Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


2452 просмотра

Летать станет еще дороже?

Некоторые казахстанские авиаперевозчики не исключают, что цены на авиабилеты уже в начале 2019 года им придется повышать

Фото: shutterstock.com

Вице-министр по инвестициям и развитию Тимур Токтабаев ожидает скорого падения цен на авиабилеты. В авиакомпаниях Казахстана разделять оптимизм госчиновника не спешат. О перипетиях в сфере авиаперевозок – в материале Kursiv.kz.

Минувший понедельник наверняка вселил надежды тысячам казахстанцев, предпочитающим отправляться в путешествия или в гости самолетами, а не поездами. Все произошло во время правительственного часа в парламенте, посвященного развитию туристической отрасли Казахстана. Отвечая на сетования мажилисмена Шавката Утемисова о высоких ценах на авиаперевозки как внутри страны, так и за ее пределами, которые мешают развитию туризма, вице-министр по инвестициям и развитию РК Тимур Токтабаев смело заявил, что уже в следующем году ожидает падения цен на авиабилеты.

Хаммерхед вице-министра

А все дело в том, что министерством проводится соответствующая работа. «У нас утверждены правила перевозки пассажиров, предусматривающие льготы для детей, пенсионеров, инвалидов, молодежи. Они уже действуют, тем не менее, остается вопрос по стоимости, которая не снижается теми темпами, которые бы мы хотели. В настоящее время совместно с министерством энергетики проводится работа в части обеспечения собственным авиакеросином для нашего парка самолетов. В следующем году планируется обеспечение практически полностью отечественным авиакеросином. Также в настоящее время растет количество регулярных рейсов авиакомпаний – на 15% по сравнению с прошлым годом. Это все способствует тому, что стоимость билетов будет падать. Поэтому в данном направлении министерством работа проводится. Я думаю, что уже в следующем году мы ощутим результаты», – окрылил всех участников правительственного часа Тимур Токтабаев.

Правда, пока еще 36-летний госчиновник так и не смог назвать точный период, с которого цены на авиабилеты начнут свое пике. Тем не менее из-под обстрела депутатскими вопросами он вышел как истинный ас правительственного пилотирования. «Я думаю, что именно с учетом общей экономической ситуации и цен на топливо в следующем году мы ожидаем, что цены будут более приемлемыми», – продемонстрировав своеобразный хаммерхед, заметил Тимур Токтабаев, сведя на нет желание депутатов узнать, на сколько процентов предполагается снижение цен на авиабилеты.

Новые проценты аэропорта Астаны

Между тем сами казахстанские авиаперевозчики разделять оптимизм господина Токтабаева особо не спешат. Напротив, некоторые из них не исключают, что цены на авиабилеты уже в начале 2019 года им придется даже повышать. Правда, обсуждать, насколько они станут дороже, авиакомпании с казахстанской пропиской пока не готовы. Потому как надеются, что время и события в стране сработают в их пользу и им не придется делать непопулярные шаги. Причина же некоторой неуверенности авиаперевозчиков в дне завтрашнем, который способен вызвать шквал недовольства казахстанцев, как минимум в социальных сетях, кроется в решении руководства астанинского аэропорта «Нурсултан Назарбаев» повысить с 1 января 2019 года тарифы сразу на 11 дополнительных услуг наземного обслуживания. О чем столичный аэропорт неожиданно для представителей отечественных авиакомпаний сообщил 22 августа во время проведения совместного круглого стола в Астане.

Кстати, если верить полученной Kursiv.kz инсайдерской информации, то аппетиты у аэропорта Астаны очень даже солидные. В частности, ожидается, что буксировка воздушных судов без привлечения сотрудников службы перронного обеспечения (СПО) вырастет на 45%, а с привлечением СПО – на 69%. Дороже на 173% станет зарядка самолетных систем медицинским кислородом. На 251% подорожает воздушный запуск силовых установок воздушных судов от спецавтомобиля «УВЗ-4,8». Более чем в два раза, а если точнее, на 107%, станет дороже подогрев салонов и кабин самолетов с помощью унифицированного моторного подогревателя. На 137%  подорожает обслуживание пассажиров при самостоятельной регистрации на местных авиалиниях и на 87% – при регистрации на международных направлениях. Наконец, на 314% больше придется платить аэропорту Астаны за предоставление телескопического трапа.

