Вернуть дорогую технику станет сложнее

Опубликовано
Старший корреспондент отдела Business News
Министерство национальной экономики предложило ужесточить условия возврата потребителями в магазины технологически сложной продукции, в том числе мобильных телефонов, оргтехники и автомобилей

Министерство национальной экономики предложило ужесточить условия возврата потребителями в магазины технологически сложной продукции, в том числе мобильных телефонов, оргтехники и автомобилей. Это связано с так называемым «потребительским экстремизмом», когда покупатели дорогих товаров несколько дней пользуются ими, а затем сдают в магазины, требуя вернуть всю сумму покупки.

«В сфере торговли (планируется – Къ) совершенствовать механизм таможенного администрирования импортируемых товаров, а также ужесточить условия возврата технологически сложных товаров», — сказал министр национальной экономики РК Тимур Сулейменов на заседании правительства 2 мая.

Это связано, уточнил он, с учащением случаев злоупотребления своими правами со стороны потребителей при осуществлении возврата товаров, особенно технологически сложной продукции (сотовые телефоны, оргтехника, автомобили) и дорогих предметов роскоши (ювелирные изделия, шубы и прочее), что приводит к финансовым потерям предпринимателей.

Вместе с тем, отметил глава МНЭ, развитие в Казахстане динамично развивающейся в других странах сферы интернет-торговли сдерживается отсутствием механизма защиты прав потребителей услуг интернет-магазинов.

«Так, казахстанский потребитель в сфере электронной торговли практически лишен возможности произвести возврат некачественного товара, либо защитить свои права при непоставке или несвоевременной поставке товара. В этой связи подготовлены необходимые изменения в законодательство, предусматривающие определение прав и обязанностей участников электронной торговли», — сказал Тимур Сулейменов.

Министр сообщил, что за 2017 год от потребителей поступило 1,7 тыс. обращений, касающихся сферы розничной торговли. Всего же было зафиксировано 23 тыс. обращений.

В разрезе сфер регулирования, больше всего жалоб потребителей на действия субъектов предпринимательства, оказывающих финансовые услуги – 13 тыс. обращений (55%), услуги здравоохранения – 5 тыс. (21%), в сфере жилищно-коммунального хозяйства – 4,1 тыс. (13%) и розничной торговли – 1,7 тыс. (7%).

Согласно закона РК «О защите прав потребителей» покупатели могут вернуть продавцу в течение 14 дней непродовольственные товары или обменять их на другие с соответствующей доплатой.

Вопрос о «потребительском экстремизме» поднял неделей ранее директор департамента правовой защиты предпринимателей национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Олег Савеленко.По его мнению, закон «О защите прав потребителей» наделяет потребителя широким кругом прав и привилегий, и, наоборот, возлагает значительный объем обязанностей на продавца, включая его юридическую ответственность перед покупателем.

«В частности, в 17-ти статьях этого закона из 44-х закреплены права потребителей – и нет ни одной статьи, устанавливающей их обязанности. И наоборот, в 10 статьях закона установлены обязанности продавца, и только одна статья закрепляет его права. Однозначно, такое соотношение прав и обязанностей, в конечном итоге, провоцирует покупателя на недобросовестное поведение. Следует отметить, что появляются группы потребителей, которые злоупотребляют законными правами и используют положения закона с целью получения необоснованной выгоды и доходов, в теории это можно назвать «потребительским экстремизмом», – говорит г-н Савеленко.

При этом потребители не ограничивали себя в стоимости возвращаемых товаров. Это шубы, золотые украшения, сотовые телефоны и даже автомобили.

Такая возможность возникает в том числе из-за отсутствия в действующем законодательстве регламентации прав потребителя при приобретении технологически сложных товаров, которыми являются смартфоны и автомашины, а также четкого определения таких понятий, как «товарный вид», «товар, бывший в употреблении» и «потребительские свойства». Отсутствие детализации понятийного аппарата в законодательстве чаще всего служит основанием для вынесения решений в пользу потребителя.

Фото: Shutterstock.com

Читайте также