Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1557 просмотров

Экс-глава «Казпочты»: «Индустрия в Казахстане должна открыться для стартапов»

Багдат Мусин предлагает создать в составе холдинга «Байтерек» венчурный фонд, который позволил бы стартаперам решать конкретные проблемы казахстанской индустрии

Фото: Аскар Ахметуллин

Экс-глава «Казпочты» и комитета по правовой статистике генеральной прокуратуры Казахстана Багдат Мусин предлагает создать в составе холдинга «Байтерек» венчурный фонд, который позволил бы стартаперам решать конкретные проблемы казахстанской индустрии.

«В холдинге «Байтерек», наверное, должен появиться какой-то венчурный инструмент, который реально будет финансировать новаторские проекты в индустрии. Мы должны дать какое-то будущее тем нашим мозгам, которые сегодня уезжают за границу, объединить с индустриями, помочь им финансово встать на ноги», – сказал Мусин, выступая на VI Форуме машиностроителей Казахстана.

Экс-глава «Казпочты», который ныне возглавляет компанию BeIn Tech, заметил, что его нынешнее место работы связано именно с таким родом деятельности по сближению стройиндустрии и инноваторов. Одновременно, по его мнению, такой подход в стране должен исповедоваться всеми индустриями, в противном случае технологическое отставание Казахстана будет только нарастать.

«Я здесь сижу, слушаю про проблемы отрасли, мне кажется, мы в каких-то параллельных мирах живем, что ли… Я в связи с чем это говорю: был в Америке два-три месяца тому назад, пожил, посмотрел, что там творится – видел машины, обвешанные различными радарами и датчиками, которые сканируют среду. Выяснилось, что они сканируют все до миллиметра, чтобы запустить в будущем беспилотные автомобили. То есть, там автомобили без водителей – это уже видимое будущее, а мы сейчас говорим о машиностроении, но трендовых вещей мы не замечаем, и потом будем просто пользоваться благами тех стран, которые это первыми сделали», – прокомментировал эксперт обсуждение будущего машиностроительной отрасли на форуме.

Он отметил, что в США на примере Илона Маска и космической промышленности поняли, что «любая индустрия может меняться, причем ее может изменить человек вообще не из отрасли».

«И вот теперь венчурные инвесторы и сами сектора экономики начали сближаться, силиконовая долина ранее вырабатывала стартапы на уровне социальных сетей, типа фейсбука, чаты типа вотсапа, которые вроде бы никакого отношения к индустрии не имеют. Но сейчас в Америке происходит сближение индустрии и стартаперского мира – к индустрии пришло понимание того, что они сами свои проблемы не решат никогда в жизни тем бюрократическим механизмом и теми мозгами, которые у них есть.  И они сейчас открываются и предлагают молодым специалистам: «Приходите к нам, мы будем говорить вам о проблемах, а вы будете предлагать нам решения», – констатировал г-н Мусин.

По его мнению, в Казахстане есть молодые люди, способные реально решать индустриальные проблемы, но для этого сами индустрии должны открыться для них.

«Не так, что: «А вы предложите мне что-то готовое», а чтобы стартаперы могли прийти к вам в индустрию и реально вместе с вами ковырять ту или иную проблему. Мне кажется, что финансирования в этой части не хватает, его точно недостаточно. Мы должны погружать выпускников вузов в реальные проблемы, а то они сейчас у нас занимаются тем, что 10 лет назад уже в Америке было: разработкой мессенджеров, соцсетей – думают, что это до сих пор прет. Но на самом деле, это все уже прошло, надо решать индустриальные проблемы, мы должны старые индустрии объединить со свежими взглядами, только тогда что-то может появиться», – сказал экс-глава комитета Генпрокуратуры.

«Мы же не хотим быть страной, которая пользуется инновациями, мы хотим быть страной, которая вырабатывает инновации, но пока мы не изменим наши взгляды на молодежь и на ее способность вырабатывать новые идеи, мы так и будем финансировать автопром за счет правительства, как Штаты, которые в итоге так и не смогли сдержать напор корейцев и японцев в автопроме», – заключил Багдат Мусин. 


2025 просмотров

С чем столкнулись казахстанские торговые сети на кассах самообслуживания

Курсив изучил плюсы и минусы новой технологии для страны

Фото: Офелия Жакаева

Две торговые сети, «Дастархан» и Small, внедрили экспериментальные кассы самообслуживания. Еще одна сеть, Magnum, заявила о планах запуска этой технологии уже в текущем месяце.

Кассы самообслуживания, или self-checkout, – технология кассового контроля, которая позволяет покупателю сформировать чек и оплатить товар самостоятельно, без посредника-кассира. Алгоритм действий простой: покупатель подносит каждую покупку к сканеру штрих-кода, после чего оплачивает итоговый счет через терминал с помощью банковской карты. «Курсив» изучил плюсы и минусы новой технологии для Казахстана, учитывая особенности отечественного ритейла. 

Кассы самообслуживания приживаются не везде

Первые комплексы self-checkout появились в США в 1992 году, но их широкое распространение началось в начале 2000-х. В 2016 году во всем мире работали 225 тыс. касс самообслуживания. Консалтинговая компания RBR в отчете Global EPOS and Self-Checkout 2019 отмечает, что в текущем году на глобальном рынке ритейла дополнительно к имеющимся установят 81 тыс. терминалов self-checkout (SCO). Ожидается, что к 2021 году их общее число достигнет 325 тыс. Это капля в море по сравнению с традиционными электронными кассами (EPOS), которых только в текущем году во всем мире заказано 2,2 млн. 

В разных странах свой, уникальный опыт использования касс самообслуживания. Например, Франция продолжает активно внедрять self-checkout, ежегодный прирост составляет 30%, в то же время торговля Великобритании сокращает их применение на 20%. 

RBR отмечает, что к внедрению технологии SCO ритейл подталкивает растущая конкуренция со стороны онлайн-торговли и стремление угодить технологически продвинутой части покупателей. Плюсы внедрения кажутся очевидными: экономия площади и штатных единиц, ведь на месте одной традиционной кассы можно установить четыре модуля самообслуживания. С другой стороны, появляется необходимость углубления технологий контроля за хищениями – это одна из главных проблем магазинов, внедряющих SCO. 

Какие системы выбрали казахстанские торговые сети

Сеть Magnum Cash & Carry (62 магазина) устанавливает SCO европейского производства. Как сообщили в компании, на первом этапе по четыре узла самообслуживания будут установлены в двух крупнейших торговых центрах сети в Алматы. 

Технология должна снизить общую нагрузку на кассы, уменьшить очередь, ускорить обслуживание. По результатам тестирования будет принято решение о частичном внедрении решений self-checkout во всей торговой сети.
 
SCO в Magnum будут принимать только безналичные платежи. Чек на алкоголь поможет оформить консультант магазина, табачная продукция через кассы самообслуживания продаваться не будет.

Сеть супермаркетов Small (89 магазинов) выбрала американские кассы самообслуживания NCR. Четыре новинки установлены в сентябре в одном из крупных магазинов сети в Алматы. Эти кассы также не предусматривают возможность оплаты наличными и покупку сигарет, чек на алкоголь заверяет работник магазина.

По информации от представителей головного офиса компании, 40% покупателей сети предпочитают при оплате покупок использовать банковские терминалы. Клиенты, опробовавшие технологическую новинку, считают, что теряют на кассе в три раза меньше времени в сравнении с классической схемой.

Сеть «Дастархан» для кассы самообслуживания использовала собственное решение. Первый экспериментальный пост self-checkout в крупном алматинском магазине сети был запущен в середине минувшего лета и сейчас обслуживает в среднем 500 покупателей в сутки. Павел Кляхин, руководитель IТ-департамента ТОО «Дастархан-консалтинг», поделился с «Курсивом» технологическими подробностями. 

s-chem-stolknulis-kazahstanskie-torgovye-seti-na-kassah-samoobsluzhivaniya2.jpg

Между «выгодно» и «удобно»

Павел Кляхин отмечает, что главной мотивацией для казахстанских торговых сетей, внедряющих кассы самообслуживания, служит обеспечение комфорта клиентов. С точки зрения финансовой выгоды подобный инструмент очень сомнителен: экономия на высвобождающемся персонале касс незначительна. Вдобавок принцип самостоятельного обслуживания ставит перед магазинами задачи углубления технологического контроля за процессом покупок.

В первую очередь речь идет о банальном воровстве. По данным Кляхина, во всем мире из-за воровства ежегодно списывается около 2% оборота ритейла. Как эта особенность учитывается в готовых системах self-checkout? 

Кассы самообслуживания, помимо считывателя штрих-кода товара, включают в себя весы. Это дополнительный инструмент контроля, позволяющий системе судить о том, насколько чек соответствует товару. Иначе говоря, магазин должен позаботиться о том, чтобы в электронной системе появилась новая разновидность учета товара – весовая. Именно так работают кассы сетей Small и Magnum.

Почему «Дастархан» не планирует расширение касс self-checkout

Чем отличается касса самообслуживания сети «Дастархан»? По сути, это классическая касса, повернутая служебной стороной к клиенту. Обычно на кассе обслуживающий персонал вводит сумму итогового чека в банковский терминал, через который снимается сумма со счета клиента. По словам руководителя IТ-департамента «Дастархан-консалтинг», на этом этапе кассиры часто ошибаются, например, неправильно вводят в терминал суммы итогового счета. Поэтому восемь лет назад «Дастархан» исключил это звено, интегрировав банковское оборудование в кассу магазина. И теперь, чтобы перевести кассы на формат работы self-checkout, оказалось достаточным повернуть кассу служебной стороной к покупателю.

Задача контроля за возможными инцидентами также решена технологически. Для этого используются возможности аналитического видеонаблюдения. Искусственный интеллект самостоятельно оценивает поведение клиента у кассы, и если оно соответствует 300 сценариям, требующим вмешательства персонала, система сообщает об этом.

Сам Кляхин считает, что в отношениях с новыми технологиями важно не торопиться перескакивать через очередную ветку развития. По его оценкам, большинство покупателей, сталкиваясь с кассой самообслуживания, теряются, им требуется помощь персонала. Поэтому в сети «Дастархан» расширять количество касс self-checkout не планируют.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

duster-kaptur_240x400.gif

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций