Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


1 просмотр

Мукомолы Карагандинской области намерены увеличить поставки продукции за рубеж минимум в 2,5 раза

Дефицит вагонов и простои на железных дорогах в прошлом году привели к срыву экспорта муки

Фото: автора

Мукомолы Карагандинской области намерены увеличить поставки продукции за рубеж минимум в 2,5 раза, однако, наученные прошлогодним опытом, они заранее бьют тревогу о том, что не смогут переправить запланированные объемы. Дефицит вагонов и простои на железных дорогах в прошлом году привели к срыву экспорта муки.

В Карагандинской области начинается горячая пора для мукомольных предприятий: в течение трех месяцев они активно перемалывают зерно и отправляют муку заказчикам. Этот бизнес сезонный, и напряженная осень кормит предпринимателей в течение последующих девяти месяцев. 

Чтобы прошлогодня ситуация не повторилась вновь, в регионе заработал штаб, где мукомолы совместно с представителями акимата, таможни и фитосанитарного контроля, а также железнодорожниками вновь собрались обсудить проблемы грузоперевозок. Встреча состоялась в Палате предпринимателей Карагандинской области.

«В 2017 году в связи с тем, что весь вагонный парк был выведен в Костанайскую область и северные регионы для перевозки муки, наша область была забыта. В итоге мы на 65% сорвали экспорт муки. И от того, что мы планировали, мы отгрузили всего 35%. Повторения ситуации мы очень боимся, потому что работаем только сентябрь, октябрь и ноябрь, поэтому очень важно в осенние месяцы слаженно все отгрузить и продать», – обратился к коллегам руководитель Ассоциации мукомолов и хлебопеков Карагандинской области Дос-Мукасан Таукебаев.

Он напомнил, что в области переработкой зерна занимаются 24 предприятия, которые при хороших условиях способны увеличить экспортные поставки в четыре раза. Но дефицит вагонов и коллапс железнодорожных перевозок значительно тормозят их работу, из-за этого в прошлом году мукомолы из положенных 500 тыс. тонн муки не смогли переработать целых 300 тысяч тонн, отправив на экспорт всего лишь 200 тысяч. В результате чего компании лишились заработка и понесли убытки. 

«В прошлом году из-за срыва транспортировки мы меньше заработали денег, предприятиям пришлось выкручиваться, меньше платили своим рабочим, чем положено. В итоге мало денег поступило в бюджет области. Мы просто упустили тот момент, когда могли продать больше муки на экспорт. Я не буду называть цифры, но процентное соотношение говорит само за себя. Муку поставляли мукомолы из других областей, а мы остались не у дел», – поясняет Дос-Мукасан Таукебаев.

Основными регионами погрузки мукомольной продукции, как на экспорт, так и для внутренних сообщений страны, являются Северо-Казахстанская, Карагандинская, Акмолинская и Костанайская области. В этом году во избежание перебоев с вагонами на железнодорожных путях Национальная компания «Казахстан Темир Жолы» создала штаб по организации перевозок зерна. Первый заместитель филиала НК «КТЖ» Азамат Секен сообщил, что компания только под муку выделит 3 500 вагонов, пообещав, что Карагандинская область забыта не будет.

«3 500 крытых вагонов будут стоять под муку на специальном полигоне курсирования. На данный момент 2674 вагона переведены в парк. Уже произведена их промывка, и больше они ни подо что не будут предназначаться. Вагоны не будут подаваться под погрузку других грузов. Надеемся, что в этом году мы будем обеспечивать вас лучше», – сказал Азамат Секен. 

В ходе встречи мукомолы озвучили еще несколько проблем, периодически возникающих при экспорте: первая – несертифицированные вагоны. Для транспортировки продукции за рубеж нужны специальные вагоны дальнего следования. Некоторые же из тех, что поставляет компания «КТЖ» в Карагандинскую область, не выдерживают никакой критики, малотоннажные вагоны 1960 года выпуска за границу отправлять нельзя, их просто не пустят на территории других стран. 

Вторая проблема – разобщенная работа чиновников и непродуманный график работы специалистов таможни и фитосанитарной службы. 

«Срывы в прошлом году произошли еще и потому, что не было нормально скоординированной работы всех структур, работу по отправке толком никто не контролировал, не было штаба, который регулировал бы все эти проблемы с нехваткой вагонов. Кроме того, инспекторы фитосанитарной службы и таможенной не работали по выходным. Если мы, например, в пятницу загрузили муку вечером, в субботу-воскресенье никто уже не работает, документы собрать не могли, они в лучшем случае были готовы только в понедельник вечером. В этом году, думаем, этих уже проблем не будет. Учитывая то, что сезон уборки в этом году начался поздно, многие мукомолы начали работать после 17-го сентября, многие только контракты заключают, поэтому для нас работа только началась, надеемся, что в этом году экспорт муки будет намного больше. Компания «Казахстан Темир Жолы» тоже с горького опыта прошлого года взяла уроки, поэтому, надеюсь, общими усилиями будем выполнять поручение нашего Президента в разы увеличить поставки на экспорт», – говорит руководитель ассоциации Дос-Мукасан Таукебаев.

Железнодорожники пообещали подумать над проблемой с вагонами, а представители таможенной службы – пересмотреть рабочие графики своих сотрудников, отметив, что до середины декабря их специалисты будут работать в выходные дни, принимая заявки и оформляя бумаги для транспортировки муки на экспорт. На выдаче фитосанитарных сертификатов и таможенного оформления будут работать специальные группы.
 
По данным экспертов ассоциации мукомолов, в год Казахстан перерабатывает 5,5 млн тонн зерна, из них 1,3 млн тонн остается на внутренние потребности республики, все остальное идет на экспорт. В Карагандинской области аграрии засеивают пшеницей 800 тыс. га, карагандинские мукомолы отправляют продукцию в Афганистан, Узбекистан, Таджикистан, на экспорт отправляют около 70% муки. В этом году региональные компании уже заключили договоры на поставки муки в Россию и Монголию. 

«Сейчас в тестовом режиме работаем с Китаем, пробуем поставлять и туда нашу муку. Китайцы стали покупать нашу продукцию в три раза больше. Так что мы надеемся, что все наши мукомольные комбинаты будут работать. Мы готовы увеличить даже в четыре раза экспорт муки, производственные мощности позволяют. Первые вагоны с мукой в Афганистан уже пошли», – сообщил Дос-Мукасан Таукебаев.

В 2018 году железнодорожным транспортом планируется перевезти порядка 10 млн тонн зерновых и масличных культур. Первую декаду в октябре железнодорожники уже отработали, мукой загрузили 144 вагона. Грузоотправители пообещали вести контроль за своевременной отправкой вагонов, чтобы исключить простой под грузовыми операциями.


588 просмотров

Почему в ЗКО остановлена выдача земельных участков бизнесу

История длится не один год 

Фото: Shutterstock

Из-за волокиты с разработкой генпланов развития территорий (ГП) и проектов детальной планировки (ПДП) в районах области не могут выдавать земли под бизнес-проекты. В бюджете средства на эти цели не закладываются. «Разбор полетов» провели 12 июня на Совете по защите прав предпринимателей в РПП «Атамекен».

Ни генпланов, ни участков

Анализ поступающих в палату обращений субъектов бизнеса свидетельствует: сегодня во многих районах ЗКО приостановлена работа по выделению земельных участков под развитие бизнеса. Причина в отсутствии генпланов развития территории и проектов детальной планировки.

В Уральске при наличии генерального плана развития города разработано всего 10 ПДП. В районах картина еще хуже. Согласно информации районных отделов и областного управления строительства, большая часть населенных пунктов ЗКО ГП и ПДП не имеют.

Например, в Акжаикском районе 51 населенный пункт, а генплан имеют всего 22, ПДП – два населенных пункта. В Бокейординском из 22 поселков генплан развития имеет только один, а ПДП – восемь. Примерно такая же картина во всех остальных 10 районах области. При этом значительная часть действующих ГП и ПДП устарели – они изготовлены и утверждены в 60–90-х годах. Почему решение этой проблемы не движется, и пытались выяснить на Совете.

«Отсутствие генпланов и ПДП – один из главных барьеров, препятствующих строительству. Предприниматели не могут даже получить информацию о районах, где можно строить объекты для бизнеса. Потому что таких данных нет», – говорит эксперт РПП Валентина Гаршина.

При этом постановлением акимата области №204 от 25 июля 2017 года утвержден детальный план по улучшению условий для ведения бизнеса и развитию массового, в том числе семейного, предпринимательства в ЗКО на 2017–2019 годы. План предусматривает мероприятия, направленные на повышение доступности к земельным ресурсам, в том числе и разработку ПДП населенных пунктов.

«После принятия этого детального плана по улучшению бизнес-климата ни один из его 74 пунктов не был выполнен! И он до сих пор в таком состоянии, хотя это постановление подписал аким области», – отметил председатель Совета, предприниматель Хайдар Капанов.

По данным райотделов строительства, в 2017 году в районах области разработали и утвердили генпланы только трех населенных пунктов – по одному в Акжаикском, Жангалинском и Зеленовском районах. В 2018 году – один в Бурлинском районе. ПДП разработали в трех населенных пунктах, в 2017 году. Таким образом, в девяти районах ЗКО из 12 местные акиматы эту работу не проводят, хотя перед ними стоит уже другая задача – оцифровка генпланов и ПДП, которых нет, отметили спикеры.

В райбюджетах на ГП денег нет

Причина сложившегося положения – отсутствие финансирования. В 2019 году депутаты областного маслихата дали городу и районам деньги только на топографические съемки земель. Уральску – 73 млн тенге, Таскалинскому району – 5,8 млн и району Байтерек – 3,9 млн тенге. Согласно данным областного управления экономики и бюджетного планирования, которые были озвучены на Совете, в 2018 году из областного бюджета на вышеназванные мероприятия средства вообще не выделялись.

«Хотя эта работа поднята на государственный уровень. Реализуется госпрограмма «Цифровой Казахстан», и одна из ее целей – обеспечение доступности информационной инфраструктуры. Уже есть спутниковая онлайн-карта всего Казахстана. Только у нас ничего нет», – возмутилась юрист Гаршина.

В свою очередь представители госструктур отрицают, что предприниматели не могут получить в районах землю под бизнес.

«У нас, наоборот, бывают сложности в поиске участников аукционов на землю – районные акиматы их сами ищут», – возразила руководитель управления земельных отношений ЗКО Алия Муханбетжанова.

Но при этом спикер признала: из-за срыва в договоре с компанией, которая должна была организовать процесс космических съемок, эти работы откладываются. Электронная карта земель области сделана, но с секретными данными о коммуникациях, которыми разрешено пользоваться только управлению архитектуры. Затянулась и разработка геопортала, где можно будет получить всю информацию о сельхозучастках.

«Что касается генпланов, то мы только земпроекты разрабатываем. Стоимость одного участка зависит от площади – от 30 тыс. до 150 тыс. тенге. Деньги на эти цели акиматы берут из районного бюджета», – объяснила руководитель управления.

Г-жа Муханбетжанова напомнила: в Уральске спрос на землю не убывает. И городские участки остаются предметом спора. Например, предприниматели отмечают, что при застройке новых микрорайонов бизнесу «не оставляют ни клочка земли» – а они нужны под строительство частных школ и детсадов, магазинов, кафе и других бизнес-объектов. При этом предприниматели предлагают не тратить госказну, а открыть коридор частнику, передав ему заботы о расходах – он и генплан сделает сам, и проект детальной планировки. По данным Ассоциации частных детских садов, сегодня в новых микрорайонах необходимо строительство не менее 15 детсадов.

Между тем отсутствие ГП И ПДП в городе и районах области, отмечали спикеры, нарушает ст. 43 Земельного кодекса РК. Не исполняется и требование Земельного кодекса о размещении земельных участков под бизнес-проекты на сайтах местных исполнительных органов. «Мы выдаем предписания, но нарушения не устраняют, и мы вновь указываем на это», – развел руками представитель прокуратуры. Совет решил направить на имя акима области информацию о текущем положении дел для принятия мер по разработке и утверждению ГП и ПДП, а районным акиматам рекомендовал принять меры для соблюдения законности в этой сфере.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций