Из Шымкента в Туркестан: путешествие ценой в 1,6 млрд тенге

1,6 млрд тенге потратило правительство на аренду служебных помещений, квартир, а также ремонт зданий и надбавку к зарплатам чиновникам

Фото: shutterstock.com

Событием минувшего месяца стала массовая передислокация в Туркестан областных управлений и департаментов. 27 исполнительных органов Туркестанской области меняют место работы в связи с переносом областного центра.

Госслужба в приоритете

В 1,6 млрд тенге была определена сумма затрат на переезд чиновников Туркестанской области из бывшего областного центра Шымкента в нынешний – Туркестан. Средства на аренду служебных помещений, квартир, а также ремонт зданий, надбавку к зарплатам предусмот­рены из резерва правительства. На первых порах чиновникам придется воспользоваться съемным жильем, общежитиями и гостиницами.

Из республиканского бюджета каждому госслужащему ежемесячно на аренду жилья будет выделяться по 81 тыс. тенге. Служащие, работающие по договору, будут обеспечены местами в общежитиях. Чиновников-переселенцев также ждет 20-процентное увеличение заработной платы, прибавка к 30-дневному оплачиваемому отпуску семи лечебных дней за экологию и ежегодная матпомощь в размере заработной платы. Повышение зарплат благодаря новому статусу города ожидает также сотрудников акимата Шымкента.

Передислокация в Туркестан

В связи с передислокацией в Туркестан областных управлений и департаментов 167 объектов областного значения, расположенных в Шымкенте, будут переданы в городскую собственность. В стратегический объект – здание бывшего областного, а ныне городского «главка» – сотрудники городского акимата и городских управлений Шымкента въехали в конце минувшей недели. Прежние хозяева освободили его в августе. Как ранее заявляли в акимате, на новое место областные управления и департаменты Туркестанской области, областной маслихат и другие органы переберутся до начала сентября.

Активная подготовка к передислокации областных исполнительных органов в Туркестан началась практически сразу после подписания 19 июня Указа Президента Казахстана, согласно которому Южно-Казахстанская область была преобразована в Туркестанскую, Шымкент обрел статус города республиканского значения, а областной центр перенесен в Туркестан. Уже в июне представители министерств и ведомств, вошедшие в состав комиссии по перспективам развития Туркестанской области под председательством первого заместителя премьер-министра РК Аскара Мамина, рассмотрели вопросы передислокации госорганов, организации и проведения конкурса на разработку Генерального плана развития Туркестана как культурно-духовного центра тюркского мира, перспектив социально-экономического развития области. Тогда же была утверждена соответствующая «Дорожная карта», содержащая основные действия по обеспечению бесперебойного и эффективного функционирования госорганов и организаций Туркестанской области.

Первыми новоселье в древнем городе отметили сотрудники департамента госдоходов, перебравшиеся в Туркестан во второй половине июля. Массовое же переселение чиновников произошло месяц спустя, когда в Туркестан переехали сразу 24 управления и департамента с численностью сотрудников более 1 200 человек.

На грабли не наступаем

17 августа на центральной площади административно-делового центра Шымкента в торжественной обстановке проводили областных чиновников, отправляющихся к новому месту работы и проживания. «У каждого государства, области или города бывают ответственные эпохальные периоды, – отметил на официальной церемонии аким Туркестанской области ЖансеитТуймебаев. – Сегодня мы начинаем большое кочевье. Когда-то наш президент сказал: «Мы переезжаем в Астану, сохраняя в сердце любовь к Алматы». И мы тоже переезжаем с таким же теплым чувством к Шымкенту».

К слову, при разработке планов передислокации областных учреждений был учтен опыт переноса столицы государства из Алматы в Астану. Сравнение нынешнего процесса с переездом столицы страны в Астану и первыми шагами ее становления в новом статусе не раз звучало из уст официальных лиц. Общим местом также стало определять его как историческое, эпохальное событие, начало нового периода Туркестана и Туркестанской области.

Ход передислокации государственных органов областного значения из Шымкента в Туркестан проинспектировал во время недавнего визита на юг Казахстана премьер-министр страны Бакытжан Сагинтаев. В рамках рабочей поездки глава Кабинета министров побывал в Туркестане, где посетил ряд объектов, в которых на период строительства административных зданий будут размещаться государственные органы.

Отчитываясь о проделанной работе, аким Туркестанской области Жансеит Туймебаев сообщил главе Кабмина о том, что все государственные органы, меняющие дислокацию, прошли государственную регистрацию. Для их размещения в Туркестане выделено 12 зданий общей площадью 11680 кв. метров. Еще 16 зданий определены для 27 территориальных органов. К примеру, в здании школы-интерната, получившего название Дом департаментов, размещены 10 территориальных органов. Пять госорганов расположились в комплексе «Версаль», а в бывшей клинике «Амина» – восемь местных исполнительных органов.

Согласно представленным акимом области данным об обеспечении жильем переезжающих госслужащих, сотрудникам предложено в аренду 67 частных квартир. В среднем такое жилье обойдется в 50–80 тыс. тенге в месяц. Кроме того, в Туркестане для временного размещения подготовлено 305 мест в общежитии и 14 гостиниц, в Кентау – общежитие на 275 мест и семь жилых домов. Помимо этого, в Туркестане ведется строительство 20 многоэтажных домов на

1 200 квартир, в Кентау – 7 домов на 420 квартир. Социально-предпринимательская корпорация начала строительство шести многоэтажных жилых домов на 360 квартир по программе «7-20-25», в которой могут принять участие молодые госслужащие. Все дома планируется сдать в эксплуатацию в 2019 году. Предполагается, что за полтора года с момента переезда в новый областной центр все госслужащие будут обеспечены жильем.

За чей счет переезд?

На реализацию 188 мероприятий Генерального плана социально-экономического развития Туркестанской области до 2024 года потребуется от государства 1,3 трлн тенге. По информации акима, бюджет области на этот год составлял 621,6 млрд тенге, а после отделения бюджета Шымкента он оценивается в 552,5 млрд тенге. Кстати, решением внеочередной  XXVIII сессии областного маслихата от 27 июля 2018 года в связи с учетом нового статуса Шымкента были изменены нормативы распределения регулируемых налогов: теперь 100% налогов будут отчисляться в его собственный бюджет. Также были сокращены объемы субвенций, предусмотренных Шымкенту (при прежнем планировании его в составе ЮКО. – «Къ».): на 2018 год – в сумме около 9,7 млрд тенге (объем субвенции, предусмотренной на 2-е полугодие), на 2019 – в сумме 22,2 млрд тенге. У Шымкента теперь отдельное финансирование из республиканского центра, он получил возможность напрямую на уровне правительства утверждать свои программы развития без согласования с областной администрацией.

Вопросов развития Туркестана и Шымкента в новом статусе коснулся президент Нурсултан Назарбаев, выступая 1 сентября на совместном заседании палат парламента. В частности, он призвал правительство и министерства уделить должное внимание строительству, становлению областного центра. «Я уверен, что в скором времени мы получим развитый новый областной центр и новую точку роста нашей экономики и бизнеса, – заявил глава государства. – От эффективной организации работы нового областного центра зависит развитие всего густонаселенного региона. Вместе с тем не должно оставаться без внимания состояние Шымкента».

Напомним, выступая на церемонии публичного подписания июньского Указа, глава государства подчеркнул, что Шымкент станет новым центром притяжения инвестиций. О том, что третий мегаполис уже стал мощным инвестмагнитом, свидетельствует анализ рэнкинговых агентств. Согласно исследованиям energyprom.kz, объем инвестиций в основной капитал обрабатывающей промышленности составил за январь-июль 2018 года 662,9 млрд тенге и увеличился за год сразу на 38,2%. В сопоставимых ценах рост с учетом инфляции составил 26,3%. Среди регионов РК лидирует Шымкент – 307,7 млрд тенге, это 46,4% от РК. Следом идут промышленные регионы – Карагандинская область (64,2 млрд тенге, рост за год – 51,3%), и замыкает тройку лидеров Атырауская область (48 млрд тенге, что на 61,1% меньше, чем в прошлом году).

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

В Казахстане станет проще развивать тепличный бизнес

Новые правительственные поправки снизят число необходимых документов для старта

Фото: Depositphotos/PiLens

Очередной пакет поправок в законодательство по вопросам улучшения бизнес-климата в Казахстане поможет малому бизнесу расширить свои объекты или построить новые. В частности, отменены требования разработки проектно-сметной документации в отношении технически несложных стройобъектов.

Технически несложные объекты – это мобильные комплексы контейнерного, блочного и модульного исполнения, одно­этажные здания для предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, которые возводят из сборно-разборных конструкций, склады и хранилища высотой не более 7 метров и площадью до 2 тыс. кв. м, открытые автостоянки на 50 и менее мест. А кроме того, теплицы и парники, строительство которых на госуровне стимулируется с 2015 года. 

Для теплиц и не только

Теплицы должны были сбить ценовые скачки при сезонном подорожании овощей, но при их строительстве бизнес столкнулся с существенными барьерами. Показательна история грузинского бизнесмена, который строил теплицу в Актюбинске.

«Он признался, что когда он такую же теплицу строил в Грузии, то разрешение на строительство теплицы там ему обошлось в 10 тыс. евро и в две-три недели было выдано. У нас стоимость дошла до 100 тыс. евро и по срокам – пять месяцев, но если бы мы не подключились, то разрешение он бы еще полгода получал», – рассказывал Айдос Мамыт из Агентства по противодействию коррупции.

8-й пакет поправок в законодательство по вопросам улучшения бизнес-климата в том числе отменяет требования разработки проектно-сметной документации (ПСД) в отношении технически несложных стройобъектов.

«Изменения, безусловно, произошли в лучшую сторону, поскольку, независимо от того, технически они сложные или несложные, стройобъекты ранее поголовно проходили экспертизу и процедуру разработки проектно-сметной документации», – поясняет руководитель управления анализа и мониторинга бизнес-среды Министерства национальной экономики Мадина Нуртас.

Она говорит, что на разработку ПСД требуется от месяца до года и даже более в зависимости от сложности объекта. 

От экспертизы и ПСД освобождено и строительство сетей электроснабжения с установленной мощностью до 200 кВт для субъектов предпринимательства. Сеть в 200 кВт способно обслуживать помещение с сетью освещения в 83 лампочки мощностью 100 Вт. Ранее, если предприниматель решал расширить свой магазин и, соответственно, увеличить его освещение, ему повторно приходилось разрабатывать ПСД на строительство или модернизацию сети питания, теряя деньги и время. «Тепличная» поправка на самом деле облегчила жизнь всему малому и микробизнесу страны, особенно в том случае, если этот бизнес решит расширяться, наращивая свои производственные и торговые площади. 

KPI для государства

Упрощение процедур в этой сфере может простимулировать рост числа проектов в сфере коммерческого строительства и количества компаний, реализующих такие проекты под ключ, уверены в Министерстве национальной экономики.

Увеличению числа игроков рынка из частного сектора будет способствовать и установленное законом сокращение перечня оснований для создания организаций с государственным участием. Теперь государственные предприятия могут быть созданы исключительно в целях обеспечения национальной безопасности, введения государственной монополии или в связи с недостаточным развитием конкуренции на товарном рынке, которое будет определяться по итогам его анализа со стороны антимонопольного ведомства.

«Анализ состояния конкурентной среды и сейчас проводится при создании госпредприятий либо расширении или изменении осуществляемых ими видов деятельности: им определяется возможное их влияние на рынки», – напоминает руководитель управления правового обеспечения и методологии Комитета по защите и развитию конкуренции Министерства национальной экономики Бахыт Кожикова.

Она поясняет, что для определения уровня развития конкуренции на товарном рынке берутся следующие критерии: рыночная концентрация, доли действующих субъектов частного предпринимательства на этом рынке, показатели спроса и возможности его удовлетворения субъектами частного предпринимательства, а также иные структурные особенности товарного рынка, к примеру, экономические и административные барьеры для входа на рынок. После анализа этих данных будет приниматься решение о целесообразности присутствия государства в предпринимательской среде на конкретном участке.

Напомним, что в начале лета министр национальной экономики Казахстана Руслан Даленов сообщил о том, что по итогам 2019 года участие государства в экономике снизилось до 16% – этот показатель был вычислен путем деления суммы валовой добавленной стоимости продукции, произведенной компаниями квазигосударственного сектора, на объем ВВП страны. При этом доля МСБ в казахстанском ВВП, по оценке того же министерства, составила 30,8%. Государственный KPI – довести этот показатель до 35% к 2025 году.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg