Перейти к основному содержанию


1049 просмотров

Как государство пытается решить проблемы автопрома за счет туризма

Государство по факту склоняет перевозчиков туристической отрасли к покупке отечественных машин косвенными мерами

Фото: shutterstock.com

Отечественные перевозчики поднимают вопрос о создании особых условий для сектора туристических автобусных перевозок: по словам генерального директора Союза автотранспортников Казахстана Сабита Аманбаева, государство сейчас подводит отрасль к закупу туристических автобусов у отечественных производителей. Между тем казахстанские машины нужного класса дороже подержанных зарубежных аналогов, к тому же отечественные заводы не закрывают всю линейку требуемых машин.

На автобусный туризм и его проблемы в Казахстане мало кто до сих пор обращал внимание, поскольку он является вспомогательной частью въездного туризма. Однако по мере осознания того факта, что иностранца мало заманить в республику – надо предоставить ему еще и соответствующий сервис, в который входят и услуги транспорта, вопрос автобусного туристического парка начал потихоньку выходить на первый план. И тут выяснилось, что дела в отрасли если не в катастрофическом состоянии, то далеко не в блестящем.

«По состоянию на 1 февраля 2018 года в Казахстане числится 90 тыс. 393 автобуса, доля автобусов в наличии у индивидуальных владельцев  – более 60%, потому что осуществление деятельности в рамках ИП позволяет снизить до минимума налоговые выплаты, – говорит генеральный директор Союза автотранспортников страны Сабит Аманбаев. – При этом малый парк, автобусы до 20 мест, составляет 62% – 56 тыс. автобусов, от 20 до 60 мест – 36% и более 60 мест – всего 1,36%  – к нему относятся машины, работающие на междугородних и международных перевозках, при этом это самый старый парк, 23 года средний возраст таких автобусов. Состояние парка ужасное, хотя бы потому, что у нас в общем численность за последние три года снизилась с 98 тыс. до 90 тыс. – списывают автобусы массово, но обновление парка проводить сложно», – добавляет он.

В настоящее время за счет разворачивания крупноузловой сборки автобусов в стране начинается обновление городских и пригородных маршрутов, но проблем туристической отрасли это не решает, поскольку машины туристического класса в Казахстане в большом количестве не производят. Есть и экономическая составляющая вопроса: подержанный туристический «Мерседес», отходивший по Европе пять лет и способный проработать в Казахстане еще лет 15, стоит 100 тыс. евро. Стоимость новенького «Ивеко», произведенного внутри страны, доходит до 300 тыс. евро.

Однако государство по факту склоняет перевозчиков туристической отрасли к покупке отечественных машин косвенными мерами. Одна из них – это принятая в июле этого года Дорожная карта по развитию автобусных перевозок, предусматривающая выделение в период 2018–2021 годов 105 млрд тенге из республиканского бюджета, что позволит привлечь  дополнительно 245 млрд тенге заемных средств на обновление автобусного парка. Эта программа «заточена» изначально на приобретение автобусов отечественного производства, поэтому приобретать за ее счет подержанные автобусы за рубежом не получится.

Мало того, что государство не намерено субсидировать приобретение подержанных автобусов иностранного производства, так оно еще и вводит заградительные меры по приобретению таких машин. С недавних пор в стране действует механизм по обложению предпринимателей дополнительным налогом в виде сбора за первичную регистрацию моторных средств в размере 2 тыс. 500 МРП за автомобиль старше пяти лет, то есть, купив пятилетний «Мерседес», перевозчики должны будут заплатить более 6 млн тенге.

Дополнительно с 1 января 2016 года на все автотранспортные средства введен утилизационный сбор, который для автобусов составляет от 1 до 2 млн тенге. И в настоящее время, по сведениям перевозчиков, Министерство национальной экономики собирается эти ставки увеличить, что сблизит в ценовом сегменте подержанные «Мерседесы» и новые «Ивеко». В союзе автотранспортников при этом отмечают, что рады были бы прибегать к услугам отечественного производителя, несмотря на ценовую разницу, если бы казахстанский автопром мог удовлетворить все их запросы.

«Как бы мы ни гордились достижениями отечественного автопрома, он сегодня не в состоянии производить автобусы туристического класса требуемого спектра и в необходимом количестве, – говорит г-н Аманбаев. – «Ивеко» – отличный завод, и мы очень болеем за наш автопром, но пока туристический автобус ему не по зубам – это очень высокотехнологичное производство. К тому же нужен большой спектр: одна туристическая компания хочет иметь у себя в автобусе туалет, другая хочет багажный отсек побольше – и каждый раз лавировать местный производитель не сможет при отверточной сборке. Поэтому надо реально смотреть на вещи – наши машины значительно дороже аналогов, и пока нет возможности производить их в достаточном количестве», – добавляет он.

В связи с этим глава отраслевого союза считает, что барьеры следует ставить на пути ввоза импортных автобусов на городские и пригородные маршруты, а покупку туристических машин следует освободить и от сбора за первичную регистрацию, и от утилизационных сборов. У отечественных производителей своя точка зрения на этот вопрос: финансовый директор АО «Группа компаний Allur» Ирина Миронова признает, что уровень локализации при сборке автобусов туркласса в Казахстане не превышает 33%, но поясняет, что увеличить местное содержание заводы смогут только в случае гарантированного закупа машин.

«Да, уровень локализации в автобусах составляет в настоящий момент от 25 до 33%, но для его увеличения объем производства должен расти, и если сейчас наши коллеги из союза транспортников говорят, что по туристическим автобусам у нас низкий уровень локализации, мы согласны, но есть и обратная сторона вопроса: а сколько вы купили у нас автобусов для того, чтобы у нас была возможность его увеличить? – говорит г-жа Миронова. – Нужно понимать, что линии мелкоузловой сборки стоят десятки миллионов долларов, и покупать это оборудование только для того, чтобы произвести один-два автобуса, нет никакого  экономического смысла. Должны быть какие-то минимальные гарантированные объемы продаж для того, чтобы оправдать его покупку», – отмечает она.

Таким образом, в настоящее время государство заняло сторону производителя, пытаясь льготными условиями стимулировать покупку именно отечественных «Ивеко» со стороны перевозчиков, занимающихся обслуживанием туристов: под их приобретение предоставляется кредитование в тенге под 7% годовых с первоначальным взносом в 15% на срок до семи лет.  

«Я понимаю, что 20 лет использовать автобус – это хорошо с точки зрения экономики перевозчика, но должны быть определенные стандарты по обновлению парка, и учитывая, что ставки по кредитам ниже, чем предлагается сейчас в тенге по нашей программе, в стране просто нет, считаю, условия созданы все», – подчеркивает финдиректор АО «Группа компаний Allur».

Компромиссное решение по этому вопросу предлагает член президиума Союза транспортников Казахстана Ерхат Искалиев, по мнению которого заинтересованным госорганам, перевозчикам и производителям необходимо собраться на одной площадке и объективно решить, когда отечественные заводы смогут полностью удовлетворять все запросы заказчиков, введя, возможно, некий переходный период для иностранных машин на это время.

«По соотношению «цена – качество» также можно было бы там рассмотреть вопрос, потому что мы понимаем, что новый «Ивеко» – это хорошо, но пятилетний «Мерседес» – тоже неплохо, особенно с учетом того, что европейцы привыкли именно к «Мерседесам», –  говорит г-н Искалиев. Сказать точно, когда возможно такое совещание, пока никто не может, но его необходимость признают обе стороны, готовые обратиться за содействием в его проведении в правительство. 


319 просмотров

Халық өсімінен қалай пайда табуға болады?

Ақсулық кәсіпкердің ісі

Фото: Shutterstock

Ата-анасы сәбиіне ең жақсысын таңдайтыны анық. Бұл өз кезегінде жеңіл өнеркәсіпті, жеке кәсіпкерлік деңгейінде болсын, дамытуға мүмкіндік береді.

Кәсібің – нәсібің

Ақсулық жас кәсіпкер Дарья Ларичева жақында жергілікті әкімдіктің көмегімен қол жеткізген тұрғын-жайды жөндеу жұмысын бітіріп, жаңа туған нәрестелерге арналған киім-кешек тігу ісін жолға қоймақ.

Жас келіншек жеке кәсібін қолынан жақсы келетін шаруадан бастаған. Колледжде тігін ісін игеріп, түрлі ательеде біраз тәжірибе жинақтаған. Енді өзі тігіншілікті мықтап қолға алмақ. Ең маңыздысы – ниша табу болса, Дарьяны өмірдің өзі осы жолға алып келген. 

Бәрі баласына арнап көрпе-жастық тігуден басталды. Жаңа дүние таныс қыз-келіншектерге ұнап, олар да нәрестеге арналған көрпе-жастық тігіп беруін өтінеді. Осылайша алғашқы тапсырыстар түсе бастайды. Жас аналар риза болып, олармен тез тіл табысып кетті. 

Инвестиция қайдан? 

Дарья жеке кәсіп бастау үшін ең алдымен тігін машинасы және біраз мата керек екенін түсінді. Осы мақсатта 500 мың теңге несие алған. Балалар киіміне сапалы, табиғи мата ғана жарайтындықтан, осы талаптарға сай келетін мата сататын дүкенді де тапқан. Қазіргі кезде жас кәсіпкерге мата мен қажетті материалдарды делдалдан алуға тура келіп тұр, десе де ісі біраз алға басқан соң қажетті шикізатты көтерме бағамен сатып алмақ. 

Шеберхана орналасатын орын іздеу екінші қадам болды. Жергілікті биліктің көмегі арқасында жалға алатын арзан бөлме де табылды. Нәтижесінде бұл жерге құрал-жабдығын көшіріп, өз шеберханасын ашып, киім-кешек жөндеумен айналыса бастады. Бәрін өз талғамымен безендіреді. Өзі тігетін киім-кешектің бренд атауын да ойлап қойған, жас кәсіпкер оны алдағы уақытта тіркетпек.
 
«Киім-кешекті үлкен партиямен шығаруға қол жекізген кезде атауын тіркетсем деген ойдамын. Ол үшін ең алдымен ұжым жинап алуым керек. Бұл оңай шешілетін шаруа болмай тұр», – Дарья Ларичева.

Бәрін шешетін – кадр 

Колледжде оқып жүргенде Павлодардағы сәнді киім тігетін кәсіпорында тәжірибеден өткен еді. Оған бас киім тігетін шебер жетекшілік етті. Бұндай киім тігу оның қызығушылығын тудырмады. Есесіне өндірісте жақсы тәжірибе жинақтап, ұжымда қарым-қатынас орнатуды үйренген. Бұл – бизнесте өте қажет қасиет.
 
«Жұмысқа көмекші алайын деп едім, маман тапшылығымен бетпе-бет келдім. Бұл жерде тігін ісін қаншалықты жақсы меңгергенің маңызды емес, ең бастысы – жұмысқа деген көзқарасың. Өзім жалдамалы жұмыста жүргенде, не болса да, өзіңді қалай сезінсең де, тапсырманы орындау қажеттігін түсінетінмін. Осындай өзіңмен рухтас адам табу қиын екен», – дейді кәсіпкер. 

Енді көмекшіні өзі оқыған колледж түлектерінің арасынан іздеп көруді жоспарлап отыр. 

Істің мәні 

Киім тігу – өте ұзақ және бейнетті жұмыс. Бәрі идеядан бастау алады. Ал маркетингтік зерттеуді Дарья өзі жүргізеді екен: нарықты зерттеп, тапсырыс берушілермен байланыс орнатады. 

«Әрине, қандай да бір жаңалықты интернеттен қарап табуға болады, бірақ үлгіні міндетті түрде өз ойыңнан толықтырасың», – дейді Дарья Ларичева. 

Жас кәсіпкердің айтуынша, бұйым тұтынушыға қолжетімді болуы үшін, шикізатты алар кезде баға мен сапаның теңгерімін сақтаған маңызды. 

«Әзірге бұйымдарды аздан тігіп жатырмын. Алдағы уақытта өзге қалалардан «оптовик» тауып, тіккен киімдерімді Ақсуда сататын бағамен өткізсем деген ой бар»,– дейді кәсіпкер.   

Айта кету керек, оның бұйымдары аймаққа шеттен әкелінетін тауарлардан біршама арзан. Жас кәсіпкердің айтуынша, қазір ол үшін ең маңыздысы – нарықта орнығу. Тігінші тігетін киімдер мен бұйымдар 0-3 жастағы сәбилерге арналған.

Балаларға арналған көрпе-төсек жабдығы, кермеше, қолдан тігілген және ортопедиялық жастық тігеді. Одан бөлек, жаңа туған нәрестелердің жейде, көйлек, боди, башмақай және т.б. бар.
 
Дарья Ларичева алдағы уақытта жасөспірімдерге арналған көрпе-жастық жабдығын тіккісі келеді. Әзірге ателье қожайыны жеке франшиза туралы армандап жүр.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций