Перейти к основному содержанию


2842 просмотра

В Усть-Каменогорске единственный парк аттракционов находится под угрозой уничтожения

Почему из владельцев земли и дорогостоящих аттракционов бизнесмены превратились в арендаторов, которых попросили «с вещами – на выход»?

По решению суда бизнесменов обязывают в течение месяца демонтировать и вывезти все крупные карусели с территории парка «Металлург». Почему из владельцев земли и дорогостоящих аттракционов бизнесмены превратились в арендаторов, которых попросили «с вещами – на выход»? Кто заинтересован в освобождении земельного участка в центре города?

История усть-каменогорского парка «Металлург» в Усть-Каменогорске могла случиться в любом городе Казахстана. Везде живут по одним законам. Однако она остается уникальной в своем роде.

В далеком 1996 году крупное промышленное предприятие АО «УКа СЦК» продает свой соцобъект (парк с аттракционами) частной фирме. Согласно договору купли-продажи, ТОО «ВАТ» покупает имущественный комплекс - землю, аттракционы, здания, дорожки, лавочки и даже деревья. Спустя несколько лет законодательство меняется и земли парка, которые ранее относились к зоне общественно-деловой застройки, теперь получают статус земель общего пользования. А это значит, что они должны принадлежать государству. На этом основании, согласно судебным протоколам, земли у владельца изымают, но позволяют взять участок в постоянное землепользование, позже – в аренду. Получается, земля в парке принадлежит государству, а все здания, сооружения, качели – бизнесмену. Как будто платье в горошек.

Последующие исковые заявления и судебные решения отменяют государственную регистрацию ТОО «ВАТ» на имущество. К тому же, в этом году срок аренды земли подходит к концу. Некогда владельцев земли и аттракционов, а ныне экс-арендаторов, просят «покинуть» территорию, забрав с собой все качели-карусели. А ведь это не надувные батуты или электрокары для развлечения малышей. Речь идет о таких крупных аттракционах, как «Колесо обозрения», «Спрут», «Телекомбат», «Галеон» и других, требующих серьезных затрат при установке (строительство фундамента, шеф-монтаж и т.д.). Всего 32 объекта.

Акимат Усть-Каменогорска со своей стороны неоднократно критиковал арендаторов за неблагоустроенность парка. Небольшой водоем, расположенный в центре парка, превратился в болото. Асфальтовое покрытие много лет не менялось. Есть претензии по внешнему виду аттракционов.

«Очень сложно вкладывать долгосрочные инвестиции в проект, если мы в течение 17 лет судимся. Тем более, у нас теперь нет прав на землю, а значит на кредитование рассчитывать не приходится. Со своей стороны мы делаем что можем, содержим эту огромную парковую зону на те деньги, что выручаем с проката аттракционов, - комментирует директор ТОО «ВАТ» Андрей Татарников. - Мы, как собственники, конечно, будем продолжать отстаивать свои права в областном суде. 24 июля будет рассмотрена апелляция в областном суде. В дальнейшем, если понадобится, мы подадим и кассационную жалобу».

Тема закрытия парка аттракционов стала одной из самых обсуждаемых среди горожан. Несмотря на досужие мнения, что земля «Металлурга» может быть отдана под строительство, официально эту версию никто не подтверждает. По информации, полученной из акимата Усть-Каменогорска, после освобождения территории арендаторами в парке планируется провести реконструкцию. Почистить водоем, вырезать весь сухостой, посадить клумбы, уложить тротуарную плитку, поставить малые архитектурные формы. И, самое главное – установить новые, современные, эстетически привлекательные аттракционы. Но это только планы, которые пока даже не упакованы в ПСД.

«Легко все разрушить, ничего не предложив взамен. Но если подойти к вопросу с точки зрения экономики, то, чтобы создать с нуля парк с аналогичными аттракционами, нужно минимум 5 миллионов евро. Откуда взялась эта цифра? Стоимость одного крупного бывшего в употреблении аттракциона, такого как «Спрут» равна 350-400 тысяч евро, в такую же сумму обойдутся услуги по перевозке и монтажу сооружения. Набирается приличная сумма. – Неужели бюджет нашего города сможет позволить себе выделить 5 миллионов евро на создание парка аттракционов? Не уверен. Даже если деньги будут заемные, то срок окупаемости - около 30 лет».

До тех пор, пока окончательное решение суда не вступит в законную силу, парк аттракционов «Металлург» продолжит свою работу. Однако, исходя из того, что владельцы аттракционов уже ищут возможных покупателей на сооружения в России, надежды на благополучный исход дела у них нет.

Фото: автора


674 просмотра

Рынку ГСМ пропишут комплаенс: дефицит топлива убедил власти и бизнес сесть за стол переговоров

Антимонопольный орган совместно с участниками рынка ГСМ и НПП «Атамекен» начал разработку приемлемых и для государства, и для бизнеса правил игры

Фото: shutterstock.com

Прошлогодний ажиотаж с бензином на внутреннем рынке вынудил государство согласиться с доводами ресурсодержателей о необходимости более гибкого регулирования розничной торговли ГСМ. В результате антимонопольный комитет готов сесть с основными игроками рынка за стол переговоров.

Напомним, что осенний топливный кризис 2017 года был спровоцирован не только одновременной остановкой на ремонт и модернизацию двух из трех крупных НПЗ республики, но и особенностями антимонопольного законодательства. Заложниками которого стали не только участники рынка, но и сами антимонопольщики: им юридически предписывалось штрафовать участников рынка, повышающих цены на свою продукцию при наличии остатков товара, закупленного по прежней цене. На практике это привело к тому, что розница не торопилась закупать более дорогостоящий российский бензин, пока ее резервуары полностью не освободятся от более дешевого казахстанского, поскольку одновременная реализация того и другого продукта по разным ценам оборачивалась возбуждением административного производства и штрафом.

Эра топливного профицита: нефтепереработчики обещают, что казахстанцы забудут о нехватке топлива

По мнению нефтепереработчиков, скоро Казахстан будет полностью обеспечен нефтепродуктами собственного производства, и даже появятся объемы, которые необходимо будет экспортировать

Фото: shutterstock.com

Такая система регулирования рынка обернулась для конечного покупателя дефицитом – и согласием со словами министра энергетики Каната Бозумбаева о том, что дорогой бензин лучше его отсутствия. Для топливной казахстанской розницы она в 2017 году обернулась 50 расследованиями и штрафами на общую сумму свыше 300 млн тенге, для казахстанских судов, через которые все эти расследования проходили, – пониманием того, что если на одном и том же товарном рынке за одно и то же постоянно штрафуются разные субъекты, то дело, вероятно, уже не в их законопослушности, а в несоответствии регулирующего их деятельность законодательства тому, что на этом рынке происходит.

Когда в судье должен просыпаться экономист

По словам председателя специализированной судебной коллегии Верховного суда Казахстана Айгуль Кыдырбаевой, с жалобой на действующий механизм регулирования своего рынка до этого ведомства не так давно дошла топливно-энергетическая ассоциация страны. Суть жалобы – в стране вроде как отменено регулирование цен на ГСМ со стороны государства, однако при этом антимонопольные органы ежегодно проводят расследования по выявлению ценового сговора при реализации нефтепродуктов.

«Практика рассмотрения таких дел в судах показала, что действующее законодательство не устанавливает четких правил проведения таких расследований, не определяет достаточно достоверные виды доказательств для предъявления обвинения, в результате любое изменение цен на нефтепродукты антимонопольным органом трактуется как нарушение законодательства, даже тогда, когда фактические расходы на реализацию превышают полученный доход», – констатирует представительница ВС.

Иными словами, основным доводом антимонопольщиков при определении виновности реализатора ГСМ является факт повышения цен на топливо при наличии остатков, приобретенных до повышения оптовых цен. Следуя этой логике, повышать цену на новую партию товара ты имеешь право только после того, как продал весь объем прежней партии, даже если стоимость новой партии на порядок выше стоимости этих остатков. В результате и возникает ситуация, при которой даже угроза дефицита на рынке не подстегивает ресурсодержателей к своевременной покупке новых объемов топлива, пока они не распродали прежние объемы.

Тут есть и еще один нюанс – если реализатор ГСМ не закладывает в свою нынешнюю цену грядущее увеличение стоимости приобретаемого товара, то в следующей своей закупке он снизит его объемы. Все эти аспекты разом и сработали осенью прошлого года, если не создав, то усугубив напряжение на внутреннем рынке. А заодно обнажив все несовершенство судебной практики по делам, связанным с нарушениями антимонопольного законодательства.

«Мы пришли к выводу о необходимости совместного обобщения судебной практики по делам, связанным с применением антимонопольного законодательства, как на местах, так и на центральном уровне в первой половине следующего года, чтобы вместе с антимонопольщиками выявить причины ошибок и проблем и установить единую практику применения законодательства, – говорит Кыдырбаева. – Нам необходима понятная и предсказуемая судебная практика, а также помощь экспертов в таких специфических вопросах, как антимонопольное законодательство», – признает она.

На сегодня уже подготовлено положение об экспертном совете при Верховном суде, в состав которого войдут профильные специалисты для оказания практической помощи судьям в рассмотрении сложных дел различных категорий – пока речь идет о привлечении в такой совет таможенников и налоговиков, но представительница ВС не исключает, что он будет дополнен и специалистами по антимонопольному праву.

При этом председатель коллегии главного суда страны убеждена: казахстанским судьям, работающих с этой категорией дел, необходимо по примеру немецких коллег получать второе, экономическое образование. Поскольку дела по нарушениям антимонопольного законодательства находятся на стыке юриспруденции и экономики, причем при вынесении решения по ним судья должен учитывать как юридические, так и экономические доводы как минимум в равной степени.

Антимонопольщики готовы сесть за стол переговоров

Пока при рассмотрении таких дел в Казахстане юридический аспект преобладает над экономическим – и сами антимонопольщики признают, что ничего хорошего в этом нет. Хотя бы потому, что через несколько лет внутренний рынок ГСМ может снова стать чувствительным к импортным поставкам, и если ничего не менять в действующей системе администрирования, то осень 2017 года может повториться во всей своей красе. И не только на рынке ГСМ, но и на других товарных рынках, имеющих свою специфику, не учтенную рамочным антимонопольным законодательством.

«Товарный рынок розничной реализации ГСМ у нас сегодня относится к тем рынкам, где имеется наибольший риск совершения нарушений антимонопольного законодательства. Основная статья, по которой мы на этом рынке работаем, – это согласованные действия; она наиболее критикуемая со стороны предпринимателей, – сказал в интервью «Къ» заместитель председателя Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики Рустам Ахметов. – Мы уже сделали ряд шагов по исправлению практики применения этой нормы, увеличив число признаков этого деяния, и сегодня обсуждаем вопрос о том, что в своей практике мы должны опираться не только на юридические аспекты доказательства этого правонарушения, но и на экономический анализ, то есть уходить от формализованных признаков и приводить при его установлении экономические доводы согласованности действий», – добавляет он.

Одним из инструментов пресечения и предупреждения таких правонарушений является антимонопольный комплаенс: выработка уполномоченным органом и бизнесом приемлемых и для государства, и для бизнеса правил игры, проверку на соответствие которым хозяйствующий субъект проходит один раз – после чего ему остается только придерживаться их в повседневной деятельности без опасения быть оштрафованным. По словам Ахметова, антимонопольный орган совместно с участниками рынка ГСМ и Национальной палаты «Атамекен» уже приступил к работе по созданию такой системы, а также системы мониторинга ценообразования, чтобы реагировать на ценовые всплески на этом рынке совместно с самими предпринимателями.

«Надо понимать, что этот инструмент будет востребован не только на рынке ГСМ, но и на других, скажем так, конфликтных с точки зрения антимонопольного законодательства рынках, – отмечает представитель регулятора, относя к таким конфликтным рынкам ниши реализации продукции агропромышленного комплекса и рынок автодилеров. – Мы смещаем акценты в регулировании, уходим от карательной функции к предупредительным, понимая, что расследования, которые мы проводим ежегодно,  –  а это от 200 до 300 – в целом не оказывают какого-то системного воздействия на состояние конкуренции. Намного лучше и эффективнее по результатам анализа товарных рынков внести какие-то  предложения по изменениям условий ведения бизнеса и законодательства, чем ежегодно наказывать и привлекать к ответственности», – резюмирует он.

При этом внедрение системы комплаенса необходимо бизнесу не только в качестве страховки от штрафов, но и лучшего понимания собственных слабых мест: председатель управляющего совета Ассоциации развития конкуренции и товарных рынков Казахстана Жаннат Ертлесова отмечает, что порядка 90% привлекаемых к ответственности субъектов рынка зачастую не понимают, какое именно нарушение законодательства о защите конкуренции они допустили. Проговаривание же с антимонопольщиками приемлемых правил игры позволит повысить уровень знаний предпринимателей о возможных рисках и способах их устранения и дать четкий ответ, насколько правильно они поступают в той или иной ситуации в соответствии с антимонопольными требованиями.

«Но сам регулятор должен очень четко сформулировать свои требования к комплаенс-программам субъектов: требования регулятора к бизнесу о том, как должна быть построена система внутреннего контроля компании, то есть регулятор должен быть уверен, что какое-то отдельно взятое должностное лицо компании не может нарушить законодательство без ведома компании», – подчеркивает Ертлесова.

По ее словам, выстраивание системы антимонопольного комплаенса – процесс достаточно сложный и долгий. В настоящее время Казахстан находится только в самом начале этого пути, поэтому ждать сиюминутного улучшения в администрировании субъектов рынка было бы наивно. Но, в конечном счете, на этот путь стране все равно придется встать, поскольку именно по нему пошли антимонопольные и регулирующие органы стран ОЭСР, практику и опыт которых казахстанские власти решили взять за основу дальнейшего развития страны.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как Вы думаете, стоит ли разрешить казахстанцам пользоваться своими пенсионными накоплениями до выхода на пенсию?

Варианты

acb-deposit-kursive20-400.jpg

kvn_240x400_kursiv.jpg

Цифра дня

42,155
долларовых миллионеров
насчитывается в мире, по данным Global Wealth Report от Credit Suisse

Цитата дня

В нашей концепции использования ядерного оружия нет превентивного удара... Когда мы убеждаемся, что атака идет на территорию России, мы наносим ответный удар... Агрессор должен знать, что возмездие неизбежно. Ну, а мы как мученики попадем в рай, а они просто сдохнут, потому что даже раскаяться не успеют

Владимир Путин
Президент Российской Федерации

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank