Противоречивая стратегия развития ФНБ «Самрук-Казына»

Опубликовано
Проект стратегии развития ФНБ «Самрук-Казына» на 2018-2028 годы показывает, что у властей нет желания, либо понимания того, как кардинально реформировать этого государственного монстра

В настоящее время правительство рассматривает стратегию развития ФНБ «Самрук-Казына» на 2018-2028 годы. Проект документа показывает, что у властей нет желания, либо понимания того, как кардинально реформировать этого государственного монстра.

Правительство не видит очевидного

Наше правительство в отличии от ОЭСР, МВФ, и Всемирного банка не считает, что государство занимает слишком большую долю в рыночной экономике и таким образом мешает развитию конкурентоспособности экономики Казахстана. При этом, эти и другие международные организации и эксперты прямо говорят нам, что эта проблема стала главным сдерживающим фактором динамичного развития нашей страны.

28 июня 2018 было опубликовано заключительное заявление миссии МВФ по Казахстану. В нем частности говорится, что снижение доли государства в экономике имеет критическое значение для страны. Для реализации намерений Казахстана войти в 30 наиболее развитых стран к 2050 году нужен процветающий частный сектор. Несмотря на то, что реформы продолжаются, доля государства в экономике преобладает, а некоторые участники рынка считают, что реформы осуществляются скорее на бумаге, а не на практике.

5 апреля 2018 Всемирный банк (ВБ) выпустил большой и детальный отчет «Казахстан – системная диагностика страны: новая модель роста для формирования устойчивого среднего класса». В документе в частности говорится, что одной из главных причин, не позволяющих частному бизнесу успешно развиваться, является доминирование госкомпаний в экономике и всепроникающее вмешательство государства в рыночную экономику. По мнению ВБ подавляющее влияние государства на экономику:

— приводит к неэффективности и к крупным дополнительным государственным расходам;

— ослабляет стимулы для частных инвестиций;

— мешает развитию рыночной конкуренции;

— способствует концентрации власти и богатства в руках узкого круга бизнес и политической элиты.

При этом, высокий уровень коррупции и отсутствие верховенства закона еще более ухудшает текущее положение вещей.

В соответствии со Стратегией «Казахстан-2050» главной целью является вхождение Казахстана в тридцатку самых развитых стран мира и вступление в ряд стран Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР).

В июне 2017 года ОЭСР выпустила отчет «Комплексный страновой обзор Казахстана (часть 2)», где тоже отмечается, что государственное участие в экономике Казахстана гораздо выше, чем среди сопоставимых стран и стран ОЭСР. Также отмечается, что корпоративное управление госкомпаниями в Казахстане по некоторым направлениям значительно отличается от передовой практики стран ОЭСР.

В отчете ОЭСР по Казахстану приводится особый индекс государственного контроля над экономикой (State control index), который как раз оценивает государственно вмешательство и доминирование госкомпаний в экономике. Согласно информации, приведенной в документе, Казахстан по этому индексу в два раза хуже, чем страны ОЭСР и даже превышает Китай, Россию, и Венесуэлу.

Непонятные планы по снижению участия государства в экономике

В феврале 2014 года глава государства поставил очень важную задачу — до 2020 года доля государственной собственности должна быть доведена до уровня стран ОЭСР — 15% от ВВП. С тех пор прошло более четырех лет, но правительство так и не поставило себе четкого плана как достичь этой цели. Судя по тому как идут дела с приватизацией, ни до 2020, ни до 2050 года уровень государства в рыночной экономике Казахстана даже не приблизится к среднему уровню стран ОЭСР.

Эти шесть лет чиновники, вместо быстрого снижения участия государства в экономике, спорили с экспертами , как правильно считать «15% от ВВП». Поскольку практически все государственные бизнес активы находятся в руках ФНБ «Самрук-Казына» (далее фонд или СК) оставалась слабая надежда, что новая стратегия развития фонда будет иметь четко поставленные планы о том, как выполнить поручение президента. Однако там ничего подобного нет. В тексте просто говориться, что в будущем решения по приватизации стратегических активов будет принимать правительство, при этом подавляющая часть фонда как раз и относится к этой категории.

В свою очередь, у самого правительства как не было так и нет четких планов того, как с учетом опыта стран ОЭСР сократить долю государства в экономике. Хуже того, в июне Министерство Экономики прислало письмо в НПП, где ссылаясь на международный опыт, вдруг сказало, что в мире нет определения оптимального уровня государства в экономике, поэтому Казахстану вообще не целесообразно ставить такую задачу.

Судя по таким заявлениям правительство явно не читало отчет ОЭСР «Комплексный страновой обзор Казахстана». В нем эта организация тоже считает, что «15% государственной собственности от ВВП» — это не совсем правильно поставленная задача. В документе для составления правительственных планов по приватизиции ОЭСР предлагает использовать индекс государственного контроля над экономикой (State control index), согласно которому Казахстан в два раза отстает от средних цифр стран ОЭСР.

Необъятные стратегические активы государства

Интересно отметить, что по своим задачам новая стратегия практически не отличается от старой (на 2012-2022 годы). С этой точки зрения было непонятно, зачем вообще создавалась новая стратегия.

Единственным новшеством, по задачам которые не упоминались в старой стратегии, стало – «управление портфелем» активов фонда по лучшим мировым стандартам. Однако эта задача не имеет особого смысла, поскольку у ФНБ «Самрук-Казына» портфель госкомпаний, по которым фонд может принимать собственные решения (без участия правительства), совсем небольшой.

У правительства есть перечень стратегических активов, находящихся в собственности Нацхолдингов (постановление правительства от 30 июня 2008 года №651), доли в которых не могут быть изменены без решения правительства. Если посмотреть сегментную отчетность ФНБ «Самрук-Казына», то можно легко обнаружить, что не менее 70% балансовых активов фонда относится к стратегическим.

С этой точки зрения, желание СК «перейти к активному управлению портфелем, обеспечению его диверсификации и сохранению, и преумножению благосостояния для будущих поколений», вызывает недоумение, поскольку практически все решения по крупным и важным активам фонда принимаются в правительстве, а не в фонде.

Забудь старые планы, начни новые

В целом, сравнение старой стратегии ФНБ «Самрук-Казына» (на 2012-2022 годы) с новой (на 2018-2028) показывает, что правительство продолжает свою старую, бесконечную игру – «не выполнил старые планы, забудь, и напиши новые».

Полную версию старой стратегии вы можете найти по ссылке. В ней в частности говорится.

«Ключевой целью Фонда является увеличение долгосрочной стоимости компаний, достигших лучших мировых практик. Деятельность компаний Фонда должна отвечать таким критериям как высокая операционная эффективность, производительность и доходность, высокая финансовая устойчивость, высокий инновационный уровень развития, прозрачная и оптимальная структура активов».

Теперь, если вы посмотрите новую стратегию на 2018-2028, то легко обнаружите, что все эти критерии и задачи без изменений перекочевали из старых планов в новые, при этом нет никакого анализа того, как эти они выполнялись в СК в течении 6 лет. При чем, прошлая стратегия, в отличии от новой имеет очень детальные плановые показатели, как по всему фонду в целом, так и по отдельным ключевым компаниям холдинга (НК КМГ, КТЖ, Самрук-Энерго, Казатомпром и так далее). Все эти планы имеют промежуточные сроки и их исполнение можно легко сравнить с текущими результатами. Так почему же в новой стратегии не производился детальный анализ исполнения старой?

Ответ простой. Даже беглый просмотр этих планов говорит об их невыполнении по многим показателям. Например, государственные нефтеперерабатывающие заводы должны были модернизированы несколько лет назад, а на самом деле эту работу заканчивают только сейчас. И таких примеров очень много.

Стратегия неконкретна и имеет много противоречий

Интересно отметить, что проект новой стратегии ФНБ «Самрук-Казына» содержит на порядок меньше плановых показателей, чем прошлая стратегия. В результате, вместо конкретного плана действий, проект документа стал выглядеть как просто декларативный документ, скопированный из университетских учебников по инвестиционной деятельности. По всей видимости это произошло из-за того, что неконкретную декларацию, гораздо легче исполнять.

При этом, во многих местах документа можно найти противоречия как между отдельными частями самой стратегии, и так и с законодательством Казахстана.

В декабре 2016 года указом президент была утверждена «Концепция формирования и использования средств Национального Фонда». В ней четко говорится, что поступления от передачи в конкурентную среду активов национальных управляющих холдингов (приватизация) должны передаваться в Нацфонд. В свою очередь эти деньги будут инвестироваться за рубежом для формирования накоплений для будущих поколений, либо они будут использоваться в госбюджете на цели, утвержденные парламентом.

В новой стратегии ФНБ «Самрук-Казына» ничего не говориться о передаче денег от приватизации в Нацфонд. Судя по документу СК собирается реинвестировать полученные деньги снова в другие проекты в Казахстане. А как же задача по сокращение участия государства в рыночной экономике?

По новой стратегии в среднесрочной перспективе ФНБ «Самрук-Казына» собирается инвестировать свои деньги за рубежом. Спрашивается зачем? Для этого у нас есть Нацфонд. По уже утвержденным правилам все активы которые государственный холдинг будет продавать в Казахстане называется приватизацией и полученные деньги должны быть переданы в Нацфонд. У Нацфонда, в свою очередь, есть очень четкие цели и правила использования этих денег, чего нет у СК.

Интересно отметить, что согласно новой стратегии СК будет управлять международными инвестициями через создание отдельного пула инвестиций и оперирование согласно жестким правилам определяемых советом по управлению фондом. Данные правила будут определять уровень рисков, приоритетные сектора и экономики, классы активов, а также требуемые уровни по ликвидности международных инвестиций так, как это уже делается сейчас в Нацфонде. При этом, по новой стратегии для гораздо более рисковых инвестиций в Казахстане таких правил не будет. Почему? В документе в частности говорится.

«При этом, Фонд не будет устанавливать лимиты инвестирования по отраслям, классам активов или географии инвестиций. Как владелец активов Фонд оставляет за собой право балансировать портфель и иметь полную гибкость в ее изменении, исходя из рыночной ситуации и/или возникновения возможностей для роста портфеля».

Зачем создавалась новая стратегия ФНБ «Самрук-Казына»?

В новой стратегии говориться. «Фонд разработал в 2012 году свою первую Стратегию развития на 2012-2022 годы, которая была направлена на разрешение последствий мирового финансового кризиса, реализацию государственных инициатив и национальных программ, а также для оказания поддержки социальных инициатив Правительства Республики Казахстан.» Это не совсем верное заявление.

В той стратегии совсем ничего не говорилось о преодолении последствий мирового финансового кризиса. 2012 был вторым годом, когда мировые цены на нефть закрепились выше $100 за баррель. В то время у правительства уже был очень оптимистичный взгляд на будущее страны, что и отразилось в стратегии. Как уже говорилось выше, по своему содержанию миссия, видение, и цели новой стратегии практически не отличаются от старых. Отличия только в формате документа и некоторых формулировках.

По моему мнению, ОЭСР, Всемирный Банк и МВФ дают очень хорошие рекомендации Казахстану о том, как изменить роль государства в рыночной экономике. Поскольку в ФНБ «Самрук-Казына» сконцентрированы практически все государственные бизнес активы, то правительству необходимо коренным образом пересмотреть свою политику по отношению к фонду.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

Читайте также