Смогут ли аэропорты Казахстана работать по международным стандартам?

Опубликовано
Корреспонденты «Къ» выясняли как обстоят дела в аэропортах страны

В конце июля заместитель председателя правления по транспортировке, переработке и маркетингу нефти АО «НК «КазМунайГаз» (КМГ) Данияр Тиесов, заявил, что казахстанские НПЗ готовятся к выпуску авиакеросина международного стандарта. В свою очередь представитель IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта) Джордан Карамалаков отметил, что главный вопрос не в том, когда начнется производство Jet А1, а в возможностях аэропортов страны работать с новым видом топлива. Как выяснилось, многим воздушным гаваням Казахстана не до поиска многомиллионных инвестиций на модернизацию своей топливозаправочной инфраструктуры.

Актобе — Не до жиру, на плаву бы удержаться

Актобе_аэропорт1.jpg

АО «Международный аэропорт Актобе» испытывает финансовые проблемы. Конкретные цифры руководство воздушной гавани не называет, ссылаясь на коммерческую тайну, однако не скрывает, что уже несколько лет подряд аэропорт несет убытки.  

Для стабилизации финансового положения необходимо возобновление грузовых перевозок и увеличение количества пассажирских рейсов, говорят специалисты. Работа в этом направлении ведется, но пока только на уровне переговоров.  

Вообще АО Международный аэропорт Актобе, занимает выгодное географическое положение, его техническое  оснащение и взлетно-посадочная полоса, протяженностью 3,5 км позволяют принимать все типы воздушных судов.  

Однако, несмотря на это, загружен он не на полную мощность. Сейчас пропускная способность аэропорта составляет до 350 пассажиров в час, когда по нормативам воздушная гавань может принимать до 500 человек. Ежедневно отсюда выполняется 8-9 регулярных рейсов.  

«Аэропорт готов принимать и больше воздушных судов, но пока по ряду объективных причин,  и в первую очередь отсутствия дополнительных самолетов, сами авиакомпании не могут открыть новые направления. Например,  в связи с тем, что один борт у авиакомпании Qazag Air на ремонте,  изменили маршрут, раньше было направление Атырау-Актобе-Шымкент, сейчас Атырау-Актобе-Астана-Шымкент», — говорит и.о. председателя правления АО «Международный аэропорт Актобе» Ерлан Кусман.  

Хотя определенные сдвиги в этом направлении все же есть. К примеру, компания «Аэрофлот» увеличила количество рейсов в Москву в этом году с четырех до семи. Если в 2017-ом году в аэропорту было 1465 взлетов-вылетов, то при плане на 2018 год — 1300 судов, аэровокзал только в первом квартале принял 1954 самолета.  Такая же тенденция   и с пассажиропотоком, если в прошлом году аэропорт принял 84 653, то при плане на первое полугодие 84 300, услугами аэропорта уже воспользовались 100 792 пассажира. Увеличение рейсов здесь рассматривают, как один из способов выбраться из затяжного кризиса. В качестве перспективных направлений называются Баку, Минеральные воды, Сочи, Санкт-Петербург, Оренбург, Минск, Пекин. Представители аэропорта провели переговоры с авиакомпанией «Оренбуржье» по открытию направления «Актобе-Оренбург». Однако пока из-за различий в законодательной базе этот вопрос решить не удалось. Российские суда, предназначенные для полетов по данному направлению, не обеспечены системой TCAS, которая необходима для предупреждения столкновений самолетов в воздухе. Большие надежды в воздушной гавани возлагают и на транзит грузов из Китая.  

Именно отсутствие полетов грузовых самолетов в аэропорту называют основной причиной убыточного финансового положения. Такая ситуация в воздушной гавани существует последние несколько лет. «В 2014-ом году практически прекратились грузовые рейсы через аэропорт. В это время в Казахстане повысились таможенные тарифы, авиакомпаниям стало выгоднее осуществлять грузовые перевозки через Кыргызстан, там цены ниже. А уже оттуда автотранспортом через нашу территорию в Россию», -говорит и.о председателя правления. 

Последний раз тарифы на свои услуги аэропорт поднимал в 2016-ом году.  Тогда заявку на увеличение стоимости услуг по наземному обслуживанию судов на 50-60% в антимонопольном комитете  сочли слишком высокой, и тарифы по некоторым позициям подняли на  10-20%.  Держаться на плаву сейчас удается за счет экономии.  «Если выйдем на ноль, то есть перестанем нести убытки, тогда можно будет думать о том, как получать прибыль.  Тогда будем думать об индексации зарплат, выплате премий. Сейчас проблем с выплатой зарплаты и налогов нет, все платим вовремя», — делится Ерлан Кусман. 

Масштабная реконструкция взлетно-посадочной полосы проводилась в аэропорту Актобе в 2005-ом году, аэровокзального комплекса в 2007-ом. Средства выделялись по линии Министерства транспорта и коммуникаций и Комитета гражданской авиации МТиК РК.  И если с текущим ремонтом взлетно-посадочной полосы, обновлением техники и оборудования, задействованных в обслуживании воздушных судов и пассажиров здесь справляются, то переход на международные стандарты топлива Jet А-1 самостоятельно аэропорт осилить не сможет. Так как потребуются большие финансовые вложения.

Наталья Салькова

Тараз — Свободное планирование

Тараз1.jpg

В советское время в регионе действовал один аэропорт и два небольших аэродрома: в селах Байкадам и Фурмановке (ныне с. Мойынкум). Трудности становления независимости выдержал только аэропорт Тараза. Но и сегодня здесь мечтают о лучших временах. А жители области терпеливо ждут, когда количество авиарейсов увеличится, чтобы для вылета в города ближнего и дальнего зарубежья не добираться через Алматы или Шымкент.  

В 1994 году аэропорт получил статус международного. В 2000 году на его базе образовано АО «Международный аэропорт «Аулие-Ата». Но и то долгое время здесь обслуживали лишь чартерные рейсы. С 2002 года было открыто два направления: в Астану и Алматы. В 2012 году к руководству аэропортом пришла компания «SСAT», которая решила вложить средства в реконструкцию терминала. Все работы ТОО «Игилик бизнес групп» завершило в 2015 году.  

А вот реконструкция взлетно-посадочной полосы без поддержки со стороны государства оказалась невозможной. Делать обычный ремонт было нецелесообразно, так как это не позволит принимать большие самолеты. В общем, стоимость модернизации взлетно-посадочной полосы протяженность 3500 метров обошлась Министерству транспорта и коммуникаций РК в сумму более 4 млрд тенге. Все работы выполнило ТОО «К-Дорстрой». Уже в 2013 году обновленная полоса стала принимать пассажирский и грузовой транспорт.  

По информации пресс-службы АО «Международный аэропорт «Аулие-Ата», всего с 2013 года в модернизацию воздушной гавани нашего региона на основе государственно-частного партнерства проинвестировано свыше 7 млрд тенге. Из них 2,8 млрд тенге — частные инвестиции компании «SCAT».  

Сегодня аэропорт обслуживает порядка 100 рейсов ежемесячно. В том числе 12 рейсов сообщением Тараз-Астана-Тараз. С 30 апреля возобновились рейсы Москва-Тараз-Москва. Он работает сезонно, а вылет осуществляется раз в неделю по понедельникам. Цены на авиа-билеты составляют от 40 тысяч тенге и выше.  

Помимо этого, ежедневно обслуживаются транзитные рейсы направлением из Таджикистана в города России, а также принимаются грузовые воздушные суда, в том числе AН-124 «Руслан», A300 и другие. Статистика за этот год пока не подведена. Но в 2017 году из аэропорта Тараза отправлено примерно 60 тыс. пассажиров.  

С 2016 года начато обслуживание грузовых рейсов в ОАЭ, Иран, Аман с сельскохозяйственной продукцией. К примеру, отправлено свыше 10 тыс. голов крупного рогатого скота.  

На данный момент аэропортом города Тараз введется активная работа по привлечению транзитных грузовых и пассажирских авиаперевозчиков. Запланировано открытие новых маршрутов в Стамбул, Анталью, Урумчи, Актобе, Атырау, Тегеран, Гонконг.  

Людмила Мельник

Кызылорда — Международным быть обязан…

Фото: Открытые Источники

Фото из открытых источников

В Кызылорде ищут инвестора для строительства современного  аэропорта.       В 2014 году аэропорт получил статус международного и может принимать любые типы самолетов. Но чтобы соответствовать этому статусу, нужно создать необходимые условия и выполнять требования.  

«Нынешнее здание аэропорта построено в 2000 году и его пропускная способность 150 пассажиров в час, — говорит заместитель директора аэропорта АО «Коркыт –ата» по производству Галымжан Жаманбаев. – Сейчас мы принимаем в два раза больше, поскольку    увеличилось количество рейсов.  Появились и современные судна. Если раньше мы принимали «Як-40», «Ан-24», «Ту -134», то сейчас мы принимаем Airbus –A 320, Boing -737, Sukhoi Superjet -100.  

Реконструкцию аэропорта проводили с 2008 по 2010 годы, на это ушло более 5 млрд тенге. Здесь построили новую взлетную полосу протяженностью 2700 километров, шириной 45 метров.  Аэропорт полностью соответствует своей категории «В». Но этого мало –нужно новое здание, чтобы работать в соответствии с   международными стандартами.  

Государственная комиссия по модернизации экономики РК в мае 2018 года   принято решение об исключении АО «Аэропорт Коркыт ата» из комплексного плана приватизации, что дает возможность привлечь инвестора. Вопрос прорабатывается в рамках государственно –частного партнерства 30 июля 2018 года был объявлен конкурс по определению частного партнера.   

Заинтересовались две компании – ТОО «BI-Industrial» и «Вazis Construction». 

«За первое полугодие 2018 года из аэропорта Кызылорды было отправлено 46 400 пассажиров, -говорит исполняющий обязанности руководителя областного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Дамир Тилеуов. – Сейчас выполняется 28 внутриреспубликанских рейсов. Есть чартерный рейс (техническая посадка, дозаправка) по маршруту «Худжант –Кызылорда -Москва». С   16 июля 2018 года добавился международный рейс «Москва –Кызылорда-Москва» периодичностью 4 раза в неделю. Его выполняет авиакомпания ПАО «Аэрофлот». 

Мира Жакибаева

Усть-Каменогорск — Нехватка кадров и необходимость ремонта

устькаман.jpg

Из международного аэропорта Усть-Каменогорска ежедневно выполняется 8 рейсов по нескольким направлениям. Отсюда можно вылететь в Астану, Алматы, Семей, Урджар, Москву, Новосибирск и Зайсан. Летом можно улететь и в Анталью.  

В среднем за год услугами воздушной гавани пользуются около 400 тыс. человек. Это даже больше, чем населения в самом Усть-Каменогорске. Форма собственности аэропорта – акционерное общество, образованное путём слияния двух АО «Иртыш Авиа» и «Ульба» в конце 90-х годов прошлого века. В 2000 году пакет акций был передан в коммунальную собственность, а в 2008 году в республиканскую. В том же году госпакет акций перешёл к АО «Национальная компания «Социально-предпринимательская корпорация «Ертіс». Общая территория объекта 171, 96 га.  

СПК «Ертіс» не так давно выделил средства на строительство нового терминала прилёта с пропускной способностью 200 пассажиров в час. Затраты на возведение составили 554, 53 млн тенге. По информации представителей аэропорта, это позволило довести воздушную гавань до международных стандартов и соответствовать требованиям Министерства транспорта и коммуникации РК в части внедрения международных стандартов качества сервиса, что значительно повысило качество обслуживания пассажиров. 

Перечень услуг, оказываемых международным аэропортом Усть-Каменогорска довольно внушителен. Это и услуги по обеспечению взлёта и посадки воздушных судов, услуги по обеспечению авиационной безопасности, обслуживание пассажиров, обработка грузов, обеспечение судов ГСМ, хранение топлива и многое другое.  

Для заправки воздушных судов применяется авиатопливо марок ТС-1 ГОСТ 10227-2013 и РТ ГОСТ 10227-86 российского производства (ПАО «Газпромнефть» порядка 70% от общего объема) и казахстанского производства (Шымкентский нефтеперерабатывающий завод, порядка 30% от общего объема). Вопрос о переходе на авиатопливо марки Jet A-1 и связанные с ним мероприятия по модернизации соответствующей инфраструктуры не рассматривались.  

Несмотря на то, что аэропорт, по сути, находится на гособеспечении, у него есть ряд существенных нерешённых проблем. Самая основная, это реконструкция и капитальный ремонт искусственной взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек, мест стоянок воздушных судов в связи с истечением межремонтного срока. 

«Последний капитальный ремонт искусственной взлетно-посадочной полосы производился в 2003 году (нормативный срок эксплуатации 7-8 лет). Согласно Плану мероприятий по реализации Государственной программы инфраструктурного развития «Нурлы жол» на 2015-2019 годы, утвержденному Президентом Республики Казахстан Назарбаевым Н.А. от 6 апреля 2015 года №1030, раздел «Гражданская авиация», предусмотрены средства из Республиканского бюджета на реконструкцию взлетно-посадочной полосы и аэровокзального комплекса АО «Аэропорт Усть-Каменогорск». До настоящего времени средства из Республиканского бюджета не выделены. Капитальный ремонт терминалов не проводился, ремонт отдельных элементов проводился в 2001 г, в т.ч. проведена реконструкция пассажирского терминала по созданию раздельных залов прилета и вылета в соответствии с требованиями международных стандартов. Текущий ремонт производится ежегодно», — ответили в аэропорту Усть-Каменогорска на запрос «Къ».  

Есть проблемы и с кадрами. Из-за отсутствия квалифицированных специалистов, выпускаемых учебными заведениями в сфере гражданской авиации, ощущается нехватка кадров по многим специальностям. Среди них начальник службы авиационной безопасности, начальник подразделения досмотра, инспектор по техническому оборудованию и средствам безопасности,  начальник аэродромной службы, инженер по эксплуатации аэродрома и ещё несколько позиций. Эти вопросы на данный момент аэропорту решить не удаётся.  

Антон Сергиенко

Атырау — Подлежит приватизации

IMG_20180804_152718.jpg

Международный аэропорт Атырау является крупным аэропортом Западного Казахстана и единственным на территории Атырауской области. Технические возможности аэропорта позволяют обслуживать все типы воздушных судов пассажирского и грузового назначения. 

Общая площадь территории аэропорта – 369,7 га. Основной терминал аэропорта для обслуживания пассажиров был сдан в эксплуатацию в 1979 году. Капитальный ремонт пассажирского терминала был проведен в 2003 году. Для комфортного обслуживания пассажиров в октябре 2007 года были сданы в эксплуатацию новые накопители, что увеличило пропускную способность терминала. В настоящее время пропускная способность пассажирского терминала составляет 350 пассажиров в час.  

Искусственная взлетно-посадочная полоса была сдана в эксплуатацию в 2006 году, общая ее длина – 3 км. Взлётно-посадочная полоса оснащена системой светосигнального оборудования огней высокой интенсивности, обеспечивающей точный заход посадки воздушных судов. В среднем в сутки аэропорт Атырау обслуживает 15 – 20 внутренних и международных рейсов. 

Аэропорт Атырау принимает такие типы воздушных судов, как: Boing-767, Boing – 757, Boing – 737, Airbus-321, Embraer-190, CRJ-200, Fokker-100, Q-400, Ил-76, Ан-12, Ан-124 (Руслан). 

Маршрутная сеть аэропорта насчитывает 16 внутренних и международных направлений, полеты по которым в 2017 году совершали авиакомпании АО «Эйр Астана»,  АО «Bek Air», АО «Авиакомпания «Евро-Азия Эйр», АО «Авиакомпания «Scat», АО «Qazaq Air» и ПАО «Аэрофлот-российские авиалинии», «Coyne Airways Limited», «Silk Way Airlines», «Aster Aviation Services DMCC» и другие. Регулярными рейсами Атырау связан с городами Астана, Алматы, Уральск,  Москва, Стамбул, Амстердам. Чартерные рейсы выполняются по всему миру, но основными направлениями являются Шарм-Эль-Шейх, Анталья, Баку, Тбилиси. Наибольший пассажиропоток отмечается на направлениях городов Астаны, Алматы, Москвы, Амстердама и Стамбула. 

С августа 2009 года АО «Международный аэропорт Атырау» начало обслуживать пассажиров вертолетов, осуществляющих полеты на нефтяные месторождения, расположенные как на шельфе Каспийского моря, так на территории Атырауской области.  

Основные виды деятельности АО «Международный аэропорт Атырау» — это обеспечение взлета и посадки воздушных судов, обеспечение авиационной безопасности, обеспечение встречи-выпуска воздушных судов, обеспечение авиационными горюче-смазочными материалами воздушных судов, предоставление специальных автотранспортных средств.  

По информации, предоставленной председателем правления АО «Международный аэропорт Атырау» Есболом Керей, на услуги, оказываемые предприятием, установлены следующие тарифы: обеспечение взлета и посадки воздушного судна за 1 тонну – 2 402 тенге; обеспечение авиационной безопасности за 1 тонну: для внутренних воздушных линий – 699,94 тенге, для международных воздушных линий – 710,67 тенге; предоставление места стоянки ВС сверх 3 часов после посадки для пассажирских и 6 часов для грузовых и грузопассажирских сертифицированных типов ВС при наличии грузов (почты), подлежащих погрузке или выгрузке за 1 тонну минимальной взлетной массы в сутки: для внутренних воздушных линий – 273, 84 тенге, для международных – 276 тенге; заправка авиационным ГСМ ВС за 1 тонну (без авиа-ГСМ): для внутренних воздушных линий – 5 734 тенге, для международных – 6 783 тенге; обработка грузов за 1 тонну: для внутренних воздушных линий – 15 тыс. тенге, для международных – 24 926 тенге.  

Единственным акционером АО «Международный аэропорт Атырау» в настоящее время является АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына». Стоит отметить, что АО «Международный аэропорт Атырау включен в план приватизации на 2016-2020 гг и как следует из информации с официального сайта «Самрук Казына», в настоящее время находится в стадии предпродажной подготовки. 

Тамара Сухомлинова

Семей — Терпение и труд

IMG_3046.JPG

10 млрд 450 млн тенге затратило государство на реконструкцию взлетно-посадочной полосы и здания аэровокзала в Семее. В течение двух лет идут строительные работы. А в это время пассажиры воздушного транспорта ютятся в одноэтажном здании, а самолеты используют грунтовую взлетно-посадочную полосу. 

С 1982 года, то есть с самого момента ввода в эксплуатацию, здание аэровокзала в Семее не подвергалось никаким видам ремонта. Аналогичная ситуация сложилось и по ремонту взлетно-посадочной полосы. В том же 1982 году полосу длиной 2500 метров увеличили до 3100 метров, уложив плитами марки ПАГ-14, обеспечив тем самым возможность приема всех видов гражданского и военного воздушного транспорта. 

«В течение 34 лет постоянной эксплуатации взлетно-посадочная полоса десятки тысяч раз приняла и отправила такие типы воздушных судов, как ИЛ-86, ИЛ-76, ТУ-154, а также все виды боингов и аирбасов, военных ТУ-128 и МИГ-31», — говорит начальник производственно-диспетчерской службы ТОО «Международный аэропорт Семей» Рашид Газизов. – «Конечно, за эти годы взлетно-посадочная полоса изрядно обветшала и требовала полной реконструкции. Посадка и взлет воздушного транспорта на полосе, находящейся в подобном состоянии, были далеко небезопасны». 

С 2013 года, когда аэропорт Семея был передан на баланс областного акимата, периодически возникал вопрос о необходимости полной реконструкции взлетно-посадочной полосы и здания аэровокзала. В декабре 2016 года начались работы по демонтажу полосы силами генеральной подрядной организации ТОО «Терезе» из Усть-Каменогорска. 

По словам начальника наземных служб ТОО «Международный аэровокзал Семей» Марата Джаксалыкова, эксплуатация полосы велась вплоть до мая 2017 года, когда строители начали демонтаж последнего участка. Эти плиты послужили городу еще раз: битый железобетон использовался для производства берегоукрепительных работ вдоль Иртыша на острове Бейбiтшiлiк, где расположен городской водозабор. 

В настоящий момент взлетно-посадочная полоса длиной 3100 метров полностью реконструирована. Как заверили корреспондента «Къ», уже 4 сентября самолеты всех типов начнут принимать на новой полосе. Кстати, толщина бетонного покрытия полосы составляет 40 см, а под ним проложена гравийная подушка. 

Одновременно ведутся работы по реконструкции сразу нескольких вспомогательных объектов аэропорта. Так, вместо маломощной котельной была построена новая с двумя котлами. Однако размеры новой котельной таковы, что места для служебных помещений кочегаров в ней просто не осталось. О чем заявили сотрудники аэропорта многочисленным комиссиям, которые ведут контроль над реализацией проекта. Также выстроена новая пожарно-спасательная станция и центральный электрораспределительный пункт. 

Самым сложным объектом оказался сам аэровокзал Семея. Первоначально в проекте было запланировано произвести реконструкцию мягкой кровли на металлическую, заменить систему отопления и оконные витражи на пластиковые стеклопакеты. Однако в ходе работ выяснилось, что у здания есть целый ряд других серьезных проблем, в числе которых грунтовые воды в подвале здания.   

Пришлось изыскать дополнительные средства и в настоящий момент подрядчики уже завершают работы по строительству глиняного «замка» и изоляции подвала по всему периметру здания.  

С весны 2018 года, когда строители приступили к реконструкции аэровокзала, обслуживание пассажиров перевели в одноэтажное приспособленное здание с облезлыми стенами и дырявыми полами. 

«Мы понимаем, что должны предоставить своим пассажирам максимум условий для приятного путешествия, но пока идет процесс реконструкции, это, к сожалению, невозможно. Было предложение полностью закрыть аэропорт на время реконструкции, но тогда бы наши пассажиры были вынуждены делать перелеты внутри страны из Усть-Каменогорска. Я думаю, что уже в 2019 году мы начнем работу аэропорта в новом режиме международного класса», — прокомментировал жалобы пассажиров аэропорта Семея Рашид Газизов. 

Кстати, после ввода аэропорта в эксплуатацию в Семее планируется приступить к строительству транспортно-логистического центра международного значения со всеми видами грузовых перевозок: воздушным, железнодорожным, автомобильным и речным видами транспорта. 

Екатерина Гуляева

Читайте также