4773 просмотра

Картель в ВКО диктовал цены на уголь

АО «Каражыра» осудили за экономическую координацию действий субъектов рынка

Фото: Shutterstock /small smiles

Компанию АО «Каражыра», добывающую каменный уголь на одноименном месторождении, осудили за экономическую координацию действий субъектов рынка. В судах двух инстанций установлено, что представители АО диктовали, по каким ценам и в каком объеме они будут продавать биотопливо своим оптовым покупателям. За нарушение закона АО «Каражыра» выплатило штраф 2,4 млн тенге.

Дело одной из крупнейших угледобывающих компаний Казахстана о нарушении законодательства в области защиты конкуренции получило общественный резонанс как раз в то время, когда на железнодорожных тупиках Усть-Каменогорска и Семея был ажиотаж. Водители грузовых авто по несколько дней стояли в очереди, чтобы закупить уголь. Одной из самых обсуждаемых тем была цена на топливо. В областном центре ВКО тонна каменного угля продавалась за 8800 тенге.

Судя по информации, полученной через справочник судебных решений РК, 50% добываемого угля АО «Каражыра» должно продавать оптовикам через товарную биржу. Согласно типовым правилам биржевой торговли в Казахстане, цена на товар определяется в процессе конкуренции между ее участниками. Кто больше предложит за тонну угля, тот и выиграл аукцион.

Однако, в нарушение закона, сделки на бирже в течение нескольких месяцев АО «Каражыра», по сути, совершало лишь на бумаге. На самом деле, они проводились по договоренности. Согласно информации, полученной из приговора Специализированного административного суда Семея, АО «Каражыра» предварительно скидывало информацию оптовым покупателям об объемах и рекомендуемой цене на уголь. Среди основных реализаторов, закупающих уголь через биржу, указаны ТОО «Восток УгольПром», ТОО «Жигер-СТ», ТОО «Компания Тауасар», ТОО «ТК Багира», ТОО «ХалыкКомир» (ВКО), ТОО «ЭйдомКомир» (Павлодарская область), ТОО «RealTrade 05» (Алматинская область), ТОО «Almaatatrade» (Алматы).

Непосредственно во время торгов участники делали заявки по одинаковой до тыинки цене – 3653,38 тенге за тонну. Объем заявки АО «Каражыра» на продажу угля абсолютно точно совпадал с суммой объемов заявок всех участников.

«Данное обстоятельство указывает на наличие координации со стороны АО, так как АО и товарищества заявки на покупку и на продажу угля подают еще до начала торгов, и соответственно, без предварительной координации не могут знать будущие цены и объем угля. Таким образом, действия АО «Каражыра» привели к установлению и поддержанию цен на уголь, искажению итогов торгов, а также разделу товарного рынка по объему покупки угля и составу покупателей», – говорится в судебном приговоре.

Факт нарушения, совершенного компанией «Каражыра», был установлен специалистами департамента Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей по ВКО во время расследования. Подтвердила подозрения электронная переписка сотрудников АО «Каражыра» с покупателями.

В суде представители угледобывающей компании напирали на то, что доказательства получены незаконным способом и не имеют юридической силы. А совпадение цен является естественным рыночным явлением. Эти доводы признаны необоснованными. Тем более, что совпадение закупочной стоимости происходило не один раз, а постоянно, на каждой торговой сессии.

«По решению суда за экономическую координацию действий субъектов рынка на АО «Каражыра» наложен штраф 2,4 млн тенге. Дело оспаривалось в областном суде, решение оставлено без изменения, – комментирует заместитель руководителя департамента Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей по ВКО Людмила Устьянцева. – По решению суда на АО был наложен штраф 1000 МРП, или 2,4 млн тенге, он выплачен в полном объеме».

Что касается пяти оптовых покупателей угля из Восточного Казахстана – ТОО «Компания «Тауасар», ТОО «Жигер-СТ», ТОО «ХалыкКомир», ТОО «Багира», ТОО «Восток УгольПром», то их подозревают в создании картеля. В Предпринимательском кодексе сказано, что картель – это горизонтальное соглашение между субъектами рынка, которое может привести к установлению и поддержанию цен.

Согласно информации Людмилы Устьянцевой, материалы расследования переданы в налоговую службу ВКО для досудебного расследования. Если налоговики откажутся возбуждать уголовное дело против пяти компаний, то специалисты департамента сами подадут в суд на оптовых реализаторов. 

По большому счету, существование картеля уже доказано в суде, так как АО «Каражыра» было признано виновным по ч. 5 ст. 169 ПК РК (экономическая координация действий субъектов, способная привести к созданию картеля). Теперь в суде будет обсуждаться только один вопрос – ответственность оптовиков за сговор.

banner_wsj.gif

3629 просмотров

В Казахстане торговые центры ожидают к осени оттока арендаторов

Прогнозируется, что последствия кризиса для ретейлеров еще впереди

Фото: Офелия Жакаева

Двухмесячный карантин практически не проредил ряды арендаторов торговых площадей в казахстанских торговых центрах. Но девелоперы настроены не слишком оптимистично и прогнозируют, что главные последствия кризиса для ретейлеров еще впереди.

С 25 мая арендаторы ТРЦ открыли двери своих офлайн-магазинов и начали торговлю, пытаясь наверстать месяцы простоя. Девелоперы сообщают, что потерь среди арендаторов торговых центров практически нет.

«Несмотря на сложнейший период на рынке ретейла, на данный момент мы существенного оттока арендаторов не видим ни в своих центрах, ни в других проектах на рынке», – комментирует ситуацию директор по управлению торговыми активами компании, управляющей несколькими ТРЦ в Алматы и Нур-Султане, Шахида Садырова.

Слабым звеном оказались единичные мелкие арендаторы, которые не успели закупить летние коллекции перед объявлением режима ЧП. Так, молл «Апорт» из 272 арендаторов покинули 9 небольших индивидуальных предпринимателей. ТРЦ «Спутник» не досчитался двух-трех арендаторов. В то же время в молле «Апорт» за первый месяц работы после локдауна открыли свои магазины десять новых брендов, кроме того, открылся бар «Пинта», который занял сразу 900 кв. м. Готовится к открытию McDonald’s с McCafe, Marwin&Меломан и еще несколько брендов, сообщает один из основателей и совладелец моллов «Апорт» Дмитрий Ревин.

В «Достык Плаза», по данным директора департамента аренды Марины Шишкиной, открылись новые бутики по продаже ювелирных изделий, парфюмерии, товаров для детей. Девелоперы отмечают, что период локдауна повысил спрос на домашний текстиль, товары для творчества, книги, настольные и семейные игры. Однако владельцы и управляющие торговыми центрами не спешат радоваться, полагая, что последствия текущего кризиса отрасль почувствует к осени. К этому времени рынок могут покинуть в первую очередь непрофессиональные и несетевые игроки, у которых нет достаточной ликвидности для поддержания товарооборота.

«В ситуации неопределённости игроки на рынке зачастую не готовы принимать сложные для себя и судьбоносные решения. Мы прогнозируем существенный отток арендаторов, которые завершат свою историю на рынке после летнего сезона. Те арендаторы, которым не удалось договориться на особые льготные условия аренды, не смогут вовремя и в полном объёме заказать осенние коллекции и полноценно торговать на рынке», – объясняет Садырова.

«Осенью возможны изменения, когда мы почувствуем результаты карантина и остановки экономики», – соглашается с коллегой управляющий ТРЦ «Спутник» Ержан Уразбаев.

При ограничении доступа к офлайн-магазинам сложно будет удержаться на плаву и тем игрокам, кто не смог наладить онлайн-торговлю.

«Игроки, вовремя инвестировавшие в эффективные инструменты онлайн-продаж, сегодня окажутся в приоритете и будут иметь больше шансов на безболезненный выход из посткарантинного периода», – считает Садырова.

Чтобы минимизировать потери и сохранить вакантность на приемлемом уровне, девелоперы разрабатывают для арендаторов льготные схемы арендных платежей с разными сценариями.

Среди самых распространенных: скидки и отложенные платежи, равномерно распределенные на посткарантинный период, либо единовременные платежи в конце 2020-го – начале 2021 года.

 

*Материал подготовлен при поддержке Colliers International Kazakhstan
 

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg