не буду называть цифры, но процентное соотношение говорит само за себя. Муку поставляли мукомолы из других областей, а мы остались не у дел», – поясняет Дос-Мукасан Таукебаев.

Основными регионами погрузки мукомольной продукции, как на экспорт, так и для внутренних сообщений страны, являются Северо-Казахстанская, Карагандинская, Акмолинская и Костанайская области. В этом году во избежание перебоев с вагонами на железнодорожных путях Национальная компания «Казахстан Темир Жолы» создала штаб по организации перевозок зерна. Первый заместитель филиала НК «КТЖ» Азамат Секен сообщил, что компания только под муку выделит 3 500 вагонов, пообещав, что Карагандинская область забыта не будет.

«3 500 крытых вагонов будут стоять под муку на специальном полигоне курсирования. На данный момент 2674 вагона переведены в парк. Уже произведена их промывка, и больше они ни подо что не будут предназначаться. Вагоны не будут подаваться под погрузку других грузов. Надеемся, что в этом году мы будем обеспечивать вас лучше», – сказал Азамат Секен. 

В ходе встречи мукомолы озвучили еще несколько проблем, периодически возникающих при экспорте: первая – несертифицированные вагоны. Для транспортировки продукции за рубеж нужны специальные вагоны дальнего следования. Некоторые же из тех, что поставляет компания «КТЖ» в Карагандинскую область, не выдерживают никакой критики, малотоннажные вагоны 1960 года выпуска за границу отправлять нельзя, их просто не пустят на территории других стран. 

Вторая проблема – разобщенная работа чиновников и непродуманный график работы специалистов таможни и фитосанитарной службы. 

«Срывы в прошлом году произошли еще и потому, что не было нормально скоординированной работы всех структур, работу по отправке толком никто не контролировал, не было штаба, который регулировал бы все эти проблемы с нехваткой вагонов. Кроме того, инспекторы фитосанитарной службы и таможенной не работали по выходным. Если мы, например, в пятницу загрузили муку вечером, в субботу-воскресенье никто уже не работает, документы собрать не могли, они в лучшем случае были готовы только в понедельник вечером. В этом году, думаем, этих уже проблем не будет. Учитывая то, что сезон уборки в этом году начался поздно, многие мукомолы начали работать после 17-го сентября, многие только контракты заключают, поэтому для нас работа только началась, надеемся, что в этом году экспорт муки будет намного больше. Компания «Казахстан Темир Жолы» тоже с горького опыта прошлого года взяла уроки, поэтому, надеюсь, общими усилиями будем выполнять поручение нашего Президента в разы увеличить поставки на экспорт», – говорит руководитель ассоциации Дос-Мукасан Таукебаев.

Железнодорожники пообещали подумать над проблемой с вагонами, а представители таможенной службы – пересмотреть рабочие графики своих сотрудников, отметив, что до середины декабря их специалисты будут работать в выходные дни, принимая заявки и оформляя бумаги для транспортировки муки на экспорт. На выдаче фитосанитарных сертификатов и таможенного оформления будут работать специальные группы.
 
По данным экспертов ассоциации мукомолов, в год Казахстан перерабатывает 5,5 млн тонн зерна, из них 1,3 млн тонн остается на внутренние потребности республики, все остальное идет на экспорт. В Карагандинской области аграрии засеивают пшеницей 800 тыс. га, карагандинские мукомолы отправляют продукцию в Афганистан, Узбекистан, Таджикистан, на экспорт отправляют около 70% муки. В этом году региональные компании уже заключили договоры на поставки муки в Россию и Монголию. 

«Сейчас в тестовом режиме работаем с Китаем, пробуем поставлять и туда нашу муку. Китайцы стали покупать нашу продукцию в три раза больше. Так что мы надеемся, что все наши мукомольные комбинаты будут работать. Мы готовы увеличить даже в четыре раза экспорт муки, производственные мощности позволяют. Первые вагоны с мукой в Афганистан уже пошли», – сообщил Дос-Мукасан Таукебаев.

В 2018 году железнодорожным транспортом планируется перевезти порядка 10 млн тонн зерновых и масличных культур. Первую декаду в октябре железнодорожники уже отработали, мукой загрузили 144 вагона. Грузоотправители пообещали вести контроль за своевременной отправкой вагонов, чтобы исключить простой под грузовыми операциями.


412 просмотров

Почему местным товаропроизводителям ВКО сложно пробиться на внутреннем рынке

Они не могут занять даже его половины

Коллаж: Вадим Квятковский

Объем товаров и услуг недропользователей, промгигантов, госорганов ВКО только за полгода превысил 488 млрд тенге. Но, к сожалению, местные товаропроизводители заглядываться на весь «пирог» не могут. Доля поставщиков из Восточного Казахстана не достигает даже половины.

Крупный покупатель

Согласно информации руководителя управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития ВКО Ержана Шурманова, за первое полугодие системообразующими предприятиями области потрачено на закуп 267 млрд тенге. Из них только 37% поставщиков – компании из ВКО. Примечательно, что самый большой вклад в эти 37% вносят именно предоставление услуг и производство некоторых видов работ. Непосредственно по категории «товары» доля местного содержания небольшая. Лишь четвертая часть всех закупаемых предметов, инструментов, оборудования родом из ВКО. В закупках недропользователей из ВКО ситуация почти аналогичная. Из 132 млрд тенге только 58 млрд тенге приходится на региональных поставщиков.

По части государственных закупок процент местного содержания еще ниже. Лишь 13% товаров и услуг, закупаемых госорганами ВКО, произведено в восточном регионе. Если общий чек за полгода достиг 89 млрд тенге, то отечественные товаропроизводители из этой суммы могли претендовать только на 11 млрд тенге.

«На совещании в правительстве наша область подверглась критике. Если брать вкупе, то у нас доля местного содержания около 2%. Это не говорит о том, что мы не закупаем. Это говорит о том, что неправильно все эти данные вносятся на портале госзакупок. Сейчас изменились формы, внесены большие изменения в сам закон о госзакупках, и теперь при объявлении должны обязательно указывать наличие индустриального сертификата либо сертификата CT-KZ. Без них госорганы не имеют права заключать договоры», – отмечает заместитель акима ВКО Ерлан Аймукашев.

В чем причина?

Самый крупный недропользователь региона – ТОО «Казцинк»,  – по данным пресс-службы компании, в год тратит более 300 млрд тенге на закуп. Те товары, которые товаропроизводители готовы предоставить в нужном объеме, закупают у отечественных компаний. Например, 94% объема поставленной спецодежды и средств индивидуальной защиты относится именно к казахстанскому содержанию. Но крупный покупатель ставит и жесткие условия по качеству. Местные товары не должны быть хуже, чем импортные.

У поставщиков госорганов свои проблемы. Не все оформили обязательные сертификаты для участия в тендерах. По данным Ержана Шурманова, CT-KZ в Восточном Казахстане получили 742 компании, индустриальные сертификаты – всего семь компаний. Лучше всех дела идут у предприятий легкой промышленности – их доля превышает 53% в закупках в рамках экономики простых вещей. Отчасти этого удалось добиться лишь в этом году, когда региональный бюджет выделил 500 млн тенге на пошив школьной формы именно местным фирмам. 16 компаний взялись за подряд.

Что касается других отраслей, таких как мебельная, пищевая промышленность, то у них дела хуже. Руководитель управления предпринимательства приводит лишь несколько фирм, занимающихся поставками мебели для школ.

Серьезным испытанием для товаропроизводителей также являются новые требования Закона «О госзакупках» по наличию подтвержденного опыта для победы в тендере. Один из ярких примеров – ситуация крупного завода по производству высокотехнологического электрооборудования ТОО «Кэмонт». Имея 70-летнюю историю, компания не может документально доказать наличие хотя бы 10-летнего опыта для получения преимущества. 

«По качеству продукции нам нет равных, но напрямую участвовать в тендерах мы не можем. Нужно доказывать наш 70-летний опыт работы, предоставив акты выполненных работ и ввода объектов в эксплуатацию 1950-х годов. Конечно, мы не хранили такой объем документов за все годы. Да и нередко компания выступала субподрядчиком. Получается, теперь мы должны бегать по архивам, собирать справки, искать своих покупателей, просить у них какие-то акты. У нас всего несколько компаний в стране, которые могут подтвердить большой опыт документально. А что остальным-то делать?» – задается вопросом генеральный директор ТОО «Кэмонт» Елена Беленцева.

Чтобы поддержать местных товаропроизводителей в борьбе за рынки, палата предпринимателей ВКО привлекает компании к проекту развития поставщиков в Казахстане, финансируемому Всемирным банком. Согласно информации пресс-секретаря ПП ВКО Христины Дорошенко, эксперты региональной палаты предпринимателей проведут бесплатную оценку состояния бизнеса по методологии международного аудита у тех предприятий, которые войдут в проект.

Из ВКО на первом этапе участвуют пять компаний. Если они попадут в сотню участников проекта на уровне республики, в дальнейшем им будет оказана как методологическая помощь, так и финансовая. Поставщики смогут получить минимум 70% от суммы расходов на приобретение международного сертификата. Это значительно повысит их шансы на поиски покупателей не только на территории Казахстана, но и за рубежом.

Безымянный_73.png

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций