Перейти к основному содержанию

1208 просмотров

Как государство пытается решить проблемы автопрома за счет туризма

Государство по факту склоняет перевозчиков туристической отрасли к покупке отечественных машин косвенными мерами

Фото: shutterstock.com

Отечественные перевозчики поднимают вопрос о создании особых условий для сектора туристических автобусных перевозок: по словам генерального директора Союза автотранспортников Казахстана Сабита Аманбаева, государство сейчас подводит отрасль к закупу туристических автобусов у отечественных производителей. Между тем казахстанские машины нужного класса дороже подержанных зарубежных аналогов, к тому же отечественные заводы не закрывают всю линейку требуемых машин.

На автобусный туризм и его проблемы в Казахстане мало кто до сих пор обращал внимание, поскольку он является вспомогательной частью въездного туризма. Однако по мере осознания того факта, что иностранца мало заманить в республику – надо предоставить ему еще и соответствующий сервис, в который входят и услуги транспорта, вопрос автобусного туристического парка начал потихоньку выходить на первый план. И тут выяснилось, что дела в отрасли если не в катастрофическом состоянии, то далеко не в блестящем.

«По состоянию на 1 февраля 2018 года в Казахстане числится 90 тыс. 393 автобуса, доля автобусов в наличии у индивидуальных владельцев  – более 60%, потому что осуществление деятельности в рамках ИП позволяет снизить до минимума налоговые выплаты, – говорит генеральный директор Союза автотранспортников страны Сабит Аманбаев. – При этом малый парк, автобусы до 20 мест, составляет 62% – 56 тыс. автобусов, от 20 до 60 мест – 36% и более 60 мест – всего 1,36%  – к нему относятся машины, работающие на междугородних и международных перевозках, при этом это самый старый парк, 23 года средний возраст таких автобусов. Состояние парка ужасное, хотя бы потому, что у нас в общем численность за последние три года снизилась с 98 тыс. до 90 тыс. – списывают автобусы массово, но обновление парка проводить сложно», – добавляет он.

В настоящее время за счет разворачивания крупноузловой сборки автобусов в стране начинается обновление городских и пригородных маршрутов, но проблем туристической отрасли это не решает, поскольку машины туристического класса в Казахстане в большом количестве не производят. Есть и экономическая составляющая вопроса: подержанный туристический «Мерседес», отходивший по Европе пять лет и способный проработать в Казахстане еще лет 15, стоит 100 тыс. евро. Стоимость новенького «Ивеко», произведенного внутри страны, доходит до 300 тыс. евро.

Однако государство по факту склоняет перевозчиков туристической отрасли к покупке отечественных машин косвенными мерами. Одна из них – это принятая в июле этого года Дорожная карта по развитию автобусных перевозок, предусматривающая выделение в период 2018–2021 годов 105 млрд тенге из республиканского бюджета, что позволит привлечь  дополнительно 245 млрд тенге заемных средств на обновление автобусного парка. Эта программа «заточена» изначально на приобретение автобусов отечественного производства, поэтому приобретать за ее счет подержанные автобусы за рубежом не получится.

Мало того, что государство не намерено субсидировать приобретение подержанных автобусов иностранного производства, так оно еще и вводит заградительные меры по приобретению таких машин. С недавних пор в стране действует механизм по обложению предпринимателей дополнительным налогом в виде сбора за первичную регистрацию моторных средств в размере 2 тыс. 500 МРП за автомобиль старше пяти лет, то есть, купив пятилетний «Мерседес», перевозчики должны будут заплатить более 6 млн тенге.

Дополнительно с 1 января 2016 года на все автотранспортные средства введен утилизационный сбор, который для автобусов составляет от 1 до 2 млн тенге. И в настоящее время, по сведениям перевозчиков, Министерство национальной экономики собирается эти ставки увеличить, что сблизит в ценовом сегменте подержанные «Мерседесы» и новые «Ивеко». В союзе автотранспортников при этом отмечают, что рады были бы прибегать к услугам отечественного производителя, несмотря на ценовую разницу, если бы казахстанский автопром мог удовлетворить все их запросы.

«Как бы мы ни гордились достижениями отечественного автопрома, он сегодня не в состоянии производить автобусы туристического класса требуемого спектра и в необходимом количестве, – говорит г-н Аманбаев. – «Ивеко» – отличный завод, и мы очень болеем за наш автопром, но пока туристический автобус ему не по зубам – это очень высокотехнологичное производство. К тому же нужен большой спектр: одна туристическая компания хочет иметь у себя в автобусе туалет, другая хочет багажный отсек побольше – и каждый раз лавировать местный производитель не сможет при отверточной сборке. Поэтому надо реально смотреть на вещи – наши машины значительно дороже аналогов, и пока нет возможности производить их в достаточном количестве», – добавляет он.

В связи с этим глава отраслевого союза считает, что барьеры следует ставить на пути ввоза импортных автобусов на городские и пригородные маршруты, а покупку туристических машин следует освободить и от сбора за первичную регистрацию, и от утилизационных сборов. У отечественных производителей своя точка зрения на этот вопрос: финансовый директор АО «Группа компаний Allur» Ирина Миронова признает, что уровень локализации при сборке автобусов туркласса в Казахстане не превышает 33%, но поясняет, что увеличить местное содержание заводы смогут только в случае гарантированного закупа машин.

«Да, уровень локализации в автобусах составляет в настоящий момент от 25 до 33%, но для его увеличения объем производства должен расти, и если сейчас наши коллеги из союза транспортников говорят, что по туристическим автобусам у нас низкий уровень локализации, мы согласны, но есть и обратная сторона вопроса: а сколько вы купили у нас автобусов для того, чтобы у нас была возможность его увеличить? – говорит г-жа Миронова. – Нужно понимать, что линии мелкоузловой сборки стоят десятки миллионов долларов, и покупать это оборудование только для того, чтобы произвести один-два автобуса, нет никакого  экономического смысла. Должны быть какие-то минимальные гарантированные объемы продаж для того, чтобы оправдать его покупку», – отмечает она.

Таким образом, в настоящее время государство заняло сторону производителя, пытаясь льготными условиями стимулировать покупку именно отечественных «Ивеко» со стороны перевозчиков, занимающихся обслуживанием туристов: под их приобретение предоставляется кредитование в тенге под 7% годовых с первоначальным взносом в 15% на срок до семи лет.  

«Я понимаю, что 20 лет использовать автобус – это хорошо с точки зрения экономики перевозчика, но должны быть определенные стандарты по обновлению парка, и учитывая, что ставки по кредитам ниже, чем предлагается сейчас в тенге по нашей программе, в стране просто нет, считаю, условия созданы все», – подчеркивает финдиректор АО «Группа компаний Allur».

Компромиссное решение по этому вопросу предлагает член президиума Союза транспортников Казахстана Ерхат Искалиев, по мнению которого заинтересованным госорганам, перевозчикам и производителям необходимо собраться на одной площадке и объективно решить, когда отечественные заводы смогут полностью удовлетворять все запросы заказчиков, введя, возможно, некий переходный период для иностранных машин на это время.

«По соотношению «цена – качество» также можно было бы там рассмотреть вопрос, потому что мы понимаем, что новый «Ивеко» – это хорошо, но пятилетний «Мерседес» – тоже неплохо, особенно с учетом того, что европейцы привыкли именно к «Мерседесам», –  говорит г-н Искалиев. Сказать точно, когда возможно такое совещание, пока никто не может, но его необходимость признают обе стороны, готовые обратиться за содействием в его проведении в правительство. 

459 просмотров

От лизинга мебели – к бизнесу лизинга

Казахстанский производитель мебели использовал лизинговые технологии, чтобы спастись от влияния кризиса

Фото: Shutterstock.com

Компания Tornadoplus, производитель корпусной мебели, внедрила инструмент лизинга для расширения продаж собственной продукции. Наработанные методы взаимодействия с клиентами заставили Игоря Проценко, владельца компании, задуматься о применении лизинга и на других рынках. Наибольшие перспективы предприниматель видит в фитнес-индустрии. 

В 2016 году рынок мебели погрузился в кризис. Потребление сократилось на 30% в сравнении с 2014 годом, когда мебельная промышленность достигла пика производства. В деньгах за 2014–2016 годы рынок упал на 24%. Низкие продажи повлекли закрытие 30% производственных предприятий. Внедряя в этот момент лизинговые продажи мебели, – впервые на этом рынке в Казахстане, – компания Tornadoplus рассчитывала нивелировать для себя последствия кризиса. 

Проценко попытался привлечь к финансированию лизинговых операций банки, но они отказались. Главная особенность лизинга состоит в том, что до полного выкупа имущества владение закреплено за продавцом. Но бывшая в употреблении мебель выступать залогом для банка не могла. Поэтому Tornadoplus разработала собственную лизинговую программу.

Основой послужил стандартный банковский договор лизинга, который доработали с учетом знания рынка и проблем, с которыми можно столкнуться. К примеру, в документ внесены личные гарантийные обязательства акционеров компании-покупателя. Другой способ снижения рисков – ограничение суммы сделки, она не может быть больше 20 млн тенге. 

Разрабатывая программу, Игорь Проценко понимал, что продукт должен быть востребован на рынке B2B. Наиболее перспективно выглядели частные учебные заведения. К примеру, в 2016 году только в Алматы работало около 200 частных детских садов, 80% которых испытывали потребность в новой мебели. 

Сотрудничество начинается с заявки, которую клиент оставляет на сайте компании. Tornadoplus с согласия контр­агента собирает и анализирует доступную информацию о нем. На принятие решения уходит в среднем две недели. Договор лизинга возможен на срок от года до трех, первоначальный взнос – от 20 до 40%, годовые проценты по лизингу – от 0 до 18%. График платежей строится с учетом сезонных спадов. 

За три года, говорит Игорь Проценко, клиентами программы пожелали стать 40 компаний, с половиной из них были заключены договоры лизинга. Ни одного дефолта допущено не было. «Эта программа была жестом отчаяния в разгар кризиса мебельной отрасли, но спасательным кругом для нас она не стала, – говорит Игорь Проценко. – Зато теперь, когда мебельный рынок пошел в рост, мы будем использовать этот опыт как дополнительное конкурентное преимущество». 

В руках у предпринимателя оказался универсальный финансовый инструмент для любого рынка. Банковские лизинговые программы ориентированы на крупное промышленное производство, а в сфере малого и среднего бизнеса никто подобные инструменты в стране не применяет. 

Что связывает мебель и фитнес-индустрию

Новый бизнес Игоря Проценко – «Самал Лизинг Текнолоджиз». Директор компании Алия Саиди в силу собственных компетенций определила наиболее перспективный для лизинговых технологий рынок: фитнес-индустрия. 

У Алии Саиди – большой опыт в индустрии фитнеса, она участвовала в развитии таких известных фитнес-брендов, как Fitnation, Luxor, Classis, Fightclub в Казахстане, Magneto и Aqquafirst в России. Эксперт говорит, что текущее проникновение фитнеса в Казахстане – минимально. Для Алматы этот показатель составляет 3%, для регионов – не более 1%. В то же время в Москве фитнесом увлечены 8% населения, в Лондоне и Нью-Йорке – 20%, а рекордсмен по этому показателю Барселона – 34% ее жителей регулярно посещают фитнес-залы.

Причин, почему в Казахстане такое низкое проникновение фитнеса, много, но одной из основных Саиди считает низкий уровень готовности индустрии в целом. Это совокупность показателей: от дефицита квалифицированного персонала до низкой компетенции владельцев, слабо представляющих возможные риски бизнеса. По мнению собеседницы, сейчас в Казахстане наступил период массового ухода с рынка некомпетентных игроков. Образующиеся ниши спешат занять крупные отечественные и российские фитнес-бренды. Собственный масштабный фитнес-проект планирует запустить даже крупный игрок из сферы ритейла.

Тренажеры в лизинг 

Сложившуюся ситуацию Алия Саиди называет не кризисом, а качественным перерождением индустрии. Клиенты пойдут туда, где будет лучше обслуживание и спортивные технологии. В этой сфере и видит перспективы «Самал Лизинг Текнолоджиз». 

Для поставок фитнес-оборудования компания заключила договоры с тремя солидными производителями, которые обеспечивают гарантийное обслуживание. 

Сейчас в работе у «Самал Лизинг Текнолоджиз» пять крупных фитнес-проектов: два в Нур-Султане, два в Алматы и один – в Ташкенте. По словам Игоря Проценко, сделки на этом рынке серьезные и требуют тщательной проработки финансового обеспечения, которое может колебаться в пределах от $100 тыс. до более чем $1 млн. 

«В лизинговые программы мы вкладываем весь накопленный опыт и возможности: собственные средства, банковские и частные займы, доход от работающего бизнеса», – говорит Игорь Проценко. Главными проблемами он считает невысокий уровень доверия к лизингу в Казахстане и короткие сроки финансирования. В России лизинговые программы возможны на срок до семи лет. В Казахстане стоимость денег и общее экономическое положение не позволяют запускать программы на срок более трех лет.

Комплексный подход увеличивает доход

Современное спортивное оборудование при должном уходе служит около 10 лет. Сами по себе тренажеры, даже очень качественные и современные, не гарантируют успех фитнес-зала. Поскольку прибыльность лизингового бизнеса напрямую зависит от жизнеспособности компаний-клиентов, «Самал Лизинг Текнолоджиз» проповедует комплексный подход. Перед заключением лизингового соглашения Алия Саиди консультирует клиентов по всем вопросам ведения бизнеса. «Конечно, консультации – это часть нашей прибыли, – признается Алия. – Но так мы показываем, что в успехе бизнеса клиента мы заинтересованы так же, как и в сохранении своей репутации».

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций