Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


2332 просмотра

Летать станет еще дороже?

Некоторые казахстанские авиаперевозчики не исключают, что цены на авиабилеты уже в начале 2019 года им придется повышать

Фото: shutterstock.com

Вице-министр по инвестициям и развитию Тимур Токтабаев ожидает скорого падения цен на авиабилеты. В авиакомпаниях Казахстана разделять оптимизм госчиновника не спешат. О перипетиях в сфере авиаперевозок – в материале Kursiv.kz.

Минувший понедельник наверняка вселил надежды тысячам казахстанцев, предпочитающим отправляться в путешествия или в гости самолетами, а не поездами. Все произошло во время правительственного часа в парламенте, посвященного развитию туристической отрасли Казахстана. Отвечая на сетования мажилисмена Шавката Утемисова о высоких ценах на авиаперевозки как внутри страны, так и за ее пределами, которые мешают развитию туризма, вице-министр по инвестициям и развитию РК Тимур Токтабаев смело заявил, что уже в следующем году ожидает падения цен на авиабилеты.

Хаммерхед вице-министра

А все дело в том, что министерством проводится соответствующая работа. «У нас утверждены правила перевозки пассажиров, предусматривающие льготы для детей, пенсионеров, инвалидов, молодежи. Они уже действуют, тем не менее, остается вопрос по стоимости, которая не снижается теми темпами, которые бы мы хотели. В настоящее время совместно с министерством энергетики проводится работа в части обеспечения собственным авиакеросином для нашего парка самолетов. В следующем году планируется обеспечение практически полностью отечественным авиакеросином. Также в настоящее время растет количество регулярных рейсов авиакомпаний – на 15% по сравнению с прошлым годом. Это все способствует тому, что стоимость билетов будет падать. Поэтому в данном направлении министерством работа проводится. Я думаю, что уже в следующем году мы ощутим результаты», – окрылил всех участников правительственного часа Тимур Токтабаев.

Правда, пока еще 36-летний госчиновник так и не смог назвать точный период, с которого цены на авиабилеты начнут свое пике. Тем не менее из-под обстрела депутатскими вопросами он вышел как истинный ас правительственного пилотирования. «Я думаю, что именно с учетом общей экономической ситуации и цен на топливо в следующем году мы ожидаем, что цены будут более приемлемыми», – продемонстрировав своеобразный хаммерхед, заметил Тимур Токтабаев, сведя на нет желание депутатов узнать, на сколько процентов предполагается снижение цен на авиабилеты.

Новые проценты аэропорта Астаны

Между тем сами казахстанские авиаперевозчики разделять оптимизм господина Токтабаева особо не спешат. Напротив, некоторые из них не исключают, что цены на авиабилеты уже в начале 2019 года им придется даже повышать. Правда, обсуждать, насколько они станут дороже, авиакомпании с казахстанской пропиской пока не готовы. Потому как надеются, что время и события в стране сработают в их пользу и им не придется делать непопулярные шаги. Причина же некоторой неуверенности авиаперевозчиков в дне завтрашнем, который способен вызвать шквал недовольства казахстанцев, как минимум в социальных сетях, кроется в решении руководства астанинского аэропорта «Нурсултан Назарбаев» повысить с 1 января 2019 года тарифы сразу на 11 дополнительных услуг наземного обслуживания. О чем столичный аэропорт неожиданно для представителей отечественных авиакомпаний сообщил 22 августа во время проведения совместного круглого стола в Астане.

Кстати, если верить полученной Kursiv.kz инсайдерской информации, то аппетиты у аэропорта Астаны очень даже солидные. В частности, ожидается, что буксировка воздушных судов без привлечения сотрудников службы перронного обеспечения (СПО) вырастет на 45%, а с привлечением СПО – на 69%. Дороже на 173% станет зарядка самолетных систем медицинским кислородом. На 251% подорожает воздушный запуск силовых установок воздушных судов от спецавтомобиля «УВЗ-4,8». Более чем в два раза, а если точнее, на 107%, станет дороже подогрев салонов и кабин самолетов с помощью унифицированного моторного подогревателя. На 137%  подорожает обслуживание пассажиров при самостоятельной регистрации на местных авиалиниях и на 87% – при регистрации на международных направлениях. Наконец, на 314% больше придется платить аэропорту Астаны за предоставление телескопического трапа.

От no comments до отказа миндальничать

Интересно, что в отечественных авиакомпаниях во время бесед с Kursiv.kz, отметив, что знакомы с этой информацией, по-разному отреагировали на решение руководства аэропорта «Нурсултан Назарбаев». Так, например, в Qazaq Air подчеркнули, что, поскольку они в ближайшее время ожидают появления сообщения об очередном повышении тарифов за услуги аэропорта Астаны, в том числе и таких, с которыми им сталкиваться еще не доводилось, предпочитают пока воздерживаться от комментариев. Соответственно, как только ситуация станет окончательно понятной, обязательно сообщат о своей позиции СМИ.

Весьма дипломатично подошла к ответам на вопросы Kursiv.kz и руководитель пресс-службы авиакомпании «СКАТ» Виктория Старожилова, которая заметила, что на формирование стоимости авиаперелетов, а значит, и конечной цены авиабилета, влияние оказывает множество факторов. «Себестоимость международных рейсов значительно выше перелетов внутри страны. Немаловажную роль в этом играет тот факт, что за пределами Казахстана все расчеты ведутся в иностранной валюте. Влияние также оказывают сезонность, направление, длительность перелета, тип воздушного судна и многое другое. Большое значение имеют стоимость авиационного топлива и услуги аэропортов», – заметила Виктория Старожилова, подчеркнув, что их авиакомпания всегда старается держать стоимость перелетов на одном уровне.

Зато в пресс-службе национального перевозчика – авиакомпании Air Astana, отвечая на вопросы Kursiv.kz по поводу решения аэропорта «Нурсултан Назарбаев», миндальничать не стали. По информации менеджера по корпоративным связям Air Astana Тлека Абдрахимова, 29 августа 2018 года в адрес авиакомпании поступило уведомление от акционерного общества «Международный аэропорт «Астана». В этом документе сообщалось, что аэропорт принял решение об увеличении стоимости услуги «обработка груза по внутренним направлениям» на 50% от ранее действующего тарифа. «Тариф увеличен с 9640 тенге за т до 14 506 тенге за т», – заметил в своих ответах Kursiv.kz Тлек Абдрахимов. При этом представитель авиакомпании Air Astana обратил внимание, что, несмотря на то, что данная услуга в соответствии со ст. 124-5 Предпринимательского кодекса РК относится к числу общественно значимых видов деятельности, новый тариф астанинского аэропорта был утвержден приказом №449 Комитета гражданской авиации все от того же 29 августа 2018 года.

Надо заметить, что в текущем году аэропорт Астаны, носящий имя президента нашей страны, уже увеличивал свои тарифы за свои услуги. Произошло это в январе, когда в главной воздушной гавани страны на 30% подорожало обеспечение взлета и посадки по международным направлениям, на 100% были подняты цены за обеспечение авиационной безопасности рейсов за рубеж, на 157% стало дороже базирование воздушных судов в аэропорту, на 188% увеличилась стоимость сверхнормативной стоянки авиалайнеров. 

По этой причине в авиакомпании Air Astana заметили, что постоянное увеличение столичным аэропортом своих тарифов влечет за собой нагрузку как для потребителей их услуг, так и для вылетающих из Астаны пассажиров. Более того, из-за проводимой столичным аэропортом ценовой политики возникают риски закрытия ряда существующих направлений авиаперевозок внутри страны и отказа от полетов в столицу Казахстана со стороны зарубежных авиакомпаний. Все это вместе, считают в Air Astana, может привести к серьезному снижению пассажиропотока и ухудшению финансово-экономического состояния казахстанских предприятий гражданской авиации.

Караганда или Астана?

Кстати, из бесед с представителями отечественных авиаперевозчиков выяснилось, что авиакомпании вынуждены либо принимать условия аэропорта Астаны, либо отказываться от рейсов в столицу Казахстана. Дело в том, что, поскольку в нашей стране аэропорты находятся на достаточном удалении друг от друга, альтернативы у авиаперевозчиков нет. Как заметил один из собеседников Kursiv.kz, теоретически в случае с Астаной можно перенести рейсы из столицы страны в Караганду, у которой есть современный аэропорт «Сары-Арка». «Но в этом гипотетическом решении есть серьезный минус. На расстояние около 220–230 километров пассажирам придется дополнительно тратить еще три-четыре часа. Вряд ли кто-то согласится. Поэтому это не выход», – заметил он, предположив, что, вероятнее всего, авиакомпании отдадут предпочтение сокращению количества рейсов в Астану.

Любопытны и цифры стоимости услуг казахстанских и зарубежных аэропортов, на которые обращают внимание авиаперевозчики Казахстана. По их информации, например, тариф за обработку грузов в аэропорту Алматы составляет 5250 тенге за т, в Караганде – 5973 тенге, в Бангкоке – 900 бат, или приблизительно 9900 тенге. Сопоставимы с Астаной цены за этот тариф разве что в крупнейшем аэропорту Стамбула им. Ататюрка – $40, или 14 253 тенге по текущему курсу против, напомним, 14 506 тенге у воздушной гавани столицы Казахстана, которая и по размерам, и по пассажиропотоку значительно меньше главного аэропорта Турции.

Отчего могут подорожать авиабилеты

Впрочем, в Международном аэропорту Астаны «Нурсултан Назарбаев» считают, что тревоги казахстанских авиаперевозчиков ничем не обоснованы, поскольку работу по формированию тарифной политики проводят все аэропорты мира. Более того, в их официальном письме нашему изданию подчеркивается, что в период август-сентябрь 2018 года аэропорт Астаны обсуждал вопросы пересмотра тарифов за свои услуги с авиакомпаниями. «Цель подобного рода встреч – обеспечение гласности, прозрачности ценообразования на аэропортовские услуги, возможность найти оптимальные решения как для аэропорта, так и для авиакомпаний, учитывая, в конечном счете, интересы пассажиров воздушной гавани», – ответили на вопросы Kursiv.kz представители Международного аэропорта Астаны. Кроме того, в письме указывается, что, во-первых, тарифы на услуги в астанинском аэропорту не менялись с 2003 года. А во-вторых, поскольку столичная воздушная гавань является субъектом частного предпринимательства, Международный аэропорт «Нурсултан Назарбаев» вправе самостоятельно устанавливать цены на производимые им товары, работы и услуги на основании пп. 4 п. 1 ст. 26 Предпринимательского кодекса Казахстана. Соответственно, если авиаперевозчики решат сократить количество рейсов в Астану, то имеют на это полное право, исходя из наличия у них необходимых мощностей, востребованности авиамаршрутов, экономики и коммерческой нагрузки воздушных судов, считают в аэропорту Астаны.

Что касается опасений по поводу возможного роста цен на авиабилеты из-за повышения тарифов на услуги столичной воздушной гавани, то в аэропорту «Нурсултан Назарбаев» считают их надуманными. «Размер удорожания, по предварительным оценкам Общества (Международного аэропорта Астаны. – Kursiv.kz), составит для пассажира максимально до 8% от стоимости билета, если авиакомпании переложат эти расходы на пассажиров», – отмечается в письме изданию Kursiv.kz и при этом подчеркивается, что казахстанские авиаперевозчики имеют высокие показатели прибыльности.

Верим – не верим

Сложно сказать, согласятся ли с мнением Международного аэропорта Астаны по поводу своих высоких показателей прибыльности казахстанские авиаперевозчики. Скорее всего, нет, хотя бы потому, что, в отличие от авиакомпаний России и Узбекистана, никто из них не получает финансирования из государственного бюджета. Кроме того, заметим, что некоторые из их представителей несколько усомнились, например, в возможности снижения стоимости авиационного топлива, о чем на правительственном часе в парламенте страны сообщил вице-министр по инвестициям и развитию РК Тимур Токтабаев. Ведь хоть рынок авиатоплива по сравнению с прошлыми годами несколько и стабилизировался, казахстанские авиакомпании по-прежнему стараются приобретать авиакеросин напрямую у заводов-производителей, к примеру, Российской Федерации, минуя многочисленных посредников из Казахстана. Нельзя сбрасывать со счетов и далеко не благоприятную международную ситуацию. Тем самым нельзя исключать, что авиабилеты как на рейсы внутри страны, так и за ее пределы скорее подорожают, нежели станут дешевле.


1508 просмотров

Как готовить кадры для цифровизации

ERG готово создать в Казахстане виртуальный центр цифровых компетенций

Дальнейшее инновационное развитие Казахстана зависит от готовности работодателей вкладываться в человеческий капитал, считает министр индустрии и инфраструктурного развития республики Роман Скляр. В ходе горно-металлургического конгресса AMM в Нур-Султане он заявил о необходимости прививать сотрудникам горно-рудных компаний надпрофессиональные навыки, которые помогут им более эффективно решать производственные задачи в условиях цифровизации экономики. Между тем, по словам председателя правления Евразийской Группы Серика Шахажанова, группа компаний ERG давно ведет работу в этом направлении, охватывая при этом не только своих сотрудников, но и казахстанскую молодежь, не работающую на предприятиях группы.

«В Казахстане необходимо продолжить работу по развитию основного капитала страны - человеческого ресурса, - сказал Роман Скляр 12 июня на пленарном заседании конгресса. - Кроме лучших базовых компетенций, геологам, горнякам и металлургам необходимо прививать навыки «Soft Skils» - надпрофессиональные навыки, которые не менее важны в работе и необходимы для решения сложных, комплексных задач, а также способствующие продвижению инновационных решений отрасли», - добавил он

Без развития человеческого капитала, подчеркнул министр, будет неэффективной работа в рамках программы индустриального развития, а также программ цифрового развития,  направленных на модернизацию технологических процессов и на переход от индустрии 2.0 и 3.0 к индустрии 4.0. Хотя, по его словам, экономическая отдача от внедрения крупными горно-металлургическими предприятиями передовых решений по оптимизации бизнес-процессов видна уже сейчас – но она может и должна быть еще больше при усилении работы по повышению квалификации кадров и усилении сотрудничества отечественных предприятий с прикладной отечественной наукой и технологическими парками.

ERG 2.jpg

В свою очередь. исполнительный директор Республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Николай Радостовец считает, что государство должно стимулировать процессы подготовки персонала и цифровизации предприятий отрасли. При этом, по его словам, решение этого вопроса затягивается из-за нестыковки между различными министерствами.

«В частности, министерство по индустрии и инфраструктурному развитию нас поддерживает в том, чтобы обсудить и внести поправки в налоговый кодекс в части подготовки кадров, когда затраты которые работодатель тратит на подготовку кадров, идут на вычеты, - говорит Радостовец. – А налоговики сейчас трактуют это так: если это обучение не связано с основной специальностью, то это не должно относиться к затратам. Получается, подготовка IT-специалистов на промышленных предприятиях и всё, что связано с новыми специальностями, не идет на вычеты», - добавляет он.

В результате, по его словам, в стране складывается двоякая ситуация - с одной стороны, государство признает необходимость цифровизации, но затраты на нее предприятия сектора должны оплачивать полностью из полученной прибыли, что, по словам исполнительного директора отраслевой ассоциации, не соответствует международной практике. Помимо этого, он заметил, что правительство могло бы предусмотреть ряд преференций для предприятий при внедрении тех или иных IT- технологий, а также при создании новых рабочих мест, связанных с ними.

«Сейчас с существующими подходами вложения в стратегическое развитие отрасли многими инвесторами не рассматривается, особенно в части более высоких переделов. Мы хотим этот вопрос акцентировать - дело это очень трудоемкое и затратное, им нужно заниматься всем: акимам и депутатам нужно помочь нам, чтобы вложить огромные финансовые средства в развитие человеческого капитала. Без этого мы вопрос развития цифровизации адекватно решать не сможем», - заключил Радостовец.

Между тем, представители металлургической отрасли в Казахстане уже сейчас пытаются наладить процессы подготовки кадров и цифровизации своего производства, не дожидаясь преференций от государства. По словам председателя Правления Евразийской Группы Серика Шахажанова, группа компаний ERG внедряет образовательные проекты для всех, начиная с простых рабочих и заканчивая топ-менеджментом. При этом Евразийская Группа не ограничивается своими сотрудниками, являясь постоянным партнером множества хакатонов и мейкатонов для студентов в столице Казахстана и различных регионах страны.

«Мы готовим кейсы для участников различных бизнес-состязаний, наши эксперты выступают в качестве членов жюри и наставников, - говорит Шахажанов. - Лучших ребят мы поддерживаем и после завершения мероприятий, продвигаем их проекты. Один из таких примеров – «Экосистема студенческого предпринимательства», которую мы в ERG развиваем уже третий год. И вот эти подростки, которые еще даже не закончили институт, в числе прочих идей разработали  зарядное устройство для мобильных телефонов, получающее энергию от движения, и протез кисти человеческой руки с голосовым управлением. Недавно эти ребята представили свои проекты главе государства в ходе его визита в Костанай. Таким образом мы готовим почву – поколение, которое родилось в цифровом мире, которое будет жить в реальности Индустрии 4.0. Мы должны готовить их к этому миру и создавать условия для того, чтобы эти умы остались с нами, развивали нашу страну», - подчеркивает он.

Что касается внедрения новых технологий непосредственно на своих предприятиях, то ERG давно сотрудничает со Всемирным экономическим Форумом и продвигает на уровне ВЭФ работу по технологиям блокчейн. В прошлом году Группа запустила проект по внедрению блокчейн для кобальтового предприятия Metalkol RTR в Африке, а сейчас обсуждается идея создания консорциума по блокчейн под эгидой ВЭФ. Этот опыт металлурги готовы спроецировать и на Казахстан: вместе с казахстанским правительством и Международным финансовым центром «Астана» руководство ERGпрорабатывает возможность сотрудничества с Центром четвертой промышленной революции ВЭФ в Сан-Франциско.

«В рамках государственной программы «Цифровой Казахстан» был создан венчурный фонд на базе Международного финансового центра Астаны для содействия развитию перспективных новых бизнесов: он служит площадкой для нашего взаимодействия с технологическими стартапами, - говорит председатель правления Евразийской Группы. - На Форуме инноваторов ERG мы ежегодно рассматриваем возможности для цифровизации производства и обмениваемся опытом с представителями крупных международных компаний – лидеров в этой сфере», - добавляет он.

При этом процессы цифровизации позволяют Группе вовлекать в свою деятельность и население республики, давая работы социально незащищенным его слоям. Так, на Актюбинском заводе ферросплавов сейчас реализуется пилотный проект «Народный контроль», в рамках которого на производстве создана система контроля промышленной безопасности с помощью «умных» камер. А «мониторят» их люди с ограниченными возможностями, сидя у себя дома.

«Мы просто предоставили им нужное оборудование, провели обучение – теперь это наши полноценные сотрудники: они уже выявляют нарушения на производстве и помогают предотвращать несчастные случаи. После визита на завод глава государства Касым-Жомарт Токаев поручил распространить этот опыт на весь Казахстан», - подчеркивает Шахажанов.

По его словам, ERG готова делиться своим опытом в сфере цифровизации – и для более широкого охвата заинтересованных в этом опыте сторон запланировала создание в ближайшем будущем в стране виртуального центра цифровых компетенций, который объединит всех специалистов в сфере реализации инициатив Индустрии 4.0. С помощью которого казахстанские промышленники смогут решить значительную часть своих проблем по модернизации производства и подготовки кадров.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

almaty2019_kursiv_240×400.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций