Перейти к основному содержанию

2814 просмотров

Акимат «передумал»: у бизнесменов Костанайской области могут забрать 400 участков

Заместитель директора по правовым вопросам Палаты предпринимателей Самат Садвакасов прокомментировал ситуацию

Фото: Shutterstock / Africa Studio

В Палате предпринимателей Костанайской области уже несколько месяцев пытаются помочь местным бизнесменам, у которых власти хотят изъять ранее выданные земельные участки.

Предприниматель Леонид Кушнеров рискует остаться без бизнеса. Дело в том, что он занимается пассажироперевозками и по закону должен располагать ремонтно-производственной базой. 28 августа Кушнеров наконец получил разрешение на строительство базы для своего предприятия, но теперь его пытаются лишь земельного участка.

«Долго мучились. В 2016 году обратились в акимат. В 2017 нам только выделили землю. Потом делали проекты. Это тоже долгая процедура. Поэтому, как только нам дали разрешение, мы начали усиленно строиться — заборы поставили, фундаменты залили. И тут нам приходит бумага с предупреждением, что землю будут изымать. Мы написали письмо в строительную компанию о том, чтобы приостановили деятельность, потому что ситуация непонятная. Что будет дальше с вложенными деньгами, с надеждами, с перспективами развития? Мы ведь не нарушили ни одну букву закона, получили документацию от "а" до "я". Ее перепроверили столько чиновников», - вспоминает Леонид Кушнеров.

В такой же ситуации оказался и костанаец Еркен Онайбеков. Земельный участок под магазин он получил в ноябре 2017 года. Естественно, ни о каком строительстве уже и речи быть не могло. Освоение участка началось только с наступлением тепла, весной.

«Я заказал проект, а потом мне пришло уведомление о том, что была проведена проверка и выявили нарушения. Я поехал к руководителю отдела земельных отношений, он обещал, что проблема решится. В итоге пришла повестка в суд», - поясняет он.

И таких земельных участков, в отношении которых акимат «передумал», в Костанайской области около 400. Из них 180 находятся непосредственно в областном центре. В некоторые из нихпредприниматели успели вложить миллионы тенге.

«Дело в том, что местные исполнительные органы предоставляли эти земельные участки, руководствуясь статьей 44-1 Земельного кодекса. Данная статья регламентирует передачу земельных участков на основании заявления самого предпринимателя. Вместе с тем в Земельном кодексе прописано, что эти земельные участки могут быть объектами продаж через аукционы. Думаем, что это дает альтернативу местным исполнительным органам — или выдать по заявлению лица, или же через аукцион. Акиматы приняли решение передавать без аукциона. Однако по результатам прокурорских проверок они получили представление о том, что незаконно предоставляли эти земельные участки, а значит, их необходимо вернуть», - комментирует ситуацию заместитель директора по правовым вопросам Палаты предпринимателей Костанайской области Самат Садвакасов.

Получается, что дело всего лишь в трактовке законодательства. У акиматов свое понятие, у прокуратуры — свое. А страдают бизнесмены. Не получив ответа у чиновников, они стали массово обращаться в Палату предпринимателей Костанайской области. Первым делом эксперты провели мониторинг, чтобы выяснить, сколько участков уже освоено, сколько находятся на стадии освоения, сколько не используются вообще.

«Наша позиция такова — если предприниматель понес определенные затраты, земельные участки забирать нельзя. Возможность расторжения можно рассматривать только по тем участкам, в которые предприниматели не вложили ни копейки», - заключает Садвакасов.

В свою очередь, в акимате Костанайской области считают, что в представлениях Генеральной прокуратуры Республики Казахстан  были отражены факты нарушений законности в сфере земельных отношений в части предоставления без проведения торгов для строительства коммерческих объектов и сенокошения. 

«Вместе с тем, согласно представления областной прокуратуры выявлены факты нарушений без проведения торгов на прямую по Костанайской области – 345 земельных участков, общей площадью – 3 796,9 га для строительства коммерческих объектов и сенокошения. 

