Перейти к основному содержанию

bavaria_seasonX_1200x120.gif


1629 просмотров

Особенности приватизации по-семейски

Депутаты усомнились в законности продажи госпредприятия Семея

Фото: Александр Игизбаев

На смену общепринятым зеленстроям несколько лет назад в Семее появилось государственное коммунальное предприятие (ГКП) «Семей», сотрудники которого занимались благоустройством города. Как оказалось, это предприятие выставляют на торги. Пока конкурс объявлен на передачу в доверительное управление, но с правом последующего выкупа всего имущественного комплекса ГКП. Условия предстоящей приватизации насторожили депутатов.

Причины сомнений

«После ознакомления с заявленными тендерными конкурсными условиями у нас возникли обоснованные сомнения в законности, объективности и справедливости назначенных торгов, – заявил депутат Восточно-Казахстанского областного маслихата Марат Курманбай.

Во-первых, неожиданностью стали завышенные требования к профессионализму тех, кто поливает газоны, пропалывает клумбы и метет улицы. В опубликованных условиях указаны подробные технические характеристики к заявкам потенциальных покупателей о наличии недвижимости. Необходимо наличие опыта работы по эксплуатации и ремонту автомобильных дорог не менее десяти лет (которые должны быть подтверждены актом неизвестной государственной комиссии) и наличие производственной аттестованной дорожно-строительной лаборатории со всем оборудованием. Включение таких требований обоснованно наводит меня на мысль о том, что торги на доверительное управление подогнаны под конкретного покупателя, поскольку далеко не каждое производственное предприятие соответствует заявленным требованиям. А ведь речь идет не о специализированной дорожно-строительной организации, а о ГКП «Семей», основным видом деятельности которого является благоустройство и озеленение города».

Вызвала недоумение депутатов и цель подобной приватизации. Ведь город вкладывал в развитие ГКП «Семей» немалые средства. К примеру, только за последние два года из городской казны было выделено 150 млн тенге на приобретение новой спецтехники для этого предприятия. К тому же, цель нынешней волны приватизации – избавить государство от неприбыльных предприятий. При этом ГКП «Семей», находящееся на праве хозяйственного ведения, самодостаточно и рентабельно и стабильно увеличивает доходы. «Оно не может быть убыточным, что подтверждается ростом дохода предприятия от указанных услуг», – отметил депутат.

1:1 в чью пользу?

Тревогу депутатов можно понять. Ведь в Семее уже был подобный прецедент. В 2015 году на схожих условиях на торги был выставлен центральный автовокзал, который также являлся государственным коммунальным предприятием. Но годом раньше у автовокзала стало два владельца – акимат и частный предприниматель. Последний возвел пристройку к зданию вокзала. И хотя она была вдвое меньше, эксперты почему-то оценили ее в 91 млн тенге, тогда как основное вокзальное здание, гораздо большей площади, всего в 87 млн тенге. Благодаря этому, у частного собственника оказался во владении 51% стоимости вокзала. Ну а поскольку его планировали выставить на торги и передать в частное доверительное управление с последующей продажей, владелец большей части акций, конечно, получил бы преимущества в покупке. То, что город за пустяк потерял бы одно из самых прибыльных муниципальных предприятий, уже мало волновало организаторов торгов. Зато всполошились депутаты и общественники, которые отмечают, что условия конкурса изначально играют только на одного конкретного покупателя. А это уже коррупционное нарушение.

«Чтобы отменить это решение о торгах, нам пришлось обращаться в Агентство по делам госслужбы и противодействию коррупции», – вспоминает депутат маслихата Семея Кайрат Мирашев.

В ходе проверки, проведенной указанным агентством, выяснилось, что и сама процедура создания двух собственников у вокзала, и строительство пристройки были проведены с нарушением законов. Однако битву за городскую собственность начали все же общественники. Им, а не властям, показалось важным, чтобы город не отдал с убытком прибыльный объект. А вот городские финансовые структуры вместо того, чтобы пересмотреть ситуацию, завели тяжбу с антикоррупционным ведомством.

В итоге, в течение двух лет состоялось два процесса в разных судах Восточно-Казахстанской области, и один – в Верховном суде РК. Все инстанции подтвердили результаты проверки Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции – и процедура, и оценка прошли с нарушением норм закона. Более того, судом было рекомендовано привести все в первоначальное состояние. Автовокзал отстояли. Тем не менее, на правительственном уровне он был внесен в число объектов, подлежащих приватизации, и в нынешнем году был продан за 310 млн тенге. 

«Этих денег в казне могло бы и не быть, если бы в свое время мы не поднимали этот вопрос», – считает депутат Мирашев.

Выгодно и казне, и бизнесу

Поскольку сложная и затяжная история приватизации автовокзала еще слишком свежа в памяти, понятно, почему депутаты изумились схожести сюжета в торгах уже для другого муниципального предприятия. Поэтому они обратились к акиму Семея и прокурору города с ходатайством о проведении проверки условий торгов ГКП «Семей».

«Условия заявленного конкурса дают нам все основания сомневаться в добросовестности организатора электронных торгов», – отмечает депутат Марат Курманбай.

Но в акимате Семея подчеркивают, что передача ГКП «Семей» в доверительное управление – это правительственное решение. «Процедура организации тендера по передаче имущественного комплекса ГКП по озеленению и благоустройству «Семей» осуществляется в рамках соответствующих правил, утвержденных приказом министра национальной экономики», – пояснили в аппарате акима Семея.

Власти города напомнили, что в главные задачи вызвавшего споры коммунального предприятия входят не только благоустройство и озеленение, но и содержание, а также ремонт автомобильных дорог общего пользования. Поэтому в условия торгов были внесены соответствующие требования.

«При формировании тендерных условий по передаче ГКП «Семей» в доверительное управление установлены условия о наличии производственной базы, опыта работы и аттестованной дорожно-строительной лаборатории. Победитель тендера должен обладать опытом управления в данной области, материальными ресурсами и квалифицированными кадрами. Доводы, что установленные к участникам условия исключают возможность честной и справедливой конкуренции и нарушают принцип состязательности, не находят своего подтверждения», – заявили в ответ на обвинения депутатов в аппарате акима Семея.

В то же время главный аргумент властей заключается в том, что приватизация государственного предприятия по благоустройству обернется плюсами как для городского бюджета, так и для местного бизнеса. Дело в том, что пока ГКП «Семей» является государственным, акимат обязан заключать договоры только с этим предприятием. А когда оно перейдет в частные руки, то будет вынуждено на равных конкурировать со всеми.

«В данном случае выгодой для бюджета будет экономия от госзакупок, а для бизнеса – возможность равного доступа к закупкам на оказание тех или иных услуг», – полагают в акимате Семея.


342 просмотра

Рынок доставки еды растет, трудностей становится больше

Региональные рынки растут, но проблемы с поиском водителей, формированием спроса и управлением затратами по-прежнему остаются, пишет The Wall Street Journal

Фото: Shutterstock

Когда в начале года 24-летняя учительница из Анкориджа, штат Аляска, решила заказать еду на дом через приложение DoorDash, она обнаружила, что лишь несколько ресторанов в ее городе предлагают такую опцию. При этом осенью, побывав в гостях у друзей в Сиэтле, она так часто пользовалась услугами служб доставки, что быстро привыкла к этому. Кроме того, в Анкоридже заказанные суши ей привезли намного позже, чем она ожидала. 
 
Тем не менее, Лекси Блалок была рада тому, что в таком малонаселенном штате, как Аляска, также есть сервисы по доставке еды.

«Всегда думала, что это классная штука», - говорит она. 

Компании, занимающиеся доставкой продуктов питания, стремятся к доминированию даже в самых отдаленных районах США. Однако в небольших городах и пригородах, они сталкиваются с проблемами при поиске водителей, поскольку рынок труда ограничен, а большинство не имеет опыта работы в подобной отрасли. Кроме того, блюда и продукты из ресторанов нужно доставлять на достаточно большие расстояния по тем ценам, которые потребители готовы оплачивать. 

Как правило, жители пригородов и небольших населенных пунктов сами выезжают за едой и продуктами, а потому зачастую не готовы платить кому-то за то же самое, считает Боб Голдин, соучредитель консалтинговой компании Pentallect Inc.

Впрочем, руководители сервисов по доставке еды на дом уверены, что со временем рынок будет расти, а потому намерены уже сейчас расширять свое присутствие с тем, чтобы в будущем успешно конкурировать с другими компаниями. Этот процесс форсируют и инвесторы, требующие от компаний по доставке обеспечить максимальную долю на рынке. Некоторые из них видят новые возможности в тех городах и городках, где пицца и китайская кухня - единственные доступные варианты еды с доставкой на дом. 

«Региональные рынки – это то место, откуда в ближайшие годы начнется бурный рост», - говорит Кристофер Пэйн, главный операционный директор сервиса DoorDash. Недавно компания привлекла $400 млн, а ее общая стоимость возросла до $7,1 млрд. Согласно планов DoorDash, уже в текущем году службой доставки еды будет охвачено 90% населения США. Сейчас этот показатель составляет 80%.

Аналогичный охват в 80% намерен достичь и сервис по доставке продуктов из магазинов Instacart Inc. В 2015 году своими услугами компания охватывала только 10% населения, тогда как сегодня уже присматривается к возможности выхода на IPO. Прямой конкурент Instacart – компания Shipt Inc., которая в 2017 году была приобретена Target Corp., за это время увеличила свой охват втрое, обеспечив присутствие в 250 городах. 

Руководители Instacart и Grubhub Inc. считают, что операционные затраты в пригородах и небольших городках в конечном счете ниже, чем в крупных городах, таких как Нью-Йорк, где, по словам главного финансового директора Grubhub Адама ДеВитта, трудовые ресурсы, реклама и материалы более дорогие. 

«Бизнес по доставке еды может быть достаточно успешным даже на том рынке, где всего пять-десять ресторанов», - говорит он. 

Тем не менее, выход на новые рынки влечет серьезные затраты, в том числе на поиск водителей и привлечение новых клиентов, для которых оплата за доставку первое время не предусмотрена. В прошлом месяце Grubhub заявила, что в третьем, четвертом кварталах прошлого года прибыль с заказов упала, во многом из-за расходов, связанных с выходом на небольшие региональные рынки. При этом в компании отмечают, что ожидают снижение затрат уже в текущем году. 

Особенно сильно к сотрудничеству с сервисами доставки стремятся бакалейные лавки и рестораны в студенческих городках и небольших городах.

«Меня определенно не нужно было уговаривать», - говорит Роберт Сент-Джон, исполнительный директор New South Restaurant Group в Хаттисберге, штат Миссисипи, где сотрудники медицинского центра и студенты Миссисипского университета и других учебных заведений часто заказывают доставку еды из его ресторана через компанию Waitr Holdings Inc. Как правило, речь идет о яйцах, бисквите и пончиках с беконом в кленовом сиропе.

В среднем рестораны выплачивают Waitr $1 500 за то, чтобы быть интегрированными в приложение. У других компаний подобных оплат нет, однако Waitr взимает более низкую комиссию в размере 15% с каждого заказа. Для сравнения – размер средней комиссии в отрасли составляет 25%. Свой бизнес по доставке продуктов питания, компания, будучи расположенной в Луизиане, начала на юге США, в городках наподобие Лейк-Джексон, штат Техас, с населением 27 тыс. человек. Однако сегодня компания активно расширяется, в том числе благодаря недавнему приобретению компании из Миннеаполиса. По оценкам Роберта Сент-Джона, 80% покупателей, которых его рестораны обслуживают через Waitr, являются новыми клиентами, и доход, который они приносят, превышает размер комиссии и оплаты за включение в приложение. 

При этом процесс создания устойчивого рынка в небольших городах займет время, и пока неясно, получат ли сервисы доставки ту прибыль, которую ожидают. 

Согласно исследования Cowen & Co., жители городов с населением менее 200 тыс. человек пользуются услугами доставки еды из ресторанов вдвое реже, чем жители больших городов. По данным декабрьского опроса, проведенного UBS Securities, только 7% жителей пригородов и сельских жителей покупали продукты в Интернете, доля городских жителей в этом сегменте - 14%.

По словам Криса Бейкера, партнера консалтинговой компании Oliver Wyman, для бакалейных лавок транспортировка скоропортящихся продуктов обходится дороже всего. По его словам, доставка продуктов может приносить прибыль только в 40 американских городах. 

Что касается ресторанов, то отсутствие выбора может стать причиной проблем у сервиса доставки после его выхода на новые рынки, считает Джанель Салленэйв, глава Uber Eats в Канаде и США (подразделение Uber Technologies Inc.). «Если на платформе из ресторанов будут только McDonald's и Subway, мы сразу выйдем из бизнеса», - сказала она. 

Однако владельцы небольших ресторанов не всегда уверены, что доставка еды поможет их бизнесу. 

По словам Сэма Рила, владельца в четвертом поколении компании Halteman Family Meats в округе Ланкастер, штат Пенсильвания, крупные компании взимают слишком большую комиссию и не позволяют ему оперативно обновлять товары в приложении. Недавно он перешел с Instacart на платформу нью-йоркской компании Mercato Inc., ориентированную на независимых поставщиков. При этом, по словам пресс-секретаря Instacart, компания продолжает работать с расположенным в Филадельфии рынком Reading Terminal Market, где находится филиал Halteman, и это сотрудничество развивается позитивно.

Впрочем, как отмечает Сэм Рил, некоторые клиенты не верят, что лучшую вырезку можно заказать онлайн, поэтому доставка в его бизнесе пока играет весьма скромную роль. «Не всем нравится идея с доставкой. Определенную категорию людей смущает то, что кто-то будет покупать продукты вместо них», - говорит он.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как Вы относитесь к переименованию столицы Казахстана из Астаны в Нур-Султан?

Варианты

Цифра дня

29
лет
возглавлял Казахстан Нурсултан Назарбаев

Цитата дня

Как президент Казахстана я принял решение о сложении полномочий...

нурсултан назарбаев
Президент Казахстана

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank