Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


1757 просмотров

Ряд предприятий кожевенной отрасли на грани закрытия из-за отсутствия сырья

Президент ассоциации предприятий легкой промышленности РК Любовь Худова рассказала Kursiv.kz почему складывается такая ситуация

Фото: shutterstock.com

Ассоциация предприятий легкой промышленности РК обеспокоена ситуацией, складывающейся в связи с острой нехваткой сырья для предприятий кожевенно-меховой и обувной отраслей промышленности. Кожевенные заводы находятся на грани закрытия. Имеющиеся мощности обувных предприятий отрасли загружены всего лишь на 30-50%, кожевенных на 10-30%. Почему складывается такая ситуация, рассказала Президент ассоциации предприятий легкой промышленности РК Любовь Худова.

- Почему назрел сырьевой кризис в кожевенной отрасли?

- Необработанные шкуры, в основном нелегально, вывозятся в Китай. Через подставные фирмы, частных предпринимателей, скупается огромное количество всех видов шкур крупного и мелкого рогатого скота по бросовым ценам, уплачивая минимальную плату за патент. 

- Ассоциация как-то препятствует этому?

- Ассоциация на протяжении ряда лет проводит целенаправленную работу по изменению положения в данных отраслях промышленности. Удалось добиться подписания Постановления Правительства РК от 27 декабря 2004 года №1404 «О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства РК», в Постановление от 5 июня 2000 года №841 «О ставках вывозных таможенных пошлин на отдельные виды товаров», где на необработанные шкуры КРС, МРС и прочие (4101, 4102, 4103) установлено – 20% пошлина, но не менее 200 евро за 1 тонну, против ранее существовавших пошлин на вывоз необработанных шкур КРС – 90 евро за тонну, овец и ягнят – 70 евро за тонну и прочих шкур – 60 евро за тонну.

Даже такое решение на том этапе дало свои результаты. Однако не сняло остроту проблемы. Появилась тенденция к росту экспорта шкур КРС, что обусловлено повышением спроса на необработанные шкуры сельхозживотных как в европейских странах, так и в особенности в Китае, других странах Азии. Имел место и увеличившийся экспорт из Казахстана и реэкспорт шкур из РФ (500 евро за 1 тонну) через Казахстан.
Подписанное Постановление Правительства РК от 15 октября 2012 года №1312, где установлен размер вывозных пошлин на необработанные шкуры сельскохозяйственных животных 500 евро за одну тонну (как в РФ и Белоруссии), инициированное ассоциацией также не решило данной проблемы.

- В чем это выражается?

- Продолжается массовый вывоз сырья из страны, большая его часть контрабандным путем, что приводит к дефициту свыше 50% сырьевых ресурсов и потере отрасли. Это не отвечает государственным интересам, как с экономической точки зрения, так и в плане социальных последствий. Пострадает не только кожевенная отрасль, но и другие сектора экономики. Потребителями натуральных кож внутри страны являются обувная, кожгалантерейная и другие отрасли. Увеличилась потребность силовых структур и национальных компаний в качественной коже для специальной обуви (в связи с заменой кирзовых сапог на ботинки из водостойкой кожи).

- Как из сложившейся ситуации выходят местные производители?

- Из-за недостаточной обеспеченности сырьем обувные предприятия вынуждены импортировать готовую кожу с высокой добавленной стоимостью. Своей продукцией покрывают не более 1-1,5% потребностей населения, что намного ниже уровня экономической безопасности. Имеющиеся мощности обувных предприятий отрасли загружены всего лишь на 30-50%, кожевенных на 10-30% (в разрезе отдельных предприятий).

На сегодняшний день, такие крупные предприятия, как ТОО «Семипалатинский кожевенно-меховой комбинат», ТОО «Алматинский кожевенный завод», ТОО «ТаразКожОбувь», находятся в тяжелом финансовом положении в виду отсутствия сырья, которое в основном вывозится с территории Республики Казахстан.

Имея на руках подписанные долгосрочные контракты на поставку обработанной кожи, в том числе и за рубеж, в настоящее время нуждаются в стабильных поставщиках сырых шкур.

- Как обстоят дела с заготовкой сырых шкур?

- Сегмент бизнеса, связанный с заготовкой у населения сырых шкур, контролируют ряд предпринимателей, деятельность которых непрозрачна и направлена на исполнение заказов клиентов из Китайской Народной Республики. Кроме того, экспорт необработанных шкур является одним из способов вывоза капиталов за пределы нашей страны. Основные объемы шкур либо выбрасываются, либо экспортируются в Китай через Кыргызстан.

- Как можно разрешить сложившуюся проблему, раз таможенные пошлины существенно не решают проблему?

- В целях предотвращения либо уменьшения критического недостатка товаров для внутреннего рынка, необходимо ввести запрет на вывоз шкур КРС.

15 февраля текущего года вопрос о нехватке стратегических видов сырья для отечественных предприятий обрабатывающей промышленности уже рассматривался на заседании Межведомственной комиссии по вопросам внешнеторговой политики, под руководством заместителя Премьер-министра Досаева. Но до сих пор решение не принято. Кожа — это стратегический продукт государства, с учетом положительной тенденции роста животноводства, и который легко можно экспортировать.

Выход из сложившейся ситуации в ассоциации видят один и без альтернатив: запрет на вывоз шкур в необработанном виде из Казахстана. Сначала на шесть месяцев, согласно регламенту Евразийского экономического союза (ЕАЭС), затем, еще на полгода. Казахстан ранее уже вводил запрет на вывоз шкур в необработанном виде – с ноября 2016 года по май 2017 года. Полученный эффект, был значительным: загруженность предприятий доходила до 100%, увеличилась мощность предприятий и выплаты в бюджет.

На мировом рынке стоимость кожи сейчас составляет от 35$ за квадратный дециметр, таким образом, при полной загрузке заводы могут реализовывать кожу на сумму 140 миллионов долларов США.
Вместе с тем, учитывая наличие собственного отечественного сырья у малого и среднего бизнеса по производству одежды, обуви, галантерейных изделий появится возможность стать конкурентоспособными перед импортной продукцией, что в перспективе даст ощутимый толчок в развитии легкой промышленности.

- Существовавший ранее запрет на вывоз сырых шкур как отразился на промышленности Казахстана?

- Введенный с 1 ноября 2016 по апрель 2017 года запрет вывоза шкур в необработанном виде с территории Республики Казахстан полностью себя оправдал. За этот период начала восстанавливаться работа кожевенных предприятий, увеличилась загрузка и эффективность производства.  На ТОО «Таразкожобувь» в 2016 году по сравнению с предыдущим 2015 годом прирост по производству обуви из кожи вырос почти в 2 раза. Численность производственного персонала превысила 350 человек или увеличилась на 46%. Рост налоговых отчислений вырос в 4 раза. Был запущен поток производства модельной и обуви. Появилась возможность обеспечения постоянной работой 500 человек местного персонала, и увеличить производство кожи и обуви на 150% по сравнению с предыдущим годом. В 2017 году запущена программа реализации готовой кожи на внутреннем рынке, обеспечивая при этом дешевым сырьем отечественных производителей обуви.

На Семипалатинском кожевенном заводе объем потребляемого сырья увеличился на 800%, налоговые поступления возросли на 20%, увеличилась численность производственного персонала на 50%.

На сегодняшний день, предприятия отрасли ТОО «Семипалатинский кожевенно-меховой комбинат», Алматинский кожевенный завод, ТОО «ТаразКожОбувь» находятся на грани закрытия ввиду отсутствия сырья.
Не продление срока запрета на вывоз шкур в необработанном виде, кожевенная отрасль легкой промышленности Казахстана понесет убытки в размере более 1400 млн. тенге, сократится численность более, чем на 520 человек, к тому же существенно уменьшатся и поступления налогов в бюджет страны.

- А вообще вопрос о запрете вывоза шкур в ближайшее время планируется рассматривать?

- Вопрос о запрете вывоза шкур в необработанном виде, можно решить только на межведомственной комиссии под председательством вице-премьера. В настоящее время министерство национальной экономики, министерство инвестиций и развития, а также национальная палата предпринимателей «Атамекен» поддержали данную инициативу. Ближайшее заседание состоится 20 сентября. Ассоциация предприятий легкой промышленности РК очень надеется, что вице-премьер на этот раз поддержит кожевенную отрасль легкой промышленности, оказав тем самым прямое воздействие на сектор обрабатывающей промышленности.

Все аргументы уже приведены, все данные и цифры предоставлены. 
 


1100 просмотров

Как международные консультанты помогают развиваться казахстанским предпринимателям

И насколько качественны услуги зарубежных специалистов

Фото: Shutterstock

О том, как структурировать бизнес-процессы и достичь высоких показателей, задумывается, пожалуй, каждый, кто рискнул начать собственное дело. Но при этом мало кто знает, что такую помощь могут оказать так называемые бизнес-консультанты. Правда, найти специалиста, который действительно может решить все задачи, довольно непросто, но возможно. 

Сегодня уже можно сказать, что сменилось три поколения с момента развития казахстанского бизнеса. Первые его представители, а иначе «челноки», появились еще в 90-е годы. В тот момент основной движущей силой рынка были простые сделки по купле-продаже. Бизнес-процессы, а тем более планирование хотя бы на среднесрочную перспективу в расчет не брались. Все это стало появляться с началом нулевых, когда прошли первые пенсионные и земельные реформы, а бизнес начал выходить из тени. 

Наконец, в настоящее время, когда стратегия и планирование становятся основой для казахстанского предпринимательства, отечественные бизнесмены стали все больше внимания уделять образованию, новым знаниям, которые бы способствовали развитию их дела быстро и с наименьшими затратами. И здесь на помощь приходят так называемые бизнес-консультанты, которые, анализируя ситуацию, помогают решить поставленные перед компаниями задачи и тем самым выйти на более высокий международный уровень, а топ-менеджменту – мыслить более масштабно. 
Разброс предложений таких бизнес-консультантов достаточно широк. 

Вопрос лишь в том, насколько качественны их услуги. Как отмечают представители казахстанских компаний, не так давно собравшиеся в Алматы на пресс-завтраке, организованном Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), главное, чтобы выбранный консультант был специалистом в той сфере, на которую ориентирован бизнес, которому он оказывает консалтинговые услуги, и, помимо этого, хорошо знал особенности местного рынка. 

Вопрос в продуктовой линейке

«Можно сказать, что я попал в бизнес случайно. Мой коллега предложил производить детские шампуни, а потом мы познакомились с большим профессиональным рынком, о котором вообще ничего не знали. Мы стали тщательно его изучать и сегодня уже пришли к выпуску профессиональной химии, которая используется в гостиницах и ресторанах. Но в тот момент, когда мы впервые узнали, что ЕБРР предоставляет консультантов, очень заинтересовались этим. И хотя мы уже знали специалистов, с которыми хотели бы работать, для нас, как для начинающих, их услуги были слишком дороги. Поэтому помощь со стороны ЕБРР оказалась очень даже кстати», – рассказал директор казахстанской компании Goldman and Young Диас Ягмуров.

Самая большая проблема, по его словам, для молодых бизнесменов заключалась в том, чтобы научиться разрабатывать и производить продукт, который был бы востребован на рынке. «На самом деле вопрос, как правильно развиваться, весьма важен. Ведь клиент ждет не просто продукта, клиент ждет сервиса и решения своих проблем. И чтобы правильно решать его проблемы с тем продуктом, как раз и нужны знания. А у нас в Казахстане в этом большой пробел, – отмечает Диас Ягмуров. – А на деле важно правильно выбрать продуктовую линейку. У нас хорошие химики. Но когда пришел наш консультант, проанализировал бизнес-процессы компании, то сразу же сказал, что у нас не совсем правильный подход – он не решает одну проблему – посуда должна выходить сухой. Наши химики сразу поняли, что они должны сделать. Разработали немного другой продукт. Скажем, в ресторане после мойки надо ведь еще и вытирать посуду. А это дополнительные затраты. Взять хотя бы воду, она же везде разная. Если вода жесткая, то на посуде остаются подтеки. И такие нюансы при изготовлении химической продукции необходимо учитывать. Вот здесь как раз и кроется весь секрет: как правильно настроить продукт, как правильно его монетизировать, как правильно его использовать».
 
Бизнесмен считает, что, получив возможность работать с международным консультантом, он решил еще один вопрос, который позволил увеличить число продаж в разы. «Во-первых, мы разработали правильную продуктовую линейку, а во-вторых, получили хороший опыт и обширную клиентскую базу, причем не только в Казахстане, но и в других странах. А это, согласитесь, уже совсем другой уровень. После работы с консультантом мы заключили контракт с одним из крупнейших производителей химической продукции Diversey. Кроме того, мы стали поставщиками по программе местного развития «Тенгизшевройл», – делится Диас Ягмуров. 

Выход на новые рынки

А вот АО «Алматинский дрожжевой завод» – единственное в стране специализированное предприятие, выпускающее хлебопекарные дрожжи, – обратилось к консультантам за международной экспертизой. Отраслевой специалист из Турции с большим опытом работы на мировые бренды помог предприятию значительно улучшить качество продукта, снизить себестоимость на 10%, увеличить срок годности дрожжей с 25 до 45 дней и повысить производительность оборудования в два раза. А эксперт из Сербии помог отработать вопросы маркетинга и продаж.
 