В настоящее время акиматами городов и районов образованы межведомственные рабочие группы по проведению инвентаризации (обследовании) земельных участков, куда входят представители прокуратуры, отдела архитектуры и градостостроительства, отдела земельных отношений,  Палаты предпринимателей.  

Данной рабочей группой проводятся выезды по  земельным участкам, указанным в представлении прокуратуры, с целью выявления использования его по целевому назначению и процента освоения. В ходе осмотра земельных участков были подтверждены факты  на предмет неосвоения. В случае неосвоения земельных участков подготавливаются иски по расторжению договоров аренды с дальнейшим направлением в суд», говорится в сообщении властей.

3507 просмотров

Как гостиничный бизнес Узбекистана пытается догнать растущий поток туристов

Власти республики объявили туротрасль стратегической и выделяют немалые средства из бюджета на поддержку этого бизнеса

Фото: Shutterstock.com/Marina Rich

Увеличить и количество гостиниц, и объем номерного фонда в два раза планирует Узбекистан уже до конца 2021 года – рынок требует все больше мест для туристов.

В 2019 году Узбекистан посетили 6,7 млн туристов. Три года назад этот показатель был равен лишь 2,2 млн человек. По оценке Всемирной туристской организации при ООН, республика сейчас на четвертом месте среди стран с наиболее динамично развивающейся туристической отраслью. Растущий поток гостей выявил слабые места, которые тормозят развитие туризма в Узбекистане. Одна из главных болевых точек – гостиничный фонд.

Койко-место под узбекским солнцем  

На начало года в Узбекистане, по данным Госкомитета по развитию туризма, насчитывалось 1,2 тыс. объектов инфраструктуры гостеприимства, 70% из них – это гостиницы, 18% – хостелы и 12% – другие виды размещения. Общий номерной фонд составляет 24 тыс. и рассчитан на 50 тыс. койко-мест. «Средний уровень загрузки гостиничного фонда по итогам 2019 года составил 83%. Это очень большой показатель. В пиковые сезоны порой невозможно найти свободного номера в Ташкенте и особенно в таких туристических центрах, как Хива, Самарканд, Бухара», – прокомментировал начальник департамента по стратегическому развитию и кадровым ресурсам Госкомтуризма Шухрат Исакулов.

По словам председателя Ассоциации отельеров Узбекистана Фарангиз Абдуллаевой, из-за повышенного спроса понятие сезонности для гостиниц становится менее актуальным. «Узбекистан всегда считался сезонным направлением. Но в 2019 году серьезная загруженность была на протяжении всего года», – подчеркнула Фарангиз Абдуллаева. 

Поддержать сумом

Провозгласив туризм стратегической отраслью, власти Узбекистана взялись за решение проблем с дефицитом гостиничного фонда. В 2019 году в стране стартовала программа субсидирования строительства новых отелей. Государство покрывает расходы застройщиков в размере 40 млн сумов ($4,2 тыс.) за один номер для трехзвездочных гостиниц и 65 млн сумов ($6,8 тыс.) за номер в «четырех звездах». 

Учредитель трехзвездочного отеля «Согдиана» в Самарканде Азиз Ташев – один из тех предпринимателей, кто такой поддержкой уже воспользовался. «Благодаря субсидии государства мы смогли покрыть свои расходы на 20%, а всего получили 4,08 миллиарда сумов (эквивалентно $428 тыс.). Это существенная поддержка для нас. Без дотаций со стороны государства ускоренно развивать туризм невозможно», – уверен Ташев. 

Программа субсидирования будет действовать до 2022 года. За это время количество гостиниц в стране должно вырасти вдвое – до 2,4 тыс, а номерной фонд увеличиться до 50 тыс. Только в прошлом году в Узбекистане появилось 270 новых объектов гостиничного бизнеса. 

Бросить все и уйти в туризм

Власти Узбекистана поддержали предпринимателей не только деньгами, но и административно – упростив порядок и требования к получению лицензии на данный вид деятельности. В результате в стране резко выросло число гостевых домов и хостелов. Именно они, по оценке Шухрата Исакулова, помогли выправить ситуацию в пиковые периоды туристического сезона 2019 года. 

Абдулазиз Икрамжанов полтора года назад с родителями открыл первый хостел в Ташкенте. Сейчас он более чем уверен, что у этого вида гостиниц большие перспективы в Узбекистане. «Мы не ощущаем большой конкуренции, да и разнообразия среди хостелов тоже пока нет. Узбеки привыкли жить в больших домах, а сейчас все больше к людям приходит понимание, что использовать свое жилище для размещения гостей – это нормально. Тем более что никаких проверок или дополнительных бумажек тоже не требуется», – говорит Икрамжанов. 

Отсутствие бюрократии при открытии гостиничного бизнеса приводит к тому, что некоторые предприимчивые владельцы жилплощади в многоквартирных домах регистрируют свое имущество как хостел. Ташкентские риелторы объясняют это тем, что из-за отсутствия номеров в гостиницах туристы часто выбирают посуточную аренду квартир. А по узбекистанским законам если иностранец находится в стране более трех дней, он обязан зарегистрироваться по месту пребывания. 

Хостелы, как и другие объекты размещения, зарегистрированы в единой операционной системе, с помощью которой ведется учет туристов.

«Мы сейчас наблюдаем такую картину, что те предприниматели, которые занимались другими видами деятельности, переключаются в сферу туризма. Потому что туризм быстро окупается. Тем более в условиях дефицита, который есть по номерному фонду», – прокомментировал Шухрат Исакулов. Нехватка средств размещения, по его словам, сказывается на ценовой политике гостиниц. «Стоимость номера в Узбекис­тане относительно выше, чем в других странах. В Ташкенте или Бухаре номер в трехзвездочном отеле будет стоить примерно 40–50 долларов», – отметил Исакулов. Он уверен, что ситуация изменится с появлением большего числа гостиниц в стране.

kak-gostinichnyj-biznes-uzbekistana-pytaetsya-dognat-rastushhij-potok-turistov-2.jpg

Фото: Shutterstock.com/Polina LVT

Красиво жить не запретишь

Рост туристической активности спровоцировал интерес к Узбекистану со стороны компаний, которые специализируются на строительстве пятизвездочных отелей и крупных гостиничных комплексов. В настоящее время в республике всего две гостиницы высшего сегмента – Hyatt Regency и Hilton, обе находятся в Ташкенте. К концу года в узбекской столице откроется отель сети Marriot, сообщила Фарангиз Абдуллаева. «Ведутся переговоры с Sheraton и InterContinental – это те бренды, которые были у нас на рынке, но по определенным причинам ушли с него. Сейчас они возвращаются, и очень активно. Была информация, но пока не подтвержденная, что и Four Seasons хотят войти на наш рынок. Большой интерес крупные бренды проявляют  к Самарканду. Крупные сети хотят выйти на узбекский рынок, потому что для гостиниц в стране действует много разных преференций», – акцентировала председатель Ассоциации отельеров.

Внимание глобальных гостиничных сетей к Узбекистану продиктовано в том числе и ростом деловой активности в стране, которая, в свою очередь, стимулирует развитие такого направления, как MICE-туризм. Этот вид туризма подразумевает проведение крупных бизнес-мероприятий, форумов, конгрессов и так далее. «Мы видим, что строятся отели с конференц-залами, потому что есть спрос, и неплохой. Благодаря этому Узбекистан может позиционировать себя как площадка для организации и проведения деловых мероприятий», – заявила Абдуллаева.

Отели без сервиса – деньги на ветер

Развитие сферы гостеприимства автоматически требует новых, квалифицированных работников отрасли.  Для организации качественного сервиса и подготовки персонала при Госкомтуризме был создан институт развития туризма – это научно-методологический центр, разрабатывающий стандарты и программы обучения, а в Самарканде открыт международный университет «Шелковый путь» для будущих менеджеров в индустрии туризма. 

Кроме того, в прошлом году под юрисдикцию Госкомтуризма перешли 18 профессиональных колледжей во всех регионах страны, а при Ассоциации отельеров Узбекистана появилась академия гостеприимства. Эти учебные заведения будут готовить линейный персонал для стратегически важной индустрии в целом и для гостиниц в частности.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif