Борьба с лжепредпринимательством: будут ли расширены полномочия комитета госдоходов?

Опубликовано
В настоящее время фискалы привлекают к ответственности недобросовестных бизнесменов по ст. 216 УК РК «выписка фиктивных счетов-фактур», но с применением этой нормы есть сложности

Изменения должны облегчить работу фискалов при доказательстве вины недобросовестных предпринимателей. Сегодня это можно сделать только через суд. Kursiv.kz попытался разобраться с доводами за и против.

В июле 2017 года в Казахстане в рамках либерализации законодательства была отменена статья Уголовного кодекса за лжепредпринимательство. Эту реформу пролоббировала НПП «Атамекен» и ее глава Тимур Кулибаев. «Закон по лжепредпринимательству надо поставить на утрату, и эту позицию мы будем активно продвигать», – неоднократно говорил председатель президиума национальной палаты в 2015–2016 годах. Основные доводы предпринимателей: коррупция надзорных органов, возможное банкротство добросовестных бизнесменов, непрофессионализм сотрудников КГД. 

Норма исчезла – проблема осталась

В настоящее время фискалы привлекают к ответственности недобросовестных бизнесменов по ст. 216 УК РК «Выписка фиктивных счетов-фактур». «Мы сейчас с предприятиями, которые выписывают фиктивные счета-фактуры, работаем по этой статье. Есть сложности в применении нормы. Фиктивный счет-фактура выписывается или на будущее, или на сегодня, и когда мы задерживаем людей, которые выписывают эти счета, мы устанавливаем нарушения только на момент фиксации. Вместе с тем имеются взаиморасчеты с подобными предприятиями, которые были совершены ранее», – объяснил председатель Комитета государственных доходов Министерства финансов РК Ардак Тенгебаев.

Услугами лжепредпринимательских структур пользуются недобросовестные руководители предприятий. Конечные цели – легализация имущества, занижение налоговой базы, уклонение от уплаты налогов и сборов, незаконное обогащение. Специалисты говорят, что лжепредпринимательство имеет место в различных сферах экономики, но чаще всего встречается в оптовой торговле, при выполнении строительных работ, оказании услуг.

«Налоговый кодекс формировался в очень короткие сроки, и, соответственно, он требует доработки, начиная с методологических вопросов и заканчивая техническими. Есть ляпы и неправильные ссылки. Поэтому, я думаю, будет много изменений и дополнений в течение ближайших двух лет. Остались нормы, допускающие двойное толкование. Часто идет произвольная интерпретация и комитетом госдоходов, и налогоплательщиками. 
Налоговый кодекс по многим вопросам отсылает к международным стандартам финансовой отчетности, а МСФО – это очень компромиссный документ, и здесь появляется профессиональное суждение», – дал оценку статьям Налогового кодекса управляющий партнер аудиторско-консалтинговой компании ARBAudit Рустам Таиров.

На сегодняшний день используется схема легализации и ухода от налогообложения, когда при осуществлении мнимой сделки по оптовой торговле товаром недобросовестные компании выплачивают налоги только с минимальной торговой наценки, которая составляет не более 1% от оборота. вместе с тем по расчетному счету таких компаний проходят миллиарды тенге за относительно короткие периоды времени.

«Понимаете, норма из законодательства исчезла, а проблема лжепредпринимателей осталась. В США, Великобритании, Франции и Германии отсутствует специальная норма, предусматривающая ответственность за лжепредпринимательство. Уголовная ответственность за такие преступления предусмотрена в ряде норм, регламентирующих ответственность за мошенничество и злоупотребление доверием. В зарубежном законодательстве, регулирующем сферу экономической деятельности, тесно переплелись между собой нормы гражданского, торгового, уголовного, административного права. У нас же этого нет», – пояснил налоговый консультант первой категории, партнер в Mintax Group Мухтар Бекжигитов.

В 2015 году количество уголовных дел по экономическим преступлениям превысило 8 тыс. Часть из них, по информации НПП «Атамекен», развалилась еще до суда. Но представители рынка и цифры комитета государственных доходов говорят о росте количества недобросовестных компаний. Так, начиная со второго полугодия 2017 года, то есть после декриминализации ст. 215 УК РК, в банках Казахстана рост обналиченных юридическими лицами средств составил 35%. «За шесть месяцев 2018 года средств обналичено в два раза больше, чем за аналогичный период 2017 года», – поделился глава КГД.

По этой причине фискалы предлагают поправить Налоговый кодекс, чтобы получить более действенные методы выявления недобросовестных предпринимателей. «Мы предлагаем ввести в Налоговый кодекс несколько терминов. Ведь есть недобросовестные сделки. Мы можем в рамках налогового администрирования, в рамках налоговой проверки доказать это. Много подобных сделок, к примеру, в транспортных услугах. Начинаешь смотреть всю цепочку, там нет автопарка, отсутствуют работники, отсутствует возможность оказания услуг, в этом случае налоговые органы имели бы право в ходе проверки скорректировать налоговые обязательства проверяемых налогоплательщиков. Мы предлагаем признавать подобные операции недействительными через акт налоговой проверки, а не так, как сейчас мы вынуждены признавать это через суд», – подчеркнул Ардак Тенгебаев.

Бизнес против

Против однозначных вердиктов государственных органов выступают профессиональные бухгалтеры, предприниматели и представители крупного бизнеса. «Нужно только через суды признавать сделки недействительным, когда комитет госдоходов может доказать, что недобросовестная сделка была совершена. Иначе возникнут определенные риски у налоговых органов, так как уровень субъективизма здесь очень высокий. Кроме того, не стоит забывать о коррупции», – высказал мнение управляющий партнер аудиторско-консалтинговой компании ARBAudit Рустам Таиров.

«Я являюсь представителем крупного бизнеса. У нас большое внимание уделяется вопросам налогообложения, и пока не стоит говорить, что Налоговый кодекс добавляет предприятиям проблем. Какие-то вопросы остались, но мы в диалоге с государством», – сухо прокомментировала директор по налогам ТОО «Евразийская группа» Марина Бачурина.

На стороне деловых людей оказался и первый вице-министр национальной экономики РК Руслан Даленов: «Я бы хотел успокоить предпринимателей. Да, мы отказались от статьи «лжепредпринимательство», но продолжаем обсуждать статусы проверок этих структур. Это очень тонкая и опасная тема, и решить ее просто и быстро невозможно».

По мнению председателя управляющего совета Ассоциации налогоплательщиков Казахстана, вопрос о расширении полномочий комитета государственных доходов должны решать не только рынок, общественные объединения и госорганы, но и судьи, так как сейчас именно они выносят окончательные вердикты. «Налоговый комитет по таким предпринимателям и сделкам предлагает вариант, при котором они в некоторых случаях смогут самостоятельно принимать решения. Это их взгляд. Малый бизнес думает иначе, у крупных налогоплательщиков совсем другое мнение. В развитых странах только суды устанавливают недобросовестные сделки. Мы только в начале пути. Я думаю, правильно такие решения принимать коллегиально, вместе с судьями», – предложила Жаннат Ертлесова, председатель управляющего совета Ассоциации налогоплательщиков Казахстана.


Справка: Как работает КГД

Комитет государственных доходов Министерства финансов РК пока обнаруживает обнальные сделки с помощью «оперативников» – сотрудников службы экономических расследований и Fusion Center.

«С прошлого года создана аналитическая рабочая группа Fusion Center, куда входят наиболее опытные сотрудники нашей службы, налоговых и таможенных подразделений. Основная задача центра – выявление преступных схем посредством анализа сведений из различных информационных систем без вмешательства в предпринимательскую деятельность», – рассказал о работе организации глава КГД. 

За шесть месяцев этого года работники Fusion Center вернули в бюджет свыше 276 млн тенге. В отношении организованных преступных групп расследовалось 58 уголовных дел, из них окончено производством 48 дел, с санкции суда арестовано имущество на сумму свыше 2 млрд тенге.

Скорее всего, бизнес-элита не позволит фискалам ни на пядь вернуться к прежним позициям. Конечно, от этого страдают бюджет и честные предприниматели, и решить эту проблему при достаточно узких полномочиях может только комитет госдоходов.
 

Читайте также