«Мы улучшили технологию, внутреннюю экономику, но при этом снизили энергозатраты. Все это позволило нам сохранить свой уровень. Обратившись к консультантам, мы достигли двух целей: во-первых, мы получили конкурентоспособный продукт мирового уровня; во-вторых, мы улучшили внутреннюю экономику предприятия, что позволило нам в течение двух лет не поднять ни на одну копейку поднять цену нашего продукта. Мало кто может этим похвастаться», – говорит президент АО «Алматинский дрожжевой завод» Владимир Егуткин.

По его словам, работа с консультантами заняла в общей сложности два с половиной года. И сегодня предприятие вышло на тот уровень, когда у него появилась возможность экспортировать свой товар на рынки соседних стран. «Изначально мы выходили на наш казахстанский рынок со своей продукцией, но этому есть ряд причин, связанных не только с качеством, но и с экономическими вопросами. Однако здесь самое главное то, что мы достигли конкурентного качества. Сегодня свой товар мы экспортируем в Россию, Кыргызстан. По чуть-чуть открывается для нас Узбекистан. Очень закрытый для нас до недавнего времени рынок. Они очень осторожно подходят к тому, чтобы освобождать цены на хлеб. Все-таки это социальный продукт. И там все-таки много людей, чей жизненный уровень ниже среднего и для которых хлеб является основным продуктом питания», – говорит г-н Егуткин. 

Объемный вопрос

В свою очередь бизнес-консультанты рассказали о проекте, который год назад стартовал в Усть-Каменогорске. По их словам, небольшое предприятие одновременно выпускало 350 видов уникальных продуктов – торты, печенье. Лишь после вопроса консультанта: «Зачем такой объем продукции?», менеджмент компании задумался, действительно ли такой размах стоит затраченных энергоресурсов.

«Временные потери, которые компания испытывала, переходя с одного продукта на другой, потом на третий, четвертый и так далее, были неимоверные. Люди на производстве буквально изнемогали, хотя производимый объем продукции был совсем небольшой. Продажи были хорошие, но трудозатраты оставляли желать лучшего. Ведь это комплексная работа: производственников, закупщиков, наконец, продажников, чтобы все 350 наименований продать», – отметил один из бизнес-консультантов, присутствовавший на мероприятии ЕБРР. 

Эксперты отмечают, что владельцы бизнеса зачастую создают продукт и горят своим делом. Но в реальности не всегда хорошая идея владельца подходит для рынка. Ведь здесь, помимо всего прочего, важно понимать, как оптимизировать процесс, не снижая доходов. 

«Если себестоимость твоей продукции является выше рыночной, то потом ее очень тяжело продвигать в массы. Есть два способа оптимизации: использовать не самые качественные ингредиенты или убирать потери, которые есть в процессе производства. И если я закончил производить один вид пирожного и перешел на другой, то вот эта перенастройка занимает время и создает массу неудобств для сотрудников. В итоге сокращение видов продукции с 350 до 120 за первые три месяца снизило продажи всего на 10–15%, но при этом издержки, связанные с производством, мы смогли снизить на 30–40%», – рассказал бизнес-консультант. 

По его словам, чтобы прийти к такому результату, потребовалось провести анализ маржинальности, чтобы выяснить, насколько прибыльный тот или иной продукт. Затем необходимо было проследить, насколько этот вид продукта тянет за собой другой сопутствующий продукт. «Это сочетание, когда один продукт является, образно говоря, локомотивом для других продуктов, нужно учитывать, и очень важно сделать сбалансированный портфель, который помогает компании минимизировать затраты и максимизировать прибыль», – отмечает эксперт. 

К слову, консультанты могут быть разные. Одни помогают местным компаниям выйти на более качественную систему управления, управления финансами или внедрения новых технологий. Другие – разработать улучшенную маркетинговую стратегию, увеличить производительность и расширить бизнес. Но всех их объединяет одно: профессионалы могут лишь рекомендовать своим клиентам выбрать те или иные направления, но окончательное решение всегда остается за предпринимателем.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

Цифра дня

Почти 900 млн
тенге
пожертвовали казахстанцы кандидатам в президенты РК

Цитата дня

Сегодня я выступаю перед вами не в качестве президента страны: ради интересов страны и народа я принял непростое, но продуманное решение о прекращении своих президентских полномочий… Вся моя работа будет заключена в том, чтобы поддержать деятельность нового президента и обеспечить транзит в спокойной обстановке и продолжать ту работу, которую мы начали

Нурсултан Назарбаев
экс-президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций