Перейти к основному содержанию

1297 просмотров

Ряд предприятий кожевенной отрасли на грани закрытия из-за отсутствия сырья

Президент ассоциации предприятий легкой промышленности РК Любовь Худова рассказала Kursiv.kz почему складывается такая ситуация

Фото: shutterstock.com

Ассоциация предприятий легкой промышленности РК обеспокоена ситуацией, складывающейся в связи с острой нехваткой сырья для предприятий кожевенно-меховой и обувной отраслей промышленности. Кожевенные заводы находятся на грани закрытия. Имеющиеся мощности обувных предприятий отрасли загружены всего лишь на 30-50%, кожевенных на 10-30%. Почему складывается такая ситуация, рассказала Президент ассоциации предприятий легкой промышленности РК Любовь Худова.

- Почему назрел сырьевой кризис в кожевенной отрасли?

- Необработанные шкуры, в основном нелегально, вывозятся в Китай. Через подставные фирмы, частных предпринимателей, скупается огромное количество всех видов шкур крупного и мелкого рогатого скота по бросовым ценам, уплачивая минимальную плату за патент. 

- Ассоциация как-то препятствует этому?

- Ассоциация на протяжении ряда лет проводит целенаправленную работу по изменению положения в данных отраслях промышленности. Удалось добиться подписания Постановления Правительства РК от 27 декабря 2004 года №1404 «О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства РК», в Постановление от 5 июня 2000 года №841 «О ставках вывозных таможенных пошлин на отдельные виды товаров», где на необработанные шкуры КРС, МРС и прочие (4101, 4102, 4103) установлено – 20% пошлина, но не менее 200 евро за 1 тонну, против ранее существовавших пошлин на вывоз необработанных шкур КРС – 90 евро за тонну, овец и ягнят – 70 евро за тонну и прочих шкур – 60 евро за тонну.

Даже такое решение на том этапе дало свои результаты. Однако не сняло остроту проблемы. Появилась тенденция к росту экспорта шкур КРС, что обусловлено повышением спроса на необработанные шкуры сельхозживотных как в европейских странах, так и в особенности в Китае, других странах Азии. Имел место и увеличившийся экспорт из Казахстана и реэкспорт шкур из РФ (500 евро за 1 тонну) через Казахстан.
Подписанное Постановление Правительства РК от 15 октября 2012 года №1312, где установлен размер вывозных пошлин на необработанные шкуры сельскохозяйственных животных 500 евро за одну тонну (как в РФ и Белоруссии), инициированное ассоциацией также не решило данной проблемы.

- В чем это выражается?

- Продолжается массовый вывоз сырья из страны, большая его часть контрабандным путем, что приводит к дефициту свыше 50% сырьевых ресурсов и потере отрасли. Это не отвечает государственным интересам, как с экономической точки зрения, так и в плане социальных последствий. Пострадает не только кожевенная отрасль, но и другие сектора экономики. Потребителями натуральных кож внутри страны являются обувная, кожгалантерейная и другие отрасли. Увеличилась потребность силовых структур и национальных компаний в качественной коже для специальной обуви (в связи с заменой кирзовых сапог на ботинки из водостойкой кожи).

- Как из сложившейся ситуации выходят местные производители?

- Из-за недостаточной обеспеченности сырьем обувные предприятия вынуждены импортировать готовую кожу с высокой добавленной стоимостью. Своей продукцией покрывают не более 1-1,5% потребностей населения, что намного ниже уровня экономической безопасности. Имеющиеся мощности обувных предприятий отрасли загружены всего лишь на 30-50%, кожевенных на 10-30% (в разрезе отдельных предприятий).

На сегодняшний день, такие крупные предприятия, как ТОО «Семипалатинский кожевенно-меховой комбинат», ТОО «Алматинский кожевенный завод», ТОО «ТаразКожОбувь», находятся в тяжелом финансовом положении в виду отсутствия сырья, которое в основном вывозится с территории Республики Казахстан.

Имея на руках подписанные долгосрочные контракты на поставку обработанной кожи, в том числе и за рубеж, в настоящее время нуждаются в стабильных поставщиках сырых шкур.

- Как обстоят дела с заготовкой сырых шкур?

- Сегмент бизнеса, связанный с заготовкой у населения сырых шкур, контролируют ряд предпринимателей, деятельность которых непрозрачна и направлена на исполнение заказов клиентов из Китайской Народной Республики. Кроме того, экспорт необработанных шкур является одним из способов вывоза капиталов за пределы нашей страны. Основные объемы шкур либо выбрасываются, либо экспортируются в Китай через Кыргызстан.

- Как можно разрешить сложившуюся проблему, раз таможенные пошлины существенно не решают проблему?

- В целях предотвращения либо уменьшения критического недостатка товаров для внутреннего рынка, необходимо ввести запрет на вывоз шкур КРС.

15 февраля текущего года вопрос о нехватке стратегических видов сырья для отечественных предприятий обрабатывающей промышленности уже рассматривался на заседании Межведомственной комиссии по вопросам внешнеторговой политики, под руководством заместителя Премьер-министра Досаева. Но до сих пор решение не принято. Кожа — это стратегический продукт государства, с учетом положительной тенденции роста животноводства, и который легко можно экспортировать.

Выход из сложившейся ситуации в ассоциации видят один и без альтернатив: запрет на вывоз шкур в необработанном виде из Казахстана. Сначала на шесть месяцев, согласно регламенту Евразийского экономического союза (ЕАЭС), затем, еще на полгода. Казахстан ранее уже вводил запрет на вывоз шкур в необработанном виде – с ноября 2016 года по май 2017 года. Полученный эффект, был значительным: загруженность предприятий доходила до 100%, увеличилась мощность предприятий и выплаты в бюджет.

На мировом рынке стоимость кожи сейчас составляет от 35$ за квадратный дециметр, таким образом, при полной загрузке заводы могут реализовывать кожу на сумму 140 миллионов долларов США.
Вместе с тем, учитывая наличие собственного отечественного сырья у малого и среднего бизнеса по производству одежды, обуви, галантерейных изделий появится возможность стать конкурентоспособными перед импортной продукцией, что в перспективе даст ощутимый толчок в развитии легкой промышленности.

- Существовавший ранее запрет на вывоз сырых шкур как отразился на промышленности Казахстана?

- Введенный с 1 ноября 2016 по апрель 2017 года запрет вывоза шкур в необработанном виде с территории Республики Казахстан полностью себя оправдал. За этот период начала восстанавливаться работа кожевенных предприятий, увеличилась загрузка и эффективность производства.  На ТОО «Таразкожобувь» в 2016 году по сравнению с предыдущим 2015 годом прирост по производству обуви из кожи вырос почти в 2 раза. Численность производственного персонала превысила 350 человек или увеличилась на 46%. Рост налоговых отчислений вырос в 4 раза. Был запущен поток производства модельной и обуви. Появилась возможность обеспечения постоянной работой 500 человек местного персонала, и увеличить производство кожи и обуви на 150% по сравнению с предыдущим годом. В 2017 году запущена программа реализации готовой кожи на внутреннем рынке, обеспечивая при этом дешевым сырьем отечественных производителей обуви.

На Семипалатинском кожевенном заводе объем потребляемого сырья увеличился на 800%, налоговые поступления возросли на 20%, увеличилась численность производственного персонала на 50%.

На сегодняшний день, предприятия отрасли ТОО «Семипалатинский кожевенно-меховой комбинат», Алматинский кожевенный завод, ТОО «ТаразКожОбувь» находятся на грани закрытия ввиду отсутствия сырья.
Не продление срока запрета на вывоз шкур в необработанном виде, кожевенная отрасль легкой промышленности Казахстана понесет убытки в размере более 1400 млн. тенге, сократится численность более, чем на 520 человек, к тому же существенно уменьшатся и поступления налогов в бюджет страны.

- А вообще вопрос о запрете вывоза шкур в ближайшее время планируется рассматривать?

- Вопрос о запрете вывоза шкур в необработанном виде, можно решить только на межведомственной комиссии под председательством вице-премьера. В настоящее время министерство национальной экономики, министерство инвестиций и развития, а также национальная палата предпринимателей «Атамекен» поддержали данную инициативу. Ближайшее заседание состоится 20 сентября. Ассоциация предприятий легкой промышленности РК очень надеется, что вице-премьер на этот раз поддержит кожевенную отрасль легкой промышленности, оказав тем самым прямое воздействие на сектор обрабатывающей промышленности.

Все аргументы уже приведены, все данные и цифры предоставлены. 
 


373 просмотра

Игры с бюджетом: кто первым освоил, того и деньги

Новый министр финансов не просил премьер-министра наказать отстающие министерства, а поставил всех перед фактом: почти четвертая часть из неосвоенных министерствами и ведомствами средств будет перераспределена

Фото: shutterstock.com

Министерство финансов Казахстана решило работать на упреждение в вопросах наказания госорганов, не исполняющих бюджет. На заседании правительства новый министр финансов Алихан Смаилов не просил премьер-министра наказать отстающих, а поставил всех перед фактом: почти четвертая часть из неосвоенных министерствами и ведомствами средств будет перераспределена.

Лишать министерства тех средств, которые они вовремя не успели освоить, казахстанское правительство грозилось с 2015 года. Тогда главы Минфина чуть ли не ежеквартально докладывали премьер-министру об отставании в освоении в одном ведомстве и нехватке средств в другом, глава правительства говорил о необходимости перекинуть эти средства нуждающимся, а вот то, перекидывались ли средства, история как-то оставляла за кадром.

Действующего премьер-министра страны Бахытжана Сагинтаева эта практика устраивать перестала, и он дал Министерству финансов определенный карт-бланш на принятие решения о перераспределении хотя бы части неосвоенных средств без предупреждения. Чем Минфин и воспользовался, объявив 11 декабря на заседании правительства, что почти четверть неосвоенных бюджетных средств будет перераспределена – и решение обжалованию не подлежит.

«За отчетный период (11 месяцев 2018 года. – «Къ») расходы республиканского бюджета составили 8 трлн 651 млрд тенге, или 98,6% от плана, не исполнено 126 млрд тенге, из них экономия бюджетных средств составила 19 млрд тенге, в итоге не освоено 107 млрд тенге, – отметил министр финансов. – Из этой суммы 25 млрд тенге будут перераспределены между бюджетными программами в рамках корректировки бюджета», – пообещал он.

По его словам, основными причинами неисполнения являются отставание от графика производства работ, товаров и услуг, а также длительное согласование договоров. Наибольшие суммы неосвоений допущены в Министерстве обороны, Министерстве образования, Министерстве сельского хозяйства, а также в Министерстве культуры и спорта. Главы всех этих ведомств, за исключением оборонного, вынуждены были держать ответ перед премьер-министром по поводу причин остатков на счетах.

В частности, министр образования и науки Ерлан Сагадиев сообщил, что из 11 млрд тенге неосвоенных его ведомством бюджетных средств 7,5 млрд приходится на введение автоматизированной системы вузов, и неосвоение связано с «техническими временными ограничениями». Но пообещал, что до конца года будут освоены все 11 млрд тенге. Министерство сельского хозяйства подвели банки: по словам главы этого ведомства Умирзака Шукеева, 2 с лишним млрд тенге МСХ готово пустить на гарантирование кредитов в растениеводстве, но для этого нужно, чтобы банки для начала эти кредиты выдали.

«Все эти деньги будут освоены», – ответил Шукеев и за свое ведомство, и за банки, когда премьер задал ему тот же вопрос, что и Сагадиеву.

Ну и, наконец, министр культуры и спорта Арыстанбек Мухамедиулы напомнил о сезонности исполнения своим ведомством бюджета, заверив, что 8 млрд тенге, неосвоенных его ведомством, найдут свое целевое применение до конца 2018 года.

«У нас многие вещи связаны с предновогодними мероприятиями – День Независимости. Есть вещи, на которые, например в Нацмузей, деньги должны поступить до конца года», – пояснил он.

Тем не менее, несмотря на заверения министров, глава Минфина спрогнозировал, что по итогам года исполнение расходов республиканского бюджета составит 99,6%, не будут исполнены около 42 млрд тенге, из которых 40 млрд тенге – это оставшийся невостребованным в текущем году резерв правительства. То есть еще 2 млрд тенге Минфин закладывает на неосвоение министерствами.

Проблема в том, что помимо министерств неосвоением выделенных из центра целевых трансфертов страдают и регионы, которым за 11 месяцев было выделено 698 млрд тенге, при этом на местном уровне освоено 668 млрд тенге, или 95,6%.

«Неисполнение составило 30 млрд тенге, из которых 2 млрд тенге – экономия, не освоено 28 млрд тенге, что на 34 млрд тенге меньше, чем за 11 месяцев прошлого года», – прокомментировал Смаилов.

По его словам, наибольшее неосвоение отмечается в Астане (9 млрд тенге), в Туркестанской (4 млрд тенге), Кызылординской (3 млрд тенге) областях, в Шымкенте, а также в Мангистауской и Павлодарской областях – по 2 млрд тенге.

Неосвоение сложилось по тем же причинам, что и в центре – по причинам несвоевременного выполнения работ, предоставления услуг, приобретения товаров. Глава Минфина напомнил, что в недавно проведенной корректировке бюджета целевые трансферты были сокращены на 8 млрд тенге, еще 1,8 млрд тенге были перераспределены между регионами.

«Поэтому можем сказать, что созданы все условия для полного освоения местными исполнительными органами выделенных средств, однако, по предварительным данным местных исполнительных органов, к концу года ожидается неисполнение в сумме 1,2 млрд тенге», – заключил он.

Премьер-министра в освоении средств до конца года после этого заверили и акимы, в связи с чем он предложил Смаилову «записать ответы» как своих коллег, так и акимов с тем, чтобы в конце декабря спросить с них за эти обещания.

«До конца года осталось мало времени, все деньги должны быть освоены. Как было сказано в докладе министра финансов, по итогам года исполнение расходов республиканского бюджета ожидается на уровне 99,6%. При этом 1,8 млрд остаются  неосвоенными в регионах. Но, как обещают акимы, эти средства будут освоены до конца года. Поручения главы государства должны быть исполнены, все данные обещания должны быть исполнены – мы это проконтролируем», – пообещал Сагинтаев.

Осталось дождаться конца декабря, чтобы увидеть, подействовало ли на администраторов бюджетных программ наделение Минфина некоторой свободой действий по перераспределению средств, или узнать, насколько увеличится сумма бюджетных средств к перераспределению.
 

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Подходит к концу 2018 год. Какие события, произошедшие в Казахстане, на Ваш взгляд, оказали наибольшее влияние на текущее состоянии экономики?

Варианты

1012SledProdkursiv.kz.jpg

123.gif

Цифра дня

37 276
Нурсултанов
родились в Казахстане за 27 лет независимости

Цитата дня

Трудность настоящего лидера заключается в том, что ты вперед смотрящий. Ты - ведущий, а не ведомый. Ты ведешь. Так куда ты ведешь, ты должен же это знать? Конечно, есть много советников, есть помощники, которые «подносят снаряды», пишут, анализируют и так далее. Но тебе надо принять решение, они не отвечают за то, что написали. Президенту надо принять решение и отвечать за это решение. В этом есть одиночество президента. Ты один здесь сидишь и работаешь

Нурсултан Назарбаев
президент РК

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank