Что приведет к росту тарифов на вывоз мусора в Казахстане?

Опубликовано
Введение системы расширенных обязательств производителей (РОП) в Казахстане неизбежно приведет к росту тарифов на вывоз мусора

Введение системы расширенных обязательств производителей (РОП) в Казахстане неизбежно приведет к росту тарифов на вывоз мусора, причем в Астане этот вопрос стоит особенно критично, поскольку при довольно среднем тарифе по стране столица «мусорит» чуть меньше, чем крупнейший мегаполис Казахстана  – Алматы.

Диспропорция в возможностях заработать на переработке мусора очевидна: в Астане за сутки образовывается около тысячи тонн твердых бытовых отходов, в Алматы, по разным оценкам из открытых источников, аналогичный показатель колеблется от 1,3 до 1,8 тыс. т. Но платят два крупных города по-разному: в Астане тариф на вывоз мусора составляет 260 тенге с человека, в Алматы он в полтора раза больше. При этом не учитывается то обстоятельство, что вывоз мусора сейчас подразумевает не просто его транспортировку на полигон, но и сортировку на мусороперерабатывающих заводах для вторичного использования части отходов.

Для того чтобы облегчить процесс сортировки, в ряде городов Казахстана начали установку контейнеров для раздельного сбора мусора, при этом в той же Астане этот процесс достаточно примитивен – мусор предлагают делить на две фракции: пластик и все остальные твердые бытовые отходы. В Европе разделение мусора в разных странах доходит до десяти видов фракций, но в нашем случае даже двойное разделение мусоросбора в Астане должно сказаться на повышении тарифа минимум в два раза, утверждает управляющий директор ТОО «Оператор РОП» Сергей  Юрча.

«Пока не во всех дворах столицы есть контейнеры для раздельного сбора, процесс их установки немного замедлился, но около 700 контейнеров уже установлено, –  говорит г-н Юрча.  –  До конца года будет установлено более 6 тыс. 276 контейнеров, что позволит охватить весь город, каждая контейнерная площадка города будет содержать определенное количество желтых контейнеров для раздельного сбора. Из бюджета на эти цели ничего не выделяется, это все делается за счет тарифа  –  260 тенге в месяц с человека», –  добавил он.

При этом, по его сведениям, около 20% населения Астаны уклоняется от уплаты и такой чисто символической с точки зрения системы раздельного сбора суммы. Символической специалисты оператора РОП ее считают потому, что в систему раздельного сбора входит не только стоимость отдельного контейнера, но и стоимость отдельного мусоровоза под его обслуживание  – вывозить пластик и твердые бытовые отходы за счет двух рейсов одного и того же грузовика не получится, под раздельный сбор придется выстраивать отдельную инфраструктуру, в том числе и транспортную.

При нынешнем уровне тарифа обеспечить полноценную систему раздельного сбора практически невозможно, ведь, помимо эксплуатации контейнеров и мусоровозов, система подразумевает строительство мусороперерабатывающих заводов. Понятно, что последние должны зарабатывать на извлечении вторичного сырья и продаже его другим предприятиям, а не на тарифе, но систему сбора они в любом случае будут финансировать за счет тарифной составляющей. И пока она выглядит недостаточной, никто особой охоты идти в этот бизнес желания не изъявляет.

«На сегодня у нас мусороперерабатывающий завод один в Астане, –  говорит г-н Юрча. –  Сейчас он справляет с объемами ТБО, образующимися от населения. Его мощность порядка 350 тыс. тонн в год при полной нагрузке. Если говорить непосредственно про утилизацию отдельных фракций, то заводы разбросаны по всей территории страны. Они необязательно должны быть локализованы в каждом отдельном городе. Условно говоря, в Алматы есть предприятие по переработки макулатуры 80 тыс. тонн в год. Соответственно, чтобы собрать такой объем, нужно работать на весь Казахстан. Это не проблема, что извлекаемое вторичное сырье везется в Алматы или в любой другой город. Главное, чтобы оно было извлечено и не попало на полигон в переработку», –  добавляет он.

При этом население вовлекать в сортировку необходимо, поскольку при извлечении раздельных фракций из смешанного мусора его объем едва доходит до 13%, а при разделении мусора населением этот показатель достигает 40%. Вопрос в том, как заинтересовать людей отделять от общей массы мусора хотя бы пластик. Оператор РОП пытается решить эту проблему материальной заинтересованностью.

«Через наши программы субсидирования специализированных организаций, которые занимаются сбором вторсырья и отходов упаковки, мы выделяем авансовые денежные средства на эту инфраструктуру по раздельному сбору, и некоторые предприятия, как в Алматы, устанавливают пункты, куда люди могут прийти и за деньги сдавать отходы, –  говорит представитель компании, но при этом подчеркивает, что открывать приемные пункты в каждом дворе нерентабельно.

Гораздо привлекательнее выглядит действующая на Западе так называемая депозитно-возвратная система: наличие в магазинах и в торгово-развлекательных центрах специальных устройств, в которые можно опустить пустую пластиковую бутылку – и взамен получить либо деньги, либо чек на скидку в определенном магазине.

Читайте также