Город Сарань в Карагандинской области может остаться без отопления

Опубликовано
редактор кор.пункта регион "Центр"
Владельцы 20 котельных, от которых зависит предстоящий отопительный сезон, еле держатся на плаву

Три года назад в Сарани должны были ввести в эксплуатацию центральную котельную, строительство которой обошлось бюджету ни много ни мало в 5 млрд тенге. Однако из-за затянувшихся судебных тяжб запуск до сих пор не состоялся. И, по всей видимости, состоится еще как минимум через три года. 

Город с населением более чем 50 тыс. человек, как и прежде, будут снабжать теплом 20 небольших котельных, владельцы которых с трудом сводят концы с концами. Несмотря на это, их заставляют вкладывать миллионы тенге в модернизацию технических сооружений. Большинство предпринимателей, поставляющих тепло в дома Сарани, признаются, что работают не ради прибыли. Весь их бизнес держится на совести: они не могут просто так уйти, оставив жителей замерзать в своих квартирах. В основном это люди старшего поколения. 

65-летний Владимир Чернышов владеет одной из четырех наиболее крупных котельных города. Энергообъект был построен в 1972 году. На его балансе находится девять многоэтажных жилых домов, или 700 абонентов. Протяженность теплотрассы составляет 2,8 км. 

«У нас по смете не закладывается ни ремонт, ни прибыль, хотя нас называют предпринимателями. Какой я предприниматель, если у меня прибыль не заложена, но я ее должен получать? У меня даже зарплаты нет. Два года назад я ушел на пенсию. С оформлением пенсии были проблемы, потому что нет зарплаты», – говорит Владимир Чернышов

У предпринимателя работают 20 человек. Ему едва хватает денег, чтобы оплатить их труд. 

«Ошибочно считают, что мы имеем большой доход. Возьмите ТЭЦ в Шахтинске или в Караганде. Там тепло – побочный продукт. А мы-то его вырабатываем. Поэтому оно и дорогое. По смете в каждой котельной своя норма угля предусмотрена на случай морозов. А фактически мы сжигаем шлам. Уголь не достанешь. Он у нас в таком малом объеме, что хватает только поднять температуру, а удержать ее – нет. Сейчас и запасы шлама заканчиваются. Еще на два года хватит, а потом что будет? Только в одном месте в Сарани идет погрузка шлама. Он очень тяжелый. Труд у нас ручной. По утвержденному тарифу зарплата у кочегара – 42 тысячи тенге. Мы разными путями собираем 70 тысяч, и то никто не идет», – замечает предприниматель. 

Не лучшим образом на финансовом состоянии предпринимателей сказываются невыплаченные населением многомиллионные долги. По состоянию на 1 мая горожане были должны только Владимиру Чернышову 17 миллионов тенге. Отключать тепло в квартирах должников владельцы котельных не решаются – боятся разморозить дома.

В позапрошлом году один из бизнесменов заявил о своем нежелании и дальше работать себе в убыток. До последнего момента власти не воспринимали его слова всерьез. 1 октября он начал разбирать здание, и только тогда чиновники забеспокоились и в спешном порядке нашли арендатора. 

Затруднительное положение хозяев автономных котельных обсудили за круглым столом в ПП «Атамекен» Карагандинской области. Вопрос о необходимости прохождения энергоаудита, стоимость которого достигает 2 млн тенге, оказался самым болезненным. Бизнесмены недоумевают: зачем им вкладываться в модернизацию технических сооружений, если после введения в эксплуатацию центральной котельной они станут никому не нужными. 

«Энергоаудит проводится на тех предприятиях, которые выдают много энергии, чтобы совершенствовать ее выдачу. Но наши-то котельные не будут дальше развиваться. Зачем нам тратить на это деньги?» – задался резонным вопросом хозяин одной из котельных Сарани Александр Чжен.

С иной точки зрения смотрят на положение дел чиновники. Закон един для всех: энергоаудит должны проходить как крупные ТЭЦ, так и мелкие котельные.

«Мы собирали у себя представителей управления промбезопасности. Ставили вопрос о выводе из-под энергоаудита котельных Сарани. Но это невозможно: существует закон, который нельзя обойти. Единственное, о чем нам удалось договориться, что в 2018 году они не зайдут с проверкой», – постарался успокоить собравшихся заместитель руководителя областного управления энергетики и ЖКХ Алмас Сулейменов.

По его словам, из-за удручающего состояния котельных Сарани, в которых используются самодельные котлы, Карагандинская область плетется в самом конце рейтинга оснащенности теплоисточников современными технологиями. 

С учетом текущей ситуации, по заверению чиновников, автономные энергообъекты будут нужны городу еще как минимум три года, пока не будет запущена центральная котельная. До сих пор идут судебные разбирательства, которые должны завершиться до конца 2018 года. После этого существующий проект пройдет экспертизу и корректировку. Возможно, в будущем котельную переведут на газ. Сейчас же ее состояние оставляет желать лучшего. 

Кстати, сами предприниматели больших надежд на долгострой не возлагают. На их памяти это далеко не первое обещание о введении его в эксплуатацию. Главная проблема, по их мнению, заключается в том, что у города нет рачительного хозяина – здесь слишком часто происходит смена власти. 

Владельцы котельных, от которых зависит благополучие жителей небольшого города, также пожаловались, что не ощущают поддержки от государства. Вместо угля они используют шлам, но и с ним возникают проблемы. С одной стороны, уже сейчас начинает ощущаться его нехватка, с другой – такое топливо запрещают указывать в отчетах. Вдобавок ко всему население не торопится возвращать многомиллионные долги.

Как считает председатель совета по защите прав предпринимателей Серик Торегельдин, кардинально повлиять на ситуацию сможет только аким Карагандинской области Ерлан Кошанов. В противном случае может произойти катастрофа: вряд ли загнанные в жесткие условия бизнесмены смогут проработать еще три года, и тогда жители останутся без тепла. Поднять проблему он намерен на предстоящей сессии областного маслихата, где глава региона будет выступать с отчетом.

Строительство центральной котельной в Сарани началось еще в 2012 году. В 2015 году долгострой стал поводом для судебных разбирательств. По обвинению в хищении бюджетных средств на скамье подсудимых оказались чиновники, представители технадзора и руководитель павлодарского завода, который должен был поставить котлы.

Читайте также