От no comments до отказа миндальничать

Интересно, что в отечественных авиакомпаниях во время бесед с Kursiv.kz, отметив, что знакомы с этой информацией, по-разному отреагировали на решение руководства аэропорта «Нурсултан Назарбаев». Так, например, в Qazaq Air подчеркнули, что, поскольку они в ближайшее время ожидают появления сообщения об очередном повышении тарифов за услуги аэропорта Астаны, в том числе и таких, с которыми им сталкиваться еще не доводилось, предпочитают пока воздерживаться от комментариев. Соответственно, как только ситуация станет окончательно понятной, обязательно сообщат о своей позиции СМИ.

Весьма дипломатично подошла к ответам на вопросы Kursiv.kz и руководитель пресс-службы авиакомпании «СКАТ» Виктория Старожилова, которая заметила, что на формирование стоимости авиаперелетов, а значит, и конечной цены авиабилета, влияние оказывает множество факторов. «Себестоимость международных рейсов значительно выше перелетов внутри страны. Немаловажную роль в этом играет тот факт, что за пределами Казахстана все расчеты ведутся в иностранной валюте. Влияние также оказывают сезонность, направление, длительность перелета, тип воздушного судна и многое другое. Большое значение имеют стоимость авиационного топлива и услуги аэропортов», – заметила Виктория Старожилова, подчеркнув, что их авиакомпания всегда старается держать стоимость перелетов на одном уровне.

Зато в пресс-службе национального перевозчика – авиакомпании Air Astana, отвечая на вопросы Kursiv.kz по поводу решения аэропорта «Нурсултан Назарбаев», миндальничать не стали. По информации менеджера по корпоративным связям Air Astana Тлека Абдрахимова, 29 августа 2018 года в адрес авиакомпании поступило уведомление от акционерного общества «Международный аэропорт «Астана». В этом документе сообщалось, что аэропорт принял решение об увеличении стоимости услуги «обработка груза по внутренним направлениям» на 50% от ранее действующего тарифа. «Тариф увеличен с 9640 тенге за т до 14 506 тенге за т», – заметил в своих ответах Kursiv.kz Тлек Абдрахимов. При этом представитель авиакомпании Air Astana обратил внимание, что, несмотря на то, что данная услуга в соответствии со ст. 124-5 Предпринимательского кодекса РК относится к числу общественно значимых видов деятельности, новый тариф астанинского аэропорта был утвержден приказом №449 Комитета гражданской авиации все от того же 29 августа 2018 года.

Надо заметить, что в текущем году аэропорт Астаны, носящий имя президента нашей страны, уже увеличивал свои тарифы за свои услуги. Произошло это в январе, когда в главной воздушной гавани страны на 30% подорожало обеспечение взлета и посадки по международным направлениям, на 100% были подняты цены за обеспечение авиационной безопасности рейсов за рубеж, на 157% стало дороже базирование воздушных судов в аэропорту, на 188% увеличилась стоимость сверхнормативной стоянки авиалайнеров. 

По этой причине в авиакомпании Air Astana заметили, что постоянное увеличение столичным аэропортом своих тарифов влечет за собой нагрузку как для потребителей их услуг, так и для вылетающих из Астаны пассажиров. Более того, из-за проводимой столичным аэропортом ценовой политики возникают риски закрытия ряда существующих направлений авиаперевозок внутри страны и отказа от полетов в столицу Казахстана со стороны зарубежных авиакомпаний. Все это вместе, считают в Air Astana, может привести к серьезному снижению пассажиропотока и ухудшению финансово-экономического состояния казахстанских предприятий гражданской авиации.

Караганда или Астана?

Кстати, из бесед с представителями отечественных авиаперевозчиков выяснилось, что авиакомпании вынуждены либо принимать условия аэропорта Астаны, либо отказываться от рейсов в столицу Казахстана. Дело в том, что, поскольку в нашей стране аэропорты находятся на достаточном удалении друг от друга, альтернативы у авиаперевозчиков нет. Как заметил один из собеседников Kursiv.kz, теоретически в случае с Астаной можно перенести рейсы из столицы страны в Караганду, у которой есть современный аэропорт «Сары-Арка». «Но в этом гипотетическом решении есть серьезный минус. На расстояние около 220–230 километров пассажирам придется дополнительно тратить еще три-четыре часа. Вряд ли кто-то согласится. Поэтому это не выход», – заметил он, предположив, что, вероятнее всего, авиакомпании отдадут предпочтение сокращению количества рейсов в Астану.

Любопытны и цифры стоимости услуг казахстанских и зарубежных аэропортов, на которые обращают внимание авиаперевозчики Казахстана. По их информации, например, тариф за обработку грузов в аэропорту Алматы составляет 5250 тенге за т, в Караганде – 5973 тенге, в Бангкоке – 900 бат, или приблизительно 9900 тенге. Сопоставимы с Астаной цены за этот тариф разве что в крупнейшем аэропорту Стамбула им. Ататюрка – $40, или 14 253 тенге по текущему курсу против, напомним, 14 506 тенге у воздушной гавани столицы Казахстана, которая и по размерам, и по пассажиропотоку значительно меньше главного аэропорта Турции.

Отчего могут подорожать авиабилеты

Впрочем, в Международном аэропорту Астаны «Нурсултан Назарбаев» считают, что тревоги казахстанских авиаперевозчиков ничем не обоснованы, поскольку работу по формированию тарифной политики проводят все аэропорты мира. Более того, в их официальном письме нашему изданию подчеркивается, что в период август-сентябрь 2018 года аэропорт Астаны обсуждал вопросы пересмотра тарифов за свои услуги с авиакомпаниями. «Цель подобного рода встреч – обеспечение гласности, прозрачности ценообразования на аэропортовские услуги, возможность найти оптимальные решения как для аэропорта, так и для авиакомпаний, учитывая, в конечном счете, интересы пассажиров воздушной гавани», – ответили на вопросы Kursiv.kz представители Международного аэропорта Астаны. Кроме того, в письме указывается, что, во-первых, тарифы на услуги в астанинском аэропорту не менялись с 2003 года. А во-вторых, поскольку столичная воздушная гавань является субъектом частного предпринимательства, Международный аэропорт «Нурсултан Назарбаев» вправе самостоятельно устанавливать цены на производимые им товары, работы и услуги на основании пп. 4 п. 1 ст. 26 Предпринимательского кодекса Казахстана. Соответственно, если авиаперевозчики решат сократить количество рейсов в Астану, то имеют на это полное право, исходя из наличия у них необходимых мощностей, востребованности авиамаршрутов, экономики и коммерческой нагрузки воздушных судов, считают в аэропорту Астаны.

Что касается опасений по поводу возможного роста цен на авиабилеты из-за повышения тарифов на услуги столичной воздушной гавани, то в аэропорту «Нурсултан Назарбаев» считают их надуманными. «Размер удорожания, по предварительным оценкам Общества (Международного аэропорта Астаны. – Kursiv.kz), составит для пассажира максимально до 8% от стоимости билета, если авиакомпании переложат эти расходы на пассажиров», – отмечается в письме изданию Kursiv.kz и при этом подчеркивается, что казахстанские авиаперевозчики имеют высокие показатели прибыльности.

Верим – не верим

Сложно сказать, согласятся ли с мнением Международного аэропорта Астаны по поводу своих высоких показателей прибыльности казахстанские авиаперевозчики. Скорее всего, нет, хотя бы потому, что, в отличие от авиакомпаний России и Узбекистана, никто из них не получает финансирования из государственного бюджета. Кроме того, заметим, что некоторые из их представителей несколько усомнились, например, в возможности снижения стоимости авиационного топлива, о чем на правительственном часе в парламенте страны сообщил вице-министр по инвестициям и развитию РК Тимур Токтабаев. Ведь хоть рынок авиатоплива по сравнению с прошлыми годами несколько и стабилизировался, казахстанские авиакомпании по-прежнему стараются приобретать авиакеросин напрямую у заводов-производителей, к примеру, Российской Федерации, минуя многочисленных посредников из Казахстана. Нельзя сбрасывать со счетов и далеко не благоприятную международную ситуацию. Тем самым нельзя исключать, что авиабилеты как на рейсы внутри страны, так и за ее пределы скорее подорожают, нежели станут дешевле.


1058 просмотров

Костанайским мукомолам может не хватить местной пшеницы

Им рекомендуют покупать сырье за границей

Фото: Shutterstock

Костанайские мельницы перерабатывают около 2 миллионов тонн зерна в год. Такой объем в этом году в регионе они приобрести не смогут. Уже сейчас чиновники рекомендуют им активно пополнять запасы пшеницы в других областях и странах – пока цены не подскочили. 

Чтобы была мука

Мельницы в Костанайской области могут остаться без сырья для работы, так как прогнозы на низкий урожай зерновых сбываются. Об этом заявили представители регионального управления сельского хозяйства на совещании в акимате. Сегодня, по официальным данным, в области уборка завершена на 37% посевных площадей, намолочено более 600 тыс. т зерна. Средняя урожайность составила 4,8 ц/га. Тревожная ситуация сложилась в южных районах области, где сейчас собирают по 2–3 ц/га, в северных – до 8 ц/га. В прошлом году средняя урожайность в регионе была 12 ц/га.

Руководитель управления сельского хозяйства и земельных отношений Костанайской области Жансултан Таукенов подчеркнул, что в связи с засухой текущего года валовый сбор зерновых ожидается на уровне 2,7 млн т Для сравнения, в прошлом году он составил 4,7 млн т.

«В южных регионах РФ также наблюдается засуха и средняя урожайность меньше, чем в прошлом году. Так, в Челябинской области она составляет 11,4 ц/га, в прошлом году – 15 ц/га. В Курганской области – 19,6 ц/га, в 2018 году было 26,3 ц/га. В Оренбургской области в текущем году на уровне прошлого года – 9 ц/га», – отметил Жансултан Таукенов.

Мукомолам предлагают закупать зерно за пределами области. При этом рекомендуют поторопиться, пока цены не взлетели. Скачок в текущем году уже был – в сравнении с августом 2018 года стоимость пшеницы выросла на 60%: с 45 тыс. тенге за тонну до 75 тыс. тенге. Цена муки возросла на 28%. Сейчас ее продают от 105 тыс. тенге за тонну.

«Неурожай зерновых может снова привести к резкому подорожанию и дефициту кормов для животноводства, повышению цен на муку, дефициту зерна. По прогнозным данным, стоимость пшеницы будет расти», – говорит руководитель сельхозуправления.

Безымянный_65.png

Теряют рынки сбыта

Ежегодно в Костанайской области производится более 1 млн т муки и 16 тыс. т макаронных изделий. С 2016 по 2019 год выпущено более 4 млн т муки и 99 тыс. т макаронных изделий. За границу отправлено 3 млн т муки, что составляет треть от общего экспорта муки по республике, и 25 тыс. т макаронных изделий. При этом в другие регионы Казахстана вывезено муки 438 тыс. т. За этот период валютная выручка от экспорта муки составила $575 млн, или 42% от общей экспортной выручки агропромышленного комплекса Костанайской области. Главными покупателями являются Афганистан, Узбекистан, Туркменистан. Но за семь месяцев этого года объем поставок в Афганистан снизился на 43%, в Узбекистан и Туркменистан – на 52%. 

«На данный момент основной рынок сбыта муки – это Афганистан. А конкуренты на нем – Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан, которые развивают собственную мукомольную промышленность на нашей пшенице. Правительства этих стран применили государственные меры поддержки импорта зерна путем предоставления налоговых льгот и снижения тарифов на его транспортировку. Одновременно введены акцизы на ввоз муки и увеличена ввозная пошлина на макаронные изделия», – пояснил Жансултан Таукенов. 

Если, по его данным, в 2016 году регион отправлял на экспорт муку в 11 стран, то сегодня их осталось восемь. Это уже привело к снижению загруженности мельниц области.

Всего же костанайские мукомольные предприятия, согласно статданным, в год перерабатывают до 2 млн т зерна – это около 40% от общего объема производства товарного зерна пшеницы в регионе. В прошлом году средняя их загруженность составила 43%. Помимо них работают четыре цеха по выпуску макаронных изделий мощностью свыше 20 тыс. т в год. Их загруженность в год – 79%. Но сегодня им всем нужно сырье.

«Не должно быть паники, что нет зерна, и сокращать людей не нужно! Этого мы не допустим. Сейчас в области создан штаб, он будет курировать работу. Да, у вас сейчас не будет загрузки на 70%, как обычно, но будут 30–40%, и наша с вами задача пережить эти 10 месяцев, дождаться урожая 2020 года», – подчеркнул аким Костанайской области Архимед Мухамбетов на встрече с руководством мельниц.

Он отметил, что костанайским трейдерам и мукомольным предприятиям необходимо уже сейчас заключать договоры на закуп зерна в соседних областях республики и Российской Федерации, что они и делают. К примеру, директор ТОО «Асалия» Дулат Шаяхметов рассказал, что его предприятие уже занято поисками новых поставщиков.

«В Восточно-Казахстанской области мы никогда не работали, но нашли там новые контакты. Уже заключили контракт на 18 тыс. т зерна. Сейчас мы просим представителей железной дороги помочь нам вывести зерно без проблем», – озвучил он просьбу на совещании.

Директор КФ АО «КТЖ – Грузовые перевозки» Вячеслав Миронов заявил, что с доставкой зерна по железной дороге проблем в этом году, скорее всего, не будет. По его словам, в области наблюдается профицит зерновозов.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

b2-uchet_kursiv.png

Цифра дня

1,6 млрд
тенге
задолжали казахстанские работодатели своим работникам

Цитата дня

Порой некоторые лозунги и призывы выглядят крайне привлекательными, но их авторы не несут ответственности перед страной. Реформы ради реформ - это верный путь к кризису и потери управляемости государством. Уверен, никто из нас этого не желает. Развитие должно быть последовательным, поступательным, без забегания вперед, но и без отставания.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций